Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уроки 25, 26. Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность






Уроки открывают тему «Деятельность и духовный мир человека» и создают базу для последующих уроков этой темы, а также для темы «Духовные ценности современной цивилизации», которая изучается в конце курса «Человек и общество».

Цель уроков — дать представление о различных видах деятельности в духовной сфере, ее отличиях от деятельности в сфере материального производства. Эта подтема призвана раскрыть высокую ценность духовной деятельности, ее значение для общества и каждого человека.

К этим урокам учащимся предлагается повторить § 3 «Мотивы деятельности» и § 4 (тексты, озаглавленные «Виды деятельности» и «Творческая деятельность»). Целесообразно также скоординировать работу по данной подтеме с учителем литературы.

План изучения нового материала

1. Сущность и виды духовной деятельности.

2. Духовное производство.

3. Сохранение и распространение духовных ценностей:

а) роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей;

б) роль библиотек;

в) роль архивов;

г) роль школы;

д) роль средств массовой информации.

4. Духовное потребление:

а) особенности духовного потребления;

б) духовное потребление и духовные запросы человека.

Подготовиться к урокам учителю поможет пособие: Человек и общество / Под ред. В. И. Купцова. — Кн. 2. Сферы общественной жизни. — М., 1993. — Разд. 3. Жизнь науки, 4. Мир искусства, 5. Религия в истории общества. Полезно привлечь материал из учебных пособий для учащихся: Малышевский А. Ф. Мир человека. — М., 1997. — § 15; Гуревич П. С. Человек. — М., 1995. — Тема VIII. К этим пособиям можно адресовать учащихся, проявивших повышенный интерес к теме.

Материал по изучаемой подтеме можно найти также в кн.: Социальная философия / Под ред. В. Н. Лавриненко. — М., 1995. — Гл. 7, § 7. Социальная природа и содержание духовной жизни.

В ходе работы целесообразно использовать: Школьный философский словарь / Под ред. А. Ф. Малышевского. — М., 1995; Гуревич П. С. Философский словарь. — М., 1997; Словарь-справочник «Человек и общество». Философия / Сост. И. Д. Коротец и др. — Ростов-на-Дону; М., 1996.

1. В начале урока рассматриваются понятия «духовная жизнь», «духовная деятельность». С этой целью полезно обратиться к «Школьному философскому словарю». Учащимся предлагается найти в нем статью «Душа и дух» и обратить внимание на их характеристику как философских понятий, обозначающих два слоя «идеальности мира, две ступени его причастности к сознанию, наиболее полно воплощенные в человеке». Душа здесь определяется как «совокупность психических характеристик личности, всего того, что происходит в нас». Духовное же не сводится только к индивидуальному, а составляет особую сферу действительности, для которой характерны специфические проявления духа — язык, нравственность, идеология, политика, религия, искусство, философия. К духовному относятся также высшие ценности человеческого существования — свобода, любовь, творчество, вера. Интересная работа может быть проведена с «Философским словарем» П. С. Гуревича, где дается определение понятия «дух», суждения о нем мыслителей, а также вопросы и задания.

Учащимся предлагается вспомнить содержание духовной деятельности (§ 4). Называемые учащимися познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность — это один из вариантов классификации видов духовной деятельности.

В § 13 представлен иной вариант классификации видов духовной деятельности. Последующее изучение подтемы осуществляется в соответствии с этой классификацией.

2. Рассмотрение духовного производства проводится путем сравнения его с материальным. Начать целесообразно с вопросов: 1. Что такое творческая деятельность? 2. В чем ее особенности?

Нуждается в пояснениях краткая, но неполная формула: духовное производство — это производство идей, а материальное — это производство вещей. Выше в учебнике дан более полный перечень продуктов духовного производства; кроме идей, они включают в себя также теории, нормы, идеалы, образы, которые могут принимать форму научных, философских, художественных произведений. Иными словами, духовное производство — это научное и художественное творчество, философия, т. е. создание научных знаний, художественных образов, философских идей.

Отличия и связь материального и духовного производства раскрываются на основе текста учебника.

Учащимся можно предложить следующее задание:

Сборник избранных произведений А. С. Пушкина выпущен в двух вариантах: первый — массовым тиражом, второй — небольшим тиражом в качестве подарочного издания. Состав включенных в них произведений одинаков. Однако во втором варианте цена одной книги в четыре раза больше, чем в первом. О чем это говорит? Как вы думаете, какие отличия одного варианта издания от другого вызвали разницу в цене?

Очевидно, что значимость духовных ценностей, самих произведений, включенных в сборник, неизменна. Различие, скорее всего, в материальных носителях идей и образов, созданных поэтом. Бумага, краски, переплет, оформление могут существенно различаться, но это продукт главным образом материального производства (следует учесть возможность включения в подарочное издание иллюстраций и других элементов оформления книги, которые сами по себе являются продуктом духовного производства — творчества художника).

Необходимость профессиональной подготовки писателей, художников, актеров, музыкантов можно проиллюстрировать существованием профессиональных учебных заведений. Так, в Москве работают Академия живописи, ваяния и зодчества; Академия хорового искусства; Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова; Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина; Высшая школа-студия при МХАТе им. А. П. Чехова; Литературный институт им. А. М. Горького; Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского; Московский государственный хореографический институт; Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова; Российская Академия музыки им. Гнесиных и др.

Что же касается ученых, философов, то учащиеся хорошо понимают, что без высшего профессионального образования продуктивная деятельность в этих областях невозможна.

Желательно также показать еще одну особенность духовного творчества — удовлетворение не только общественной потребности в том или ином произведении, но и внутренней потребности автора в самовыражении, реализации своих способностей.

Известно, что каждый актер по-своему трактует образ, и перед зрителем раскрываются совершенно разные стороны пьесы. Так, в балете С. Прокофьева Галина Уланова трактовала образ Золушки в лирико-драматическом ключе, передавая всю безысходность, трагизм положения своей героини. В исполнении Ольги Лепешинской образ Золушки обретал более светлые, жизнерадостные тона, соответствующие творческой индивидуальности этой балерины.

Нельзя перепутать творческие манеры Рембрандта, В. И. Сурикова, И. Е. Репина, М. А. Врубеля, И. И. Левитана, А. А. Пластова и др. В особой творческой манере проявляется огромное мастерство прославленных художников.

Какие бы произведения художественного творчества мы ни взяли, они всегда согреты индивидуальными переживаниями, чувствами, размышлениями; они всегда воплощают в себе внутренний мир человека, хотя во многих случаях чувства и мысли не являются прямой проекцией авторского «Я».

Можно использовать на уроке соответствующие высказывания мыслителей. Так, Л. Н. Толстой писал: «Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что ж! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но иностранцы узнают себя, свою душу. Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем знакомее и роднее, — не только в художественных, но и в научных философских сочинениях, как бы он ни старался быть объективен — пускай Кант, пускай Спиноза, — мы видим, я вижу душу только, ум, характер человека пишущего» (Толстой Л. Н. Письмо Страхову, 3 сентября 1892 г.).

Уместно вспомнить четверостишие А. Твардовского:

За свое в ответе, Я об одном при жизни хлопочу: О том, что знаю лучше всех на свете, Сказать хочу. И так, как я хочу.

Учитель обратит внимание учащихся на последнюю строку, в которой отражено стремление автора выразить именно свое собственное настроение. На уроке целесообразно обсудить задание 2 к § 13 учебника.

Рассмотрение второго вопроса плана завершается чтением последнего абзаца в тексте, озаглавленном «Духовное производство». Этот текст как бы перебрасывает мостик к следующему пункту плана.

3. Изучение вопроса о сохранении и распространении духовных ценностей может быть организовано в трех вариантах.

Вариант 1 предполагает заблаговременную подготовку желающими учащимися небольших сообщений (3—5 мин) на тему «Роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей», то же — о роли библиотек, архивов, школы, средств массовой информации. Эти сообщения заслушиваются на уроке.

Вариант 2. Самостоятельное чтение текста учебника, озаглавленного «Сохранение и распространение духовных ценностей», с заполнением в тетради таблицы с тем же названием по следующей форме:

Название учреждения Функции (виды деятельности) Профессии работников, выполняющих эти функции
Музей.......................

Вариант 3. Изложение материала самим учителем с акцентом на характеристику разновидностей деятельности по сохранению и распространению духовных ценностей. По ходу этой работы организуется выполнение заданий 7, 10, 11 к § 13 учебника.

Учащиеся узнают, что первые музейные собрания возникли в Древней Греции. В России первый публичный музей был открыт в начале ХVIII в. Сегодня существует большое количество музеев, разнообразие которых отмечено в учебнике.

В качестве примера целесообразно привести музей, ближайший по отношению к школе. Учащимся предлагается ответить на вопросы: 1. Посещали ли они этот музей? 2. Каково содержание работы этого музея?

Примером крупного музея может служить Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве, созданный в 1912 г. Его собрание занимает второе место после Эрмитажа. Это несколько сотен тысяч произведений искусства, включая произведения великих мастеров Рембрандта, Рубенса, П. Сезанна, О. Ренуара, П. Пикассо и др. Среди ценностей музея — собрание французской живописи конца ХIХ — начала ХХ в. Оно одно из богатейших в мире. В музее хранятся многочисленные археологические находки.

Музей ведет большую научную работу, реставрацию памятников культуры, ежедневно в нем проводится много экскурсий, читаются лекции.

Большим событием стало открытие в Москве в 1997 г. после 10-летнего ремонта Государственного исторического музея.

Библиотеки знакомы любому ученику. Желательно сосредоточить внимание на содержании работы библиотекаря.

Архивы, в отличие от библиотек и музеев, — это учреждения, с которыми учащиеся не знакомы. Характеризуя архивы, учитель отметит, что архивариус — это хранитель архивных документов, сотрудник архива. Работа архивариуса требует широкого круга знаний, и в частности в области архивоведения — комплексной дисциплины, изучающей историю, организацию, теорию и практику работы архивов в области учета, описания, обеспечения сохранности документов.

Особое значение имеет разговор на уроке о деятельности школы и учителя. Функции школы могут быть раскрыты с опорой на «Закон об образовании».

Деятельность учителя нашла всестороннее освещение в кн.: Учитель. Статьи. Документы. Педагогический поиск. Воспоминания. Страницы литературы / Ред.-сост. Д. Брудный. — М., 1991. Использование сборника позволит раскрыть значение педагогической деятельности в формировании духовного мира молодого человека.

На уроке можно использовать, например, такие суждения К. Д. Ушинского: «Конечно, не всякий педагог-практик должен быть ученым и глубоким психологом, двигать науку вперед и способствовать созданию, испытанию на деле и направлению психологической системы: эта обязанность лежит вообще на педагогах, потому что это единственный класс людей, для практической деятельности которых изучение духовной стороны человека является также необходимым, как для медика изучение телесной. Но от каждого педагога-практика можно и должно требовать, чтобы он добросовестно и сознательно выполнял долг свой и, взявшись за воспитание духовной стороны человека, употреблял все зависящие от него средства, чтобы познакомиться, сколько возможно ближе, с предметом деятельности всей своей жизни...»

Учащимся можно предложить проанализировать структуру деятельности учителя по изученной общей формуле: цель — средства-действия, направленные на достижение цели, — результат. В этой связи следует напомнить, что ученик не только объект деятельности учителя, но и активный субъект учебного процесса (анализ деятельности ученика ребятам предлагалось провести при изучении § 3). Результаты обучения, таким образом, являются результатом сочетания двух видов деятельности: педагогической деятельности учителя и учебной деятельности ученика.

Целесообразно хотя бы упомянуть на уроке различные учреждения культуры, и прежде всего театр. Как говорил итальянский драматург К. Гоцци, «мы никогда не должны забывать, что театральные подмостки служат всенародной школой». Распространению духовных ценностей способствуют и газеты, журналы, радио, телевидение. Миллионы людей слушают по радио музыку, смотрят кинофильмы и спектакли по телевидению, знакомятся с мыслями ученых, деятелей культуры, других специалистов. Правда, средства массовой информации не всегда распространяют подлинные духовные ценности. Большие надежды в связи с этим возлагаются на организованный в 1997 г. телеканал «Культура». Помимо учреждений и организаций, распространяющих духовные ценности, которые названы в учебнике, следует назвать Церковь. Она вносит заметный вклад в духовную жизнь общества, проповедуя веру, любовь, нравственность.

Об этом речь пойдет при изучении § 46 «Религия в современном мире».

4. Изучение вопроса о духовном потреблении начинается с рассмотрения духовных потребностей. Учащимся ставится вопрос: какую роль в мотивах деятельности играют потребности? (Чтобы ответить на вопрос, ребята должны вспомнить материал § 3 «Мотивы деятельности».)

Затем характеризуются духовные потребности. Это можно сделать на базе текста § 13 учебника либо на основе раздела «Человеческие потребности» в пособии П. С. Гуревича «Человек» (тема VI). Этот текст может быть рекомендован учащимся, заинтересовавшимся данной подтемой.

Духовные потребности — это внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению.

Обобщенная характеристика духовных потребностей содержится в «Психологическом словаре»: «С категорией „духовность“ соотносится потребность познания — мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Человек духовен в той мере, в какой он задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ» (Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М., 1990. — С. 112).

Взаимосвязь духовных потребностей с духовным производством и распространением духовных ценностей и их потреблением можно отразить в схеме:

В схеме обозначены связи, требующие пояснения:

1, 2. Духовные потребности стимулируют деятельность по производству и распространению духовных ценностей.

3. Распространение духовных ценностей позволяет удовлетворить духовные потребности путем потребления духовных ценностей.

4, 5. Производство и распространение духовных ценностей рождает новые духовные потребности.

6. Духовное потребление стимулирует возникновение новых потребностей.

7, 8 очевидны, и учащиеся поясняют их самостоятельно.

Затем рассматриваются особенности потребления духовных ценностей и его отличия от потребления материальных благ.

Первая особенность, раскрытая в учебнике: «Духовные ценности, выступающие предметом потребления, в процессе удовлетворения духовных потребностей не исчезают, а обогащают духовный мир человека, становятся его принадлежностью». Аргументация этого утверждения дана в учебнике.

Дополнительные аргументы нужны для обоснования второй особенности, суть которой состоит в том, что процесс духовного потребления является в определенной мере и процессом духовного производства, а потребление духовных ценностей зависит прежде всего от самого субъекта этой деятельности, от его запросов. Обоснование этих утверждений требует учета специфики таких продуктов духовного творчества, как литература и искусство, а именно:

1. Привлекательность художественного произведения может привести к тому, что человек воспринимает и переживает эстетически позитивно не только социально-положительное, но и социально-отрицательное явление (нередко так воспринимаются сцены насилия в занимательном фильме). Это зависит от уровня интеллектуального, нравственного, эстетического развития индивида, от его социальной направленности.

2. Искусство использует различные средства условности — знаки, символы, различные формы, обобщающие художественную информацию, в нем имеется элемент недосказанности. Человек, воспринимающий произведение искусства, должен что-то взять на себя. Осмысление и переживание воспринятого и в этом случае зависит от развития личности.

3. Восприятие искусства носит ассоциативный характер, т. е. порождает различные ассоциации. Произведения искусства обязательно сравниваются с личным опытом, причем сравнение это бывает не только логическим, но и эмоционально-чувственным. Ассоциативный характер воздействия искусства находится в прямой зависимости от предшествующего опыта человека, от уровня его образования и воспитания. Высокий культурный уровень, жизненный опыт, интерес к гуманитарным проблемам и склонность к рефлексии в этой области, знание различных художественных течений — от этого зависит богатство и содержательная ассоциативность фонда.

Полноценное восприятие искусства и литературы невозможно, если человек не владеет в определенной степени приемами «декодирования»: он должен понимать особенности языка искусства, способы художественного отображения действительности (см.: Сафронов В. Ф. Эстетическое сознание и духовный мир личности. — М., 1984. — С. 78—88; Проблемы социологии и психологии чтения / Под ред. Э. Г. Храстецкого. — М., 1975. — С. 130—161).

Учащимся можно предложить задание:

Какие особенности потребления духовных ценностей нашли отражение в пословицах?

Ум без книги, что птица без крыльев.

Книги читать — зла не пытать.

Глядит в книгу, а видит фигу.

Не на пользу читать, коли только вершки хватать.

Хороша книга, да чтец плох.

Книга книгой, а своим умом двигай.

Кто много читает, тот много знает.

Желательно интерпретировать каждую пословицу.

Целесообразно также обсудить задания 5 и 12 к § 13 учебника.

В заключение урока учащимся предлагается прочитать последний абзац § 13, обратив внимание на завершающую фразу.

В ходе домашней работы над текстом § 13 выполняются задания 1, 4, 9.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.