Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Уроки 29, 30. Моральная оценка личности
Проблема нравственной оценки деятельности человека — одна из наиболее актуальных в курсе «Человек и общество». Та или иная позиция в ее решении во многом влияет на мировоззрение человека, на его менталитет. Не случайно проблемы нравственной оценки занимали и занимают сейчас одно из центральных мест в религиозных системах, в идеологических построениях (даже если отрицается сам факт существования той или иной идеологии). Нравственные оценки в неявной, эстетически значимой форме оказывают нередко значительно большее влияние на аудиторию, чем обнаженное «чтение морали», крайне редко позитивно воспринимаемое учащимися (или иной аудиторией). Особенность изучения подтемы «Нравственная оценка деятельности» в 9—11 классах обусловлена, в частности, и тем, что целый ряд вопросов, связанных с моралью, вне которой не может быть нравственной оценки личности, уже рассматривался учащимися в 9 классе при изучении курса «Введение в обществознание». В учебном пособии для 8—9 классов общеобразовательной школы (под ред. Л. Н. Боголюбова) в главе V части II «Личность. Мораль. Право» (имеются в виду издания, вышедшие до 2003 г.) рассмотрены следующие вопросы: 1. Личность и моральная ответственность. 2. Что такое мораль. 3. Добро и зло. 4. Роль морали в жизни человека и общества. 5. Долг и совесть. 6. Нравственные основы любви, брака и семьи. 7. Нравственная культура. 8. Современный этикет. Как видно из приведенного выше перечисления названий параграфов главы «Личность и мораль», учащиеся имели возможность ознакомиться с целым рядом аспектов учения о морали. Однако рассмотрение вопросов, связанных с моралью, в 9 классе осуществляется преимущественно с позиций уяснения места морали в системе человеческих ценностей. Это важно для воспитательного процесса, для формирования личности, но не исчерпывает многих проблем, связанных так или иначе с вопросами нравственности. В учебном пособии «Введение в обществознание» мораль рассматривается прежде всего как важный компонент индивидуального сознания, индивидуального мировоззрения, в то же время нельзя игнорировать и то, что мораль, нравственность, этика являются компонентами сознания тех или иных социальных групп, носят общественный характер (см. § 15 учебника «Человек и общество»). Данный параграф посвящен преимущественно проблеме нравственной оценки деятельности. План изучения нового материала 1. Что такое моральная оценка деятельности? 2. Индивидуальное и групповое в моральной оценке. 3. Становление нравственности в человеке. 1. Выше мы уже рассматривали деятельность человека как важнейшую сторону его бытия. Деятельность человека, как индивидуальная, так и в составе той или иной общности людей, всегда затрагивает различного рода интересы: отдельных личностей, социальных, этнических, профессиональных групп, народонаселения тех или иных территорий, государственные, межгосударственные и даже общечеловеческие интересы. Исходя из этих интересов дается оценка деятельности как отдельных людей, так и их общностей. Эта оценка может носить, как известно, юридически-правовой характер, и тогда она получает выражение в тех или иных политических документах: соответствующих заявлениях министерств иностранных дел, представительств, в дипломатических нотах, меморандумах, а иногда и в ультиматумах, т. е. в очень резких требованиях, сопровождающихся нередко угрозами применить силовое воздействие. В системе оценок тех или иных видов человеческой деятельности все большее значение приобретает мнение международных организаций (прежде всего, Организации Объединенных Наций), которые, не ограничиваясь документальным осуждением или, наоборот, поддержкой тех или иных деяний, применяют и силовые методы воздействия, включающие военные операции, эмбарго на те или иные виды внешнеторговой деятельности и т. д. Но в системе оценок человеческой деятельности видное место занимают и моральные, нравственные оценки. Что представляет собой моральная оценка? Данное понятие раскрывается в философской литературе, литературе по этике. В своей основе оно сводится к тому, что это одобрение или осуждение (в категориях морального сознания) различных действий отдельных людей или социальных групп с точки зрения определенных моральных требований. Что такое моральные требования? Это ответ на вопрос о том, как человек должен поступать в той или иной конкретной ситуации. Моральные требования отражают исторический опыт моральных отношений между людьми и распространяются на всех людей (т. е. идут от всех ко всем). Можно трактовать моральные требования и как определенные нормы, установленные религиозными доктринами (см.: Нагорная проповедь (Библия: Книга Нового Завета, Евангелие от Матфея) и др.). Соответствие или несоответствие деятельности людей этим нормам может выражаться в похвалах или порицаниях, в согласии с той или иной деятельностью или ее критике, в проявлении тех или иных моральных чувств, иногда в весьма экспансивной форме. Моральные требования предполагают наличие самооценки у лиц, ведущих ту или иную деятельность, понимание ими содержания категорий добра и зла, совести, стыда, гордости, раскаяния и т. п. При моральных оценках принято различать их сугубо оценочную и предписательную формы: в первом случае то или иное действие сопоставляется с установившимися нормами, предписаниями и т. п., во втором — содержит в себе указание на необходимость или, наоборот, нежелательность тех или иных действий. Представляется целесообразным отметить, что моральная оценка тех или иных действий органически связана с таким явлением духовной жизни, как общественное мнение (см.: Горшков М. К. Общественное мнение. История и современность. — М., 1988, и др.). По сути дела, общественное мнение есть духовное выражение той или иной позиции людей по тому или иному вопросу. Именно общественное мнение одобряет или осуждает те или иные виды деятельности, те или иные поступки людей, в частности лиц, стоящих во главе органов управления или являющихся владельцами частной собственности. Общественное мнение обусловливается рядом факторов, среди которых на одно из первых мест выходит общая культурная, политическая, нравственная подготовка того или иного субъекта общественного мнения, наличие у него фундаментальной жизненной позиции. А эта позиция является прежде всего результатом, итогом общеобразовательной гуманитарной подготовки, итогом деятельности учебного заведения, педагога. Кроме этого, важнейшим фактором формирования общественного мнения является деятельность средств массовой информации (СМИ), которая «вооружает» субъекта общественного мнения той или иной информацией, оказывающей весьма значительное влияние на жизненную позицию личности. В наши дни особое значение в системе СМИ приобрело телевидение. Во многих случаях оно является единственным источником формирования общественного мнения по современным вопросам. В связи с этим представляется актуальной работа педагога по формированию у учащихся самостоятельной позиции, выработке у учащихся собственного мнения по тем или иным вопросам. Причем совершенно необязательно, чтобы это мнение не совпадало с мнением, высказываемым СМИ: практика исследований показывает, что здесь возможен очень широкий диапазон взаимоотношений. Осмыслить содержание первого вопроса поможет выполнение заданий 5, 6, 7 к § 14 учебника. 2. Важной стороной изучения подтемы является рассмотрение проблемы о взаимоотношении индивидуального, социально-группового, национального и общечеловеческого в моральной оценке. Моральная оценка, как мы видели выше, — это оценка прежде всего индивидуальная и принадлежит личностному, индивидуальному сознанию. Но любой отдельный человек, любой индивид входит в какую-либо социально-групповую, национальную общность, не говоря уже о том, что с другими людьми его объединяет понятие «человечество». Влияет ли это «вхождение» на характер моральных оценок? Безусловно, это влияние имеет место, и сознание личности, сознание индивида, включающее в себя нравственную оценку, формируется под влиянием не только индивидуального, но и группового бытия, группового сознания. Так, нравственные оценки индивида формируются под воздействием микроклимата семьи (правда, нельзя абсолютизировать это влияние). Нравственные оценки индивида формируются в процессе его контактов с товарищами по учебе, по совместному проведению свободного времени. На нравственные оценки влияют художественная литература и иные культурные ценности, религиозные ценности, в особенности содержащиеся в таких памятниках культуры, как Библия, Коран, Тора. В принципе можно говорить не только о социально-групповой моральной оценке как таковой, но и о сугубо конфессиональной. Немало дискуссий в явной или неявной форме ведется по поводу классового характера морали и тем самым классового характера моральных оценок. В течение длительного времени в нашей системе образования противопоставлялись (и это противопоставление абсолютизировалось) мораль буржуазная и мораль пролетарская (а затем коммунистическая). Вопрос о специфике, особенностях морали и нравственных оценок применительно к классам как носителям (порой творцам) соответствующей морали и моральных оценок далеко не прост. Но характерным для значительного периода в нашей истории явилось крайне упрощенное понимание этой специфики. Факт принадлежности индивида к тому или иному социально-экономическому или социально-политическому классу не означает идентичности содержания его нравственного сознания с нравственным сознанием других индивидов, принадлежащих к тому или иному классу. Мы знаем массу примеров, когда представители класса имущих в своих литературных произведениях, в своем образе жизни давали пример именно положительного решения тех морально-нравственных проблем, которые стояли перед угнетенными классами. Если мы обратимся, например, к творчеству великого русского писателя Л. Н. Толстого, к его нравственным установкам — не гневись, не клянись, не противься злу, не блуди, не воюй и другим, к его личному образу жизни, то мы увидим здесь глубокое расхождение его нравственных ценностей с аналогичными по направленности нравственными оценками многих представителей того класса, к которому принадлежал сам Л. Н. Толстой. Представляется актуальным разъяснить учащимся, что нравственная оценка той или иной деятельности со стороны индивида, принадлежащего к тому или иному социально-экономическому или социально-политическому классу, зависит не от автоматического, бездумного отнесения его к этим классам, а от нравственной культуры человека (хотя на содержание этой культуры накладывает свой отпечаток и совокупность его личностных или групповых интересов). Аналогичная ситуация имеет место при анализе особенностей нравственных оценок представителей тех или иных этнических групп. Принадлежность к этническим группам — реальность и современного человечества, и современного российского общества. Выдвинутый когда-то пропагандистский тезис о стирании всех национальных граней, о становлении вместо множества этнических групп новой общности — «единый советский народ» — оказался несостоятельным. Что влияет на этнический аспект нравственных оценок? Прежде всего отметим, что определенное проявление этих этнических аспектов реально существует. Это проявляется в националистических (этнических, расовых) предрассудках, в делении этнических общностей на полноценные и неполноценные, в существовании различных разновидностей расизма и национализма. Формирование нравственных оценок индивидов, принадлежащих к той или иной этнической группе, происходит на основе усвоения исторического опыта, национальных ценностей. Но здесь необходимо учитывать не столько принадлежность индивида к той или иной этнической группе, сколько степень овладения им нравственной культурой общества, в котором существует данная этническая группа, нравственной культурой человечества. Чрезвычайно важным для рассмотрения системы нравственных оценок деятельности человека или общностей людей является вопрос об общечеловеческом характере этих оценок. С определенных позиций кажется, что наличие индивидуальных, социально-групповых, этнических особенностей в формировании нравственных оценок исключает общечеловеческие оценки, т. е. оценки, выходящие за рамки всех тех особенностей, о которых говорилось выше. Однако по мере усиления международных связей, усиления влияния международных организаций на жизнь отдельных стран и народов формируются и общечеловеческие оценки деятельности как юридического, так и морально-нравственного характера. В учебнике приведены примеры, свидетельствующие о становлении общечеловеческих норм в морально-нравственных оценках. Возможно и использование на уроке материалов, направленных на совершенствование нравственного потенциала человечества, в особенности документов ООН, ЮНЕСКО и других организаций. Целесообразно в связи с изучением этой части содержания обсудить задание 8 к § 14 учебника. Важной стороной анализа системы нравственных оценок деятельности людей являются вопросы о профессиональной и трудовой этике. Прежде всего целесообразно рассмотреть вопрос о трудовой этике как системе норм и взглядов на труд, на место труда в жизнедеятельности человека. Не секрет, что в современных условиях среди определенной части молодежи (и не только молодежи) сложилось негативное отношение к труду. В связи с этим можно посвятить часть занятия обсуждению ценности труда, значения труда для формирования личности, места трудолюбия как морально-этической категории в системе личности человека. Актуален вопрос о месте нравственной оценки в системе стимулов труда, в частности в становлении самооценки человека, в становлении его общественного статуса. Имеется также возможность обсудить этот вопрос на следующих уроках подтемы «Трудовая деятельность» с опорой на усвоенный материал § 14. Определенным аспектом проблемы нравственной оценки труда как ценности жизни и культуры является вопрос о профессиональной этике. Под профессиональной этикой понимаются прежде всего нравственные оценки той деятельности, которая объединяет людей определенной профессиональной группы. Не секрет, что профессиональная деятельность содержит свои «моральные кодексы», которые предписывают людям, занимающимся тем или иным видом деятельности, определенные действия, поступки, нормы и т. д. Ярким примером такого «морального кодекса» является клятва Гиппократа, которую приносят все лица, занимающиеся врачебной деятельностью. Своего рода «моральными кодексами» являются присяги военнослужащих или иных категорий работников государственной службы. Положительно оценивая профессиональную этику как конкретизацию и развитие общей системы нравственных оценок, нельзя в то же время обойти и ее искажения, получающие выражение в определенной кастовости, в упрочении ею отчуждения лиц какой-либо профессиональной группы от других социальных и иных групп, от других индивидов. 3. Определенная часть занятия, связанная с анализом системы нравственных оценок деятельности человека, посвящена вопросу о становлении нравственности в человеке. Как отмечается в учебнике, в истории философской и этнической морали существовала точка зрения, согласно которой моральные качества присущи человеку изначально. Анализ истории человечества, современной духовной жизни человека, социальной жизни общества показал, что моральные качества как таковые, а тем более моральные качества, положительно влияющие на развитие личности, общностей людей, человечества в целом, отнюдь не заложены в человеке с момента его рождения, а формируются в процессе общего и тем более нравственного воспитания. Здесь свои роли играют и нравственная атмосфера семьи, и общение с товарищами по учебе, по спортивной команде, по досугу, и воздействие личности педагога, и восприятие духовных ценностей культуры во всем их многообразии. Но, как показывает опыт, совершенно особую роль в нравственном развитии личности играет усвоение наиболее значимых и для истории человеческой цивилизации, и для современности трудов выдающихся моралистов прошлого. Там, где оказывается недостаточной абстрактная теория, оказывается эффективной история того или иного явления. Поэтому ориентация учащихся на самостоятельное изучение памятников мировой этической мысли, на чтение биографий тех, кто внес свой вклад в становление нравственности и морали как ценностей современной цивилизации, представляется важным для завершения изучения данной темы. Для изучения темы целесообразно пользоваться различного рода философскими словарями, где даны многие определения категорий, связанных с нравственностью. И учителю, и учащимся полезно обратиться к «Школьному философскому словарю» (под ред. А. Ф. Малышевского), к «Философскому словарю» П. С. Гуревича. Для учащихся, проявляющих повышенный интерес к проблеме, можно рекомендовать тему ХIX из пособия А. Я. Гуревича «Введение в философию».
ИЗУЧЕНИЕ ТЕМЫ «МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА»
|