Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как понималась философия в эпоху Нового времени.






Философия становилось метафизикой, основанной на разуме, познание мира и воспринимается как светское знание.

7. Что понимается под философией мыслители XIX в.?

Философия не есть учение о вселенной или о человеческой жизни – она есть учение о знании, она – не метафизика вещей, а метафизика знаний.

 

Н.Н. Моисеев// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн. 2007. – С. 653 – 658.

1)Каковы закономерности развивающегося универсума?

Основной закономерностью является цикличность развития, которая периодически сменяют стадию спокойного развития, стадией радикального кризиса и появления альтернативы – либо ты меняешься, либо ты погибаешь.

2)Как Н.Н. Моисеев интерпретирует понятие «бифуркация»?

Бифуркация — это одномоментное состояние, когда система, потеряв устойчивость, полностью теряет память, и ее последующая эволюция оказывается принципиально непредсказуемой, поскольку определяется только теми случайными факторами, которые в момент бифуркации действуют на систему. Такое представление о бифуркации является идеализированным. В реальности бифуркация — это тоже не­который протяженный во времени процесс кардинальной перестройки системы. Процесс бифуркации — это всегда процесс катастрофической перестройки сис­темы. Его последствия практически непредсказуемы, поскольку память системы оказывается ослабленной, а роль случайных факторов резко усилена.

3)Каковы основные бифуркации в истории человечества и как они были преодолены?

Первой в истории человечества бифуркацией стало появление и развитие человека. Изменения климата привели к тому, что австралопитек был вытеснен в саванны, но вместо того, чтобы погибнуть он встал на задние лапы и постепенно превратился из травоядного в хищника. Уже через 2 млн. лет объём мозга неоантропов возрос в два раза, на заре палеолита на Земле существовало уже не просто умное животное, а стал формироваться человек. Но он продолжал жить по генетическим законам. Он оказался перед проблемой утверждения табу «не убей». Наиболее развитые особи постепенно его утвердили и стали доминировать. Бифуркация закончилась не только утверждении общественной формы эволюции, но и сохранением единс­твенного вида человека — кромньёнца. Новая бифуркация началась накануне писанной истории и получила название – неолитической революции. Совершенствуя орудия труда человек быстро стал выше своих биологических конкурентов и почти истребил крупных копытных, на которых охотился. Человека могла постичь судьба лю­бого вида, сделавшегося монополистом в своей экологической нише: он должен был либо погибнуть, либо найти другую нишу. И этим выходом стало земледелие и скотоводство.

4)В чём заключается глобальные основания современного экологического кризиса?

Проблема кризиса может быть сведена к двум обстоятельствам фундаментального значения. Первое - неизбежно растущие аппетиты человека однажды превзойдут ре­сурсы беднеющей планеты. И не только в сфере производства пищи, но и любых других ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения растущего человечества. Ко второму обстоятельству относится то, что антропоген­ная нагрузка на биосферу непрерывно растет, причем с все возрастаю­щей скоростью, что грозит потерей устойчивости того квазиравновесия (или «устойчивого неравновесия» по Э. Бауеру), в атракторе которого происходит развитие рода homo sapiens. Индикаторами приближения к бифуркационному состоянию являются и неизбежное потепление климата, и утончение озонового слоя, и уменьшение биоразнообразия, и множество других фактов.

5)Каковы последствия экологического кризиса?

Борьба за исчезающие ресурсы оскудевающей планеты, в которой будут участвовать не кроманьонцы с их каменным оружием, а государства, владеющие арсеналами ядерных боеприпасов, достаточно, чтобы почувствовать весь дискомфорт надвигающегося времени. Но самое страшное - принципиальная непредсказуемость того, что ожидает биосферу, а значит, и человека в результате новой глобальной бифуркации.

Д. Белл// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 525 – 527.

1. Почему и каким образом технологии определяют историческое развитие общества?

По Беллу, историческое развитие стимулирует прогресс. Пример – появление электричества как расширение социальных связей и взаимодействия, а компьютер – инструмент управления массовым обществом, поскольку он является механизмом обработки социальной информации.

2. Как новые технологии определяют развитие экономической сферы общества?

Это установка на прогресс, а особенно появление новых средств передачи энергии – замена угля нефтью, развитие коммуникации и корпоративной власти рабочих через профсоюзы.

3. Каким образом технологии влияют на социальную жизнь, политику и духовное развитие общества?

Развитие общества имеет три инфраструктуры. Первое – транспорт – связь локалитетов общества и осуществляет перемещение товаров и людей. Вторая – средства передачи энергии. Третья – коммуникации – почта, газеты, телеграф, телефон, радио, телевидение, интернет.

Политический аспект – Информация – власть, доступ к информации – условие свободы. Государством ничего не контролируется и информация имеет идею свободного рынка.

4. Каким Д. Беллу видится будущее человечества?

Постиндустриальное общество представляет 2 поворотных пункта:

1. изменение самого характера науки. Наука как «всеобщее знание» стала основной производительной силой современного общества.

2. освобождение технологии от своего императивного характера, почти полное превращение ее в послушный инструмент. Современная технология открывает множество альтернативных путей для достижения уникальных и вместе с тем разнообразных результатов, при этом неимоверно возрастает производство материальных благ.

 

С. Хантингтон// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 528 – 530.

1. Каким видит С. Хантингтон современный мир?

Глобальная политика многополюсна и полицивилизационна; модернизация отделена от вестернизации: распространения западных идеалов и норм. Баланс влияния между цивилизациями смещается: относительное влияние Запада снижается; растёт экономическая, военная и политическая мощь азиатских цивилизаций; демографический взрыв ислама имеет дестабилизирующие последствия для мусульманских стран и их соседей; не-западные цивилизации вновь подтверждают ценность своих культур. Возникает мировой порядок, основанный на цивилизациях, имеющие культурные сходства, сотрудничают друг с другом; попытки переноса обществ из одной цивилизации в другую оказываются бесплодными; страны группируются вокруг ведущих или стержневых стран своих цивилизаций.

2. Что лежит в основе отличительных характеристик современных цивилизаций?

Цивилизация является наивысшей культурной ценностью. Деревни, районы, этнические группы, национальности, религиозные группы – у них у всех сформирована культура на различных уровнях гетерогенности. Культура деревни на юге Италии может отличаться от культуры деревни на севере Италии, но они будут разделять общую итальянскую культуру, которая отличает их от немецких деревень. Европейские сообщества будут обладать общими культурными чертами, которые отличают их от китайских или индийских обществ. Китайцы, индусы и жители Запада не являются частями культурной категории более высокого порядка. Они образуют разные цивилизации. Таким образом, цивилизации – наивысшая культурная общность людей и самый широкий уровень культурной идентификации, помимо того, что отличает человека от других биологических видов. Она определяется как общими объективными элементами, такими как язык, история, религия, обычаи, социальные институты, так и субъективной самоидентификации людей.

3. Каковы причины конфликтов в современном мире?

Современная цивилизация находится на линии разлома, которые могут привести к нежелательным последствиям. Проблема в том, что западная цивилизация стремится к универсальности, а не уникальности, считая, что они должны править всем миром, а не собой. А если она будет уникальна, к ней будут стремиться все и ставить в пример.

4. К чему призывает цивилизацию современного Запада С. Хантингтон?

Он призывает к уникальности своей цивилизации, а не универсальности в мировом сообществе. Принять полицивилизационный характер мира и сотрудничать между собой в качестве поддержки.

5. Каковы альтернативы будущего развития человечества?

Будущее и мира, и Цивилизации зависит от понимания и сотрудничества между политическими, духовными и интеллектуальными лидерами главных мировых цивилизаций. В столкновении цивилизаций Европа и Америка будут держаться вместе – либо погибнут поодиночке. В более масштабном столкновении между Цивилизацией и варварством, цивилизации должны держаться вместе, или же погибнут поодиночке. Политика, основанная на цивилизациях является самой надёжной мерой предупреждения войны.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.