Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции классного руководителя






1. Аналитическая - изучение индивидуальных особенностей детей и подростков; изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника; анализ и оценка уровня воспитанности; изучение и анализ становления и формирования коллектива класса.

2. Прогностическая - предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия; прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся; прогнозирование этапов становления и формирования коллектива; предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений.

3. Организационно-координирующая - стимулирование творческой деятельности учащихся; организация и проведения увлекательных воспитательных мероприятий, которые способствуют развитию личности ребенка; организация дежурства по классу, образовательному учреждению, столовой, коллективная уборка школы, помощь детей в ремонте образовательного учреждения; установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании; созданий условий для совместной работы семьи и школы;
взаимодействие с педагогическими работниками и иными работниками общеобразовательного учреждения (психологами, врачами) для создания благоприятных условий воспитания и развития личности ребенка; тесная связь с органами детского самоуправления (ученические комитеты, Совет школы, различные детские организации); помощь и сотрудничество во взаимодействии с социальными институтами; сотрудничество с внешкольными организациями, позволяющее повысить эффективность учебно-воспитательного процесса (музеи, дома культуры, исследовательские центры и т.п.); ведение документации: классного журнала, личных дел обучающихся, осуществление проверок дневников, разработок методических материалов мероприятий.

4. Коммуникативная - помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде; построение оптимальных взаимоотношений: «учитель – ученик», «учитель – родители», «родители – ученик» и т.д.; помощь учащимся в установлении отношений с окружающими людьми, социумом.

5. Контрольная - контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Классный руководитель организует и воспитательный процесс в классе, управляет развитием ученического коллектива и личностным развитием учащихся.

Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса.

Для успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированными о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания. В своей деятельности классному руководителю необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни

Цель деятельности классного руководителя - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося.

Задачи классного руководителя:

1. Формирование и развитие коллектива класса;
2. Организация системной работы с обучающимися в классе;
3. Создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
4. Организация системы отношений детей через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
5. Защита прав и интересов обучающихся;
6. Гуманизация отношений между обучающимися, обучающимися и педагогическими работниками;
7. Формирование здорового образа жизни;
8. Формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров детей.
9. Организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся.

В работе классного руководителя можно выделить четыре основных направления:

1. Организация жизнедеятельности классного коллектива:

· Распределение поручений в классе.

· Организация дежурств по классу, школе.

· Организация питания учащихся.

· Контроль посещаемости учащимися уроков и внеурочных занятий, мероприятий.

· Изучение отношений внутри классного коллектива.

· Создание в классе условий, благоприятствующих учёбе и личностному развитию учащихся.

· Организация участия класса в делах школы.

· Регулярное проведение классных часов.

· Организация творческих дел, внешкольной деятельности класс, каникул.

· Наблюдение за состоянием здоровья учащихся, его охрана и укрепление; анализ заболеваемости детей.

· Наблюдение за внешним видом учащихся, его эстетизация.

· Обеспечение материальных нужд класса и отчётность по использованию бюджетных и внебюджетных средств.

2. Индивидуальная работа с учащимися включает:

· Изучение индивидуальных психологических особенностей учащихся, их ценностных ориентаций, интересов и потребностей.

· Индивидуальную работу с детьми, нуждающимися в помощи и социальной защите:

- консультативную помощь в решении школьных и семейных проблем, проблем взаимодействия с социальным окружением по месту проживания и т.д.);

- заботу о заболевших учениках, организацию помощи отстающим в учёбе;

- коррекцию отношений учащихся;

· Развитие умений рационально организовывать свою деятельность.

· Заботу о круге чтения учащихся, о расширении их кругозора через средства массовой коммуникации.

· Создание условий для развития одарённых детей.

· Проведение мониторинга успеваемости и воспитанности учащихся.

· Содействие получению дополнительного образования через систему внеклассных и внешкольных учебных занятий.

3. Работа с родителями учащихся:

· Проведение родительских собраний.

· Педагогическое просвещение родителей.

· Постоянное информирование родителей о результатах учебной и внеучебной деятельности ребёнка во время его пребывания в школе (на собраниях, в индивидуальных беседах или через переписку).

· Привлечение родителей к организации внеурочной деятельности школьников.

· Изучение условий семейного воспитания:

- посещение квартир учащихся;

- использование методик психолого-педагогической диагностики на родительских собраниях;

- проведение индивидуальных диагностических бесед.

· Индивидуальную консультативно-коррекционную работа с родителями учащихся.

4. Ведение школьной документации является одним из важных направлений работы классного руководителя, поскольку позволяет накапливать и анализировать данные, обеспечить эффективный обмен необходимой информацией между разными субъектами воспитательного процесса. В этом направлении деятельности классного руководителя выделяются:

· Ведение классного журнала.

· Заполнение личных дел и индивидуальных карт учащихся.

· Заполнение свидетельств и аттестатов.

· Работа с дневниками учащихся.

· Составление планов работы с классом (продолжительность планируемых периодов и примерные формы плана определяются исходя из требований, существующих в данной школе);

· Составление анализа образовательной ситуации в классе и отчёта по итогам четверти, полугодия, года.

16. Умственное воспитание школьников.Формирование мировоззрения школьников.

Умственное воспитание (УВ) - педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Оно осуществляется в тесном единстве с формированием мировоззрения.

Культура умственного труда личности – духовная культура человечества, включающая в себя процесс и результаты познания, осмысления и преобразование мира и себя. Выступая как общественное явление, культура умственного труда воспринимается, осваивается и воспроизводится каждой личностью индивидуально.

Содержание воспитательной работы по формированию культуры умственного труда личностинаправлено на:

· реализацию познавательных потребностей и интересов личности обучающегося с учетом способностей и ведущих видов деятельности;

· самосовершенствование;

· самоорганизацию и саморегуляцию учебной деятельности;

· развитие продуктивных (креативных) способностей мышления

Условия воспитания культуры умственного труда личности:

· Непрерывный характер учебной деятельности.

· Создание обучающимися интеллектуального продукта, эквивалентного изменениям в личностном развитии.

· Педагогическая поддержка обучающихся в их стремлении к самопознанию, самовоспитанию, самореализации.

Интеллектуальная культура включает в себя комплекс знаний и умений в области умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками. Формирование умственной культуры является частью задач по умственному развитию детей, которое понимается как процесс созревания и изменения умственных сил под воздействием биологических и социальных факторов.

Умственные силы (ум) - совокупность индивидуальных способностей к накоплению знанию, совершению мыслительных операций.

Свойства ума - быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность.

Основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

К интеллектуальным умениям относят общие учебные умения - читать, писать, считать, излагать свои мысли - и специальные умения: читать карты, чертежи и т.п. К общим интеллектуальным умениям относят также навыки самостоятельной работы, культуру умственного труда.

Пути решения задач УВ - это обучение и внеклассная работа с учащимися. Проблему умственного развития в процессе обучения разрабатывали Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Н.А.Менчинская, П.Я.Гальперин и др. Опорой служили выводы Л.Выготского о том, что обучение должно ориентироваться не на достигнутый уровень развития, а на " зону ближайшего развития": предъявлять ученикам задания, которые они могут выполнить при обучающей помощи взрослых.

Во внеклассной работе имеются такие формы умственного воспитания: научно-популярные лекции, семинары, конференции учащихся, встречи со специалистами, выставки, организация предметных недель, игры, конкурсы, олимпиады.

Показатели умственной воспитанности:

· Наличие знаний по основам наук.

· Владение умственными операциями, интеллектуальными умениями.

· Наличие системы взглядов на мир, носящих мировоззренческий характер, на основе которых ученик оценивает себя и мир и строит свою жизнь и деятельность.

Мировоззрение – система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений человека, которые отражают в его сознании общую картину мира и определяют направленность его деятельности.

Функции мировоззрения:

7. Информационно-отражательная - связана с определенным способом восприятия явлений и событий окружаю­щего мира и их отражением в сознании человека. Мировоззрение выполняет роль призмы, через которую преломляются все внешние воздействия.

8. Ориентационно-регулятивная - связана с тем, что поведение и деятельность человека определяются его со­знанием, его взглядами и убеждениями.

9. Оценочная - связана с тем, что все явления окружающей жизни человек оценивает, исходя из своих взглядов и убеждений, или, иначе говоря, из своего мировоззрения.

С труктурные компоненты мировоззрения:

а) система знаний,

б) взгляды,

в) убеж­дения,

г) идеалы человека.

В свою очередь указанные структур­ные компоненты мировоззрения можно разделить на две группы: объективные (знания) и субъективные (взгляды, убеждения и идеалы).

Знания как объективный компонент мировоззрения представляют собой систему научных истин.

Взгляд - суждение, субъективный вывод человека, который связан с объяснением тех или иных природных и общественных явлений, определени­ем им своего отношения к этим явлениям.

Убеждение - совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, относящихся к идеологии, политике, нравственности и искусству, которые определяют твердость жизненных позиций личности, характер ее деятельности и поведения. Идеал –осмысление и эмоциональное принятие наивысшего совершенства в чем-нибудь, то, что становится целью деятельности, жизненным стремле­нием, личности.

Виды мировоззрения:

1. Научное мировоззрение опирается на научную картину мира. Оно является объективно верным.

2. Религиозное мировоззрение опирается на интуитивно-эмоциональ­ный, субъективный религиозный опыт личности. В его основе лежит вера человека в существование бога пли других сверхъестественных сил, бессмертия души и т.д.

3. Обыденное (житейское) мировоззрение формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей, передаваясь из поколе­ния в поколение в форме духовного опыта, здравого смысла, представ­лений о мире.

В мировоззрении каждого человека есть и религиозное, и научное, и обыденное, просто что-то доминирует.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.