Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Уроки 31, 32. Трудовая деятельность
Уроки направлены на раскрытие социологических факторов и резервов повышения эффективности трудовой деятельности. Труд предстает перед учащимися как способ удовлетворения человеческих потребностей; как источник общественного богатства; как творец общества и фактор общественного прогресса; как ваятель человека во все исторические эпохи; как главный устой существования человеческого общества и его развития. Уроки призваны формировать понимание трудовой деятельности как обусловленной технологическими средствами и независимую от субъективных желаний целесообразную форму профессиональной активности индивида. На уроках учащиеся приобретают знания о субъекте трудовой деятельности, средствах труда, его условиях, существенных особенностях трудового процесса. Уроки должны содействовать формированию у учащихся установки на сознательный выбор профессии, высококвалифицированный труд. К этим урокам целесообразно повторить текст «Трудовая деятельность» из § 4, а также текстов «Социальные нормы» и «Отклоняющееся поведение» из § 6. План изучения нового материала 1. Материальное производство. 2. Трудовая деятельность. 3. Современный работник. 4. Проблема гуманизации труда. Подготовке учителя к уроку может помочь указанная выше книга А. И. Кравченко, а также книга: Социология труда / Под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербины. — М., 1993. — Раздел II. 1. В начале занятия вновь сравниваются духовное и материальное производство, только на этот раз с целью выявления особенностей материального производства. Главное различие — в создаваемом продукте. 2. Структура трудовой деятельности может быть отражена в схеме 1.
Каждый элемент трудовой деятельности должен быть охарактеризован на уроке. Важно также раскрыть понятие «содержание индивидуального труда». Оно выражает распределение функций на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. В зависимости от роли работника в производственном процессе следует различать функции: 1) энергетическую, когда работник приводит в движение средства труда; 2) технологическую — наблюдение и контроль за движением предмета и средств труда с наладкой и регулированием оборудования; 3) управленческую, связанную с подготовкой производства и руководством исполнителями (см.: Дикарева А. А., Мирская М. И. Социология труда. — М., 1989. — С. 110). Главный фактор, обусловливающий изменение трудовых функций, — научно-технический прогресс. Понятие «содержание индивидуального труда» может быть представлено с помощью схемы 2.
Учащимся предлагается, опираясь на схемы 1 и 2, подробно охарактеризовать любой вид труда. При этом желательно, чтобы был рассмотрен каждый элемент данного вида трудовой деятельности. Затем можно организовать обсуждение заданий 4, 5 к § 16 учебника. Понятие «производительность труда» дается в двух определениях (конец второго абзаца текста в § 16, озаглавленного «Трудовая деятельность»); на них следует обратить внимание учащихся. После этого предлагается выполнить задание 1 к § 16 учебника. О разделении труда учащиеся имеют представление из курсов истории и технологии. Поэтому предлагается ответить на вопрос «Что такое разделение труда?» и привести примеры. Затем дается задание: вспомнить содержание § 5 учебника и подумать, какую роль играет общение в трудовой деятельности. Рассмотрение второго вопроса завершается выводом о том, что трудовая деятельность с точки зрения социологии — это относительно жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемый людьми, объединенными в производственной организации. 3. Каким должен быть работник, соответствующий характеру современного производства? Такой вопрос можно поставить учащимся, переходя к следующему пункту плана. Для дальнейшего рассмотрения из числа названных учащимися качеств выделяются профессионализм, квалификация, дисциплина, инициатива. В обыденной речи профессионализм — это хорошее владение своей профессией. Делать что-либо профессионально означает делать в полном соответствии с требованиями данного производства, данной области деятельности. В социологических исследованиях отмечается, что профессия может быть описана с помощью системы признаков, характеризующих данный вид труда, требований к работнику той или иной профессии, — профессиограммы. Квалификация — это степень готовности к какому-нибудь виду труда, уровень подготовленности. Квалификация работников выражается через систему тарифных разрядов рабочих. В ее основе лежит оценка сложности выполняемой работы. От степени сложности работы специалисты отличают ее квалификационные характеристики — объем профессиональных знаний и трудовых навыков, которыми должен обладать рабочий данной профессии и данного разряда. Целесообразно просить преподавателя труда найти квалификационные характеристики каких-либо рабочих профессий, с тем чтобы зачитать их на данном уроке в качестве иллюстраций к определению «квалификация». Далее раскрывается значение трудовой дисциплины как закрепленной правом и другими социальными нормами системы организационных отношений, направленной на поддержание надлежащего порядка в процессе осуществления трудовой деятельности. Учащимся предлагается подумать, почему в современных условиях значение трудовой дисциплины возрастает. Обобщая ответы, учитель подчеркивает: чем глубже разделение труда, чем сложнее оборудование, тем важнее слаженность в работе всех участников трудового процесса, тем тяжелее для производства последствия нарушений трудовой дисциплины. Ставятся вопросы: 1. Что такое социальные нормы, какова их роль в деятельности людей? 2. Как общество реагирует на поведение, отклоняющееся от норм? Затем учащиеся читают текст учебника. Ставится вопрос: какие нормы, определяющие дисциплинированное поведение, можно отнести к социальным? Ответы корректируются: общественные отношения в производстве регулируются социальными нормами, закрепляющими трудовую и договорную дисциплину, а технологическая дисциплина определяется техническими нормами. Учащимся предлагается привести примеры правовых и моральных норм, регулирующих поведение в процессе труда, и санкций в связи с отклонением от этих норм. В случае затруднений учитель приводит статьи из Трудового кодекса РФ, а также моральные поучения, отражающие отношение к труду. Правовые нормы могут быть проиллюстрированы статьями 21 и 192 Трудового кодекса РФ. Статья 21 «Основные права и обязанности работника» гласит: «Работник обязан: добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации; соблюдать трудовую дисциплину; выполнять установленные нормы труда; соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда; бережно относиться к имуществу работодателя и других работников; незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя». Санкции предусмотрены статьей 192 «Дисциплинарные взыскания»: «За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине». Моральные нормы можно показать на примере русских народных пословиц: Терпение и труд все перетрут. Двое пашут, а семеро руками машут. Не умеешь шить, так не пори. У плохого мастера такова и пила. Кто ленив с сохой, у того год плохой. Делай свое дело за семерых, а слушайся одного. У него дело из рук валится. Работа в руках гниет. Ленивый и могилы не стоит. Не гляди на дело, гляди на отделку. По работе и мастера знать. У работящего в руках дело огнем горит. Рядись — не стыдись, а работай — не ленись. В этих пословицах слышится осуждение лени, поощряется умение работать. Могут быть приведены и авторитетные высказывания о добросовестном труде, о мастерстве. «Всю мою жизнь я видел настоящими героями только людей, которые любят и умеют работать». М. Горький «Соедините знание и труд, дайте знание тем людям, которые по необходимости извлекут из него всю заключающуюся в нем практическую пользу, и вы увидите, что богатства страны и народа начнут увеличиваться с невероятною быстротою». Д. И. Писарев
«Человек, считающий жизнь трудом, будет ставить себе целью, по мере приобретения умения, ловкости и выносливости, все больший и больший труд, все более и более наполняющий его жизнь». Л. Н. Толстой Учитель говорит, что в общественном мнении нормой является прилежный, умелый труд, а отношением к отклонениям от нормы является общественное осуждение ленивых, недобросовестных, неумелых работников. Учебное пособие говорит о сочетании исполнительности с инициативой. В этом случае речь идет о понимании инициативности как «находчивой исполнительности», когда работник сам ищет и находит оптимальные способы выполнения производственной задачи. На уроке целесообразно обсудить задание 3 к § 16 учебника. 4. Переходя к следующему вопросу, целесообразно вместе с учащимися прочитать первый абзац текста, озаглавленного «Проблемы гуманизации труда» (§ 16 учебника), обратив внимание на новый аспект рассмотрения трудовой деятельности: насколько эта деятельность соответствует природе человека. Из курса истории учащиеся знают, как человек превратился в процессе индустриального развития в придаток машины. В учебнике характеризуется дегуманизация труда, т. е. превращение человека всего лишь в «фактор производства». Вариантом дальнейшей работы может быть самостоятельное изучение учащимися текста «Проблемы гуманизации труда» и составление развернутого плана. При этом важно проследить, чтобы в плане были зафиксированы признаки системы Ф. Тейлора, перечислены структурные элементы условий труда, названы факторы гуманизации труда и основные компоненты культуры труда. Иной вариант предполагает раскрытие проблемы самим учителем. В этом случае учитель зачитывает фрагменты из книги Ф. Тейлора, позволяющие вместе с отрывком, приведенным в учебнике, полнее представить его систему, которую Тейлор называл научной организацией труда. «...Развитие научной организации труда предполагает выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменят собой личное суждение индивидуального рабочего...» «Труд каждого рабочего целиком учитывается в плане дирекции по меньшей мере на один день вперед, и каждый отдельный рабочий получает в большинстве случаев подробную письменную инструкцию, регулирующую во всех деталях урок, который он должен выполнить, как равно и средства, подлежащие с его стороны использованию в работе» (Тейлор Ф. У. Научная организация труда // Научная организация труда и управления / Под ред. А. Н. Щербаня. — М., 1965. — С. 217). Следует подчеркнуть, что система Тейлора обеспечила значительное повышение производительности труда и содержала в себе немало рациональных решений, соответствующих уровню материального производства начала ХХ в. Однако обозначилась проблема: насколько возможно в данных технических и общественных условиях гуманизировать человеческий труд? Один из аспектов проблемы — условия труда. В социологии выделяются следующие группы элементов условий труда: 1. Санитарно-гигиенические элементы (освещенность, шум, вибрация, ультразвук, разнообразные излучения и т. п.). 2. Психофизиологические элементы (физическая нагрузка, нервно-психическое напряжение, монотонность работы, рабочая поза и т. п.). 3. Социально-психологические элементы (психологический климат трудового процесса, его некоторые социальные характеристики). 4. Эстетические элементы (художественно-конструкторские качества рабочего места, архитектурно-художественные качества интерьера и т. п.) (см.: Энциклопедический социологический словарь. — М., 1995. — С. 843). Возможные пути гуманизации труда рассматриваются на основе текста учебника. Полезно обсудить на уроке задание 6 к § 16 учебника, позволяющее увидеть сложность проблемы гуманизации труда.
|