Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема определения понятия философии. Философия как сущностная характеристика бытия человека.






Раздел 1. Взаимосвязь философии и науки в исторической динамике культуры

 

Тема 1. Статус и предназначение философии в жизни общества

 

Проблема определения понятия философии. Философия как сущностная характеристика бытия человека.

 

Авторский текст// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 6, 8, 12, 15 – 17.

 

1. В чём заключаются трудности определения философии?

Трудности определения философии исходят из того, что невозможно дать простое и ёмкое определение понятия. Невозможно определить из истории философии, чем занимается философия и что она собой представляет. Назвать что философия – наука об обществе тоже недостаточно – есть другие науки, которые этим занимается. Невозможно определить её и из искусства и религии, поскольку для философии любая религия – лишь направление того или иного течения, также и с искусством. Таким образом, чёткого понятия нет потому, что невозможно на философию чем-то повлиять т.к. она существует сама по себе.

2. Почему вопрос о сущности философии подводит нас к вопросу о сущности человека?

Как говорит М. Хайдеггер, вопрос о том, что такое философия приводит нас к вопросу о том, кто такой человек, который философствует. Тем более, самым первым объектом человека, который философствует, является он сам. Ведь спрашивая себя о смысле жизни, мы спрашиваем о том, какую роль мы играем в этой жизни и подводим себя к трём вопросам Канта: что я могу знать?, что я должен делать?, на что я могу рассчитывать? и подводим себя к главному вопросу, кто мы такие?.

3. Почему личностный характер философии наиболее ярко проявляется в наше время?

Все люди по рождению философы, но ни у каждого актуализируется эта способность. Чтобы актуализировать эту характеристику бытия человеку необходимо проблематизировать те основания культуры, из которых вытекают уже готовые ответы на фундаментальные вопросы бытия. З. Бауман говорил, что в кризисную эпоху, подобную нашему времени, вопрос, который задаёт исследователь, может быть ценнее, чем ответ на него. В силу того, что современная техногенная цивилизация находится в кризисе, то многократно возрастает ответственность каждого человека за все происходящие на планете события. Осознание проблем, без чего невозможно искать, выход требует самостоятельного философствования.



 

М. Хайдеггер// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 6 – 9.

1. Можно ли отождествлять науку и философию?

Нет. Поскольку философия ещё не достигла зрелости науки и не имеет чёткую концепцию, а выступает как сборище концепций. Тем более любая наука имеет чёткий план действий и чёткое занятие, например: история – наука о прошлом, физика изучает движения тел и законы природы, биология – физическое устройство человека, животных и растений, математика управляет числами и проводит операции с ними, Что изучает философия – до сих пор нет ответа среди учёных. Сказать всё – невозможно, наука о смысле жизни тоже невозможно, поскольку понятие смысла жизни зависит от самого человека.

2. Можно ли рассматривать философию как мировоззрение?

Нет. Поскольку мировоззрение – взгляд на мир в целом и относится к отдельному человеку, а не ко всему обществу, у каждого свои взгляды, установки, убеждения. Философия – исследование сборища мировоззрений, которые могут быть и противоположны между собой, а не отдельная точка зрения, которой должны обязательно соответствовать.

3. Можно ли узнать, что такое философия из сравнения философии с искусством и религией?

С религией итак всё понятно и сравнивать её не с чем, поскольку для философа религия – сборник взглядов на ту или иную сферу жизни, которой должны придерживаться иначе их постигнет какая-то опасность или несчастный случай, т.е. концепция обязательная для жизни. Философия – это, в первую очередь, сборище концепций, которые необязательно придерживаться и за это ничего не будет. Что касается искусства, то оно изучает образы и пытается с помощью философии их осмыслить, но не обязательно оно будет правильным, поскольку может существовать совершенно другое осмысление, а даже и третье.

4. Можно ли определить, в чём сущность философии, из истории философии?

Нет. Поскольку история философии – олицетворение взглядов отдельных учёных на проблему понятия философии, но это не даёт определения философии – рассказ о том, как они понимали, что такое философия и что она делает вообще.

Итог: Философия – самая трудная наука в определении, поскольку нельзя найти точного понятия и осмысления. Хайдеггер чётко определил, что нет точного разъяснения понятия, поскольку она не имеет связи ни с наукой, религией, искусством и самое главное с мировоззрением. Единственное, что можно точно определить, что философия изучает общество, но и здесь требуется уточнение: потому общество изучают все науки, взять духовную сферу общества тоже неправильно, поскольку непонятно какое именно место занимает она в этой сфере. Так что чёткого определения нет. Единственное –это отождествление науки и философию, ведь в объединённой пропорции, наука тоже не имеет чёткого определения и находится в разобщённой категории. Но философия не может быть равна науке чисто по определению, потому что главным объектом у нее является человек и общество, а не всё, что валяется под рукой.

 

М. Хайдеггер// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 12 – 15.

1. К какому новому вопросу приводит размышление о том, что такое философия?

Философию нельзя уловить и определить окольным путём и в качестве чего-то другого, чем она сама. Она требует, чтобы мы смотрели не в сторону от нее, но добывали ее из нее самой. Философия определяется только тогда, когда мы философствуем. Философия есть философствование. Просто повторяя одно и то же, мы как бы выговариваем правду. С помощью философии мы выясняем какую роль мы занимаем в обществе, кто мы есть. Философия – мы это как-то вскользь и зачем мы здесь. Философия – последнее выговаривание и последний спор человека.

2. В чём смысл философии Новалиса?

Новалис определяет смысл философии в том, что она ностальгия, тяга повсюду быть дома, т.е. ищем свой дом, своё место в жизни, определяем, где заложить фундамент и впоследствии гармонию жизни, стремление к конечности, к своему дому.

3. Каковы главные проблемы философии с точки зрения Хайдеггера?

То, что человек, когда находится в пограничной ситуации и ставит вопрос о смысле бытия и бытия вообще, не прикладывая особых усилий, берёт иное мировоззрение и перекладывает под своё или выбирает из веера готовых ответов. И философия теряет свой статус и становится не нужной для человека. Зачем думать, когда есть всё под рукой.

4. В чём заключается особенности философского мышления и понятий философии?

Основные понятия тут – не обобщения, не формулы всеобщих свойств некоторой предметной области (животное, язык), но понятие особенного рода. Они схватывают каждый раз целое, они предельные смыслы, вбирающие понятия. Но они и охватывающие понятия во втором, связанном с первом смысле: они всегда захватывают заодно и понимающего человека и его бытие – не задним числом, а так, что первого нет без второго, и наоборот. Метафизическая мысль есть мышление охватывающими понятиями в двояком значении: мысль, нацеленная на целое и захватывающая экзистенцию.

 

Жиль Делёз//Практикум по философии: В 2-х ч. Ч.1. – Мн., 2004. – С. 22 – 26.

1. Что отличает мудреца от философа? При каких условиях возможно возникновение философии?

Между философом и мудрецом различие не просто в степени, словно по некоторой шкале: мудрец мыслит фигурами, а философ изобрёл Концепты, и начал мыслить ими. Философ – друг мудрости или влюблённый в неё и претендует на неё милость.

2. Что такое концепт и какую роль он выполняет в философии? Чем не является философия?

Концепты – это не обязательно формы, находки и продукты. Философия – дисциплина, состоящая в творчестве концептов. Другими словами, концепты – сами творения самих философов. Предмет философии – творить все новые концепты. Философия не созерцание, не рефлексия и не обретает окончательного прибежища и в коммуникации, которая потенциально работает только с мнениями, дабы сотворить консенсус, а не концепт. Философия не занята ни созерцанием, ни рефлексией, ни коммуникацией. Созерцание, рефлексия и коммуникации – это машины, с помощью которых в любых дисциплинах образуются Универсалии.

3. С какими соперниками сталкивается философия и чем разрешается спор между ними?

Сначала подменить её желали гуманитарные науки, особенно социология. Далее настала очередь эпистемологии, лингвистики, даже психоаналитики, а равно и логического анализа. Наконец, до полного позора дело дошло тогда, когда самим словом «концепт» завладели информатика, маркетинг, дизайн, реклама – все коммуникационные дисциплины, заявившие: это наше дело, это мы творцы. Главный вопрос философии – найти ту единственную точку, где соотносятся между собой концепт и творчество, поскольку она встречает соперников внутри себя самой, и решает таким образом свои проблемы.

Итог: Судя по мнению Делёза, суть философии состоит в творчестве концептов, однако непонятно, что такое концепты и в чём их предназначение. Можно предположить, что концепты – это так званые универсалии или так званые размышления. Единственное, чем нельзя согласиться – это то, что философия не является рефлексией. Не понятно, почему философия творя концепты, не может их проанализировать, найти их призвание, то есть то, для чего они созданы. Также философия не может анализировать, поскольку её миссия – творчество концептов, а не их уничтожение.

 

Н.А. Бердяев// Практикум по философии: В 2-х ч. Ч.1. – Мн., 2004. – С. 34.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.