Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика темы. Данная тема завершает раздел «Деятельность в жизни человека и общества»






Данная тема завершает раздел «Деятельность в жизни человека и общества». Первая тема содержала общую характеристику деятельности; вторая и третья раскрывали духовную деятельность (включая познавательную), направленную на изменение сознания людей; четвертая тема освещала материально-производственную деятельность, направленную на преобразование природы; настоящая тема характеризует социально-преобразовательную деятельность, т. е. деятельность, направленную на преобразование общества.

Если духовная деятельность наполняет духовную сферу жизни общества, материально-производственная составляет основу экономической сферы, то социально-политическая деятельность направлена на преобразование общества в целом.

Результатом социально-преобразующей деятельности (включающей политическую) является развитие общества.

В философии развитие понимается как направленные, необратимые качественные изменения системы. Уже в § 1 «Общество и общественные отношения» общество характеризовалось как динамическая система. В данной теме этот тезис наполняется конкретным содержанием.



Базовыми понятиями темы являются «процесс», «функционирование», «изменение», «развитие», «прогресс».

Процесс — это единая серия изменений в социальной системе, ее структурных частях. Социальные процессы — это совокупности человеческих действий, обусловливающие воспроизводство и развитие общества, определяющие сохранение и трансформации связей социального бытия. Для понимания социального процесса особое значение имеет понятие деятельности. С помощью этого понятия удается показать, как осуществляется перенос человеческих сил и способностей из одной сферы общества в другую, как соединяются человеческие действия в пространстве и времени, образуя устойчивые и вместе с тем динамичные связи человеческого бытия.

Простейшим процессом является функционирование общества, т. е. происходящие в нем обратимые изменения, связанные с его повседневной жизнедеятельностью в рамках сложившихся структур и отношений.

Под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах, социальной структуре, установленных в нем образцов поведения.

Развитие есть частный случай изменений, возникающий, когда постепенно качественные изменения приводят к глубоким, необратимым качественным сдвигам, что проявляется в обогащении и дифференциации элементов общественных структур и отношений между ними.

Прогресс — одна из разновидностей процесса развития. Он проявляется в увеличении приспособления и жизнеспособности системы в меняющихся условиях ее существования и связан с процессом усложнения системной организации. Это тип развития общества, при котором оно или отдельные социальные явления переходят на более высокую ступень (см.: Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова. — М., 1996; Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г. В. Осипова.— М., 1995; Социальная философия / Под ред. В. Н. Лавриненко.—М., 1995).

Раскрытие названных понятий связано с уяснением ответов на следующие вопросы:

1. Свободны ли люди в своей социально-преобразующей деятельности?

2. Каковы субъекты этой деятельности?

3. Какова роль политической деятельности в преобразовании общества?

4. Каково направление изменений в обществе?

5. Каковы критерии социального прогресса?

Уроки темы имеют целью последовательно дать знания по этим вопросам и на такой основе обобщенное представление о его развитии в целом.

Возможно планирование изучения темы в двух вариантах.

Вариант 1 (традиционные уроки)

Уроки 1, 2. Свобода в деятельности человека.

Уроки 3, 4. Исторический процесс и его участники.

Уроки 5, 6. Политическая деятельность.

Уроки 7, 8. Общественный прогресс.

Вариант 2 (уроки с использованием различных форм занятий)

Урок 1. Свобода в деятельности человека (лекция).

Урок 2. Практическое занятие по теме лекции с выполнением познавательных заданий.

Уроки 3, 4. Исторический процесс и его участники (семинар).

Урок 5. Политическая деятельность (лекция).

Урок 6. Лабораторное занятие по теме лекции — работа с текстом учебника.

Урок 7. Общественный прогресс (лекция).

Урок 8. Собеседование по теме лекции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.