Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Программированное обучение






Программированное обучение начало активно внедряться с середины 60-х годов ХХ века. Это было вызвано поиском решения проблемы управления процессом обучения (Б.Ф.Скиннер, Н.А. Краудер, Л.Н. Ланде и др.).

Учение осуществляется как четко управляемый процесс, так как изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка степени усвоения. Доза усвоена — переходят к следующей. Это и есть «шаги» обучения: предъявление, усвоение, проверка.

Структура программированного обучения выглядит так:

Учитель (учебник, компь­ютер) Ученик
1. Предъявляет первую дозу материала. 1. Воспринимает информа­цию.
2. Объясняет первую дозу материала и действия с ним. 2. Выполняет операции по усвоению первой дозы.
3. Ставит контрольные во­просы. 3. Отвечает на вопросы.
4. Если ответ верный, предъ­являет вторую дозу мате­риала. Если нет — объяс­няет ошибку, возвращает к работе с первой дозой. 4. Переходит к следующей дозе материала. Если ответ неверный, возвращается к изучению первой дозы.

Главное понятие программированного обучения – обучающая программа – совокупность материала и предписаний работы с ним. Программы бывают ли­нейные, разветвленные, смешанные.

Достоинства программированного обучения: мел­кие дозы усваиваются безошибочно, что дает высокие результаты; темп усвоения выбирается учеником. Недостатки: не всякий материал поддается поша­говой обработке;

ограничивается умственное развитие ученика репродуктивными операциями; возникает де­фицит общения и эмоций в обучении.

Идеи и принципы программированного обучения породили ряд новых технологий.

Развивающее обучение – направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей учащихся путем использования их потенциальных возможностей.

Основы теории развивающего обучения были заложены Л. С. Выготским в 1930-е гг. при рассмотрении им вопроса о соотношении обучения и развития. Проблемы развития и обучения с разных позиций стремились решать Ф. Фребель, А. Дистервег, К. Д. Ушинский. В 30-е гг. XX в. немецкий психолог О. Зельц провел эксперимент, продемонстрировавший влияние обучения на умственное развитие детей.

При обосновании своей гипотезы Л. С. Выготский изложил содержание основного генетического закона развития психических функций человека. Этот закон явился основой его концепции. По Л. С. Выготскому, всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется дважды – сперва как деятельность коллективная, социальная, затем как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка. В 1960-1980-е гг. аспекты развивающего образования исследовались в области дошкольного воспитания, начального и среднего образования (Л. А. Венгер, И. Я. Лернер и др.). Полученные результаты позволили обосновать положение о существенной роли обучения в развитии ребенка, выявить некоторые конкретные психолого-педагогические условия развивающего образования.

В конце 1950-х гг. Л. В. Занков разработал новую дидактическую систему для развивающего образования, основанную на взаимосвязанных принципах:

1) обучение на высоком уровне трудности;

2) ведущая роль теоретических знаний;

3) высокий темп изучения материала;

4) осознание школьниками процесса учения;

5) систематическая работа над развитием всех учащихся.

Эти принципы были конкретизированы в программах и способах обучения младших школьников грамматике и орфографии русского языка, чтению, математике, истории, природоведению, рисованию, музыке. Развивающий эффект системы Л. В. Занкова свидетельствовал о том, что традиционное начальное образование, культивирующее у детей основы эмпирического сознания и мышления, делает это недостаточно совершенно и полно. Л. В. Занков отмечал, что развивающее значение имеет самообучение: «Процесс обучения выступает как причина, а процесс развития школьника – как следствие».

Вопросы для самоконтроля.

1. Понятие «педагогической технологии».

2. Классификации педагогических технологий.

3. Учение и преподавание как компоненты процесса обучения.

4. Какая из технологий на ваш взгляд находит наиболее частое применение?

5. Дайте понятие «теория» и «технология» обучения.

6. Деловая игра как форма активного обучения.

7. Расскажите о личностно-ориентированном обучении.

8.Назовите преимущества и недостатки объяснительно-иллюстративного обучения.

9. Проблемное обучение, его достоинства и недостатки.

10. Программированное обучение, его достоинства и недостатки.

11. Развивающее обучение

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.