Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Воспитательный процесс как часть целостного педагогического процесса.
Воспитательный процесс является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания рассматривается как всеобщая форма психического развития, это есть процесс интериоризации, т.е. перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в её убеждения, установки, поведение. Педагогика рассматривает процесс воспитания как сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.) Воспитание – это целенаправленный процесс формирования у детей высоких гражданско-политических, морально-нравственных, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с предъявляемыми обществом социальными и педагогическими требованиями (В.Г. Крысько). Цели воспитания: формирование отношений личности к миру и к себе; воспитание всесторонне развитой личности; воспитание социально- компетентной личности; приобщение человека к культуре; воспитание гражданской личности; воспитание автономной личности; развитие самосознания личности, помощи ей в самоопределении, самореализации и самоутверждении и др. 2. Функции и содержание воспитания. Модель процесса воспитания включает: Функции воспитания – побуждение к самовоспитанию; профилактическая; развивающая; мобилизация на выполнение конкретных задач; перевоспитания. Содержание воспитания – совокупность действий и взаимовлияний учителя и ученика в процессе воспитания, опосредуемых его целями, задачами и мотивами. Содержание воспитания как совокупность понятий, привычек поведения и чувств гармонически развитой личности формируется в процессе воспитательной работы, которая традиционно осуществляется по следующим направлениям: — социальное воспитание, направленное на формирование личности воспитанника как гражданина мира и страны, представителя определенной национальности, жителя конкретной местности, члена общества — умственное воспитание, направленное на формирование интеллектуальной культуры личности, стойкого познавательного интереса, потребности расширять свой кругозор, постоянно пополнять знания; — нравственное воспитание, направленное на формирование духовной культуры личности как совокупности норм и правил поведения, принятых в обществе, на улице, в семье, в школе; — эстетическое воспитание, направленное на освоение воспитанником различных проявлений общечеловеческой культуры на индивидуально-личностном уровне; — физическое воспитание, направленное на формирование у воспитанника потребности в здоровом образе жизни; — трудовое воспитание, направленное на подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе на основе адекватной самореализации в избранной профессиональной сфере [Седова, Л. Н. Теория и методика воспитания: краткий курс, 2002]. Другой подход в качестве содержания воспитательного процесса рассматривает ценностные отношения. Отношение, по определению Н. Е. Щурковой, — это связь, избирательно установленная в сознании субъекта с объектом окружающего мира, проявляющаяся в вербальной, эмоционально-чувственной и практически действенной формах. В одной и той же деятельности могут формироваться различные от-ношения как к ней самой, так и между людьми, ее осуществляющими. Отношение к Родине, к труду, к природе, к другим народам, к своим коллегам по работе или учебе, к жизни и смерти представляют собой важные отношения, поскольку это основополагающие ценности бытия.
|