Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура современной психологии






ПСИХОЛОГИЯ
Фундаментальные отрасли (общая психология) Прикладные отрасли
1. Теоретические проблемы психологии: соотношение мозга и психики; сознание и бессознательное в психике и т.д. 2. Психические процессы: Когнитивные (познавательные): Ощущение, восприятие, память, мышление, речь, представление, воображение Процессы психической регуляции: Внимание, эмоции, воля - Возрастная психология - изучает онтогенетическое развитие психики, закономерности перехода от одного этапа к другому; - Социальная психология - изучает закономерности деятельности людей в условиях взаимодействия в социальных группах; - Педагогическая психология - изучает закономерности процесса присвоения индивидом социального опыта в условиях специально организованного обучения;
Фундаментальные отрасли (общая психология) Прикладные отрасли
3. Психические состояния: стресс, адаптация 4. Психические свойства: темперамент, характер, способности, мотивация - Юридическая психология - изучает психологические проявления в условиях применения правовых норм и при осуществлении правовой деятельности. И т.д.

 

Таким образом, современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных этапах своего развития и связанных с различными областями практики.

1.4. Методы психологии

Характеристика науки не ограничивается определением ее предмета, она включает определение ее метода. Методы – это приемы и средства, по средствам которых познается предмет науки, ученые получают достоверные сведения для дальнейшего построения научных теорий и выработки рекомендаций. Психология пользуется целой системой различных методов, которых в отечественной психологии выделяют четыре группы – эмпирические методы, организационные, методы обработки данных и методы коррекции.

Классификация методов психологии:

1) Эмпирические методы. Группа эмпирических методов или методов сбора данных включает в себя методы опроса, наблюдения, тестирования, метод анализа продуктов деятельности и эксперимент.

1.1. Опрос ‑ метод опроса основан на получении информации от самих испытуемых путем вопросов и ответов. Можно выделить следующие такие виды опроса как индивидуальный и групповой опрос, устный и письменный опрос.

- индивидуальный и группой

Проводится с одним исследуемым в зависимости от целей исследования и позволяет регистрировать его реакции. Проводится с группой исследуемых в зависимости от целей исследовании я и позволяет сэкономить временные затраты. Разновидностью являются анкета, фокус-группа.

- устный и письменный.

Устный опрос проводится с помощью психолога в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением испытуемого. Разновидностью является беседа, интервью   Письменный опрос позволяет охватить большое количество граждан. Разновидностью является анкета

1.2. Наблюдение ‑ исследование определенных характеристик того или иного психологического процесса без активного включения в сам процесс. Как правило, выступает в качестве предварительного этапа перед планированием и осуществлением экспериментального исследования. Можно выделить такие виды наблюдения как внешнее и внутренне наблюдение, включенное и невключенное наблюдение.

 

- внешнее и внутреннее

Внешнее наблюдение предполагает наблюдение и регистрацию внешних психических явлений, т.е. объектом наблюдения являются окружающие наблюдателя явления Внутреннее наблюдение предполагает наблюдение и регистрацию внутренних психических явлений наблюдающего, т.е. самонаблюдение

- включенное и невключенное

При данном наблюдении наблюдающий является участником событий, за которыми он наблюдает При данном наблюдении наблюдающий не является участником изучаемых событий, а регистрирует их со стороны  

1.3. Тест ‑ стандартизированная процедура психологического измерения, служит для определения выраженности у индивида тех или иных психических характеристик. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Результаты измерения переводятся в нормированные значения. Можно выделить такие виды теста как тест-опросник, тест-задание и проективный тест.

Тест-опросник Тест-задание Проективный тест
Проводится в вопросной форме с регистрацией ответов на бумажном или электронном носителе Предполагает получение информации на основе анализа успешности, выполняемых заданий Предполагает получение информации при использовании стимульного материала с неявным содержанием  

1.4. Методы анализа продуктов деятельности. Данным методом наиболее часто пользуются в истории психологии для изучения тех фактов психической жизни, которые недоступны в настоящее время для непосредственного наблюдения и экспериментирования. Так же данный метод может использоваться в психологии искусства и творчества. Можно выделить такие разновидности метода анализа продуктов деятельности, как анализ документов, анализ автобиографий, анализ дневников, анализ иконографических (фотографии, кино) и фонографических (аудиозаписи) документов.

 

1.5. Эксперимент – активный метод психологического исследования, характеризуется тем, что в нем осуществляется целенаправленное наблюдение за каким-либо процессом в условиях регламентированного изменения отдельных характеристик условий его протекания. К преимуществам данного метода можно отнести:

1. Эксперимент позволяет выявить причинно-следственные связи изучаемого явления.

2. Исследователь сам вызывает исследуемое явление, что является преимуществом перед таким методом как наблюдение.

3. Экспериментатор может варьировать, изменять условия, при которых протекает явление.

4. В эксперименте есть возможность неоднократного воспроизведения результатов.

Можно выделить такие виды эксперимента, как естественный эксперимент и лабораторный.

- естественный и лабораторный

Проводится в привычных для испытуемых условиях. Участники данного вида эксперимента не знают о своей роли испытуемых Проводится в специально оборудованных помещениях и на испытуемых, которые сознательно участвуют в эксперименте, хотя могут и не знать об истинном назначении эксперимента

2) Организационные методы. Группа организационных методов или методов организации исследования включает в себя логнитюдный метод (метод продольных срезов), сравнительный метод (метод поперечных срезов).

Лонгитюдный метод Сравнительный метод Сопоставление различных групп испытуемых по возрастам и деятельности. Преимущества: требует меньше времени и затрат, чем лонгитюдное исследование.   Недостатки: чтобы обеспечить сопоставимость различных групп данный метод предъявляет повышенные требования к формированию данных групп. Также недостатком является то, что он не позволяет изучать тенденции роста
Группы испытуемых исследуются неоднократно на протяжении установленного отрезка времени. Преимущества: обнаруживает связи между поведением на разных этапах жизни. Недостатки: возможность неправильной интерпретации наблюдаемых в определенном возрасте изменений вследствие уменьшения выборки испытуемых, их знакомства с методиками исследования. Так же недостатком являются значительные затраты времени

 

3) Методы обработки данных. Группа методов обработки данных включает в себя количественный метод (статистический) и качественный метод.

- количественный и качественный

Для обработки полученных данных психология использует методы математики и статистики, такие как корреляционный анализ, факторный анализ и т.д. Контент-анализ, метод направленный на перевод качественной информации, например, ответы на открытые вопросы в анкете, в количественную

4) Методы коррекции. Группа методов коррекции или методов психологического воздействия включает в себя консультирование и тренинг. Более подробно данные методы будут представлены в работе «Социально-психологические основы социальной работы»

- консультирование и тренинг

Метод оказания психологической помощи психически здоровым людям для достижения ими каких-либо целей, для более эффективной организации их поведения и жизни Многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека и группы, с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человек

 

2. Основные теоретические направления в психологии

2.1. Бихевиоризм

Психологическая концепция, изучающая только наблюдаемые акты поведения, доступные для объективного описания. Представителями бихевиоризма являются Дж. Уотсон, Б.Ф. Скинер, А. Бандура.

Бихевиоризм основан на использовании естественнонаучной методологии в изучении человека и животных. Основоположник бихевиоризма Уотсон отошел от господствовавшего в его время структурализма, который опирался на метод интроспекции, и стал исследовать только доступные наблюдению проявления индивидуальных реакций. Сами по себе внутренние процессы объективно не наблюдаемы, поэтому они были отброшены. В качестве предмета исследования стал фигурировать не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого внешними воздействиями. Дж. Уотсон использовал для описания поведения формулу S – R, где S – это стимул, то есть то, что влияет на поведение, а R – реакция, то есть то поведение, которое возникает в результате стимула.

Дж. Уотсон отвергал все, что касается процесса мышления, сознания, так каких невозможно измерить непосредственно. Уотсон выделил основные задачи психологии:

1) Уметь предсказывать поведение (R);

2) Уметь по реакции (R) делать выводы о ситуации (S).

Он делил все реакции (R) на врожденные и приобретенные, по аналогии с представлением И. Павлова об условных и безусловных рефлексах и опираясь на его труды. Уотсон пытался ответить на вопрос, какие реакции (R) являются врожденными, помимо физиологических, особенно в эмоциях? Он обнаружил, что ситуации (S), вызывающие безусловную реакцию (R) страха, – это потеря опоры и неожиданный и громкий звук. Все остальные ситуации (S), вызывающие реакцию (R) страха, такие как, например, огонь, пауки, мыши и т.п. не являются врожденными. Чтоб получить на них реакцию (R) страха надо сочетать эти ситуации с пугающими.

Последователь Д. Уотсона Б.Ф. Скинер пришел к выводу, что любое поведение определяется своими последствиями. В зависимости от того, какими будут эти последствия – приятными, неприятными или безразличными, проявляется тенденция повторять поведенческий акт, не придавать ему значения или же избегать его в дальнейшем.

В 70-е годы появилось новое направление в бихевиоризме – теория социального научения, основоположником которой стал А. Бандура. Согласно данной теории многие наши действия формируются под влиянием социальной среды. Людям далеко не всегда нужно подкрепление, они могут учиться на чужом опыте – посредствам косвенного подкрепления, наблюдая за поведением других и людей и последствиями этого поведения. Такая способность обучаться на примерах других людей, на основе косвенного подкрепления, предполагает, что человек способен прогнозировать и оценивать последствия наблюдаемого. А. Бандура вводит понятие промежуточного механизма между стимулом и реакцией, которым являются когнитивные механизмы личности.

Важными заслугами бихевиоризма явилось то, что благодаря ему психология была повернута на естественнонаучный путь развития, бихевиоризм использовал объективный метод – метод основанный на регистрации внешних фактов поведения, и наконец, бихевиоризм оказал влияние на продвижение таких разделов психологии как проблемы научения и образования навыков. Однако, к его недостаткам можно отнести – недоучет сложности психической деятельности, игнорирование процессов сознания, творчества, самоопределения, а также то, что результаты исследований, полученные на животных переносились на психику человека.

 

2.2. Психоанализ

Психоанализ – психологическая школа, рассматривающая в качестве предмета бессознательное и ставящая в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы. Представителями психоанализа являются З.Фрейд, К. Хорни, К.Г. Юнг, Э. Эриксон.

Основателем психоаналитического направления является З. Фрейд, он выделил три уровня психического:

1) Сознание – ощущения и переживания, которые человек осознает в настоящий момент;

2) Предсознательное – «доступная память», опыт, который не осознается в настоящее время, но может легко вернуться в сознание;

3) Бессознательное – хранилище примитивных инстинктов, эмоций и воспоминаний, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены и вытеснены в область бессознательного, например, забытые травмы детства и прочее.

Структура личности по З. Фрейду:

1) Оно (id) – инстинктивные, примитивные аспекты личности, наименее доступные для осознания. «Оно» включает в себя два инстинкта: 1. Либидо – сексуальный инстинкт, направляющий человека на получение удовольствия; и 2. Мартидо – инстинкт смерти, связанный со стремлением к разрушению. «Оно» не знает ограничений, не подчиняется правилам. Id является самым древним слоем психики, поэтому оно стремится к немедленной разрядке энергии и руководствуется принципом удовольствия.

2) Я (ego) – стремится удовлетворить желания id, руководствующегося принципом удовольствия и удовлетворить требования окружающего мира, которые находятся в постоянном конфликте. «Я» заимствует энергию у «Оно», чтоб отвечать требованиям среды. Ego пытается обеспечить безопасность организма так как id не ведает страха при достижении удовольствия. «Я» подчиняется принципу реальности, целью которого является сохранение организма, путем отсрочки удовлетворения инстинктов пока не будут найдены подходящие условия. Это позволяет человеку давать выход в рамках социальных норм.

3) Сверх Я (super ego) – система ценностей, норм и этики, присущей тому обществу, в котором человек живет. Это более поздний компонент, развивающейся личности, появляющийся в результате воспитания человека. Появляется тогда, когда ребенок начинает различать, что хорошо, а что плохо.

З.Фрейд ввел понятие психологической защиты личности - механизмов, действующих на бессознательном уровне и искажающих реальность с целью защиты Ego, стремящегося удовлетворить противоречащие потребности id и требования Super ego:

1) Вытеснение – удаление из сознания в область бессознательного мыслей и чувств, вызывающих напряжение;

2) Проекция – человек приписывает другим людям то, что считает в себе не приемлемым;

3) Замещение – негативная реакция, которая переадресуется с угрожающего объекта на безопасный;

4) Рационализация – стремление защитить себя от неприятных переживаний, связанное с тем, что человек объясняет все логически;

5) Реактивное образование – Ego стремится защититься от запретных, плохих импульсов, демонстрируя в поведении противоположные реакции;

6) Регрессия – возвращение к более ранним, детским формам поведения;

7) Отрицание – человек отказывается признавать какое-то объективное событие;

8) Сублимация – выражение неприемлемых реакций социально-приемлемым способом, например, в творчестве.

В настоящее время первоначальный список психологических защитных механизмов значительно расширен.

2.3. Гештальтпсихология

Гештальтпсихология – направление психологических исследований, возникшее Германии в начале ХХ века в период отрытого кризиса психологической науки. Утверждает приоритет структуры в организации психических процессов, законах динамики протекания. Представителями гештальтпсихологии являются М.Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер, К. Левин, Ф.Перлз.

Гештальтпсихология появилась в Германии в одно десятилетие с бихевиоризмом и психоанализом, появившимися в США. В своей критике устоев психологии сознания, гештальтпсихология сконцентрировала свои усилия главным образом на одном ее аспекте – атомизме (т.е. убеждении, что сознание состоит из атомов, связанных ассоциациями). Гештальтпсихологи признавали самостоятельную ценность сознания, в отличии от бихевиористов, но критиковали попытки разбиения сознания на элементарные составляющие, своего рода атомы. Гештальтпсихологи заявляли, что когда элементы объединяются, то они образуют новую структуру – целое больше, чем сумма его частей.

Как таковое направление гештальтпсихология сформировалось после того как были опубликованы результаты исследования восприятия движения, проведенного М. Вертгеймером. Он пытался ответить на вопрос, почему мы иногда наблюдаем движение, которое на самом деле не происходит? Вертгеймер провел эксперимент, который заключался в следующем, он пропускал луч света через две прорези – горизонтальную и вертикальную. Если интервал времени был длительным между подсвечиванием каждой линии, то они воспринимались как независимые два источника света, если интервал времени сокращался, то это воспринималось наблюдателем как перемещение одного источника света. В результате исследования Вертгеймер сделал вывод: не все сознательные переживания могут быть сведены к чувственным элементам. Эту иллюзию перемещения света Вертгеймер назвал фи-феноменом. Целое (кажущееся движение) было отлично от суммы его составляющих (двух неподвижных источников света).

Еще одним из направлений исследования восприятия гештальт психологами было исследование константности восприятия. Исследователи сравнивали результаты восприятия объекта при его различных положениях относительно наблюдателя. Например, если рассматривать окно прямо или сбоку, то изображение будет по-разному проецироваться на сетчатку глаза, но будет восприниматься как прямоугольное окно. Следовательно, перцепция не может быть объяснена как набор сенсорных элементов.

Гештальтпсихологи выделили гештальт принципы организации восприятия:

1) Близость Элементы, которые близки друг к другу в пространстве или во времени, кажутся нам объединенными в группы, и мы их стремимся воспринимать совместно. Так на примере вы видите пары совместных колонок, а не набор маленьких кружков  
2) Непрерывность
 
 

 

В нашем восприятии существует тенденция следования в направлении, позволяющем связывать наблюдаемые элементы в непрерывную последовательность или придавать им одну ориентацию. Так на представленном примере, мы склонны воспринимать колонки в направлении сверху вниз.
3) Сходство Подобные элементы воспринимаются нами совместно, образуя замкнутые группы. Так на представленном примере, круги и точки стремятся объединяться с себе подобными.
4) Замыкание В нашем восприятии существует тенденция завершения незаконченных предметов и заполнения пустых промежутков. Так на представленном примере, мы склонны воспринимать объекты как квадраты, а не как скобки.
5) Фигура - фон Мы стремимся организовать наше восприятие таким образом, чтобы видеть объект (фигуру) и задний план (фон), на котором он проявляется. При этом фигура представляется нам более заметной и ясно выделенной на общем фоне изображения.

Каждое из психологических направлений вышеописанного периода внесло свой вклад в развитие психологии. Гештальтпсихология способствовала утверждению целостного подхода к психике, а ее интерес к проблемам сознания сказался на работах психологов в области клинической психологии, психологии обучения, когнитивной, гуманистической психологии и социальной психологии. Хотя гештальтпсихология не произвела переворота в науке, она все же оказала существенное влияние на развитие психологии. Безусловно влияние на развитие психологии бихевиоризма и психоанализа, которые оказали фундаментальное воздействие на современный облик психологической мысли и доказали свое право называться самобытными и самостоятельными школами психологии. После смерти основателей бихевиоризма и психоанализа – Д. Уотсона и З. Фрейда каждая школа раскололась на несколько направлений, соперничающих между собой и имеющих свои представления о перспективах дальнейшего движения.

2.4. Гуманистическая психология

Гуманистическая психология – отрасль психологии, в которой человек рассматривается как высшее духовное существо, ставящее перед собой цель самосовершенствования и стремящееся к его достижению. Это психологическое направление, основное внимание уделяющее изучению сознательного опыта, а так же целостного характера природы и поведения человека. Представителями гуманистической психологии являются А. Маслоу, К. Роджерс.

В отличии от неофрейдизма и необихевиоризма гуманистическая психология не пыталась пересмотреть взгляды ортодоксальных направлений и адаптировать их к новым условиям. По мнению представителей гуманистического направления, бихевиоризм акцентируясь только на внешнем поведении, лишает образ человека смысла, дегуманизирует его. Также представители гуманистической психологии подвергали критике взгляды психоанализа за преувеличение роли бессознательного, за преимущественный интерес к теме душевных расстройств и видели свою задачу в исследовании душевного здоровья, позитивных душевных качеств. Поэтому гуманистическая психология с самого начала создавала себя как новый взгляд на природу человека и получила название «третьей силы».

Можно выделить основные принципы гуманистической психологии:

1) Подчеркивание роли сознательного опыта;

2) Убеждение в целостном характере природы человека;

3) Акцент на свободной воле, спонтанности и творческой силе человека;

4) Изучение всех факторов и обстоятельств жизни человека;

А. Маслоу является основоположником гуманистической психологии. Маслоу интересовала природа наивысших достижений человека. Он описывал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояние полного, завершенного удовлетворения. Если одна потребность удовлетворена, то всплывает другая потребность. Все потребности человека врожденные и организованны иерархически (рис. 4).

По мнению А. Маслоу, нижестоящие потребности должны быть удовлетворены для того, чтобы появились вышестоящие потребности. Самый высший уровень потребностей – потребность в самоактуализации. Самоактуализация – это наиболее полное раскрытие способностей человека и реализация внутреннего потенциала. Внутреннее желание человека стать тем, кем он может стать.

Рис 4. Пирамида потребностей А. Маслоу

Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов. Формы же самоактуализации очень разнообразны. Однако, только около 1% людей оказывается самоактуализованными, потому что сильно негативное влияние на этот процесс оказывают нижестоящие потребности. Процесс роста требует потребности рисковать и ошибаться – то есть требует мужества. Так же люди склонны к стереотипности поведения, потребность самоактуализации требует открытости новым идеям, опыту.

К. Роджерс. Личностно – ориентированная терапия.

Взгляд на сущность человека появился у Роджерса на основании опыта консультирования. Название «личностно-ориентированная терапия» четко отражает взгляды гуманистической психологии. Самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и вполне заслуживает доверия. Человек ‑ активное существо, ориентированное на отдаленные цели и способен вести себя к ним. У людей иногда бывают злые, аномальные импульсы, но только тогда, когда они ведут себя не в соответствии с их внутренней природой.

Руководящим мотивом жизни Роджерс называл тенденцию актуализации, то есть сохранение и развитие себя, максимальное выявление лучших качеств своей личности, заложенных от природы. Хотя актуализация носит врожденный характер, его развитию могут способствовать или препятствовать опыт жизни человека в детстве. К. Роджерс считал, что оценка индивидуума другими людьми, особенно в период младенчества и раннего детства способствует развитию положительного и отрицательного образа себя. Человеку важно, чтобы его любили и принимали другие – это потребность в позитивном внимании. Безусловное позитивное внимание – случаи, когда ребенка принимают и уважают за то, какой он есть, без «если», тогда человек развивает свою тенденцию актуализации. Если же взрослый, воспитывающий ребенка, ставит проявления любви в зависимость от хорошего или плохого поведения ребенка (проявляет условное позитивное внимание), то ребенок будет чувствовать себя достойным любви лишь в определенных случаях.

С точки зрения Роджерса, психическое здоровье или полное раскрытие личности характеризуется следующими четами:

1) Открытость переживанию – человек способен слушать себя и осознавать;

2) Экзистенциальный образ жизни – тенденция жить полно и насыщенно;

3) Организмическое доверие – доверие своим внутренним ощущениям;

4) Эмпирическая свобода – доверие своим внутренним ощущениям;

5) Креативность.

Роджерс считал основой терапии, центрированной на человеке - отношения, возникающие между клиентом и терапевтом, и определил условия в терапии, необходимые для изменения личности:

1) Два человека находятся в контакте;

2) Человек, который находится в состоянии несоответствия, уязвим и тревожен;

3) Терапевт должен быть гармоничным и интегрированным;

4) Терапевт испытывает безусловное и позитивное внимание к клиенту и проявляет эмпатию;

Личностно-ориентированная терапия оказала большое влияние на развитие психологии, на общее представление о потенциале человеческой личности, она широко используется в научных исследованиях и практике.

Гуманистическая психология получила название «третьей силы» в противовес бихевиоризму и психоанализу, которые не дают понимание того, чем является здоровая и творческая личность, которая ориентирована не на адаптацию, достижение равновесия с ее окружением, а наоборот, на выход из этих границ. Гуманистическая психология способствовала оформлению изменений, которые назрели в психологической мысли.

2.5. Когнитивная психология

Когнитивная психология – одно из современных психологических направлений, объясняющее поведение человека на основе знаний и изучающее процесс и динамику их формирования. В середине двадцатого века стали появляться признаки очень осторожного возвращения интереса теме сознания – появились отдельные статьи, курсы в школах и институтах. Представителями когнитивной психологии являются Дж. Миллер, У. Найссер, Л. Фестингер, Ф. Хайдер.

По мнению представителей когнитивной психологии, она должна заниматься процессом познания, при помощи которого «входящие сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются…Познание присутствует в любом акте человеческой деятельности». Таким образом, когнитивная психология имеет дело с ощущениями, восприятием, воображением, памятью, мышлением и другими видами человеческой психической активности.

В основе представления когнитивистами процессов получения и обработки информации лежит представление о работе компьютера. Протекание процессов мышления, памяти человека представляется по аналогии с тем, как сходные процессы протекают у компьютера.

Когнитивное консультирование. С точки зрения когнитивного консультирования, клиент представляется как несовершенная машина, предназначенная для обработки информации. У людей могут протекать когнитивные процессы различных уровней. Когнитивисты вводят понятие схем, то есть устойчивые когнитивные образы, которые влияют на убеждения людей. Будучи активизированными, дисфункциональные схемы и убеждения могут привести к систематическому искажению информации и, в дальнейшем, приводить к когнитивным ошибкам таким как:

1) Произвольное искажение – выведение заключений при отсутствии доказательств, даже в тех случаях, когда реальность противоречит им;

2) Избирательная абстракция – избирательное проявление внимания к детали, вырванной из контекста, при игнорировании других;

3) Сверхобобщение – выведение общего правила из одного или нескольких изолированных случаев;

4) Преувеличение или преуменьшение – стремление переоценивать или недооценивать факты, примером может являться предсказание катастрофы или трагедии в жизни;

5) Персонализация – тенденция связывать происходящие события с собой при отсутствии доказательств;

6) Дихотомическое мышление – «черно-белое» мышление, например, если не отметка отлично на экзамене, то я неудачник;

7) Туннельное зрение – склонность воспринимать события в соответствии со своим настроением;

8) Пристрастные объяснения – в случае, если отношения причиняют боль, то люди склонны приписывать друг другу негативные чувства и мысли;

9) Наклеивание отрицательных ярлыков – склонность делать пристрастные объяснения поступком других людей;

10) Чтение мыслей – склонность человека предполагать, что знает мысли партнера и следовательно, партнер должен понимать мысли его;

11) Субъективная аргументация – склонность человека считать. Что если он испытывает какую-то сильную эмоцию, то эта эмоция оправдана.

Когнитивная психология на настоящий момент находится на стадии своего развития. Это направление оказало влияние на большинство основных разделов психологии, так же можно сказать, что она вышла за пределы психологии и объединяет целый ряд наук (компьютерные науки, программы создания искусственного интеллекта) в единую теорию познания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.