Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование способов словообразования 3 страница






— Вот какая история приключилась со мной летом. А с вами случилось что-нибудь интересное? Быть может, вы встретили в лесу ежика или зайца? Нашли необыкновенный гриб? Расскажите. (Рас­ска­зы детей.)

— Сегодня вы интересно рассказывали о лете. Ваши рассказы мы запишем и поместим в альбом. Получится настоящая наша книжка.

2-я половина дня. (Не обязательно в тот же день.)

Запись рассказов в альбом.

Как грузовичок искал друга

(Совместное сочинение сказки)

Программное содержание. Правильно протяжно произносить звуки с и з, различать их на слух, произносить слова, интонационно выделяя эти звуки. Включаться в сочинение сказки совместно с воспитателем (по набору игрушек).

Материал. Кузовок с игрушками, в названиях которых есть звуки с и з: самосвал, грузовичок, лиса, коза, заяц, салфетка.

План. Дети получают письмо от Старика Годовика и «вол­шеб­ный кузовок». Воспитатель объясняет, что Старик Годовик — сказочник и волшебник, сочинитель сказок и загадок. Предлагает детям сесть на стулья, стоящие полукругом. Читает письмо:

«Здравствуйте, ребята. Я приготовил вам сюрприз: волшеб­ный кузовок. Этот кузовок необыкновенный: в нем живут звуки, слова, загадки и сказки. Чтобы кузовок показал свое волшебство, нужно очень внимательно слушать и сидеть тихо-тихо. А то из волшебных звуков не сложится ни слов, ни сказок. Все зависит от вас. Желаю вам найти в кузовке все его чудеса.

Старик Годовик»

Воспитатель предлагает детям отгадать на ощупь, что лежит в волшебном кузовке. Подносит накрытый салфеткой кузовок к детям, сидящим в разных местах (выборочно: слева, справа, посередине). Ребенок ощупывает игрушку под салфеткой. Отвечает на вопросы воспитателя.

— Кто это? (Лиса)

— Лис-с-са — какой звук слышится в этом слове? Произнеси сло­во так, чтобы слышался звук с.

Названная игрушка выставляется на стол воспитателя. Ана­логично рассматриваются остальные игрушки. Каждое сло­во проговаривается с выделением звука с или з. Определяется, какой звук выделили.

На столе организуется ситуация: в центре стола грузовичок; поодаль стоят коза, лиса, заяц и самосвал. Воспитатель:

— Ребята, наши игрушки из сказки, которая называется «Как грузовичок искал друга». Эту сказку будем сочинять вместе: я буду начинать, а вы мне подсказывайте, как дальше сказать.

Далее воспитатель начинает рассказывать сказку, сопровождая рассказ действиями с игрушками и интонацией незавершенности и паузами приглашая детей включиться в сочинение — сотворчество.

«Жил-был на свете... грузовичок. (Воспитатель берет игрушку в руки и показывает детям.) Он был очень одинок, у него не было... (друга). Поехал грузовичок друга... (искать). Едет, едет по дороге, а навстречу ему... (коза). Остановился грузовичок и спрашивает:

— Вам не нужен друг?

— А что ты умеешь делать?

— Я умею... (катать).

— Прокати.

Залезла коза в кузов, а тут лиса дорогу... (перебегает).

— Вам не нужен... (друг)?

— А что... (ты умеешь делать)?

— Я... (умею катать).

— Прокати.

Стало их уже двое в грузовичке. Катятся... (звери на грузовичке), а навстречу... (заяц).

— Вам не нужен... (друг)?

— А что... (ты умеешь делать)?

— Я умею... (катать).

— Прокати.

Стало их трое в грузовичке. Катятся звери, а навстречу... (самосвал).

— Вам... (не нужен друг)?

— А... (что ты умеешь делать)?

— Я... (умею катать).

— А я умею грузы перевозить и сваливать их в кучу. Как же все мы будем дружить?

— А вот как, — говорит лиса. (Она, как вы знаете, очень умная.) Вы — грузовичок и самосвал — будете работать на стройке, грузы возить. А мы будем помогать: коза будет молоко... (давать), заяц — в барабан... (бить), а я, лиса, сказки... (рассказывать)».

— Вот какая у нас сказка получилась. Кто хочет рассказать и показать ее еще раз?

Вызывает двоих детей и предлагает договориться, кто рассказывает начало, а кто — конец. Игрушки следует оставить в свободное пользование, чтобы дети могли самостоятельно поиграть ими и пообщаться.

2-я половина дня

Воспитатель записывает детские сочинения в альбом.

Загадки Старика Годовика

Программное содержание. Правильно произносить звуки с и з в словах и фразах. Различать на слух, выделять интонационно в словах и фразах. Произносить предложение в разном темпе с разной силой голоса. Познакомить с многозначным словом иголка, с использованием в загадке образных слов и выражений. Образовывать прилагательные (швейная, сосновая, ежовая, еловая) по аналогии.

Материал. Кузовок с загадками.

План. Воспитатель вносит кузовок. Дети подходят к нему и раз­гля­дывают кузовок. Обнаруживают в нем листы с загадками. Рассаживаются на стулья. Начинается вечер загадок. Загадки отгадывают хором.

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все... (солнце).

 

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые... (снежинки).

 

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

А зовут ее... (лиса).

— С-с-солнце, с-с-снежинки, лис-с-са — какой звук слышится в этих словах?

Зимой — белый,

Летом — серый.

(Заяц)

Себя он раскрывает,

Тебя он закрывает.

Только дождичек пройдет —

Сделает наоборот.

(Зонт)

Из-под крыши крыша

Под дождик вышла.

(Зонт)

— З-з-заяц, з-зонт — какой звук слышится в этих словах?

Что за скрип? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста,

Если я... (капуста).

— Послушайте загадку еще раз. Когда услышите звук с, хлоп­ни­те в ладоши. (Воспитатель повторяет загадку.)

— В каких словах слышится звук с? (Скрип, хруст, куст, капуста).

Что за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Ель, сосна)

— У ели иголки... (еловые), у сосны... (сосновые), у швеи... (швей­ные), у врача... (медицинские). Какие еще иголки вы знаете? Подсказка: ползун ползет, иголки везет. (Ежовые.)

— Давайте выучим загадку.

Светит, сверкает,

Всех согревает.

(Солнце)

Произнести тихо медленно, шепотом быстро, тихо быстро. Предложить загадать свои загадки.

2-я половина дня

Проводится вечер загадок.

Верещунья, белобока,

А зовут ее... (сорока).

 

Грянул гром,

Веселый гром,

Засверкало все кругом!

Рвутся с неба неустанно

Разноцветные фонтаны,

Брызги света всюду бьют.

Это праздничный... (салют).

 

На шесте — дворец,

Во дворце — певец,

А зовут его —... (скворец).

 

И в море не купаются,

И нет у них щетинки,

Но все же называются

Они морские... (свинки).

 

Это тесный-тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер!

Не шути с сестричками,

Тоненькими... (спичками).

 

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое Величество!

Это... (электричество).

 

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпах разноцветных,

Издали заметных.

Собирай не мешкай:

Это... (сыроежки).

Лиса и рак

(Инсценировка сказки)

Программное содержание. Рассказывать и разыгрывать сказку. Образовывать близкие по смыслу однокоренные слова (хитрый, хитрющий, хитроватый, хитрый-пре­хитрый), подбирать синонимы к слову (не хитрая, а глупая, глуповатая, простоватая, неумная).

Материал. Лиса и рак (игрушки-самоделки).

План. Воспитатель предлагает детям сесть на стулья, стоящие полукругом. На столе сюрпризно появляются лиса и рак. Воспитатель рассказывает сказку:

«Лиса встретила рака и говорит ему:

— Давай с тобой перегоняться!

— Ну, что ж, лиса, давай.

Начали перегоняться.

Как только лиса побежала, рак уцепился ей за хвост.

Добежала лиса до места, а рак не отцепляется.

Обернулась лиса посмотреть, далеко ли рак ползет, вильнула хвостом. Рак отцепился и говорит:

— А я тебя давно тут жду».

Воспитатель:

— Что предложила лиса раку? (Перегоняться.)

— Как об этом сказать по-другому? (Бежать наперегонки, кто вперед добежит, кто скорее.)

— Каким в сказке оказался рак?

— Как об этом сказать по-другому?

— Какая в этой сказке лиса? Не хитрая, а...

Далее воспитатель предлагает разыграть сказку двоим детям. Договориться, кто будет Лисой, кто Раком. Рассказывает сказку, а дети говорят от лица героя и изображают действие.

После занятия игрушки остаются в пользовании детей, чтобы они могли самостоятельно разыграть сказку, рассмотреть игрушки, пообщаться.

2-я половина дня

Запись детских рассказов в альбом.

Наши четвероногие друзья

(Беседа)

Программное содержание. Развивать диалогическую форму речи, умение принимать участие в групповом разговоре (вни­мательно слушать, отвечать на вопросы, инициативно высказываться, реагировать на высказывания партнера).

Материал. Открытки с изображением животных уголка природы (собака, кошка, черепаха, попугайчик и т. п.).

План. (Проводится по подгруппам в то время, когда часть детей занимается с другим педагогом.)

Воспитатель выставляет на панно открытки с изображением животных уголка природы. Дети обращают на это внимание, подходят к панно. Педагог дает им возможность рассмотреть открытки, свободно обменяться впечатлениями. Затем приглашает сесть на диван. Садится сам, обращается к детям.

— Вы, наверное, узнали своих четвероногих друзей. Расскажите, какие животные живут у вас дома. (Высказывания детей.)

— Расскажите, как живется вашим животным друзьям. Что они умеют делать, как проводят время? Как вы ухаживаете за животными? Чем кормите? Любят ли ваши четвероногие друзья купаться? Случалось ли что-то смешное, интересное с вашими животными, птичками, рыбками?

— Когда я была школьницей, я ездила на летние каникулы в лагерь. Лагерь стоял в лесу. Там мы подобрали ежика и принесли его домой. Ежику понравилось у нас. Дети приносили ежу разные лакомства. А знаете чем лакомится ежик? (Вы­ска­зы­вания детей.) Мы приносили ежику улиток, дохлых мух, червяков. Очень любил он домашние котлеты и молоко. Днем ежик почти все время спал, а ночью шумел: громко стучал лапками по полу при ходьбе, шуршал газетой, фыркал. Незаметно прошло лето. Пришла пора возвращаться домой. Мы выпустили ежика, и он убежал в лес строить гнездо на зиму.

— А как вы думаете, ребята, можно ли вот так же отпустить жить на улице без хозяина кошку, собаку, попугайчика? Почему? (Рассуждения детей.)

— Да, ежик живет в лесу, поэтому его нужно было отпустить, а кошка и собака нуждаются в уходе. Их дом в доме человека. Человек должен быть в ответе за тех, кого приручил.

2-я половина дня

Запись детских рассказов в альбом.

Огородник

(Дидактическая игра)

Программное содержание. Активизировать названия овощей. Закрепить обобщающее наименование овощи. Обогащать речь прилагательными, обозначающими качества. Ориентироваться на род существительных при согласовании их с прилагательными. Закрепить правильное произношение звуков с и ц, выделять их на слух в словах.

Материал. Накрытый салфеткой кузовок с овощами (реп­ка, картошка, лук, капуста, свекла, морковь). Горшочек с очи­щен­ными нарезанными овощами для игры «Узнай на вкус» (мор­ковь, помидор, соленый огурец, свежая капуста). Откры­т­ки с изображением овощей (редис, чеснок, салат, перец, цветная капуста и т. п.). Блюдо.

План. Раздается звонок (стук) в дверь. Воспитатель идет в прихожую и обнаруживает кузовок. Приглашает детей сесть на заранее приготовленные стулья (полукругом). Сам засовывает руку в кузовок и описывает лежащие там овощи (в форме загадок). Дети отгадывают овощи по описанию.

Кругла2 да гладка2,

Откусишь — сладка2.

Засела крепко

На грядке... (репка).

 

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом... (картошка).

 

Заставит плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а... (лук).

 

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

(Капуста)

Красные сапожки

В земле и в лукошке.

(Свекла)

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

(Морковь)

По мере отгадывания овощи вынимаются из кузовка и выкладываются на блюдо. Воспитатель:

— Что мы достали из кузовка? Как назвать одним словом картошку, свеклу, морковь? (Овощи.) Где растут овощи? (На огороде.)

Воспитатель обнаруживает в кузовке горшочек. Проводится игра «Узнай на вкус». Каждый раз задаются вопросы: «Что это? Какой на вкус? Хрустящий? Мягкий? Свежий? Соленый? Сырая? Вареная?» и другие наводящие вопросы.

— Отгадайте загадку: «Вкусный, хрустящий, длинный — это морковь или огурец?».

— Хрустящая, вкусная, соленая — это капуста или огурец? (Вкус­ный — огурец, вкусная — морковь.)

— Какие овощи вы еще знаете? (Демонстрируются картинки-подсказки.)

— Послушайте слова, которые я произнесу: салат, капуста, редис (произносится без выделения звука) — какой звук слышится в этих словах? Произнесите слово «салат» так, чтобы слышался звук с.

— А в этих словах какой звук слышится: огурец, перец (подчеркнутое произнесение).

— Послушайте чистоговорку о капусте.

Капуста виласта,

Не будь голенаста,

Не будь голенаста,

Будь пудаста.

— Что значит «пудаста» (Ответы детей.) Да, капуста весит очень много, целый пуд, она пудаста.

— Скажем чистоговорку все вместе. (Произносится в разном темпе, с разной силой голоса.)

2-я половина дня

Проводится народная игра «Огородник».

Кузовок с картинками

(Занятие)

Программное содержание. Закрепить умение правильно произносить свистящие звуки с, з, ц. Слышать их в словах и фразах. Выделять при произнесении слов. Произносить фразу в разном темпе, с разной силой голоса.

Материал. Кузовок, накрытый салфеткой. Открытки с изображением предметов, в названиях которых есть звуки с, з, ц (по 2–3). Игрушки: грузовичок, самосвал, курица.

План. Дети обнаруживают в прихожей кузовок, накрытый салфеткой. Воспитатель приглашает ребятишек сесть на заранее приготовленные стулья (полукругом). Воспитатель:

— Что-то сегодня в кузовке? Ну-ка прислушаемся: ссс — какой-то звук! Какой звук? (Ссс.) И еще: ззз — какой-то звук! Какой звук? (Ззз.) И еще: ц-ц-ц. Еще один звук! Какой звук?

— Наш кузовок со звуками хочет с вами поиграть. Как услы­шите звук з, хлопните в ладоши. А если услышите другой звук — спрячьте руки за спину. Приготовились: ссс, ззз, ссс, ссс, ззз, с, з, з. (Сначала выделенное произнесение, потом нормативное.)

— В кузовке спрятались слова с этими звуками. Звуки живут в названиях картинок. Посмотрите, кто это? (Собака.) Какой звук слышится в слове «собака»? Проверьте. Произнесите слово так, чтобы слышался звук с. (Так рассматриваются все картинки и выставляются вперемешку на стенде).

— Ребята, в кузовке еще что-то есть. Это... (достает игрушки грузовичок и самосвал; дети их называют).

— Грузовичок возит грузы, в названиях которых слышится звук з. Выберите картинки, в названиях которых есть звук з. А самосвал, ребята, возит картинки, в названиях которых слышится звук с. Выберите картинки для самосвала.

— Какой звук слышится в названиях оставшихся картинок? (Ц) Эти картинки получит курица. (Достает курицу, складывает оставшиеся картинки.)

— Любовалась цыплятами курица. Что ни цыпленок, то ум­ница. (Произнести тихо, шепотом, беззвучно в разном темпе.)

— Поставим кузовок с игрушками на полку. (Убирает все в кузовок.) Быть может, Старик Годовик еще что-нибудь нам пришлет.

2-я половина дня

Проводится игра «Угадай на ощупь».

Материал: наперсток, ластик, скрепка, клипсы, бусы, нож­ни­цы, мыльница, пудреница, пинцет, пуговица, коль­цо, расписное яйцо, цепочка и другие предметы со звуками с и ц.

Сначала рассматриваются предметы, в названиях под­чер­к­ну­то произносятся звуки с и ц. Затем дети достают по одному предметы с закрытыми глазами, угадывают их на ощупь, определяют, какой звук — с или ц — слышится в слове, называют предмет, говорят для чего он нужен.

Совместное сочинение сказки «Колесо»

Программное содержание. Закрепить правильное произношение звука с в словах и фразах. Выразительно читать прибаутку, соотносить слово и выразительное движение. Учас­т­во­вать в совместном со взрослым творческом рассказывании.

Материал. Кузовок.

План. Дети обнаруживают кузовок. В нем записочка. Воспитатель зачитывает:

Сбил, сколотил — вот колесо,

Сел да поехал — ах, хорошо!

Оглянулся назад —

Одни спицы лежат.

— Как вы думаете, о ком эта прибаутка: кто сколотил колесо? (Медведь.) Кто хочет изобразить незадачливого медведя?

Воспитатель выра­зи­тель­но читает прибаутку, дети изображают, 2–3 ребенка по желанию. Затем хором, в разном темпе, шепотом проговаривают чистоговорку: «Со-со-со — развалилось колесо!»

— Куда собрался медведь ехать? Зачем? Как вы думаете, что было дальше? (Ответы детей.)

— Давайте придумаем историю про медведя, у которого развалилось колесо.

«Жил-был... (медведь). Захотелось медведю в город... (поехать). Стал он себе телегу... (мастерить). Взял бревно, моло... (-ток), пи... (-лу). (Воспитатель начинает слово, дети его договаривают.) Распилил брев... (но).

Сбил, сколотил, — вот... (колесо),

Сел... (да поехал — ах, хорошо!)

Оглянулся назад —

Одни спицы... (лежат).

Махнул медведь лапой: «Пропадай, моя... (телега, все четыре колеса)». Не поехал медведь в... (город). Остался... (в лесу)».

— Кто хочет рассказать сказку сам? (Спросить желающих рассказывать парами: один начинает, другой заканчивает.)

— Интересную сказку сочинил кузовок? Понравилось? Скажем сказке: «До свидания!»

2-я половина дня

Запись детских сочинений в альбом.

Обитатели городского парка

(Беседа)

Программное содержание. Принимать участие в групповом разговоре, слушать партнера, реагировать на его высказывания, самостоятельно рассуждать.

Материал. Пейзаж на тему «Осенний парк». Кормушка для птиц из пакета из-под молока.

План. Воспитатель выставляет на панно картину. Дети обращают на нее внимание, подходят ближе, обмениваются впе­чат­лениями. Воспитатель выжидает, когда дети рассмотрят вни­мательно картину, приглашает сесть. Обращается к группе:

— Сейчас стоит поздняя осень. Какое настроение вызывает у вас осенний пейзаж? (Задумчивое, грустное.) Какие приметы поздней осени? (День короткий, дожди, холодно, с деревьев облетела листва, птицы улетели в теплые края.)

— О ком загадка: «Летом гуляет, а зимой спит»? (Медведь.)

— Кто еще засыпает под зиму? (Ежик, лягушки, насекомые, черепахи.)

— Где спит зимой медведь? (В берлоге.) Ежик? (В гнезде.) Насекомые? (Под корой, в старых пнях.)

— Почему некоторые живые существа к зиме прячутся и впадают в спячку? (Они боятся холода, им нет пропитания.)

— А кто же остается зимовать в городском парке? (Вороны, галки, голуби, воробьи, синички, белочки.) Чем они питаются? (Шишками, ягодами рябины, летними припасами, отыскивают корм около мусорных ящиков.)

— Что можно сделать, чтобы у обитателей парка всегда был корм? (Кормушки.) Чем можно прикармливать птиц? (Хлебом, семечками, пшеном.)

— Кто из вас видел или сам делал кормушки для птиц? Из чего делаются кормушки? (Из фанеры, из пакетов из-под молока.) Почему лучше сделать кормушку, а не сыпать корм просто на землю? (Чтобы корм не заносило снегом, чтобы птицы и белочки знали место, где всегда есть корм.) А еще, ребята, кормушки нужны, чтобы корм доставался всем зверюшкам и птицам, а не только голубям и воронам. Когда корм сыплют просто на землю, они прилетают самыми первыми и всех отталкивают. А к кормушке с крышей им подобраться сложно. Вот посмотрите, какую кормушку я смастерила. Давайте повесим ее на участке и будем подкармливать птиц.

2-я половина дня

Дети с воспитателем рассматривают альбом с картинками «Птицы в нашем парке». Воспитатель рассказывает забавную историю о вороне, которая случилась в начале лета.

«Неподалеку от караульной будки из гнезда выпал вороненок. Сторож хотел подобрать его. Но не тут-то было. Вороны всей стаей стали нападать, отбивая вороненка. Потом куда-то исчезли, а через пять минут вернулись и забросали караульную будку мусором: пакетами из-под молока, старыми газетами и консервными банками. Сторожу пришлось уйти с работы, так как вороны запомнили его и не давали проходу». (Сюжет заимствован из журнала «Чудеса и приключения».)

После рассказа воспитатель спрашивает:

— Какими словами можно охарактеризовать ворону, какая она? (Умная, дерзкая, сильная, мстительная, смелая.) По­че­му ворону можно назвать умной? (Рассуждения детей.)

Вечер загадок

Программное содержание. Закрепить знание о многозначном слове иголка, познакомить с многозначными словами глазок, ушко. Учить выделять на слух в словах звук сь, произносить его протяжно в словах и фразах. Читать скороговорку в разном темпе, с разной силой голоса.

Материал. Предметы на подносе: иголка, ежик, елка, картофелина, лось, гусь, павлин, велосипед, подосиновик (воз­мож­­на замена картинками). Кузовок с загадками.

План. Дети обнаруживают поднос с предметами и картинками. Рассматривают их. Воспитатель обращает внимание на глазки у картофелины. Предлагает послушать загадки об этих предметах.

Я одноухая старуха,

Я прыгаю по полотну

И нитку длинную из уха,

Как паутину, я тяну.

(Иголка)

(К. Чуковский)

— Какая это иголка? (Швейная.) Как называется ухо у иголки? (Ушко.) У кого еще есть ушко?

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

(Еж)

(К. Чуковский)

— У ежа какие иголки? (Ежовые.)

Что это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?

(Сосна, ель)

— У ели иголки... (еловые), у сосны... (сосновые). Какие иголки вы уже знаете? (Швейные, ежовые, еловые, сосновые, медицинские.)

На этот раз

Пойдет рассказ

О той,

Кто шесть

Имеет глаз,

А иногда

И семь,

И пять

(Что, впрочем, можно сосчитать);

О той,

О той,

Кого на кухню к нам

Весною

Притащил я сам;

О той,

Чьи странные глазки

Росли день ото дня;

О той,

Кто был знаком со мной,

Но не видал меня.

Кто зиму сладко спал,

Забравшись осенью

В подвал;

Подумайте немножко:

А вдруг это... (картошка).

(Дж. Чиарди)

— Глазка2ми у картошки называют почки. А у кого еще есть глазок? (У маленькой девочки, у двери, у павлина.)

Если дети не называют, воспитатель показывает картинки, подсказывает.

— А вот еще загадки:

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув высоко.

(Лось)

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

(Гусь)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем!

Только лучше правь рулем.

(Велосипед)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я... (подосиновик).

Дни стали короче,

Длинней стали ночи.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Осенью)

— Послушайте слова: лось-сь-сь, гусь-сь-сь, ось-сь-сень — какой звук слышится в этих словах? (Звук сь.) Старик Годовик приготовил для нас скороговорку, в которой слышится звук сь:

Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.

Читается тихо и шепотом в разном темпе, начиная очень медленно и подчеркнуто выделяя звук сь.

2-я половина дня

Проводится вечер загадок с использованием знакомых загадок.

Узнай на вкус

(Дидактическая игра)

Программное содержание. Закрепить правильное произно­ше­ние звуков с, сь, учить различать их на слух, подбирать слова с заданным звуком. Подбирать определения к слову (кислый, кисло­ва­тый, сладкий, кисло-слад­кий, душистый, вкусный, сочный). Обра­зо­вывать однокоренные слова (кислый, кисловатый, кислый-пре­кис­лый). Уточнить значение слова фрукты (сочные плоды, растущие на дереве). Ориентироваться на род прилагательного при отгады­вании загадки. Составлять о фруктах короткие рассказы-описания.

Материал. Кузовок, в нем горшочек с дольками фруктов, фрукты.

План. Воспитатель вносит в группу кузовок. Дети обращают на него внимание, заглядывают внутрь, разглядывают фрукты. Воспи­та­тель приглашает детей сесть на ковер полукругом. Предлагает определить по вкусу, что лежит в горшочке, описать свои ощущения: кислый или сладкий, сочный ли, душистый ли. Дает кусочки на пробу («открой рот — закрой глаза»), задает вопросы: «Что это?», «Какой на вкус?», «Душистый?», «Сочный?» (Вопросы задаются по мере необходимости. Следить, чтобы ребенок не говорил с полным ртом.)

Воспитатель:

— В горшочке ломтики лимона, апельсина, мандарина, хурмы. Как назвать их одним словом? Это... (фрукты). Какие фрукты на вкус? (Сладкие и кислые, сочные, вкусные.) Где растут фрукты? (В саду, на деревьях.)

Воспитатель обобщает ответы детей: яблоки, лимоны и апельсины — фрукты. Они сочные. Растут на деревьях.

— Какие еще фрукты вы знаете? (Сливы, вишни, персики, абрикосы, ананасы, груши, грейпфруты.)

Дети называют сами. Что не назвали — добавляет воспитатель.

— Отгадайте, что это такое, круглая, оранжевая, сладкая? (Это хурма).

— Круглый, оранжевый, сладкий? (Мандарин).

— Круглый, оранжевый, кисло-сладкий? (Апель­син).

— В названиях каких фруктов есть звук сь? (Апельсин, персик.) В названиях каких фруктов слышится звук с? (Слива, абрикос, ананас.) Придумайте свои загадки о фруктах. Опишите плоды, скажите, какие они по цвету, по размеру, на вкус. (Вызвать желающих.)

В заключение дети ставят кузовок на полку в ожидании новых сюрпризов.

2-я половина дня

Воспитатель записывает в альбом детские сочинения-загадки.

Зимний лес

(Занятие)

Программное содержание. Уточнить и закрепить правильное произношение звука зь. Учить слышать этот звук в словах, опре­де­лять его место в слове (в начале, в середине). Подбирать опре­де­ле­ния к слову. Образовывать однокоренные слова.

Материал. Картина — зимний пейзаж. Картинки: заснеженный лес, снеговик, снегурочка, подснежник.

План. Воспитатель предлагает детям послушать загадки.

Кто поляны белит белым

И на стенах пишет мелом,

Шьет пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

(Зима)

Кто в году четыре раза переодевается?

(Земля)

Бежит по снегу, а следу нету.

(Поземка — дорожка из летящего снега)

— Послушайте слова: зь-зь-зима, зь-зь-земля, позь-зь-земка — какой звук слышится в этих словах?

Вывешивается картина с зимним пейзажем.

— Как зиму можно назвать ласково? (Зимушка.) А как называют птиц, которые не улетают зимой в теплые страны, остаются зимовать? (Зимующие.) Послушайте слова: зима, зимушка, зи­му­ю­щий — это слова-родственники.

— Послушайте слово: зь-зь-зима. Определите, где слышится звук зь — в начале, середине или конце слова? (В начале.) А где слышится звук зь в слове поземка? (В середине.)

— Давайте подумаем, какими словами можно рассказать о зиме, какая она? (Снежная, холодная, морозная, красивая.)

— А какой снег бывает зимой? (Пушистый, искристый, липкий, скрипучий.) Подберем слова-родственники к слову «снег». Как называется комок из снега, который бросают, играя? (Снежок.) А звездочка из снега? (Снежинка.) Кого лепят дети зимой из снега? (Снеговика.) (Демонстрируется картинка-подсказка. Выставляется на панно.) Как называют внучку Деда Мороза, снежную девочку? (Снегурочка.) А цветы, которые первыми вырастают из-под снега? (Подснежники.)

— Вот какие слова-родственники у слова «снег»: снеж... (‑ ный), сне... (-жок), сне... (-жинка), снего... (-вик), Снегу... (-рочка), под... (-снежник). (Го­ворится вместе с детьми).

— Выучим загадку о зиме:

Хоть сама — и снег, и лед,

А уходит — слезы льет.

(Зима)

— Повторите загадку тихо, медленно. Теперь побыстрее. Скажите ее очень выразительно.

2-я половина дня

Проводится вечер загадок.

Стоят Ермачки,

Красные колпачки,

Кто ни пройдет,

Всяк поклон им отдает.

(Земляника)

И зелен, и густ —

На грядке вырос куст.

Начали щипать —

Стали плакать и рыдать.

(Зеленый лук)

На припеке у пеньков

Много тонких стебельков.

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Разгребаем стебельки,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.