Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уроки 23, 24. Самопознание






Эта подтема завершает изучение познавательной деятельности, следовательно, при планировании и проведении занятий важно учесть, что уже знают учащиеся по этой теме, и использовать эти знания. Нет нужды говорить об особой актуальности проблемы самопознания для старшеклассников. Исследования специалистов и опыт педагогической работы убедительно свидетельствуют о высоком интересе школьников к изучению самого себя и об особой остроте вопросов, связанных с самопознанием, которое может быть источником конфликтов со сверстниками, старшими, с самим собой.

Занятия полезно проводить с использованием заданий для самостоятельной работы, упражнений, элементов изучения самого себя.

План изучения нового материала

1. Самовосприятие. Формирование образа «Я».



2. Самооценка.

3. Самоисповедь и внутренний диалог.

Одним из вариантов проведения занятий могут быть комбинированные уроки, сочетающие объяснение, работу с учебным пособием, разбор заданий к тексту параграфа.

Другой вариант — более сложный, но и более интересный для учащихся — практические упражнения с их последующим коллективным или групповым обсуждением. Такое занятие даст учащимся необходимый опыт самопознания и позволит сделать последующую (возможно, домашнюю) работу с текстом учебника более осознанной.

Представим второй вариант работы более обстоятельно.

В начале занятия полезно провести своеобразный психологический тест «Кто я?».

Цель: развитие навыков самоанализа у учащихся; получение информации о том, как видят себя одноклассники; диагностический срез группового сознания.

Процедура:

1. Быстро раздайте учащимся листочки бумаги (в половину тетрадного листа). Объявите, что сейчас будет проведено психологическое тестирование: «Тест, который предстоит выполнить, немного необычный, но очень простой. Важно внимательно выслушать вопрос, поставить на своем листке цифру, обозначающую номер вопроса, и напротив свой ответ. Над вопросами долго не задумывайтесь, пишите первое, что приходит в голову. Не переспрашивайте вопросы и не оборачивайтесь к соседям. Отвечать нужно искренне и самостоятельно. По окончании теста я соберу ваши ответы (листки можно не подписывать) и сообщу информацию о классе в целом. Тест поможет нам всем лучше узнать друг друга — каждого в отдельности и всех вместе».

2. Итак, первый вопрос: «Кто ты?»

Еще раз напомните ученикам, что они ставят цифру «1» и пишут ответ — тот, который приходит в голову. Ответ может быть любым, лишь одно условие — писать о себе.

Секунд через 30—40 задайте второй вопрос: «Кто ты?»

Еще через 30 с — третий вопрос: «Кто ты?»

Через 30 с скажите, что все вопросы этого теста таковы. Задача учащихся — продолжать отвечать на вопрос: «Кто ты?» Надо только ставить порядковый номер и писать свой очередной ответ. Ограничьте время ответов двумя минутами, попросив учеников работать как можно собраннее.

3. Через 2 мин соберите листочки, дав дописать только последнее слово. Очень важно не смотреть в листки во время их сбора, чтобы у учащихся не возникло опасения, что педагог старается запомнить, кому принадлежит тот или иной листок, кто какие дал ответы.

Этапы анализа теста «Кто я?»

1. Проанализируйте ответы с точки зрения:

— биографических или ролевых характеристик личности (например, «человек», «ученик», «дочь»);

— психологических характеристик (например, «честный», «невнимательная дочь», «люблю животных»).

2. Отметьте:

— какие характеристики (ролевые и психологические) ставятся вначале;

— каких больше.

Можете классифицировать ответы по преобладанию тех или иных характеристик.

3. Обратите внимание, о чем пишут учащиеся, т. е. проанализируйте сферы их ролевых представлений о себе:

— упоминают ли свою позицию ученики, пишут ли о школе, упоминают ли предметы, которые изучают. Это свидетельствует об отношении к школе и о месте позиции ученика в иерархии личностных позиций;

— упоминают ли о семье, о членах своей семьи, о доме. Это свидетельствует о привязанности к близким людям, о ценности семьи;

— упоминают ли свои половые роли (мальчик, девочка). Это показатель половой идентификации, отношения к чертам мужественности и женственности;

— упоминают ли свои общественные роли, в том числе пишут ли о своей национальности, принадлежности к жителям того или иного города, села, края. Это свидетельство общественных ориентаций, гражданской позиции учащихся.

4. Проследите, в каком тоне, позитивном или негативном, пишут в основном о себе ребята. Если преобладают положительные самохарактеристики («добрая», «аккуратная», «умная»), это свидетельствует о положительной самооценке. Если преобладают отрицательные самохарактеристики («не умею поддерживать дружбу», «ленивый», «некрасивая»), это говорит о высокой критичности к себе, повышенной требовательности.

5. Проанализируйте содержание психологических характеристик, какие сферы личности они затрагивают:

— упоминают ли признаки внешности. Это значимая сфера образа «Я» у подростков;

— пишут ли о своих отношениях с людьми, упоминают ли (прямо или косвенно) других людей в своих ответах. Это — свидетельство потребности в общении, в контактах с людьми;

— пишут ли о своем внутреннем мире, увлечениях, чертах характера. Это говорит о глубине самоанализа, умении вычленить свою индивидуальность среди других людей.

6. Сообщите учащимся результаты своего анализа.

При этом расскажите, какие могут быть ответы (по классам, по тону, по содержанию). Приведите примеры некоторых самохарактеристик — ролевых и психологических. Скажите, каких ответов больше: о школе, семье и т. д. или о внешности, внутреннем мире и т. п.

Приведите примеры.

Помните, что анализ надо вести очень деликатно, категорически запрещается критиковать ответы.

Здесь нет правильных или неправильных ответов.

Педагогу полезно почитать дополнительную литературу об особенностях образа «Я» в подростковом и юношеском возрасте:

Кон И. С. В поисках себя. — М., 1984.

Как построить свое «Я» / Под ред. В. П. Зинченко. — М., 1991.

Приведем примеры заданий и упражнений, которые могут быть использованы далее на занятии. Эти задания взяты в основном из книги, предназначенной для учащихся (см.: Зюзько М. В. 5 шагов к себе. — М., 1992).

1. Составьте свой словесный портрет, сохраните свои записи до конца занятия. Отметьте, что бы вы добавили к этому портрету после занятия, от чего отказались бы.

2. Какое у вас телосложение?

Немецкий ученый Э. Кречмер выделяет три типа телосложения.

Астенический — худой, тонкий человек, кажущийся выше, чем он есть на самом деле, с бедной соками и кровью кожей, с узкими плечами и с сухими тонкомышечными руками, с тонкокостными кистями, с длинной, узкой, плоской грудной клеткой, на которой можно пересчитать ребра, с острым реберным углом, с тонким, лишенным жира животом, с такими же руками и ногами.

Атлетический — сильно развитый скелет, мускулатура, широкие плечи, статная грудная клетка, упругий живот, плотная высокая голова прямо держится на шее.

Пикнический — склонность к ожирению, средний рост, мягкое широкое лицо на короткой массивной шее, бочкообразная, расширяющаяся книзу грудная клетка, конечности в среднем скорее короткие, чем длинные, кожа мягкая и хорошо облегает тело. Человек сильный и коренастый.

Исправьте или дополните описание типа телосложения применительно к самому себе.

3. «Глаза — окно души». Опишите свои глаза:

— цвет (голубой, серый, зеленый, карий, черный...);

— форма (круглые, овальные, щелевидные, треугольные...);

— расположение (горизонтальные, косонаружные, косовнутренние...);

— особые приметы (впалые, выпуклые, узкопосаженные, широко расположенные...).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.