Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия и образование. Современные проблемы философии образования.






 

Авторский текст// Практикум по философии: В 2-ух ч. Ч.2. Философия человека. – Мн., 2005. – С. 628 – 629.

1. Что такое образование? Как взаимосвязаны понятия «образование», «обучение» и «воспитание»?

Образование – творение образа человека. Образование включает в себя две составляющие – обучение и воспитание. Обучение – передача знаний, воспитание – организация характера. Обучение имеет своей задачей передачу и усвоение знания, обладает воспитательной значимостью. Вместе с тем обучение и воспитание выполняют различные задачи в процессе формирования личности. Воспитание приносит умение, но не дает полноты восприятия. Обученный ум – лишь продолжение прошлого, он не способен открыть новое. В сфере воспитания происходит максимальная актуализация отношений «человек – мир»: между индивидом и родом, человеком и природой, человеком и культурой, человеком и своим внутренним Я. Заброшен ли человек в мир или мир человеку преподнесен как дар – обе эти версии не противоречат друг другу, а утверждают полную неожиданность появления в мире самого человека.

Дж. Дьюи// Практикум по философии: В 2-ух ч. Ч.2. Философия человека. – Мн., 2005. – С. 650 – 653.

1. Какова цель образования вообще и в демократическом обществе в частности?

Цель воспитания по сути, всегда состояла в том, чтобы дать молодёжи те знания, которые необходимы ей для постоянного развития, постепенного становления человека как члена общества. Детям нужно дать равные возможности в жизни, обучая их основам конкретного знания, а затем предоставить им возможность самостоятельной жизни и реализации.

2. В чём заключается основной недостаток современного образования?

Изобретения и открытия в науке позволили создать множество тех вещей, которыми никто не смог бы пользоваться без необходимого минимума знаний и простого руководства по эксплуатации. Школьная программа пополнилась новыми предметами.

Изобретение различных моделей обучения, идея индивидуальных особенностей личности и взаимосвязь целей и интересов человека было либо неизвестны школьным учителям, либо были слишком новыми для их понимания.

3. Какие психологические открытия необходимо внедрить в процесс образования?

1. Человеческий мозг не способен к пониманию, если он находится в вакууме: факты, предлагаемые для изучения, для запоминания, должны иметь некоторое отношение к предыдущему опыту личности или к ее настоящим нуждам; знание развивается от частного к общему, а не от общего к частному.

2. Каждая личность отличается от всех других не только общими возможностями и характером; различия распространяется скорее на мелкие способности и качества и никакое количество дисциплин не устранит этого различия.

3. Старание человека невозможно без личной заинтересованности.

4. Каковы принципы «прогрессивной школы»?

Новые предметы должны быть предоставлены во взаимосвязи друг с другом, должны быть обозначены направления их развития и связи с реальной жизнью. Этот вывод является результатом стремления применить в школьной практике открытия психологической науки индивидуального обучения и индивидуальных различий.

5. Какова цель образования в прогрессивной школе? Чем она отличается от цели образования в традиционной школе?

Главная задача – адаптировать школьную программу к общественным нуждам. Прогрессивное воспитание акцентирует внимание на индивидуальном развитии и воспитании особых способностей или талантов, в ущерб изучению общественных норм, хороших манер и тому, как ладить со старшими. Метод достижения гармонии между демократическими принципами свободы личности и ее ответственностью за успешную работу всей группы в целом.

Э.В. Ильенков// Практикум по философии: В 2-ух ч. Ч.2. Философия человека. – Мн., 2005. – С. 669 – 674.

1. Почему слова знать и мыслить, с точки зрения автора являются синонимами?

Знать – значит самостоятельно обращаться с ним и разобраться в нем. Но мышление и есть не что иное, как способность обходиться с предметно умно, т.е. в соответствии с собственной природой. Мышление и есть реально функционирующее знание.

2. Каковы распространенные заблуждения относительно знания?

Эта парадоксальная ситуация возникает там, где предмета в действительности знают, а знают нечто иное. Фразы о нем. Слова, термины, формулы, знаки, символы и их устойчивые, отложившиеся в науке сочетания, усвоенные, заученные, вместо знания предмета – как особый предмет, объект, мир идеальных, абстрактных, призрачных предметов. Такое знание становится иллюзорным и не может служить подлинным знанием, мы лишь только подтверждаем факты а не суть знания вообще.

3. Кто является догматиком, а кто скептиком?

Воспитание догматика заключается в том, что ему предлагают для зазубривания горы готовых истин – формул, законов, правил и алгоритмов – и одновременно приучают смотреть на окружающий мир как на огромный резервуар примеров, эти истины подтверждающих. Он и привыкает замечать вокруг себя лишь правильность школьных прописей, а на остальное – не обращать внимания, как неправильное, не существенное. Скептик рассматривает проблему с обеих сторон, а догматик с одной. Скептик тогда перестанет быть скептиком, когда поймёт, почему один догматик думает одно, а другой – другое, по отношению к определённой вещи. Тогда он поймёт саму вещь, а не два одинаково абстрактных ее изображения. Он тогда догматиком третьего суждения, поскольку оба суждения для него будут ложны.

4. Почему учить мыслить означает учить диалектике? Что такое диалектика с точки зрения автора?

Диалектическое мышление – третья, высшая по сравнению с догматизмом и скептицизмом развития ума и человечества и отдельного человека – может показаться соединением того и другого. Диалектически мыслящий человек заранее взвешивает все «за» и «против». Он заранее учитывает все «против», их цену и вес и заранее готовит контраргументы. Когда мыслим – мы сомневаемся и выясняем, а правда ли то, что другие говорят?

К.Н. Вентцель// Практикум по философии: В 2-ух ч. Ч.2. Философия человека. – Мн., 2005. – С. 665 – 666.

1. Каковы необходимые условия космического воспитания?

Каждый ребёнок независимо от социального положения его родителей имеет право на существование, на свободное развитие всех заложенных в нем сил, способностей и дарований, т.е. право на воспитание и образование, сообразно его индивидуальностью.

2. Как должно осуществляться космическое воспитание и в чём заключается его цель?

Надо научить ребёнка сначала чувствовать себя частью маленького доступного ему для охвата сознанием уголка природы, частью поля, леса, луга, постепенно расширяя тот клочок земли, под которым он воспринимает себя как одно целое с природой.

Космос требует одного: чтобы отдаваясь земному и земным переживаниям, мы никогда не забывали о целостной единой космической жизни и о жизни человечества в целом.

Цель космического воспитания заключается в том, чтобы довести воспитанника до сознания общности своей жизни с жизнью космической, до сознания того, что он со всем космосом составляет одно нераздельно целое, которое развивается в каком-то направлении и что он хочет ли этого или не хочет, так или иначе принимает то или другое участие в этом процессе развития космической жизни.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.