Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология личности






4.1. Понятие и структура личности

Изучение личности всегда было и продолжает оставаться для психолога одной из самых интригующих тайн и самых трудных проблем. В сущности, все психологические знания вносят свою лепту в понимание личности – что ее формирует, почему существуют индивидуальные различия, как происходит ее развитие и изменения на протяжении жизни человека. В результате отсутствует единый взгляд не только на теории личности, но и на само ее определение. Еще в 1937 году Г. Олпорт насчитал 50 определений личности, почерпнутых из философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии.

В современных исследованиях также наблюдается многообразие определений, но акцент делается на сложности или уникальности организации личности. В качестве примера можно привести некоторые определения:

1. Под личностью понимается совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других.

2. Личность – это комплексная гипотетическая конструкция: гипотетическая потому, что создается она на основании наблюдений за поведением индивида, комплексная в силу предположения о том, что она состоит из более мелких составляющих – свойств, потребностей, Я, эго, суперэго и т.д.

3. Личность может быть определена как комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению.

4. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств.

5. Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Дж. Уиггинс и соавторы выделяют четыре основных подхода в изучении личности: 1. Биологический подход. Изучение личности осуществляется с точки зрения раннего приобретенного опыта, генетических предпосылок и эволюционного развития. 2. Экспериментальный подход. Основой изучения личности является изучение процессов восприятия, научения и высшей нервной деятельности. 3. Социальный подход. Изучается социальное окружение индивида и его воздействие на развитие личности: влияние моделей, социальных ролей и культуры в целом. 4. Психометрический подход. Изучение личности основывается на изучении признаков, отражающих внутреннюю структуру свойств личности.

В отечественной психологии выделяются различные подходы к пониманию личности. В рамках теории деятельности А.Н. Леонтьев рассматривает личность как продукт деятельности. Личность, по его мнению, – это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. А.Н. Леонтьев не относил к личности, индивидные свойства человека, отмечая, однако, что личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта [18].

Таким образом, исходя из всех определений личности, предлагаемых отечественными психологами, можно определить личность как особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений, характеризующее индивида со стороны его связей с другими индивидами, в общении с другими людьми.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.