Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие культуры. Динамика развития культуры.






 

Авторский текст// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 666 – 692.

1. Когда и почему культура становится предметом философского анализа?

Культура стала отдельной сферой деятельности человека, которая отличается от естественных законов и имеет поступательное развитие (история). Культура становится специальным предметом для обществознания, а история – важнейший принцип анализа культурных явлений. Появляются новые науки о культуре: этнография, археология, искусствознание и т.д. В это же время выдвигаются и многочисленные версии исторического развития человечества, к числу которых относится исторический материализм К. Маркса.

2. Какие подходы к изучению культуры доминируют в современном социальном знании?

В рамках культуро-исторической парадигмы социального знания формируются деятельностный и аксиологический подходы к изучению культуры. С одной стороны, все ценности культуры возникают в результате социальной деятельности человека, а с другой – особенностью социальной активности человека в отличие от биологического функционирования его организма является то обстоятельство, что эта активность определяется ценностями культуры в виде норм, правил, традиций и т.д.

Семиотический подход к анализу культуры делает акцент на коммуникативной сущности культуры, на том обстоятельстве, что социальная коммуникация, с одной стороны, образует фундамент культуры, а с другой – сама может осуществляться только в определённой культурной среде, которая подчинена теми или иными символами.

3. Как осуществляется динамика в развитии культуры?

Динамика действует таким образом: для начала появляется что-то новое, которое обрабатывается через микро и макросреду (проходит испытания на прочность). Впоследствии некоторые ценности вырождаются и культура приобретает совершенно новый смысл.

Г. Риккерт// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 670 – 672.

1. Что такое культура и природа?

Слова природа и культура неоднозначны. Природа – то, что произрастает из-под земли. Продукты культуры производит поле, которое человек вспахал и засеял. Следовательно, природа- совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось и предоставлено собственному росту. Культура – то, что произведено человеком с какой-нибудь осознанной целью.

2. Как взаимосвязаны понятия «культура» и «ценность»? Что такое ценности культуры?

Во всех явлениях культуры всегда находится воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности, ради которой эти явления созданы или взлелеяны человеком.

О ценностях нельзя говорить. Культурная ценность всегда будет общезначима. Ценности культуры – культуры блага, которым мы нравственно обязаны.

3. Какие науки можно отнести к наукам о культуре?

Религия, церковь, право, государство, нравственность, наука, язык, литература, искусство, хозяйство, а также необходимые для его функционирования технические средства являются объектами культуры или культурными благами в том смысле, что связанная с ними ценность или признаётся значимой всеми членами общества. Культура охватывает все объекты науки о религии, юриспруденции, истории, филологии, политической экономии и т.д., за исключением психологии.

О.Г. Дробницкий// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 673 – 675.

1. Что такое ценность? Как взаимосвязаны ценности культуры и деятельность человека?

С одной стороны, ценность – материальное благо предмета потребления, его стоимость, положительное и отрицательные значения общественного явления, прогрессивный или реакционный смысл исторического события, эстетические свойства природных объектов и произведений искусства, моральное достоинства объекта нравственной оценки. С другой стороны, под ценностями также понимают определённые феномены общественного сознания: социально-политические, правовые, моральные, эстетические, религиозные нормативы, принципы, идеалы, оценки и их критерии. Т.е. ценности могут быть материальными и духовными. Деятельность человека показывает – какую роль он имеет в той или иной ценности общества.

2. При каких социальных условиях ценности противопоставляются культуротворческой деятельности человека?

Осуществление возможности, потенциально заложенной в предмете и выраженной в ценностных представлениях, бесконечно удаляется от реальной действительности, бытия человека. Предмет потребления из-за своей недоступности к потребителю как бы застывает в виде противостоящего к нему богатства, становится объектом неутолённой страсти. Данные ценности адаптируются как память, но ими никто не пользуется в качестве аналогов. Люди становятся машинами, роботами, которые выполняют отдельную функцию даже не задумываясь о своих деяниях, а культура показывается как музейный экспонат, который приятно лишь посетить.

В.С. Стёпин// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 691 – 692.

1. Что такое культура?

Культура – сложная смесь взаимодействующих между собой знаний, предписаний, норм, образцов деятельности, идей проблем, верований, обобщенных видений мира и т.д. Культура – сложноорганизованный набор надбиологических программ (универсалий) человеческой жизнедеятельности, программ, в соответствии с которыми осуществляются определённые виды деятельности, поведения и общения.

2. Какова структура культуры?

Динамика культуры связана с появлением одних и отмиранием других надбиологических программ человеческой жизнедеятельности. Все эти программы образуют сложную развивающуюся систему, в которой можно выделить три основных уровня. Первый из них составляют реликтовые программы, представляющие своеобразные осколки прошлых культур, уже потерявшие ценность для общества новой исторической эпохи, но тем не менее воспроизводящие определённые виды общения и поведения людей.

Второй уровень культурных образований – программы, которые обеспечивают воспроизводство форм и видов деятельности, жизненно важных для данного типа общества и определяющих его специфику.

В третьем уровне, вырабатываются программы будущих форм и видов поведения и деятельности, соответствующих будущим ступеням социального развития.

 

6.2. Кризис культуры современного техногенного общества.

 

Авторский текст// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 693 – 727.

1. Каковы этапы развития кризиса культуры современного техногенного общества?

Начальной стадией была первая мировая война, которая породила деградацию культуры, наделяя ее туманными фактами о вере в прогресс. Общество не имеет указанного пути и цели.

Вторым этапом является Вторая мировая война, которая подвела Европу к грандиозной катастрофе, которая может уничтожить человека, лишь изменив природу.

2. Каковы основные характеристики кризиса культуры техногенного общества?

Подводя итоги критики западной культуры и техногенной цивилизации, которая развернулась в философии XX в., можно выделить основные характеристики кризиса этой культуры.

1. Основания, созданные еще в XVII в. Ф. Бэконом и Р. Декартом на которых закладывался фундамент культуры техногенного общества, в процессе развития к концу XX в. Выявили всю враждебность этой культуры по отношению к природе. Антропоцентризм и научная мысль позволяют рассматривать природную среду, окружающую человека, и в первую очередь живую природу, лишь как материал культуротворческой деятельности человека, игнорируя те тонкие взаимосвязи между геобиоценозами в системе биосферы Земли, которые возникли и функционировали задолго до появления человека. Тем самым культура, подрывая и разрушая эти взаимосвязи, в процессе своего развития создает условия, при которых само существование человека на Земле становится невозможным.

2. Кризис культуры современного техногенного общества проявляется в растущем разрыве между ускоряющимся технологическим прогрессом этого общества и сравнительно слабым и медленным развитием социально-этических характеристик современного человечества. Более того, растущая научно-техническая мощь современного Запада сопровождается деградацией его прежних моральных ценностей. Об этом свидетельствует рост социально-экономического неравенства уже не только между Западом и Востоком, Западом и Югом, но и непосредственно в самих странах Запада. На одном полюсе социальных отношений – как в свое время в Римской империи периода упадка – концентрируется почти не сдерживаемое удовлетворение самых изощренных фантазий богатых собственников, а на другом – подавленность, физическая и моральная деградация и нищета.

3. Кризис современной культуры выражается в растущем разрыве между высшими достижениями культурного развития человечества и массовым сознанием, который проявляется в феномене так называемой массовой культуры, нацеленной не на освоение высших культурных ценностей, а на потребление поделок современной рыночной индустрии развлечений. С феноменом массовой культуры тесно связан так называемый культурный империализм, когда образ потребительской жизни Запада насаждается через средства массовой информации и манипуляцию общественным сознанием как единственно возможный среди населения этой планеты.

4. Господство рыночной экономики ведет к ориентации человека на внешние достижения, оцениваемые и оплачиваемые на современном рынке труда, а не на осуществление человеком его личностных способностей и экзистенциальных ценностей.

5. Кризис современной культуры проявляется в ориентации человеческой личности на самоосуществление общественного прогресса и в низкой ответственности самой личности за то, что в действительности происходит в обществе.

Б.Л. Губман// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 706 – 709.

Западные мыслители единодушны в признании кризиса гуманистической культуры, но их понимание его истоков и путей преодоления сложившейся ситуации являет собой мозаику разнообразных идей и мнений:

1. Вопрос существования единого человечества, его прогрессивного социально-культурного развития по пути к лучшему будущему. О. Шпенглер объявил человечество «пустым звуком» и заговорил о закате западной цивилизации. Тойнби наоборот признавал единство человечества, прогресс в обогащении культурно-исторической традиции.

2. Экзистенциальная философия. М. Хайдеггер представил гуманизм общим итогом установки метафизической эпохи, пораженной субъективизмом, забвением бытия, а потому чреватой тягчайшими последствиями человека. Сартр считал культуру как проявление свободы человека. Г. Марсель предложил религиозно-нравственную перспективу исцеления гуманистической культуры Запада с помощью философской веры. К. Ясперс связывает преодоление современного кризиса с единением начал науки, гуманизма и религии. Х. Арендт считает, что защита гуманистических ценностей осуществляется самими людьми.

3. Констатация смерти человека в контексте современной культуры. Т. Адорно, М. Хоркхаймер и Г. Маркузе увидели антигуманизм во всевластии разума, запечатленного в культурных феноменах, постоянную опасность для жизненного начала, воплощенного в человеке, ту силу, которая неминуемо ведет к стандартизации и отчуждению.

4. Культурфилософия структурализма и поструктурализма. К. Леви-Стросс представлял наивысший тип гуманизма в равноправии различных культур и предполагающий единение человека с природой. Фуко придерживается идеалов свободного развития человека. Ж. Деррида

5. Синтез гуманизма и религии

Р. Шведер// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 713 – 714.

И. Валлерстайн// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 724 – 727.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.