Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уроки 31, 32. Трудовая деятельность






Уроки направлены на раскрытие социологических факторов и резервов повышения эффективности трудовой деятельности.

Труд предстает перед учащимися как способ удовлетворения человеческих потребностей; как источник общественного богатства; как творец общества и фактор общественного прогресса; как ваятель человека во все исторические эпохи; как главный устой существования человеческого общества и его развития. Уроки призваны формировать понимание трудовой деятельности как обусловленной технологическими средствами и независимую от субъективных желаний целесообразную форму профессиональной активности индивида.

На уроках учащиеся приобретают знания о субъекте трудовой деятельности, средствах труда, его условиях, существенных особенностях трудового процесса. Уроки должны содействовать формированию у учащихся установки на сознательный выбор профессии, высококвалифицированный труд.



К этим урокам целесообразно повторить текст «Трудовая деятельность» из § 4, а также текстов «Социальные нормы» и «Отклоняющееся поведение» из § 6.

План изучения нового материала

1. Материальное производство.

2. Трудовая деятельность.

3. Современный работник.

4. Проблема гуманизации труда.

Подготовке учителя к уроку может помочь указанная выше книга А. И. Кравченко, а также книга: Социология труда / Под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербины. — М., 1993. — Раздел II.

1. В начале занятия вновь сравниваются духовное и материальное производство, только на этот раз с целью выявления особенностей материального производства. Главное различие — в создаваемом продукте.

2. Структура трудовой деятельности может быть отражена в схеме 1.

Схема 1. Структура трудовой деятельности

Каждый элемент трудовой деятельности должен быть охарактеризован на уроке.

Важно также раскрыть понятие «содержание индивидуального труда». Оно выражает распределение функций на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций.

В зависимости от роли работника в производственном процессе следует различать функции: 1) энергетическую, когда работник приводит в движение средства труда; 2) технологическую — наблюдение и контроль за движением предмета и средств труда с наладкой и регулированием оборудования; 3) управленческую, связанную с подготовкой производства и руководством исполнителями (см.: Дикарева А. А., Мирская М. И. Социология труда. — М., 1989. — С. 110).

Главный фактор, обусловливающий изменение трудовых функций, — научно-технический прогресс.

Понятие «содержание индивидуального труда» может быть представлено с помощью схемы 2.

Схема 2. Содержание индивидуального труда

Учащимся предлагается, опираясь на схемы 1 и 2, подробно охарактеризовать любой вид труда. При этом желательно, чтобы был рассмотрен каждый элемент данного вида трудовой деятельности. Затем можно организовать обсуждение заданий 4, 5 к § 16 учебника.

Понятие «производительность труда» дается в двух определениях (конец второго абзаца текста в § 16, озаглавленного «Трудовая деятельность»); на них следует обратить внимание учащихся. После этого предлагается выполнить задание 1 к § 16 учебника.

О разделении труда учащиеся имеют представление из курсов истории и технологии. Поэтому предлагается ответить на вопрос «Что такое разделение труда?» и привести примеры.

Затем дается задание: вспомнить содержание § 5 учебника и подумать, какую роль играет общение в трудовой деятельности. Рассмотрение второго вопроса завершается выводом о том, что трудовая деятельность с точки зрения социологии — это относительно жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемый людьми, объединенными в производственной организации.

3. Каким должен быть работник, соответствующий характеру современного производства? Такой вопрос можно поставить учащимся, переходя к следующему пункту плана. Для дальнейшего рассмотрения из числа названных учащимися качеств выделяются профессионализм, квалификация, дисциплина, инициатива.

В обыденной речи профессионализм — это хорошее владение своей профессией. Делать что-либо профессионально означает делать в полном соответствии с требованиями данного производства, данной области деятельности. В социологических исследованиях отмечается, что профессия может быть описана с помощью системы признаков, характеризующих данный вид труда, требований к работнику той или иной профессии, — профессиограммы. Квалификация — это степень готовности к какому-нибудь виду труда, уровень подготовленности. Квалификация работников выражается через систему тарифных разрядов рабочих. В ее основе лежит оценка сложности выполняемой работы. От степени сложности работы специалисты отличают ее квалификационные характеристики — объем профессиональных знаний и трудовых навыков, которыми должен обладать рабочий данной профессии и данного разряда.

Целесообразно просить преподавателя труда найти квалификационные характеристики каких-либо рабочих профессий, с тем чтобы зачитать их на данном уроке в качестве иллюстраций к определению «квалификация».

Далее раскрывается значение трудовой дисциплины как закрепленной правом и другими социальными нормами системы организационных отношений, направленной на поддержание надлежащего порядка в процессе осуществления трудовой деятельности.

Учащимся предлагается подумать, почему в современных условиях значение трудовой дисциплины возрастает. Обобщая ответы, учитель подчеркивает: чем глубже разделение труда, чем сложнее оборудование, тем важнее слаженность в работе всех участников трудового процесса, тем тяжелее для производства последствия нарушений трудовой дисциплины.

Ставятся вопросы: 1. Что такое социальные нормы, какова их роль в деятельности людей? 2. Как общество реагирует на поведение, отклоняющееся от норм?

Затем учащиеся читают текст учебника. Ставится вопрос: какие нормы, определяющие дисциплинированное поведение, можно отнести к социальным? Ответы корректируются: общественные отношения в производстве регулируются социальными нормами, закрепляющими трудовую и договорную дисциплину, а технологическая дисциплина определяется техническими нормами.

Учащимся предлагается привести примеры правовых и моральных норм, регулирующих поведение в процессе труда, и санкций в связи с отклонением от этих норм. В случае затруднений учитель приводит статьи из Трудового кодекса РФ, а также моральные поучения, отражающие отношение к труду.

Правовые нормы могут быть проиллюстрированы статьями 21 и 192 Трудового кодекса РФ. Статья 21 «Основные права и обязанности работника» гласит:

«Работник обязан: добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации; соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; бережно относиться к имуществу работодателя и других работников; незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя».

Санкции предусмотрены статьей 192 «Дисциплинарные взыскания»:

«За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине».

Моральные нормы можно показать на примере русских народных пословиц:

Терпение и труд все перетрут.

Двое пашут, а семеро руками машут.

Не умеешь шить, так не пори.

У плохого мастера такова и пила.

Кто ленив с сохой, у того год плохой.

Делай свое дело за семерых, а слушайся одного.

У него дело из рук валится. Работа в руках гниет.

Ленивый и могилы не стоит.

Не гляди на дело, гляди на отделку.

По работе и мастера знать.

У работящего в руках дело огнем горит.

Рядись — не стыдись, а работай — не ленись.

В этих пословицах слышится осуждение лени, поощряется умение работать.

Могут быть приведены и авторитетные высказывания о добросовестном труде, о мастерстве.

«Всю мою жизнь я видел настоящими героями только людей, которые любят и умеют работать». М. Горький

«Соедините знание и труд, дайте знание тем людям, которые по необходимости извлекут из него всю заключающуюся в нем практическую пользу, и вы увидите, что богатства страны и народа начнут увеличиваться с невероятною быстротою». Д. И. Писарев

Трудись, покамест служат руки, Не сетуй, не ленись, не трусь, Спасибо скажут наши внуки, Когда разбогатеет Русь. Н. А. Некрасов

«Человек, считающий жизнь трудом, будет ставить себе целью, по мере приобретения умения, ловкости и выносливости, все больший и больший труд, все более и более наполняющий его жизнь». Л. Н. Толстой

Учитель говорит, что в общественном мнении нормой является прилежный, умелый труд, а отношением к отклонениям от нормы является общественное осуждение ленивых, недобросовестных, неумелых работников.

Учебное пособие говорит о сочетании исполнительности с инициативой. В этом случае речь идет о понимании инициативности как «находчивой исполнительности», когда работник сам ищет и находит оптимальные способы выполнения производственной задачи.

На уроке целесообразно обсудить задание 3 к § 16 учебника.

4. Переходя к следующему вопросу, целесообразно вместе с учащимися прочитать первый абзац текста, озаглавленного «Проблемы гуманизации труда» (§ 16 учебника), обратив внимание на новый аспект рассмотрения трудовой деятельности: насколько эта деятельность соответствует природе человека.

Из курса истории учащиеся знают, как человек превратился в процессе индустриального развития в придаток машины. В учебнике характеризуется дегуманизация труда, т. е. превращение человека всего лишь в «фактор производства».

Вариантом дальнейшей работы может быть самостоятельное изучение учащимися текста «Проблемы гуманизации труда» и составление развернутого плана. При этом важно проследить, чтобы в плане были зафиксированы признаки системы Ф. Тейлора, перечислены структурные элементы условий труда, названы факторы гуманизации труда и основные компоненты культуры труда.

Иной вариант предполагает раскрытие проблемы самим учителем. В этом случае учитель зачитывает фрагменты из книги Ф. Тейлора, позволяющие вместе с отрывком, приведенным в учебнике, полнее представить его систему, которую Тейлор называл научной организацией труда.

«...Развитие научной организации труда предполагает выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменят собой личное суждение индивидуального рабочего...» «Труд каждого рабочего целиком учитывается в плане дирекции по меньшей мере на один день вперед, и каждый отдельный рабочий получает в большинстве случаев подробную письменную инструкцию, регулирующую во всех деталях урок, который он должен выполнить, как равно и средства, подлежащие с его стороны использованию в работе» (Тейлор Ф. У. Научная организация труда // Научная организация труда и управления / Под ред. А. Н. Щербаня. — М., 1965. — С. 217).

Следует подчеркнуть, что система Тейлора обеспечила значительное повышение производительности труда и содержала в себе немало рациональных решений, соответствующих уровню материального производства начала ХХ в. Однако обозначилась проблема: насколько возможно в данных технических и общественных условиях гуманизировать человеческий труд?

Один из аспектов проблемы — условия труда. В социологии выделяются следующие группы элементов условий труда:

1. Санитарно-гигиенические элементы (освещенность, шум, вибрация, ультразвук, разнообразные излучения и т. п.).

2. Психофизиологические элементы (физическая нагрузка, нервно-психическое напряжение, монотонность работы, рабочая поза и т. п.).

3. Социально-психологические элементы (психологический климат трудового процесса, его некоторые социальные характеристики).

4. Эстетические элементы (художественно-конструкторские качества рабочего места, архитектурно-художественные качества интерьера и т. п.) (см.: Энциклопедический социологический словарь. — М., 1995. — С. 843).

Возможные пути гуманизации труда рассматриваются на основе текста учебника.

Полезно обсудить на уроке задание 6 к § 16 учебника, позволяющее увидеть сложность проблемы гуманизации труда.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.