Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности мифологии как исторического типа мировоззрения






Авторский текст/ Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 142 – 155.

1. Каковы основные характеристики мифологического мышления?

Миф – господствующая форма духовной жизни архаического общества. Через неё прошли в своем развитии все нации Земли. Прежде чем контролировать и социализировать силы живой природы и силы космоса, общество должно было научиться контроли­ровать биопсихическую энергию самого человека и создавать те необходимые социальные условия (нормы хозяйственной совместной деятельности, соци­ального поведения, межличностных отношений), при которых этот контроль был бы возможен. Поэтому даже небольшие племена с самой примитивной орудийной технологией демонстрируют очень развитую систему социальных отношений и морально-нравственных норм. Мифологическое мышление характеризуется следующими чертами: характеризуется синкретизмом

(-Нерасчлененностью) отдельных форм общественного сознания, которыесовременный человек четко отличает друг от друга, например, религию и науку, искусство и мораль. Особенно ярко проявляется отсутствие жесткой грани между сверхъестественным и естественным; архаическое общество не имеет гарантированной защиты от природы. Это общество полностью контролируют биопсихическую жизнь своих членов.. Поэтому первобытный род как социальное целое воспринимает себя в мифе как природное тело, а природа воспринимается им как социальное тело рода. Освоение же неизвестных явлений в природе с помощью того, что выходит за пределы контроля архаи­ческого сообщества, порождает такие феномены мифологического сознания как магия, тотемизм и анимизм; отсутствие причинно-следственных объяс­нений тех или иных природных процессов; особенностью мифологического мышления является образ­ный язык мифических сказаний, с помощью которого в культуре архаического общества передавались знания и верования, заложенные в этих сказаниях, от одного поколения к другому; мифологическое мышление не требует никаких доказательств относительно того, что в мифе утверждается. Миф как определенная система мировоззрения может существовать только при условии абсолютного доверия всех членов архаического общества как не дифференцируемого социального целого к тому, о чем в мифе говорится; особенности мифологического мышления определяются практически полной зависимостью человека и общества на архаической стадии его раз­вития от стихийных сил природных процессов.

2. Как в мифе понимаются общество и человек?

В мифе социальные нормы, регулирующие жизнь пер­вобытного общества, воспринимаются как нормы самих анимистических сил природы. Нарушение этих норм даже одним членом общества может привести к гибели весь первобытный род. Именно поэтому в первобытном обществе не может существовать институт личности, утверждающий авто­номию отдельного индивида по отношению к социальному целому. Однако практически полная зависимость архаического сообщества от природы обес­печивает социальное равенство всех членов этого общества и специфику первобытного коммунизма. Практически полная зависимость первобытного коллектива от окружающей природной среды делают необходимым его единство, исключающее одновременно и автономию индивида по отношению к социальному целому и в то же время любой вид социального неравенства. Однако превращение в мифологическом мышлении социальных норм в природно-сверхъестественные нормы жизни общества способствует «очеловечиванию», социализации самого индивида, поскольку эти нормы регулируют биологические инстинкты индивида, под­чиняют его стихийные природные характеристики социальным отношениям связям, делают человеческое существо социальным.

Л. Леви-Брюль// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 142 – 144.

1. Как Л. Леви-Брюль интерпретирует понятие «коллективные представления»?

Под этой формой деятельности сознания следует разуметь у первобытных, людей не интеллектуальный или познавательный феномен в его чистом или почти чистом виде, но гораздо более сложное явление, в котором то, что собственно считается у на с «представлением», смешано ещё с другими элементами эмоционального или волевого порядка, окрашено и пропитано ими.

2. Что он имеет в виду, говоря о мистическом и пралогическом характере мышления первобытного человека?

Для первобытного человека, который принадлежит к тотемистическому обществу, всякое животное, всякое растение, всякий объект, хотя бы такой как звёзды и луна, наделён определённым влиянием на членов своего тотема, класса или подкласса, определёнными обязательствами в отношении их, определёнными мистическими отношениями с другими тотемами. Весь психофизиологический процесс происходит у них также как у нас.

3. Как первобытный человек понимал взаимосвязь общества и природы?

Общество всегда зависимо от природы. Люди поклонялись природе и всякие стихийные явления – помощь, либо кара богов и поэтому нужно принести какую-то жертву, чтобы утолить жажду Матери Земли.

 

К. Леви-Стросс// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 144 – 146.

1. В чём сходство и отличительные черты современного и мифологического мышления?

Фундаментальный постулат науки – то, что сама природа занимается упорядочиванием и если верно, что систематика отражает такое упорядочивание, то термины систематики и теоретической науки можно рассматривать в качестве синонимов. А ведь это требование порядка лежит в основании мышления, называемого нами первобытном, поскольку лежит в основании всякого мышления, признав наличие этих общих свойств, нам будет легче приступить к тем мыслительным формам, которые представляются весьма чуждым нам. «Каждая сакральная вещь должна быть на своём месте».

Главные различия: Первое различие между магией и наукой заключается в том, что одна из них постулирует всеобщий и полный детерминизм, в то время как другая действует, различая уровни, и только некоторые из них допускают формы детерминизма, непреложные для других уровней. Но нельзя ли пойти дальше и рассмотреть строгость и точность, подтверждаемые магическим мышлением и ритуальной практикой, в качестве выражения бессознательного постижения истины детерминизма как способа существования научных феноменов, приняв, что детерминизм в целом угадывался и осуществлялся до того как быть познанным и почитаемым. Магические верования и обряды оказались бы тогда выражением веры в науку, которой ещё предстоит родиться.

Итак, вместо того, чтобы противопоставлять магию и науку, стоило бы расположить их параллельно, как два способа познания не равных по теоретическим и практическим результатам (ибо при таком подходе верно, что наука достигает больших успехов, чем магия, хотя магия предуготавливает науку в том смысле, что она иной раз преуспевает), но не по роду ментальных операций, которыми обе они располагают и которые отличны не столько по своему характеру, сколько по типу явлений, к каковым они прилагаются.

2. В чём заключается функция мифа?

Существует 2 различных способа научного мышления, являющиеся функциями (конечно, не неравных стадий развития человеческого разума) двух разных стратегических уровней, на которых природа подвергаются атаке со стороны научного познания, один приблизительно прилажен к восприятию и воображению, другой расторможен, как если бы необходимые связи, составляющие предмет всякой науки, будь то неолитическая или современная, могли постигаться двумя различными путями – весьма близким к чувственной интуиции и другим, более отдалённым от нее. Любое классифицирование имеет превосходство над хаосом, и даже классификация на уровне чувственных качеств – этап в направлении к рациональному порядку.

 

Ф. Кликс// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 149 – 153.

1. Каковы характерные особенности и функции архаического мышления?

Характерные особенности: а) - высокая степень слияния индивида с окружа­ющей его природой. Непосредственная и постоянная конфронтация с силами физического мира и биологического окружения, масштабы кото­рых превышают возможности воображения отдельного человека, создает очень эмоциональное и в конечном счете глубоко личное отношение к этим силам. Наиболее яркое выражение это находит в анимистическом мышлении, которое населяет природу божествами, демонами и духами; б) высокая степени интеграции индивида и социального сообщества, интеграции личности и рода. Род указывает на происхождение. Это су­щественное свойство тотемистической символики и ритуалов. Общий предок выступает как источник всех предписаний и начало всех правил совместной жизни. Его установления и санкции должны быть приняты каждым, они образуют «кодекс», закон. Эта общность истории опреде­ляет родство. Тотемный предок содействует закреплению характерных общих черт членов племени; в) высокая эмоциональная чувствительность и аффективная напряженность обще­ния. Отчасти это могло быть связано с относительной неустойчивостью жизненных условий. Неопределенность вызывает высокий уровень возбудимости, который - по сравнению с эмоционально устойчивыми ситуациями познавательной достоверности и надежности - значительно ускоряет формирование аффектов страха или гнева.

Функции архаического мышления: 1) непознанное, новое, незнакомое в событиях, воздействиях и явлениях природы интерпретируется по аналогии с известным. Так, гром или наводнение считается наказанием некоего могущественного существа за оскорбление, пренебрежение или нарушение заветов. Та­ким образом, неизвестное становится объяснимым; 2) необходимо рассматривать в связи с организацией совместной жизни. Отождествление индивида с родовыми правилами создает сеть социальных связей. С дифференциацией разделения труда интересы отдельных членов племени расходятся. Но опасность разрыва социальных связей должна быть пресечена. Поэтому для противодействия индивидуалистическим тенденциям создается различная контрмотивация, в том числе и основанная на эмоциях страха; 3) Выработка табу как запрета на неприемлемое поведение Общность прародителя, с которым связывается история и сов­ременное родство, закрепляется нормами поведения, фиксированными в заповедях и запретах, каждая заповедь одновременно является запретом, который нельзя нарушать, а каждый запрет - заповедь, которой надо следовать. Это единство противоположностей находит свое концентрированное выражение в правилах поведения, связанных с тотемом, — в табу; 4) Мифы интерпретируют все по образу и подобию человека как животных так и растения, объясняют даже то что объяснить нельзя – смерть.

2. Как фиксируется в мифе нормы социальной жизни первобытного общества?

Общность прародителя, с которым связывается история и сов­ременное родство, закрепляется нормами поведения, фиксированными в заповедях и запретах. Ведь каждая заповедь одновременно является запретом, который нельзя нарушать, а каждый запрет - заповедью, которой надо следовать. Это единство противоположностей находит свое концентрированное выражение в правилах поведения, связанных с тотемом, — в табу.Нарушивший табу является виновным в глубочайшем смысле этого слова. Табу в самом себе несет наказание: сознание отверженности, неполноценности, дискриминированное™. Вместе с рефлексией над самим собой возникает совесть как сосредоточенная на своем «я» норма принятой системы социальных ценностей. Самообвинение становится выражением заслуженного наказания. В этом заключается решающее обстоятельство: табу действенно, поскольку в качестве нормы оно уко­реняется в вере, и, следовательно, его нарушение затрагивает ценнос­тные структуры личности. Это вызывает столь глубокое чувство вины, что оно, как показывают примеры, может привести даже к психогенной смерти.

3. Как в мифе интерпретируется окружающий человека мир?

Мифы интерпретируют все по образу и подобию человека. По­буждения животных сходны с мотивами людей, растения разговарива­ют, у камней обнаруживаются те или иные желания. Мифы объясняют даже то, что не имеет объяснения: преодоление смерти или действие сверхъестественных сил. Тем самым они обосновывают магию, задачи которой состоят в создании желаемого будущего. В магических обрядах о духах и демонах говорится так же, как о живых людях: их задабривают вкусной едой или изгоняют заклинаниями, обращенными к тотему. Сила волшебства следует из веры в силу мыслей и слов, в причинное дейс­твие представлений. В самых различных формах колдовства сущность магической активности всегда состоит в попытке произвести необходимые реальные изменения одной только силой мысли. Для старейшин это довольно рискованная игра, ибо подтверждения могут носить лишь случайный характер.

4. В чём заключается социальные причины изменения мифологического мышления в процессе возникновения первых цивилизаций?

Между 12 тыс. и 10 тыс. лет до н.э. в северном полушарии, пре­жде всего на широтах Средиземного моря, произошла относительная стабилизация климата. В Малой Азии, Иордании, Двуречье Тигра и Евфрата, а также в долинах Нила, Инда и Хуанхэ сложились особенно благоприятные климатические и природные условия. Хотя лето было жарким, длительные периоды засухи отсутствовали. Главное, что вполне умеренные температуры были характерны и для короткой зимы. В этих районах происходило увеличение плотности населения и поселений, которые все больше приобретали характер родного очага для ряда поко­лений обитателей. Одним из таких районов была долина реки Иордан, где имелись сохранившиеся до сих пор крупные источники пресной воды. Здесь около 10 тыс. лет назад появился один из первых городов - Иери­хон. Он был разрушен, а затем построен вновь. Вся эта ранняя система концентрации власти держалась, прежде всего, на эксплуатации человека человеком. Она регулировалась правила­ми и законами, которым приписывалось божественное происхождение. То, что в тотемизме служило задаче стабилизации социальных отно­шений, было сохранено. Только теперь это было поставлено на службу личной власти, обеспечения экономических преимуществ высших слоев и каст. Складывались легенды и мифы о силах, возможностях и подвигах | царей. Так, согласно сообщению о делах фараона Тутмоса, он «убил од­ним ударом семь львов, а затем расправился с двумя дикими буйволами». Мифы должны были доказать божественный характер царской власти, Древнейшие из них передавались устно от поколения к поколению.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.