Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование способов словообразования 6 страница






— А кто еще спит всю зиму? (Ежик, разные насекомые.)

Демонстрируются картинки.

— Весной вылезает из берлоги медведь, просыпается ежик. Некоторые звери меняют цвет шкурки. Кто это?

Зимой белый,

Летом серый.

(Заяц)

То рыжая, то серая,

А названьем белая.

(Белка)

— Какие изменения в природе происходят весной? (Высказывания детей.)

— Почему весной все так меняется в жизни растений и животных? (Становится тепло. Солнышко становится теплее, дольше светит.) (Если дети затрудняются, воспитатель отвечает сам.)

— Послушайте якутскую сказку о смене времен года:

«Как-то познакомились белка и заяц и подружились. Потом наступила зима. Выпал снег. Белка сделала себе гнездо высоко на дереве. А заяц устроился под валежником.

Вот смотрит белка из гнезда на своего друга и не узнает: был серый, а стал белый. «Наверно, это другой кто-то», — думает белка. А заяц тоже не узнает белку: та была рыженькая, а эта — в серой шубке.

И только тогда друзья узнали друг друга, когда снова лето настало. Заяц снова стал серым, а белка — рыженькой».

— Понравилась сказка? Как вы думаете, как она называется? Почему? (Высказывания детей.)

— Сказка называется «Как белка и заяц друг друга не узнали». А сейчас придумайте свои истории о весне. Расскажите, что было зимой, что изменилось весной. Какое стало солнышко? Какая земля? Что происходит весной с растениями и животными. Можете в свой рассказ включить сказку о белочке и зайце.

Спросить желающих рассказать. Первый рассказчик со­чи­няет один. Потом дети вызываются парами: один начинает, другой продолжает.

2-я половина дня

Проводятся игры со звуками и рифмами.

Цель. Дифференцировать в тексте звуки с, сь, щ.

Воспитатель читает детям стихи, приглашая принять в этом участие.

— Просыпайся!

— Просыпаюсь!

— Поднимайся!

— Поднимаюсь!

— Умывайся!

— Умываюсь!

— Обливайся!

— Обливаюсь!

— Вытирайся!

— Вытираюсь!

— Одевайся!

— Одеваюсь!

— Собирайся!

— Собираюсь!

— И прощайся!

— И прощаюсь!

(И. Лопухина)

— Исправьте путаницу:

Я колол дрова, и... КЕПКА

отлетела от бревна.

Я надел скорее... ЩЕПКУ —

целее будет голова!

Вот так рыба, вот так... МУКА

на крючок попалась мне!

Тяжело, ну просто... ЩУКА

удочку держать в руке!

В океане, в океане

плавает огромный... ЩИТ.

Воина от стрел закроет

крепкий и широкий... КИТ!

Появилась в небе... ЩУЧКА,

капли капают уже.

Плещется в речушке... ТУЧКА,

рыбаки спешат к реке.

Все колдуньи злые... ЩЕТКИ,

любят рыскать по домам.

Любят брать чужие... ТЕТКИ

и летать по злым делам.

(И. Лопухина)

Поговорим о безопасности

Групповая беседа

Программное содержание. Принимать участие в содержательном разговоре, рассуждать, обосновывать свои высказывания, внимательно выслушивать собеседников, откликаться на их рассуждения. В разговоре соблюдать очередность, выражать несогласие в вежливой форме.

Материал. Картинка с изображением детей, играющих в мяч около дороги.

План. Воспитатель читает стихотворение И. Токмаковой «Крокодилы».

Прошу вас, не надо съезжать по перилам,

Вы можете в зубы попасть крокодилам!

Они притаились на каждой площадке

И всех, кто съезжает, хватают за пятки

И тащат на дно африканского Нила.

Прошу вас, не надо съезжать по перилам!

— А почему, собственно, нельзя съезжать по перилам? (Высказывания детей.) А кто думает по-другому?

— Это небезопасно съезжать по перилам. Сегодня мы и поговорим о безопасности. Вы, конечно, ничего не боитесь. А все-таки опасных вещей надо остерегаться. Давайте вспомним, какие опасности поджидают вас в доме, во дворе, на воде. Можете сами вспомнить? (Высказывания детей.)

— Самое опасное дома — газ, спички, невыключенные электроприборы. Почему? (Может быть пожар.) Какие правила надо соблюдать, чтобы не было пожара? (Не играть со спичками, не включать самим газ и электроприборы.)

— Представьте себе. Мама ушла в магазин и оставила своего ребенка одного в квартире. Очень хочется посмотреть мультфильм. Телевизор есть. Включать умеет. Время подошло. Как бы вы поступили в этой ситуации? Почему? Кто думает по-другому? (Во­с­пи­та­тель подводит детей к обобщению: телевизор включать нельзя, по­то­му что иногда цветные телевизоры загораются сами по себе. Надо дождаться мамы.)

— Вы ждете маму из магазина. Раздается звонок в дверь. Как правильно поступить? (Высказывания.) Можно ли открывать входную дверь, не спрашивая кто? Почему?

— Как правильно поступить, если откликнулся почтальон, слесарь, врач? Почему? Кто думает по-другому? (Детей подводят к мысли, что нужно вежливо попросить подождать маму. Посторонним дверь открывать нельзя никогда.)

— Дома есть еще одно коварное место. Это аптечка. Что хранится в аптечке? (Лекарства.) Некоторые лекарства очень вкусные, приятно пахнут, похожи на конфеты. Может быть, их можно есть вместо сладостей? Почему нет? (Рассуждения.)

— Опасности подстерегают детей и во дворе. Какие? (Машины, битые стекла, собаки, недобрые люди, взрывчатые и легко воспламеняемые вещества, которые используют строители, ремонтники.)

— Посмотрите на эту картинку. Представьте себе: дети упустили мяч, и он выкатился на дорогу. Как правильно поступить? (По­про­сить кого-нибудь из взрослых достать мяч.) А если взрослых поблизости нет, а на дороге появилась машина, она может раздавить мяч. Как правильно поступить? (Постараться привлечь к себе внимание шофера криком, чтобы он остановился.) А лучше всего, ребята, не играть около проходящего транспорта.

— Представьте себе такую ситуацию. Вы гуляете во дворе. Чья-то чужая собака прибежала и стала лаять на вас. Страшно. Что делать? Почему? (Рассуждения детей.) Правильно, собаку нельзя бояться. У русских людей есть такая пословица: на смелого собака лает, а трусливого рвет.

— Еще одна ситуация. Вы сидите во дворе на скамеечке. Подходит человек с собакой и говорит: «Не бойся, это добрая собака. Она немного волнуется, потому что у нее дома остались щенки. Хочешь посмотреть? Пойдем с нами». Как вы поступите и почему? (С посторонними никуда ходить нельзя.) Как можно вежливо отказаться? (Ответы.)

— Сегодня мы с вами сами сумели вспомнить очень нужные правила поведения дома и во дворе. А вот американский поэт Шэл Силверстейн хочет дать вам еще один совет для безопасности.

Посыпайте голову перцем!

Каждый день посыпайте голову перцем,

Обязательно посыпайте голову перцем,

Потому что, когда Злой Барбазуб

Вас утащит и продаст ведьме Лахмуте,

Которая захочет вас бросить в суп,

Она сперва оглядит вас, принюхается,

И вдруг — АААПЧХИ! — как чихнет!

— Нет, — скажет Лахмута, —

Для меня это слишком круто!

От острого будет болеть живот.

И она вас выбросит в окошко, как ненужную дребедень,

И вы побежите домой с колотящимся сердцем,

И так вы спасетесь — если каждый день, каждый день

Будете посыпать свою голову перцем!

Сочинение «Еж»

(Игры со словами, звуками и рифмами)

Программное содержание. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков л, ль. Слышать эти звуки, различать их при изолированном произнесении и в словах, определять место звука в слове (в начале слова, в середине, в конце). Подбирать рифму. Произносить скороговорку в разном темпе, с разной силой голоса и интонацией. Сочинять свои истории по аналогии со знакомой сказкой.

Материал. Игрушки: ежик, теленок, медвежонок, козленок, лисенок, деревья, избушка. Синие и зеленые круги (по два на каждого ребенка).

План. Воспитатель читает детям стихотворение:

Встретил ежика бычок

И лизнул его в бочок.

И, лизнув его бочок,

Уколол свой язычок,

А колючий еж смеется:

В рот не суй, что попадется!

(П. Воронько)

— Смешное стихотворение? Оно что-нибудь вам напоминает? (Ответы детей.)

— Да, мы с вами читали такую сказку «Еж». Давайте пофантазируем. Ежика могли встретить в лесу и медвежонок, и лисенок, и другие зверюшки. (Выставляет игрушки.) Давайте сочиним историю «Приключения ежика в лесу». Придумайте, где жил ежик, что он делал в лесу, куда шел, кто его встретил, что потом произошло. (Высказывания детей.)

— А сейчас ежик поиграет с вами. Это игра со словами и звуками. Повторяйте за ежиком:

Ло-ло-ло, на солнышке теп... -ло.

Ло-ло, ло-ло, ло-ло, мяч влетел в стек... -ло.

Ла-ла, ла-ла, ла-ла, это зерка... -ла.

— Какой звук слышится? (Звук л). А сейчас какой звук слышится?

Или-или-или, львы в автомо... -биле.

Аль-аль-аль, у лисы ме... -даль.

Ель-ель-ель, съели кара... -мель.

— Поиграем. (Раздает круги.) Когда услышите звук л, поднимите синий круг, а когда звук ль — зеленый. Будьте внимательны: л, л, ль, ль, л, ль. А теперь в словах: л-л-лось, ль-ль-лиса, л-л-ласточка, ль-льлист, соль-ль-ль, стол-л-л, зель-ль-леный, зол-л-лотой.

— Определите, где слышится звук л — в начале, в середине или в конце слова. Л-л-лось. Вел-л-лосипед. Стол-л-л. (Ответы детей.)

— Скажем скороговорку медленно и тихо.

Пилит толстый ствол пила,

накалилась добела.

— Спросим. Пилит толстый ствол пила? (Пилит.) Пилит толстый ствол пила? (И так далее.)

2-я половина дня

Чтение совместно с детьми стихотворения «В зоопарке» И. Ло­пу­хи­ной. Дети добавляют слог или слово.

Там зяблики пели,

Клесты там летели,

Олени гуляли,

Тюлени лежали.

Львы в клетке бродили,

Газели скакали,

Улитки ползли,

И лисицы бежали.

Там ржали, кудахтали,

Выли, мычали,

Пищали, трубили,

Галдели, рычали.

Там рявкали, хрюкали,

Цокали, пели,

Квакали, блеяли

И свиристели.

Там фыркали, гукали

И клекотали,

Гулили, свистели

И лепетали.

Кролик Егорка и попугай Гриша

(Сочинение)

Программное содержание. Побуждать детей к общению на темы из личного опыта, задавать друг другу вопросы, обмениваться репликами. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков р и рь, различать их на слух, интонационно выделять их в словах. Составлять творческий рассказ по набору игрушек.

Материал. Кузовок. Игрушки: кролик и попугай (са­мо­дел­ки). Открытки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки р и рь — по числу детей в подгруппе (роза, сирень, милиционер, шарик, страусенок, скворец и т. п.). «Вход­ные билеты», книжки, зеркало.

План. Воспитатель вносит кузовок с игрушками. Дети обращают внимание на новизну и окружают воспитателя. Детям раздают «входные билеты» (круги с наклеенными на них колокольчиками и васильками), приглашают пройти в комнату для занятий сначала только «колокольчиков». Для «василь­ков» раскладывают на столах интересные книги (дети их рассматривают по желанию). При входе в комнату «вход­ные би­ле­ты» забирают.

«Колокольчики» подходят к воспитателю и заглядывают в кузовок. Свободно высказываются. Воспитатель предлагает всем сесть (столы расставлены полукругом). Воспитатель достает из кузовка кролика. Показывает его детям.

— Вот кого нам прислал в кузовке Старик Годовик. Это кролик. Догадайтесь, ребята, как его зовут. В его имени есть звук р.

Дети называют разные имена. Если называют имена Сережа, Игорь и подобные, воспитатель сам произносит слово с интонационным выделением звука рь и обращает внимание детей: в слове слышится звук рь, а надо р. Как только дети отгадают или перестанут вспоминать разные имена, воспитатель сообщает:

— Нашего кролика зовут Егорка. Красивый Егорка? Нравится он вам? Хотите погладить Егорку? Расскажите про него, какой он красивый, он к вам и прискачет. Пусть сначала расскажет Таня. А вы все сидите тихо-тихо и слушайте. И кролик послушает.

Ребенок по желанию (сидя на своем месте) описывает кролика. Когда он оканчивает, кролик «прискакивает» к ребенку, дает себя погладить, говорит: «Спасибо, рассказ очень понравился».

Сценка повторяется, если кто-то еще захочет описать кролика и погладить его.

— Ребята, в кузовке еще кто-то есть. Это... (попугай). Догадайтесь, как его зовут. В его имени есть звук рь. (Выска­зы­ва­ния детей.) Попугая зовут Гриша. Гриша хороший! Кто хочет похвалить попугая, рассказать, какой он красивый? (Попугай «подлетает» к рассказчику, ластится, говорит спасибо.)

— С нашими друзьями произошла удивительная история. Кролик Егорка и попугай Гриша жили дома у мальчика Валеры. (Рассказ сопровождается действиями с игрушками.) Как-то раз Валера не запер клетки и попугай с кроликом выбрались на свободу. А что из этого получилось, сочините сами.

Желающему рассказать в случае необходимости воспитатель помогает, подсказывая начало фразы.

«Кролик Егорка вылез из... (клетки) и начал... (прыгать) по... (ковру). Он натыкался на ножки... (столов) и... (сту­льев), на Валерины... (игрушки), на чьи-то... (ботинки).

А в это время попугай... (Гриша) летал по... (комнате).

Вдруг Егорка обнаружил на полу... (зеркало).

— Ой, что это такое? Кто это там такой... (красивый), в красном... (комбинезончике), с такими длинными... (ушами). Гриша, лети... (сюда).

Прилетел Гриша, заглянул в... (зеркало) и говорит:

— Кто это такой... (красивый), разно... (-цветный), с таким длинным... (клювом)!

— Постой, постой, — говорит... (Егорка). При чем тут... (клюв)? Я сам своими глазами видел... (длинные уши).

Заглянули они вместе в зеркало.

— Ой, тут их... (теперь двое)!

— Так это же ты... (кролик), у тебя длинные... (уши).

— А это ты... (попугай), у тебя длинный... (клюв).

В это время вернулся... (Валера), кролик и попугай... (испугались) и... (спрятались каждый в своем домике)».

Воспитатель подсказывает только в том случае, если ребенок молчит. Если он рассказывает самостоятельно, воспитатель слушает, мимикой и жестами побуждая детей тоже внимательно слушать. При совместном сочинении ребенок может придумать что-то свое, его не надо исправлять. В результате совместного сочинения может получиться совсем другая история, чем приведена выше.

— Ребята, кто-нибудь из вас видел живого попугая? (Дети все вместе шумно начинают делиться своими воспоминаниями, обращаясь друг к другу. Здесь надо сделать небольшую паузу.) Давайте послушаем Катю. Она хочет рассказать нам про своего попугая. (Высказывания ребенка.)

— Хотите вы спросить Катю о ее попугае? (Вопросы детей.)

Если вопросов нет, воспитатель спрашивает сам: «Твой попугай умеет что-нибудь говорить?», «Как его зовут?», «Лю­бит Кеша (имя попугая) морковку?», «У него в клетке есть зеркало?», «Ты выпускаешь его полетать по квартире?», «А как он попадает назад в клетку?». Вопросы задаются только те, ответов на которые не было в высказываниях ребенка.

— Мальчики и девочки, кролик Егорка и попугай Гриша хотят с вами поиграть. Они принесли вам открытки. В этих картинках спрятались звуки р и рь.

Воспитатель проходит возле детей, дает каждому открытку. Обращается к детям с вопросами. Что это? Произнеси слово, чтобы слышался звук. Это р или рь? Если ребенок неправильно называет предмет, воспитатель дает образец правильного произношения с интонационным выделением звука.

— Поднимите картинки, в названиях которых слышится звук р. (Кролик собирает картинки. Исправляет ошибки, если они есть, берет только картинки с заданным звуком.)

— Поднимите картинки, в названиях которых слышится звук рь. (Картинки собирает попугай Гриша.)

— Скажем скороговорку медленно и тихо, выделяя звук р:

Кролик Егорка

Грызет морковку.

— Спросим: Кролик Егорка грызет морковку? (Да, кролик Егорка.) Кролик Егорка грызет морковку? (И так далее.)

2-я половина дня

Проводятся игры со словами и рифмами.

Цель. Закрепить правильное произношение звуков р, рь. Чувствовать рифму, играть звуками. Образовывать названия детенышей животных.

План. Воспитатель предлагает детям добавить слово в стихотворение так, чтобы слышался звук р.

Кто один имеет рог?

Отгадайте... (носорог).

(З. Александрова)

Далеко от нас Москва,

Но слышны ее слова.

Только что наладили

В нашем доме... (радио).

(П. Лапыгин)

За лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Золотая... (радуга).

(П. Лапыгин)

В реке большая драка —

Поссорились два... (рака).

(Р. Сеф)

Куклу я лечу с утра.

Я сегодня мед... (сестра).

(Ю. Шишаев)

Эй, цыпленок, где твой дом?

— Он у мамы под... (крылом).

(Т. Волжина)

Верещунья, белобока,

А зовут ее... (сорока).

Кто ее ребенок?

Конечно... (сорочонок).

 

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица... (грач).

У грача ребенок,

Конечно же... (грачонок).

У грача — грачонок,

У кролика... (крольчонок).

Зубастый гребешок

(Сочинение по набору картинок)

Программное содержание. Познакомить с многозначными словами гребешок, зуб, лапа, шляпка, ножка. Уточнить знания о многозначных словах игла, глазок, ушко, ручка. Сочинять небольшие рассказы по набору картинок (игрушек).

Материал. Картинки (предметы): гребень (расческа), петух, гора, волна, крыша; иголка; ручка, кукла, кастрюля, плита; картофелина, павлин. Поднос.

План. Воспитатель загадывает детям загадки.

Частый, зубастый,

Вцепился в чуб вихрастый.

(Гребешок)

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

(Гребешок)

(К. Чуковский)

— В загадках встретилось, ребята, необыкновенное слово. Гребешок — это чем расчесываются. А какой еще гребешок вы знаете? (У петуха.) И у горы тоже есть гребень, ее верхушка. И у горы, и у волны. И даже у крыши. (Выставляются картинки, дети их рассматривают, находят гребень у горы, у волны, у крыши.)

— Про этот гребешок (показ) сказано, что он зубастый. Покажите его зубы. У кого или у чего есть еще зубы? (Ответы детей.)

Ела, ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб.

(Пила)

— А чем сено сгребают? (Граблями.)

— Зуб есть и у ребенка, и у пилы, и у граблей. А вы слышали когда-нибудь такую поговорку: «Держать язык за зубами»? Что это значит? (Молчать, не говорить лишнего.)

— Послушайте стишок. Будьте внимательны. В нем целых два очень хитрых необыкновенных слова.

Я надел большую шляпу,

Сел у елочки под лапу.

Не найдет меня щенок,

Потому что я — грибок.

(А. Седугин)

— Какие необыкновенные слова вы заметили? (Шляпа, лапа.) У кого бывает шляпа или шляпка? (У гриба, у человека, у гвоздя.) А лапа у кого? (У елки, у медведя.)

— Какие еще хитрые слова, обозначающие разные предметы, вы уже знаете? (Достает поднос с остальными предметами и картинками. Дети рассматривают их и вспоминают многозначные слова. Воспитатель задает наводящие вопросы. Какие иголки вы знаете? Поищите, где спряталась ручка, ножка, глазок, ушко.)

— А сейчас мы с вами пофантазируем. У нас есть картинки и игрушки. Попробуем о них сочинить интересные истории. Например, «Как Петушок и Павлин похвалялись». (Создается ситуация на столе; дети сочиняют самостоятельно; в случае необходимости воспитатель подсказывает начало фразы.)

«Петушок встретил в саду... (павлина).

— Здравствуй, ты кто? — обратился он к незнакомцу.

— А ты... (кто)?

— Я Петушок, золотой... (гребешок).

— А я Павлин Геор... (-гин).

— Это у тебя имя... (такое)?

— Да, меня так назвали, потому что я красивый, как цветок георгин. Сам я... (пушистый), на голове... (хохолок), хвост... (веером), переливаюсь всеми цветами, словно... (геор­гин).

— А я тоже красивый, — говорит Петушок. (Описание дети дают самостоятельно.) — Кто же из нас... (красивее)?

— Ну, конечно, я, — говорит... (Павлин Георгин).

В это время в небе появился... (коршун). Павлин Георгин поджал свой пышный... (хвост), опустил... (хохолок) и... (убежал в сарай).

А Петушок Петя расправил... (крылья), растопырил... (ког­ти), да как закричит:

— Кукареку! Поди, коршун... (прочь).

Улетел... (коршун). А Петушок и говорит:

—Ты, Павлин Георгин, может, и красивее, зато я... (храбрее)».

2-я половина дня

Театр на столе. Воспитатель создает на столе ситуации из игрушек («Лиса и рак», «Лиса и муравей», «Теленок и еж», «Еж и заяц» и т. д.), побуждая детей к разыгрыванию и сочи­не­нию сценок.

Как животные помогают человеку

(Беседа)

Программное содержание. Развивать диалогическое общение: умение слушать, инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседников.

Материал. Картинки с изображением собак, черепахи, гусей, дельфина, страуса.

План. Воспитатель выставляет на панно иллюстрации с изображением собак. Дети стайкой окружают его. Начинается разговор, который продолжают сидя за столом.

— Вы, конечно, вспомнили эти картинки. Мы с вами уже беседовали о том, как помогает собака человеку. Давайте еще раз назовем, какие работы выполняет собака. (Высказывания детей.)

— Собаки стерегут дом, пасут стада овец. А кто еще из животных работает сторожем? (Ответы детей.)

— Оказывается, хорошими сторожами являются гуси. (Де­мон­ст­ри­­руется картинка.) Они очень чуткие, начинают громко гоготать при появлении незнакомца. А еще гуси несут яйца, которые люди употребляют в пищу. В Англии гуси стерегут продовольственный склад, а в одном узбекском совхозе они охраняли фруктовый сад.

— В Австралии охраняют стада страусы. (Показ картинки.) Они быстро бегают, как поезд, и удар ноги у страуса сильнее, чем копыто лошади. (Из журнала «Природа и человек».)

— Есть собаки, которые спасают людей, терпящих бедствие на воде. Как называется эта порода собак? (Водолаз.)

— Кто еще из животных помогает спасать в море людей? (Дельфины.) Как дельфины спасают людей? (Высказывания детей.)

— А вот японские океанологи задумали использовать для помощи терпящим бедствие на воде морских черепах (показ картинки). Плавают они быстро, сила мышц у них солидная, и дрессировке поддаются. Решили испробовать их при оказании помощи тонущим кораблям. Пока шли тренировки на модели корабля, черепаха добросовестно доставляла на борт пластмассовую спасательную лодку, лекарства, еду и спички. Но когда спасательницу послали на терпящий бедствие рыбацкий траулер, черепаха груз вручила, а вот обратно на базу не возвратилась. (Из журнала «Чудеса и приключения».)

Далее дети делятся впечатлениями об услышанном. Воспитатель предлагает им подойти к панно и рассмотреть картинки вблизи.

2-я половина дня

Воспитатель рассматривает с детьми иллюстрации. Беседует на тему, как вести себя, когда собака проявляет агрессивность. Рассказывает забавную историю:

«Многим людям не нравится, когда собака громко лает. Во Франции одна фирма стала выпускать специальные ошейники. В них вмонтирована коробочка с резко пахнущим маслом. Когда собака лает, специальное приспособление реагирует на звук и выдавливает масло. Собака начинает принюхиваться, откуда пахнет, и перестает лаять!» (Из журнала «Вокруг света».)

Рекс считает

(Игры со словами, звуками, рифмами)

Программное содержание. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков л, р изолированно, в словах и фразах. Слышать звуки л и р в тексте. Играть звуками и рифмами. Правильно строить вопросительные предложения. Самостоятельно образовывать формы существительных в родительном падеже множественного числа. Произносить скороговорку в разном темпе, с разной интонацией и силой голоса.

Материал. Предметы (картинки): мел, ластик, лупа, ласточка, ложка, вилка, лыжи, лук, луна, стол, стул, расческа, перо, ручка, кружок, ракушка, рыбка, рак, самовар, трактор и т. п. (со звуками л, р в названиях). Игрушка собака.

План. Воспитатель предлагает детям помочь ей прочитать стихи И. Лопухиной:

Дедушку зовут Лука,

У него болит... (рука).

На столе с картошкой плошка,

За столом — голодный... (Прошка).

Рисовал художник ламу

И картину вставил в... (раму).

Приготовил повар Пров

Вкусный и душистый... (плов).

Друг позвал меня на пир,

Ел я торт и чай я... (пил).

В блеске солнечных лучей

По земле бежит (ручей).

— Послушайте слова: Л-Л-Лука, р-р-рука. Какой звук различается в этих словах? (Ответы детей.) Какой первый звук в слове Л-Л-Лука? А в слове р-р-рука? Послушайте: р-р-р — самолет летит близко (приближает руку к груди), л-л-л — улетел далеко (отодвигает руку в сторону). Покажите, где летит самолет: р-р-р, л-л-л, л-л-л, р-р-р и т. д. (Дети показывают жестами, копируя воспитателя.)

— Постарайтесь услышать звук р в словах. Если услышите, прижмите руку к груди, вот так (повторяет образец). Слушайте: хобот, робот, ранец, танец, забота, работа, рама, лама, рак, лак, игра, игла, пары, полы, ложки, рожки.

— Сейчас поиграем в игру «Соблюдай порядок». У меня на столе предметы. (Раскладывает 6 предметов или картинок со звуками р, л в названиях.) Рассмотрите их. Запомните, в каком порядке лежат предметы и картинки. Миша, запомнил? Встань к столу спиной. Называй по порядку, а вы следите. (Ребенок называет.)

— Послушай слово «лук». Какой звук слышится в начале слова? А в слове «ручка»?

Затем педагог меняет расположение или набор предметов, и игра повторяется. В заключение педагог выкладывает на столе предметы и картинки и предлагает отобрать те, в названиях которых есть звук л. Называются оставшиеся предметы. Вопрос: какой звук слышится в этих словах? Картинки убирают.

— К нам в гости кто-то пришел: «Р-р-р». Кто так рычит? Кто так ворчит? (Ответы детей.)

Появляется собака. Воспитатель:

— Здравствуй, пес.

Пес здоровается: «Здравствуйте, дети».

— Давайте познакомимся с нашим гостем. Поинтересуйтесь, как его зовут. Как надо спросить, Сережа? (Как тебя зовут?)

Пес отвечает: «Меня зовут Рекс».

— Видите, дети, пес Рекс умеет говорить. Давайте пообщаемся с ним. Поинтересуйтесь, кто хозяин Рекса, где он живет, как попал в детский сад, что он умеет делать. А может быть, вы еще о чем-нибудь его спросите? (Дети по желанию задают вопросы. Воспитатель отвечает за Рекса, импровизирует.)

— А еще Рекс умеет считать. Вот спросите: «Рекс, Рекс, сколько у тебя хвостов?» — и он ответит. (Отвечает от имени Рекса.) А теперь спросите про уши, про брови, про глаза, про нос, про рот, про лапы. (Вопросы детей, ответы Рекса. Рекс не отвечает до тех пор, пока не образована правильная форма.)

— А еще, дети, Рекс умеет ловить рыбу. Послушайте про него скороговорку:

Рыбу ловит рыболов,

Весь в реку уплыл улов.

Произносится в разном темпе, с разной интонацией и силой голоса.

2-я половина дня

Проводится игра «Соблюдай порядок».

Вы видали?

(Игры словами, звуками, рифмами)

Программное содержание. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков ль, рь изолированно, в словах и фразах. Учить различать эти звуки на слух. Подбирать слова с заданным звуком, определять место звука в слове (в начале, середине, конце слова). Играть словами, звуками, рифмами.

Материал. Фишки. Поднос с предметами (картинками), в названии которых есть звуки ль, рь: фонарик, пузырек, гриб, варежка, веревка, пряжка, резинка; лимон, медаль, ключ, лев, лист, лейка, лента, клещи, фасоль, шпулька и т. п.

План. Воспитатель читает детям стихотворение М. Карима «Вы видали?»

Вы видали верблюда, который летит,

Не касаясь земли ни одним из копыт?

В нашем городе вы леопарда видали,

Что привык ночевать под скамьей на вокзале?

Ну а льва вы видали, владыку зверей,

Как легко он играет на скрипке своей?

Вы видали, как громко горланит в саванне

Кенгуру, ни гроша не имея в кармане?

Вы видали, что в луже сидит бегемот,

Как девчонка, кривляясь весь день напролет?

Вы видали у нас во дворе попугая,

Что летает под окнами, в мячик играя?

А цыпленка видали, который сумел

Из бульона удрать, не ощипан и цел?

А меня-то, меня вы видали, друзья?

И чего сочиняют, что выдумщик я?

— Про кого в этом стихотворении вы хотите услышать еще раз? (Выборочное чтение.)

— Послушайте слова: вербль-ль-люд, ль-ль-леопард, ль-ль-лев. Какой звук слышится в этих словах?

— А сейчас посочиняем вместе.

Хорошо танцует Валя

И ее сестренка... (Варя).

Вечно плачет этот Лева,

Говорят ему: «Ты... (рева)».

Зреет на кустах малина,

Соберет ее... (Марина).

Собирал модели Юлик,

Помогал братишке... (Юрик).

(И. Лопухина)

— Послушайте слова: Варь-рь-ря, рь-рь-рева, Марь-рь-рина, Юрь-рь-рик. Какой звук слышится в этих словах? А в словах Валя, Лева, малина, Юлик?

Поиграем звуками. Когда услышите звук рь, хлопните в ладоши: ль, ль, рь, ль, рь, рь, рь, ль, рь, лечь, речь, лепка, репка, лейка, рейка, валить, варить, солить, сорить, колю, горю, полю, порю.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.