Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы мотивации






1. Человек переходит с 1-го уровня на 2-й, потом на 3-й и т.д.

Пока не удовлетворены потребности низшего уровня, потребности высших уровней для человека почти неинтересны.

2. Чем выше уровень потребностей, тем дольше человек может ждать ее реализации.

3. Более высокие потребности стимулируют большую активность.

До 5-го уровня доходит лишь до 4% людей.

Интерес – реальная причина действий, ощущаемая человеком как особо важная., в основе которого находится осознанная цель. Процесс обучения – целенаправленная и специально организованная деятельность. Цель, в свою очередь определяется как заранее запланированный результат.

14. Процесс воспитания, его особенности и структура. Принципы воспитания.

Воспитание – непрерывный процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование личности путем приобщения к ценностям культуры. Воспитаниеявляется составляющей частью образования.

Цель воспитания: формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

В структуру воспитания входят следующие компоненты:

1. Целевой (цели, задачи и социализация личности).

2. Содержательный (соответствие потребностям личности; стандарт образования).

3. Организационный /операционно-деятельностный (организация деятельности детей на уроках и во внеурочное время).

4. Аналитико-результативный (анализ результатов педагогической деятельности).

Особенности процесса воспитания:

1. Целенаправленность - наибольшая эффективность воспитания обеспечивается такой его организацией, при которой цель воспитания превращается в цель близкую и понятную воспитаннику.

2. Многофакторность - в процессе воспитания проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, и только соответствие субъективных и объективных факторов способствует успешному решению поставленной цели воспитания.

3. Длительность и непрерывность. Для ВП характерна отдалённость результатов от момента непосредственного воспитательного взаимодействия. Воспитание — это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.

4. Комплексность - единство целей, задач, содержания, форм и методов ВП, подчинённое идее целостности формирования личности.

5. Вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов - в одних и тех же условиях одними и теми же действиями могут быть достигнуты разные результаты. Это обусловлено индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитателю.

6. Двусторонность характера. Процесс воспитания идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю. Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т.е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше её в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

Принципы воспитания (ПВ) – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания.

1. Принцип общественной направленностивоспитания - соответствие характера и содержания воспитания социальным потребностям, интересам страны и народа, гуманистическим нормам, социокультурным, национальным традициям и нормам.

2. Принцип связи воспитания с жизнью и трудом - соотнесение воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и общественной жизни страны и за ее пределами.

3. Принцип опоры на положительное в человеке - (опираясь на положительные, сильные стороны человека, решаются многие задачи трудового, нравственного, эстетического, правового воспитания.

4. Принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании - учет индивидуальных, личностных характеристик и возможностей обучаемых.

5. Принцип единства воспитательных воздействий - координация усилий школы, семьи и общественности в процессе воспитании.

6. Принцип гуманистической направленности воспитания – гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод, ненасильственное формирование требуемых качеств, отказ от наказаний, унижающих честь и достоинство личности; последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

7. Принцип природосообразности воспитания - воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту.

8. Принцип культуросообразности воспитания - воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с непротиворечащими общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов.

9. Принцип незавершимости воспитания - вытекает из мобильного характера социализации, которая свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе. Соответственно воспитание необходимо строить т.о., чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности, найти своё место в мире.

10. Принцип коллективности социального воспитания - воспитание осуществляется в коллективах различного типа. Это даёт человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими; создаёт условия для самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе.

11. Принцип воспитания на развитии личности - стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь человеку в становлении, обогащении и совершенствовании его человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом.

12. Принцип диалогичности воспитания - духовно-ценностная ориентация человека и его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций.

Принципы воспитания имеют следующие особенности.

1. ПВ обязательны и требуют полного и обязательного воплощения на практике.

2. ПВ предполагают комплексное, т.е. одновременное, а не поочередное и изолированное их применение на всех этапах воспитательного процесса.

3. Все ПВ равнозначны.

15. Система воспитательной работы современной школы. Ф-ции и содерж. Д-ти классного руководителя.

Приоритетными принципами воспитания в современных условиях явл-ся: 1) пр-п научности; 2) пр-п прородосообразности; 3) пр-п культуросообразности; 4) пр-п ненасилия и толерантности; 5) пр-п связи воспитания с жизнью; 6) пр-п открытости воспит систем; 7) пр-п вариативности деят-ти; 8) пр-п эстетизации.

Важнейшие задачи воспитания: 1) нравственное развитие личности; 2) форм-ие патриотизма и гражданственности; 3) развитие самосознания личности; 4) форм-ие трудовых и жизненных навыков; 5) форм-ие ответственного поведения; 6) форм-ие здорового образа жизни; 7) развитие эмоц сферы личности ребенка; 8) развитие чувства прекрасного; 9) развитие екологического сознания.

Осн функции воспитания: 1) ф-ия развития; 2) ф-ия форм-ия; 3) ф-ия социализации; 4) ф-ия индивидуализации; 5) ф-ия психолого-пед поддержки; 6) гуманитарная ф-ия; 7) культурообразующая ф-ия.

Содержание воспитания основывается на учете потребностей растущей личности, общечеловеческих, личностных и гражданских ценностей и реализуется в процессе форм-ия следующих базовых компонентов культуры личности: 1) нравственно-эстетическая культура; 2) национальная культура; 3) гражданская культура; 4) психологическая культура; 5) культура труда; 6) культура семейных отношений; 7) экологическая культура; 8) культура здорового образа жизни; 9) эстетическая культура.

Составные элементы воспитат технологий: 1) учет актуальных потребностенй детей разного возраста; 2) позитивное восприятие ребенка педагогом; 3) воспитание без принуждения, психического и физического насилия; 4) психолого-пед поддержка; 5) обращение личности к самой себе; 6) воспитывающие ситуации; 7) игра, игровая деят-ть.

Условия эффективности воспит работы: 1) создание банка данных о личности воспитанника; 2) обеспечение условий для труд, познават, худ и тд. деят-ти; проявление заботы и взаимопомощи; 3) обеспечение каждому ученику достойного полдожения в системе межличностных отношений; 4) стимулирование личностного и профессионального роста воспитателей.

Условия эффективности применения технологий воспит-я ü основыв-ся на диагностике и прогнозах, ü учет личного опыта, ü субъектно-субъективное воспит-е, ü многообразие видов деят-ти, ü индивид. подход, ü профилактика негативных сторон.

Классный руководитель - непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.