Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия как феномен культуры. Функции философии.






 

Авторский текст// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 16 – 17, 33 – 34, 35.

1. Почему личная способность каждого человека к постановке и решению философских проблем не всегда актуализируется? От каких условий зависит актуализация этой способности человека?

Для того, чтобы актуализировать эту характеристику своего бытия и превратиться из философа потенциального в философа действительного, человеку необходимо проблематизировать те основания культуры, из которых вытекают уже готовые ответы на фундаментальные вопросы его существования. чаще всего зависит не только от волевых усилий отдельной личности, но и является следствием криза определенных оснований культуры, когда старые ответы на вечные вопросы уже не могут удовлетворённо ориентировать человека в изменившемся мире.

Большинство людей выбирают готовые ответы на вопросы, которые успешно ориентируют отдельного человека в определённой системе ценностей.

2. Почему определение философии как рефлексии над универсалиями культуры помогает более адекватно решать проблему исторического развития философии?

Через неё философия ищет новые пут своего развития, снимается та неопределенность этого понятия, которая была связана с многообразием обликов философии в её историческом развитии. Это многообразие определений философии, которые давали ей многие мыслители прошлого, связано с тем, что она каждый раз выдвигала разные задачи, которые стояли перед культурой на определённом этапе её развития. Решая эти задачи, философия приобрела именно те черты, которые были характерны именно для данного этапа развития культуры. В современных глобалистских условиях существуют и ещё долгое время будут существовать многообразие различных форм культуры и религии. Попытка запада осуществить культурный империализм в странах третьего мира путём насаждения стереотипов западной культуры вызывают обратную реакцию, растёт экстремизм и религиозный фундаментализм. В диалоге культур решающую роль должны сыграть философия как рефлексии над универсалиями культуры. В процессе этой рефлексии будет осуществлён возможный синтез культурных традиций различных регионов народов земного шара.



3. Чем отличается великий мыслитель от «простого человека»? В чём заключается актуальность философии в нашу эпоху?

Мыслитель всегда ищет и сопоставляет истины и смыслы жизни. А простой человек выбирает их из веера смыслов или профессий. Но если мыслитель ошибается, то он может поправиться или развить свою мысль так, что может создать свою критику. Простой человек занимается своим делом и мыслит только тогда, когда ему это нужно.

Что касается актуальности, то в связи с упадком опоры науки и кризиса техногенной цивилизации, человечество ищет выхода и философия как рефлексия над универсалиями культур помогает или вызывается помочь решить ее и избежать ее повторения.

Философия в современной культуре. Дискуссия ведущих российских философов// Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 17 – 32.

1)Как ведущие современные философы определяют понятие философия?

В.А. Лекторский считает, что философия всегда была высшей формой авторефлексии культуры, анализом предельных оснований познания, деятельности и оценки. Это всегда был своеобразный сплав теоретических констатаций и нормативных прескрипций, сплав исследования и проектирования. Имела две ипостаси, с одной стороны, это была критика существующего положения дел и построение определённого идеала знаний.

В.С. Стёпин, согласен с Марксом: «философия – живая душа культуры, квинтэссенция культуры, эпоха, высказанная в мысли».

А.А. Гусейнов: Философия показывает, как мысль связана со смыслом, переходит в смысл и сама зависит от него. Это своего рода утопия культуры.

В.В. Миронов: философия есть по сути некое семиотическое, смысловое пространство, которое носит вневременной характер и внутри, которого все философы являются равноправными дискурсивными партнёрами.

И.Т. Касавин: философия немыслима без понимания её как игры в бисер, элитарной интеллектуальной забавы, которой человек если хочет может предаться если достигнет определённого уровня интеллектуального развития.

В.М. Межуев: философия есть поиск истины свободными, равными друг другу и рационально мыслящими людьми, не знающими заранее истину, но убеждёнными в её существовании, способ общения людей по поводу общей для них истины.

2)Что такое с точки зрения В.С. Стёпина, универсалии культуры?

Это те жизненные смыслы, которые заключены в понимании человека, его деятельности, природы, пространства и времени, причинности, справедливости, свободы, истины, добра и зла. Своеобразный системообразующий фактор культуры. Универсалии обеспечивают селекцию, отбор и включение в поток культурной трансляции постоянно развивающегося социального опыта. Они становятся категориальной структурой их сознания, задают некоторый целостный образ человеческого мира, который называется мировоззрением. У.К. представляют собой своего рода предельно обобщенную программу социальной жизни, обеспечивают воспроизводство того или иного типа общества и предстают как его культурно-генетический код.

3)На каких этапах развития общества возникает необходимость пересмотра смыслов универсалий культуры?

В.С. Стёпин: В жизни общества периодически возникают такие состояния, когда оно уже не может ответить на исторические вызовы, сохраняя прежний уклад жизни, когда ранее сложившиеся смыслы универсалий уже не способны обеспечить сцепление и взаимодействие новых и традиционных видов и способов деятельности, поведения и общения людей. В такую эпоху, когда утрачиваются старые мировоззренческие ориентиры, люди начинают задавать вопросы: что такое справедливость, добро и зло и т. д. Постановка таких вопросов – первый шаг к философии.

4)Какую роль играет философия в процессе развития культуры?

В.А. Лекторский: во всех случаях формулировка идеала философии была не просто чем-то фантастическим, а всегда была связана с обнаружением и анализом реально существующих оснований разных форм культуры и выявлением реальной возможности их изменения. Философия, таким образом, всегда играла роль бродильного элемента в культуре, роль силы, которая динамизировала культурное развитие.

В.С. Стёпин: Философское познание способно генерировать новые мировоззренческие смыслы и тем самым вносить мутацию в культуру, подготавливая кардинальные изменения социальной жизни. Причём философия выполняет эту функцию не только в эпоху кризисов, но и систематически, заготавливая заранее идеи, которые могут понадобиться в будущем.

А.Ф. Зотов: исследование перспектив, участие разработке и экспертизе социальных и культурных проектов.

5)Каковы основные черты кризиса культуры современного техногенного общества?

В.С. Стёпин: Сегодня человечество переживает эпоху, когда ломаются базисные ценности техногенной цивилизацию. Возникает общество гигантских рисков и обострения глобальных кризисов. Всё отчетливее возникает проблема стратегии человеческой жизнедеятельности. Речь идёт о поиске нового типа цивилизационного развития. Бурно протекаю протекающий технологический процесс выдвигает целый ряд новых мировоззренческих проблем, которые ещё предстоит осмыслить. Самоценностью новой цивилизации является изобретение новых технологий и их внедрение. Если говорить о проблематизации глубинных, базисных ценностей техногенной цивилизации, то они пока воспроизводятся и еще не достаточно проблематизируются.

В.В. Миронов: Локальные культуры начинают терять свою локальность. Образуется новая общая система ценностей. Современное коммуникативное пространство погружает культуру внутрь себя. Данное пространство глобально и оно возникает вне конкурентной локальной культуры. В результате этих процессов культуры обращаются не за счёт смысловой адаптации, переводя неизвестные им смыслы иной культуры на свой язык, а за счёт совпадения компонентов. Шоу как выражение сути современной культуры проникает на все уровни современного общества, а граждане становятся пассивными зрителями, воспринимающим всё, что ему дадут.

6)Чем отличается современная философия от классической?

В.С. Стёпин: Классическая фил. стремилась построить окончательные и абсолютно истинные системы философского знания. Она предлагала их как лучшее устройство человеческого мира, но чаще они не реализовывались на практике и в них содержались утопические элементов. Культура селективно отбирала то, что было ей необходимо в тех или иных ситуациях социального развития. Неклассический тип меняет стратегию исследования. Классическая фил. считает, что между предметом и бытием и познающим разумом нет никакого посредника. Неклассический подход обнаруживает, что между разумом и бытием есть посредник – это деятельность и язык. Этот посредник соединяет бытие и разум, включая в себя компоненты обоих полюсов. Он не является беспредпосылочным разумом и имеет социокультурную обусловленность. Поэтому невозможно построить абсолютно истинную философскую систему.

7)Как взаимосвязаны свобода и философия?

В.М. Межуев: философия есть поиск истины свободными, равными друг другу и рационально мыслящими людьми, не знающими заранее истину, но убеждёнными в её существовании. Ещё Кант определял свободу как способность человека ставить перед собой любые цели. Но разве есть наука, которая строит картину мира на основании целей – божественных или человеческих, т.е. на основании свободы? На это способен только философ, который судит о мире не только по тому, что обнаруживает в опыте внешнего наблюдения и эксперимента, но и в соответствии со своими представлениями о желаемом, должном, идеальном. Наука в своих суждениях и понятиях вынуждена сообразовывать с данными опыта, философия способна выходить за его пределы, выражать в своих идеях то, что на данный момент может реально и не существует, но представляется предельно мыслимым основанием любого существования. В этом, собственно, и стоит свобода философского поиска.

 

 

В.С. Стёпин// Практикум по философии: В 2-х ч. Ч.1. – Мн., 2004. – С. 74 – 79.

1. Как определяется понятие культуры? Какова структура культуры?

По К. Марксу философия – живая душа культуры, квинтэссенция культуры, эпоха, высказанная в мысли. Внешне культура предстаёт как сложная смесь взаимодействующих между собой знаний, предписаний, норм, образцов деятельности, идей, проблем, верований, обобщённых видений мира и т.д. Культура - сложноорганизованный набор надбиологических программ человеческой жизнедеятельности, программ, в соответствии с которыми осуществляются определённые виды деятельности, поведения и общения.

2. Что такое универсалии культуры? Каковы их содержание, уровни и функции?

Универсалии – надбиологические программы, основания культуры, которые выступают как предельно обобщённая система мировоззренческих представлений и установок, которые формируют целостный образ человеческого мира. В структуре выделяются два основных блока. Первые из них образуют категории, в которых фиксируются наиболее общие характеристике объектов, преобразуемых в деятельности: «пространство», «время», «движение», «вещь», «свойство», «отношение», «количество», «качество», «причинность». Второй блок универсалий культуры составляют категории, характеризующие человека как субъект деятельности, структуры его общения, его отношений к другим людям и обществу в целом, к целям и ценностям социальной жизни. Например: человек, общество, я, другие, труд, сознание, истина, добро, красота, вера, надежда, долг, совесть, справедливость, свобода.

Функции универсалий:

1. Они обеспечивают сортировку многообразного, исторически изменчивого социального опыта. Этот опыт рубрифицируется соответственно смыслам универсалий культуры и включается в процесс трансляции и передаётся от человека к человеку, от одного поколения к другому.

2. Универсалии культуры выступают базисной структурой человеческого сознания, их смыслы определяют категориальный строй сознания в каждую конкретную историческую эпоху.

3. Взаимосвязь универсалий образует обобщенную картину человеческого мира, то, что принято называть мировоззрением эпохи. Эта картина, выражая общие представления о человеке и мире, вводит определённую шкалу ценностей, принятую в данном типе культуры, и поэтому определяет не только осмысление, но эмоциональное переживание мира человеком.

3. Чем определяется динамика культуры в истории человечества? Какова роль философии в этой динамике?

Динамика культуры связана с появлением одних и отмиранием других надбиологических программ человеческой жизнедеятельности. Они образуют сложную развивающуюся систему, в которой можно выделить три основных уровня:

1. Реликтовые программы, представляющие своеобразные осколки прошлых культур, уже потерявшие ценность для общества новой исторической эпохи, но, тем не менее, воспроизводящие определённые виды общения и поведения людей (приметы, обычаи и суеверия).

2. Программы, которые обеспечивают воспроизводство форм и видов деятельности, жизненно важных для данного типа общества и определяющих его специфику.

3. В нем вырабатываются программы будущих форм и видов поведения и деятельности.

Роль философии в этой динамике имеет свойственность рефлексии, наделение смыслом этих программ и выдвижение новых решений проблем кризиса либо непопулярности смысла некоторых надбиологических программ.

 

Э. Кассирер// Практикум по философии: В 2-ух ч. Ч.1. – Мн., 2004. – С. 82 – 84.

1. Какова особенность структурно-функционального подхода к культурной деятельности человека?

Определение природы или сущности человека должно быть понято только как функциональное, а не субстанциональное. Мы не можем определять человека с помощью какого бы то ни было внутреннего принципа, не можем мы определять его, обращаясь к его врождённым способностям или инстинктам. Самая главная характеристика человека – это его деятельность. Именно труд, система видов деятельности и определяет область «человечности». Язык, миф, религия, искусство, наука, история, суть – это различные секторы этого круга. Они связаны между собой функционально.

2. Как автор определяет понятие культуры и роль философии в ней?

Философия не может довольствоваться анализом индивидуальных форм культуры. Она стремится к универсальной синтетической форме деятельности, включающей все индивидуальные формы. Философский синтез – единство творческого процесса. Она ищет то, что объединяет человечество. Миф, религия, искусство, язык и даже наука выглядят теперь как множество вариаций на одну тему, а задача философии состоит в том, чтобы заставить нас услышать эту тему и понять её.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.