Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Переворот Тайка
Первая половина VII в. прошла под знаком зарождения движения в пользу перемен по китайскому образцу. Особую роль в этом движении сыграли принц Сетоку-Тайси с его новыми Законоположениями (603 г.) и принц Наканоэ, демонстративно отказавшийся от своих частных земельных владений на том основании, что возможна " только государственная форма" землевладения - этим было положено начало процессу национализации земли. Деятельность Наканоэ нашла поддержку рода Фудзивара, вернувшихся из Китая японских студентов, всего неполноценного населения, заинтересованного в сокрушении угнетающей их клановой структуры. В 645 г. " партия реформ" посадила на трон " своего" императора Котоку, предварительно сокрушив род Сога, ввела присягу на верность императору и китайскую систему летоисчисления по годам правления императоров (Котоку взял девиз правления " Тайка" - " Великие перемены"). В 646 г. был издан Манифест Тайка, в соответствии с которым: - частные земли были национализированы (за компенсацию); - все категории зависимого населения стали личносвободными, подданными императора; - клановое деление страны заменялось государственным административно-территориальным делением с содержанием чиновничества за счет казны; - вводилась государственная надельно-подушная система (0, 25 га на лицо мужского, 0, 2 га на лицо женского пола). Термин " переворот" Тайка, утвердившийся в исторической литературе, принципиально неверен, т. к. по смыслу означает нечто происшедшее в короткий срок, в то время как на деле была эпоха реформ сверху, датируемая 646-720 гг. Затянутость процесса реформирования страны объясняется стремлением реформаторов не доводить дело до столкновения, не разрушать до основания сложную общественную структуру, ограничившись только перераспределением прав привилегированных категорий и обязанностей остального населения. " Переворот" был компромиссом: - на государственные посты на местах назначалась местная знать и ее авторитет от этого даже вырос; - низы тоже выгадывали от фиксации их теперь уже государственных повинностей. Надельная система вводилась не потому, что так в Китае было - эта система оказалась приемлема в Японии в связи с ее совпадением с обычаем подушного распределения земли в общинах; - кланы и взаимоотношения внутри них сохранились, но они утратили былое политическое влияние и самостоятельность. Необходимость перемен к сер. VII в. уже настолько назрела, что борьба шла не столько за и против реформ, сколько по вопросу перераспределения власти в процессе реформирования (существовала даже конкуренция среди кланов за участие в руководстве переменами, т. к. это усиливало их позиции в создаваемых государственных структурах, ущкемляя при этом позиции другой части правящего слоя - хотя реформы проводились в интересах всего правящего слоя в целом). Введение новых рангов, званий и титулов дало мощное оружие в руки императора - молодым кланам для повышения их статуса давались высшие знаки и символы отличия, а старым - низшие или не давались вообще. Постепенность реформирования, предотвращавшая столкновение родовых консерваторов и реформаторов, не давала Китаю повода для вмешательства в японские внутренние дела (в самый напряженный период реформ японское руководство вообще прекратило с Китаем всякие официальные контакты, чтобы поставить его перед фактом появления на восходе солнца страны, стремящейся организовать свою жизнь по китайскому образцу). Пик реформирования был достигнут при императоре Тэмму /(73-86 гг.), который впервые в японской истории добился реальной власти и полноты претворения в жизнь принципов Манифеста Тайка. Были проведены также дополнительные мероприятия: отделение государства от буддийской церкви вывело ее из-под контроля чиновничества, в присутственных местах была установлена буддийская атрибутика, а чиновников обязали установить присутственные часы их пребывания в офисах и ввели ежегодную отчетность о проделанной ими работе. В правление Тэмму в связи с укреплением японской государственности ослабилась степень китайского влияния на все сферы жизни общества. Реформаторский период завершается в нач. VIII в., что связано с принятием в 702 г. Кодекса Тайхоре, переносом столицы в г. Нара (710 г.) и составлением летописей по китайскому образцу " Кодзики" (712 г.) и " Нихонги" (720 г.). При составлении указанных летописей был мифологизирован доисторический период японской истории, вымышленный первый император Дзимму как бы связал " эпоху богов" с эпохой земных правителей, что должно было повысить авторитет светско-религиозной власти императора (летописи представляли собой письменную фиксацию канона синто).
Итоги преобразований Тайка: 1. Установление государственно-феодальной собственности и формы эксплуатации в виде надельной системы означало, по существу, полурабскую эксплуатацию (налоговые ставки были максимально возможными, государственная барщина составляла 60 дней, ростовщический процент из государственных амбаров составлял 50-100%). 2. Бывший общеплеменной союз Ямато превратился в государство китайского типа с некоторыми существенными отличиями: - власть императора не была деспотической, а предполагала консультации с учетом клановой структуры общества и конфуцианских канонов; - власть родовой верхушки на местах была заменена ее же властью на общегосударственном уровне как несменяемого закрытого бюрократического аппарата. Бывшая родовая аристократия превратилась в чиновную аристократию; - заложены основы сильной частнофеодальной тенденции (ранговые и должностные земли чиновников с тенденцией к их наследованию, жалованные пожизненно земли, заслуженные навечно земли участников преобразований Тайка, особенно дома Фудзивара). Заимствование более высокой культуры менее культурным обществом обычно закономерно ведет к смуте из-за борьбы традиционного и современного, своего и чужого, но в Японии этого не случилось. Не было шока от переваривания китайской культуры благодаря государственному руководству внедрением новаций и стойкой самобытности японского народа (в современном японском языке 70% слов и большинство пословиц китайского происхождения).
|