Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование способов словообразования 10 страница






Семилетний ребенок поначалу честно признается, что не знает точ­но, — быть может, дворник поливает, читают люди в библиотеке, но как они называются, трудно припомнить. Но если настаивать, ребенок скорее всего усмотрит подвох и замолчит.

Старший дошкольник учится быть критичным к своей и чужой речи, говорить точно, грамматически правильно. Но это не значит, что ему уже словотворчество не нужно или что он уже растерял свою былую «лин­г­ви­сти­ческую одаренность». (Вспомним пример с придумыванием клички веселому щенку.) В том и состоит суть детского словотворчества, что оно постепенно превращается во внутреннюю способность легко и быстро ориентироваться в новых словах и даже при необходимости самому их создавать. А такая необходимость всегда существует, поскольку человек в своей деятельности постоянно создает и открывает новые объекты и явления, которым присваиваются новые имена.

Содержание и формы организации обучения способам грамматического оформления высказываний

Основным источником развития грамматической стороны речи детей является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В младшем дошкольном возрасте это ситуативно-деловое общение (по поводу практических действий, действий с предметами, игрушками, по поводу объектов наблюдения и т. д.), в стар­шем — внеситуативное (познавательное и личностное) общение. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно. В условиях детского сада его следует предусматривать специально, отводя для этого время в режиме дня. Это всевозможные рассматривания — предметов, игрушек, иллюстраций, картинок. Знакомство с материалами и предметами из них, подготовка реквизита к дидактическим и театрализованным играм, наблюдение живых объектов в уголке природы, впе­чат­ле­ния от праздника — все может и должно стать источником для развития диалогической речи и вместе с тем — для формирования структуры простых нераспространенных и распространенных предложений.

Этой же цели служат сюжетно-дидактические игры: «Почтальон принес посылку», «Киоск открыток», «Магазин игрушек», «Музей посуды», «Выставка автомобилей» и др. В этих играх сам сюжет побуждает детей использовать при описании предметов и картинок предложения разной структуры — и простые нераспространенные, и распространенные, и слож­ные (сложносочиненные и сложноподчиненные).

Структура предложений в речи детей усложняется в связи с расширением сфер и форм общения. Особенно большой вклад в этот процесс вносят сюжетно-ролевые игры и игры-драматизации на основе литературных произведений, отгадывание и загадывание загадок. Драматизации хороши тем, что включают в качестве источника для подражания, для заимствования речевых оборотов высокохудожественный текст и вместе с тем предполагают импровизацию, творчество. Смена сцен является как бы живой моделью текста, облегчающей запоминание, создающей семанти­чес­кую (смысловую) основу речи, а использование генетически более ранних средств общения — мимики, жеста, взгляда, движения — облегчает включение в речевое взаимодействие с детьми.

Основная работа по целенаправленному формированию структуры предложений должна осуществляться в процессе обучения детей связной речи и рассказыванию. Форма монолога требует использования полных предложений, а цели наиболее полного изложения мысли удается достигнуть при использовании простых распространенных и сложных предложений разных конструкций. На начальных этапах структура предложения задается подсказкой взрослого. Она (струк­тура) как бы распределяется между ребенком и взрослым: «Это... (Мишка). У Мишки есть... (глазки, нос, ушки). Мишка большой, он... (косолапый). Мишка умеет...», и так далее. Прием сотворчества помогает ребенку освоить конструкции предложений, которых нет в его активной речи. В старшем возрасте в процесс обучения рассказыванию следует включать прием составления письма. Можно организовывать игры и упражнения на распространение предложения, составление предложений и их реконструирование. (Игры «Дополни предложение», «Размытое письмо», «Живые слова», разработанные Е. И. Тихеевой, М. С. Лаврик, Г. П. Беляковой.)

В процессе работы над связной речью совершенствуется и морфологическая сторона речи детей. Для этого используется прием уточнения и распространения высказывания. Например, рассказывая по картине «Кош­ка с котятами», мальчик произнес: «Другая кошка спит у мамы на ковре, а вот эта кошка катает все, а вот эта пьет из блюдечка молоко». «Пра­вильно, — говорит воспитатель, — пестрый котенок спит у мамы на ков­ре, рыженький котенок катает клубки, а серый лакает из блюдечка молоко». Такое уточнение дает ребенку верную форму того высказывания, к которому он сам стремился, и вместе с тем, не сбивает его, не обижает.

Помимо работы по освоению правильных грамматических форм в повседневном общении и при обучении связной речи с детьми полезно регулярно организовывать игры и упражнения с грамматическим содержанием. Это игры на образование слов и их форм (слово- и формообразование). Языковым содержанием игр являются способы словоизменения (роди­тель­­ный падеж множественного числа существительных, повелительная форма глагола и др.), а также способы образования однокоренных и одноструктурных мотивированных (производных) слов на материале наименований предметов, животных, человека. Игры могут организовываться как часть фронтального занятия, либо в часы игр с подгруппами детей или индивидуально.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.