Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Несмотря на кажущуюся легкость возникновения образов воображения, оно подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами и приемами.






Способы создания образов воображения:

1. Агглютинация – создание образов воображения посредством соединения любых качеств, свойств, частей других образов.

2. Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого на фоне нормы всех остальных частей.

3. Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета в образе воображения.

4. Схематизация – перенос известной структуры или схемы в новую ситуацию.

5. Типизация – изображение конкретного эпизода или образа, впитывающего в себя массу аналогичных и таким образом являющегося как бы их представителем.

 

3.1.6. Язык и речь

Одним из основных отличий человека от животного мира является наличие психического процесса – речи. Для того чтобы пользоваться речью необходимо знать язык. Данный раздел пособия будет посвящен рассмотрения языка и речи.

Язык – система знаков различной природы и правил, по которым эти знаки организованы.

Язык не зависит от конкретного человека, он – результат развития общества и человек его усваивает по определенным законам:

1. Сначала знак. Символ используется в контексте, обозначает конкретные, реальные объекты.

2. Иконографическое использование – способность замещать реальные объекты их изображением.

3. Идеографическое использование – знак начинает приобретать дополнительное значение. Один и тот же знак приобретает способность обозначать несколько различных предметов.

При помощи языка осуществляется отвлеченное мышление, происходит накопление и передача опыта, знаний, умений. Язык является важнейшим инструментом взаимодействия между людьми и одним из важнейших средств развития человеческой психики.

Язык является сложной системой кодов, которая сформировалась в общественной истории. Основным элементом языка является слово. Слово является средством кодирования человеческого опыта (обозначает вещи, выделяет признаки, действия, отношения). Благодаря языку происходит удвоение мира человека и появляется возможность иметь дело с предметами даже в их отсутствие, используя только абстрактные, внутренние представленности этого мира. Ниже выделим следующие виды языков.

Виды языков:


Естественные (народные, национальные) Искусственные
Живые Распространенные Старые Родственные   Мертвые Нераспространенные Новые С различным строением Языки программирования Эсперанто  
       

Речь – это специфически человеческий способ формулирования мысли посредствам языка. Речь без усвоения языка не возможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным с его психологией. Ниже рассмотрим функции, виды речи и этапы ее становления.

Функции речи:

1. Функция обозначения (сигнификативная). Данная функция отличает речь человека от коммуникации животных. Так как у человека со словом связано представление о предмете или явлении, то взаимопонимание основано на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

2. Функция обобщения. Данная функция связана с тем, что слово обозначает не только отдельный предмет, но и целую группу сходных предметов. Речь является носителем существенных признаков группы предметов или явлений.

3. Функция коммуникации. Данная функция связана с передачей информации в общении.

Этапы становление речи:

1. фонетический период - до 2-х лет, когда ребенок еще не способен правильно усвоить звуковой облик слова.

2. грамматический период - до 3-х лет, когда звуковой облик усвоен, но не усвоены структурные закономерности организации высказывания.

3. семантический период - после 3-х лет, когда происходит усвоение понятийной отнесенности.

 

3.2. Процессы психической регуляции

Процессы психической регуляции связаны с регулированием поведения и деятельности, к ним относят внимание, эмоциональные процессы и волю.

 

3.2.1. Внимание

Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредотачивается на деятельности, что осуществляется благодаря процессу внимания. Внимание в настоящий момент является психическим феноменом, в отношении которого в настоящее время у психологов нет единого мнения. Можно выделить два основных аспекта разногласий:

Во-первых, не существует единой точки зрения относительного того, рассматривать внимание как самостоятельный психический процесс или как особое состояние других психических процессов;

Во-вторых, существуют разногласия относительно того, к какому классу психических явлений следует отнести внимание: к познавательным психическим процессам или к процессам психической регуляции. В настоящем пособии мы будем придерживаться мнения относительно того, что внимание является процессом психической регуляции, так как одной из основных функций внимания является контроль и регуляция деятельности. Ниже мы рассмотрим понятие, виды и характеристики внимания.

Внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо.

Виды внимания:

1. Непроизвольное внимание – пассивное, не связанное с участием воли, возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей. Деятельность захватывает человека в силу своей занимательности и увлекательности. Можно выделить причины непроизвольного внимания:

a) Внешний раздражитель, а именно сила, новизна и необычность раздражителя, например громкий звук или появление ранее отсутствующего раздражителя;

b) Соответствие внешнего раздражителя внутреннему состоянию человека, так например, голодный человек будет обращать внимание на объекты, способные удовлетворить это состояние;

c) Направленность человека, то есть то, что интересует человека больше всего и составляет сферу его интересов, например, при прогулке по городу учитель или психолог будет обращать внимание на людей, а архитектор на здания;

d) Эмоции человека, то, что интересно человеку вызывает у него эмоциональный отклик и является причиной непроизвольного внимания.

2. Произвольное внимание обусловлено постановкой сознательной цели. Причины произвольного внимания по своему происхождению социальные, а не биологические, оно тесно связано с волей человека.

3. Послепроизвольное внимание – внимание, которое носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек включается в работу и интересным и значимым становится содержание и процесс деятельности.

Характеристики внимания:

1. Устойчивость – длительность сохранения внимания на одном и том же объекте или одной и той же задаче, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость не превышает 2-3 секунд, после чего наступает колебание внимания. Период устойчивости может достигать нескольких минут, но при этом длительность привлечения внимания зависит от возможности постоянно раскрывать в объекте новое содержание.

2. Концентрация – степень сосредоточенности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

3. Распределение – субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

4. Переключаемость – это скорость перехода от одного вида деятельности к другому, с одного объекта на другой.

5. Предметность – связана со способностью выделять определенные комплексы сигналов в соответствии с поставленной задачей, личной значимостью, актуальностью сигналов и т.д.

 

3.2.2. Эмоции

Эмоции это особый класс субъективных психологических состояний, сопровождающие любые проявления человеческой активности. Все, что мы делаем или, с чем мы сталкиваемся, вызывает у нас определенное отношение – симпатию, антипатию или безразличие. Эмоции способны предупреждать о разрушающем воздействии различных факторов, и поэтому являются одним из основных механизмов регуляции состояния организма и деятельности человека. В данном разделе будут даны определение, функции эмоций и виды эмоциональных состояний.

Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Функции эмоций:

1) Побуждающая функция. Эмоции не только сигнализируют о потребности или желании, но и настоятельно побуждают субъекта их удовлетворить.

2) Подкрепляющая функция. После удовлетворения потребности, возникает положительное или отрицательное состояние, которое в дальнейшем становится силой, побуждающей к достижению или избеганию подобных ситуаций.

3) Предвосхищающая функция. Эмоции сигнализируют человеку о возможном приятном или неприятном исходе событий.

4) Дифференцирующая функция. Данная функция проявляется в таких феноменах, как избирательность восприятия, направленность мышления и наличие аффективных комплексов. Эмоциональное отношение к происходящим событиям позволяет человеку отобрать из бесчисленного множества впечатлений те, которые отвечают его потребностям.

5) Синтезирующая функция. Данная функция эмоций проявляется в существовании совокупности образов, связанных с ситуацией, в которой возникло сильное эмоциональное переживание. Объекты данной ситуации могут возбудить пережитую эмоцию (например, вещи близкого человека могут вызывать печаль в случае его потери).

6) Функция мобилизации органов действия. Данная функция проявляется в сложной ситуации в состоянии аффекта, когда человек совершает действия, несопоставимые с его обычными возможностями.

7) Организующая функция. Эмоции объединяют все психические процессы для достижения одной цели.

8) Коммуникативная функция. Человек использует символические жесты, обозначающие эмоции, которые, переплетаясь с непроизвольными выразительными движениями, образуют «язык» эмоций и способствуют коммуникации человека.

Виды эмоциональных явлений (по Р. М. Грановской):

1. Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Он полностью захватывает психику человека, предопределяя единую реакцию на ситуацию в целом, приводит к затормаживанию всех других психических процессов и реализации соответствующих поведенческих реакций. Возникает в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций.

2. Собственно эмоции – состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Это более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции бывают стенические – стимулирующие деятельность и увеличивающие энергию, и астенические – вызывающие скованность и пассивность.

3. Чувства – э моциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира. Это еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер.

4. Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Характеризуется отсутствием четкой осознанной привязки к определенным предметам или процессам, и достаточной устойчивостью.

 

3.2.3. Воля

Осознавая необходимость действовать, человек не всегда приходит к реализации принятого решения, возможно в связи с наличием препятствий на пути осуществления цели. Тогда появляется необходимость в волевом действии. Среди уровней регуляции поведения волевое регулирование является наиболее сложным.

Уровни регуляции поведения:

1. Непроизвольная регуляция – это регуляция, без контроля сознания и не требует каких-либо усилий. Например, простейшими непроизвольными действиями являются рефлексы;

2. Произвольная регуляция – это действия, которые осуществляются под контролем сознания, это речемыслительный уровень регулирования;

3. Волевая регуляция. Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности на пути достижения цели.

Воля возникает, когда человек способен к рефлексии собственных влечений. Посредством волевого действия человек планово осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом. Ниже рассмотрим волевые качества личности и структуру волевого действия.

Волевое действие начинается с возникновения побуждения и осознания цели. Не всякое побуждение является осознанным. В зависимости от того, на сколько осознанна та или иная потребность, их разделяют на влечение и желание. Влечение является смутным и неясным, человек осознает то, что ему что-то хочется, но, что именно не понимает. Влечение либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание. Желание характеризуется четкой осознанностью, породившей его потребности. Желание имеет побуждающую силу и обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Иногда у человека возникает несколько несогласованных желаний или различных побуждений к деятельности, такое состояние принято называть борьбой мотивов. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения действовать. Последний этап волевого действия – волевое усилие может иметь две формы выражения – внешнее волевое действие и внутренне волевое действие, которое заключается в воздержании от какого-нибудь внешнего действия.

На личностном уровне воля проявляется в таких качествах как сила воли, выдержка, целеустремленность и т.д.

Волевые качества личности:

1. Сила воли – способность преодолевать значительные трудности.

2. Выдержка, самообладание – умение сдерживать свои чувства.

3. Целеустремленность – активная направленность на достижение определенного результата.

4. Инициативность – способность предпринимать попытки к реализации целей.

5. Самостоятельность – способность действовать на основе своих взглядов и убеждений.

6. Решительность – отсутствие излишних колебаний при достижении цели.

7. Последовательность – совершение поступков на основе существующего принципа.

8. Самоконтроль – координирование и корректировка действий.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.