Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процессы памяти. 1. Запечатлениеначинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной






1. Запечатление начинается на стадии мгновенной памяти, углубляется во время передачи информации в кратковременную память и укрепляется в долговременной памяти.

2. Сохранение – накопление материала в памяти.

3. Воспроизведение (извлечение). Извлечение информации может осуществляться двумя путями: узнаванием и воспоминанием. Узнавание ранее воспринимавшихся предметов легче воспоминания предметов, которые не даны в настоящее время в актуальном восприятии. Именно узнавание, а не воспоминание считают более чувствительным показателем фактического объема усвоенного материала. Так же воспроизведение может происходить на основе сознательной установки, превращаясь в таком случае в сознательный процесс воспоминания или – при затруднениях – припоминания.

4. Забывание – процесс, необходимый для эффективной работы памяти. Забыванием трудно управлять. Факторы, влияющие на забывание – это возраст, характер информации и степень ее использования, интерференция: проактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими до запоминания информации; ретроактивная интерференция, связанная с событиями, происходящими после запоминания материала, подавление.

 

3.1.4. Мышление

Информация, получаемая человеком из окружающего мира, преобразуется человеком, он может видеть внешнюю и внутреннюю стороны предметов, предвидеть следствия тех или иных событий и явлений действительности. Все это возможно благодаря мышлению.

Мышление - опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление - психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно-нового знания, с решением задач, творческим преобразованием действительности.

Согласно традиции отечественного подхода к изучению мышления, оно является особого рода деятельностью, имеющей свою структуру, виды, операции, стратегии и т.д., что и будет рассмотрено нами ниже.

Функции мышления:

1. Понимание – раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности.

2. Решение проблем и задач проходит несколько этапов:

1. «Понимание непонятности» – видение и формулирование вопроса, проблемы, задачи. Человек осознает ситуацию как проблемную, в связи с чем, повышается внутреннее напряжение.

2. Перебор вариантов решения. Человек начинает перебирать и выдвигать гипотезы. Опыт субъекта определяет оценку вероятности вариантов.

3. Выдвижение и перебор гипотез. Проверка гипотез и выбор какой-то одной, которая кажется наиболее правдоподобной и она начинает последовательно проверяться.

4. Решение задачи – формулируется ответ на вопрос.

3. Целеобразование – процесс постановки цели.

4. Рефлексия – деятельность человеческого мышления, направленного на самопознание и самопонимание.

Формы мышления:

1. Понятие – отражение общих и существенных свойств предметов или явлений, в основе которого лежат знания об этих предметах или явлениях.

2. Суждение – понимание субъектом многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями.

3. Умозаключение – формирование новых суждений на основе преобразования уже имеющихся.

Мыслительные операции:

К адекватному познанию предмета и разрешению стоящей перед ним задачи мышление идет посредством многообразных операций, составляющих различные взаимосвязанные и друг в друга переходящие стороны мыслительного процесса. К мыслительным операциям Р.С. Рубинштейн относил сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение.

1. Сравнение – установление отношений сходства и различия между предметами и явлениями и их отдельными свойствами.

2. Анализ – мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения на составляющие элементы.

3. Синтез – мысленное объединение элементов в целостную структуру.

4. Абстракция (отвлечение) – мысленное выделение одних признаков, концентрация на этих признаках и одновременное игнорирование других признаков.

5. Обобщение – отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, существенных признаков, лежит в основе формирования классов понятий.

Мыслительные стратегии:

1. Стратегия одновременного поиска. Пользуясь данной мыслительной стратегией, человек сразу же просчитывает все возможные в данном случае гипотезы, пытаясь решить задачу на абстрактном уровне. Этой стратегией пользуется около 2% людей.

2. Стратегия последовательного поиска. Формируется одна гипотеза, которая последовательно проверяется и если гипотеза не верна, то формируется следующая гипотеза. Используя данную мыслительную стратегию, человек последовательно проходит все этапы решения задачи. Этой стратегией пользуются около 25% людей.

3. Консервативная стратегия. Пользуясь данной стратегией, человек не формирует никакой гипотезы. Идет случайный поиск, путем проб и ошибок. Этой стратегией пользуется около 75% людей.

4. Азартная стратегия. Пользуясь данной стратегией, человек пытается угадать правильный ответ. Этой стратегией пользуется около 3% людей.

Виды мышления:

I. По форме:

1. Наглядно-действенное мышление – мышление, которое осуществляется в реальном манипулировании предметами и обслуживает прежде всего практические задачи.

2. Наглядно-образное мышление – мышление, которое характеризуется тем, что в его основе лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений.

3. Словесно-логическое мышление – мышление, которое функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления.

II. По характеру:

1. Теоретическое мышление – мышление, которое с нахождением общих закономерностей.

2. Практическое мышление – мышление, которое связано с решением частных конкретных задач.

III. По степени развернутости:

1. Дискурсивное мышление – мышление, при котором происходит последовательных перебор различных вариантов решения задачи, чаще всего на основе связного логического рассуждения, где каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего.

2. Интуитивное мышление – мышление, которое характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов и минимальной осознанностью.

IV. По степени новизны:

1. Репродуктивное мышление (воспроизводящее) – мышление, связанное с использованием готовых знаний и умений.

2. Продуктивное мышление (творческое) – мышление, связанное с созданием новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование старого решения той или иной задачи.

Особенности творческого мышления (по Дж. Гилфорду):

1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.

2. Семантическая гибкость - способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

3. Образная адаптивная гибкость - способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

4. Семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.