Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И исследовательских услуг






Для студентов социологическое образование служит сегодня не механизмом профессиональ­ной специализации, а «образованием вообще», т.е. способом аккумуляции неспецифического культурного капитала. Косвенным подтвержде­нием тому служит рост конкурса на социологи­ческом факультете МГУ и аспирантуре Инсти­тута социологии РАН, происходящем в ситуации перепроизводства дипломированных социоло­гов на рынке труда. Студент оказывается неза­интересованным потребителем социологичес­кого знания. В свою очередь, логика препода­вания, свободная от императива исследования, становится все более консервативной: под ака­демическим подразумевается мемориализация классического наследия.

Между социологическим образованием и рынком социологических услуг образовался разрыв. Ры­нок исследовательской продукции функциониру­ет прежде всего как рынок опросов, маркетин­говых и консультационных услуг, политически формулируемых проектов. Здесь, как и в обра­зовательной сфере, социологическая проблема-

тика подчинена внешним для нее принципам. Этот рынок, отделенный от образовательного и подчиненный прежде всего экономической логи­ке, сильно фрагментирован и не ориентирован на воспроизводство социологии как самостоятель­ной дисциплины. Он неспособен поставлять об­разовательной социологии новые объяснитель-

ные схемы, интересные эмпирические данные i исследовательские практики. Речь идет не о полном отсутствии исследование или социологии как таковой, но об отсутствш рынка фундаментальных исследований, т.е. об ласти производства специфически социологи ческих схем, готовых к использованию или мо гущих быть приспособленными к классическо му образованию. Одновременно продолжаете

кого, но и вообще никакого образования. Таким образом, в некоторых фир­мах все еще работает принцип семейственности.

Гришина Ю.: Согласна, но есть возможность создать свою маркетинговую фирму. Заказов на рынке достаточно много, а «монстры» берутся не за все, требуя огромные гонорары. Например, средняя цена небольшого исследова­ния — 20 тыс. долл., а провести тендер небольшая фирма готова за 7 тыс. долл. Со временем крупная фирма начинает бюрократизироваться. Правда, и в этом случае она гарантирует и обеспечивает на деле высокое качество — ведь она не первый день на рынке. К тому же «монстры» начинали как филиалы запад­ных фирм, многому учась у них. И сегодня они всегда имеют заказы от круп­ных западных компаний типа «Coca-cola».

Малышева П.: Проводя свое исследование среди фирм, занимающихся мар­кетинговыми и прикладными социологическими исследованиями, я установи­ла, что основная проблема для них — кадры. Новички обладают хорошими те­оретическими знаниями, но не имеют практических навыков полевой работы. «Они даже анкеты в руках не держали», — заявляет руководство опросных фирм. В результате можно говорить о разрыве, если не пропасти, между тем, кого го­товят, и тем, кто нужен на самом деле. Правда, выяснилась одна важная деталь. Хотя именно в маркетинговых фирмах остро стоит кадровая проблема и имен­но они, а не академические институты, сегодня наиболее динамично развива­ются, применяя самые прогрессивные социологические технологии, то, что они делают, на мой взгляд нельзя считать социологией. Настоящая наука там, где есть гранты и тендеры. Здесь можно повториться, говоря о возрождении завод­ской социологии. И не только в НИИ, но и, например, в нефтяном бизнесе.

активная рецепция западных теорий, трансли­руемых через рынок книжной продукции. Переводческая и издательская деятельность выходит за рамки как образовательной, так и исследовательской сферы, хотя именно здесь сосредоточены основные потребители социо­логической литературы: исследователи, сту­денты и преподаватели. Поскольку исследова­тельский рынок фрагментирован, а образова­тельный воспроизводит консервативную ориентацию, издательский рынок функциони­рует в логике производства готового знания: выпускается классика, прежде всего теорети­ческого характера, и учебники. Инвестиции в долгосрочные и рискованные проекты, в неиз­вестные имена экономически невыгодны. При этом в книгоиздании, ориентированном на вос­производство теоретической базы социологии, также проявляется консервативный акцент: динамика рынка за два периода (1991-1995 и 1995-1999) по приблизительной оценке соот­ношения количества переводов и числа новых авторов существенно различаются. Относи­тельно второго периода можно говорить о скрытой стагнации. Дело в том, что с 1991 по 1995 г. на рынок был введен почти весь круг ав­торов, чьи работы продолжают переводиться и

издаваться сегодня. За последующие четыре года произошло увеличение числа издаваемых работ уже известных авторов, но не введение новых имен. В настоящее время на книгоизда­тельском рынке происходит эксплуатация кру­га «великих» имен (недавно к числу «великих» социологов прибавились имена Хабермаса, Бурдье и Лумана). Издательская стратегия, будучи grosso modo консервативной, только укрепляет консервативные тенденции на обра­зовательном рынке.

Поскольку государство остается монопольным центром символического производства, социоло­гия сохраняет черты советского периода. Хочу подчеркнуть: речь идет не об отсутствии каких бы то ни было отличий, а о том, что позиция социо­логии в действующей системе обмена удержи­вает ее в роли инструмента монополии государ­ства на символическое господство. Социологи­ческое образование воспроизводит не новую социальную позицию (критическую и освободи­тельную, как это виделось в конце 1980-х), а схе­мы политического здравомыслия. Сокращено и адаптировано по источнику: Бик-бов А.Т. Условия действительности социологи­ческого образования в России // https:// cerfsophi.narod.ru/PUBI7TXT/soced.html

ОБО

Резникова Т.: Необходимо отметить еще одну тенденцию — для построе­ния карьеры необходимо иметь «погоны», т.е. хотя бы кандидатскую степень С ними оплата труда резко возрастает. Престижная и весьма привлекатель­ная сфера занятости для социолога — аналитика. Скажем, надо быстро и ка­чественно провести контент-анализ прессы по конкретной проблематике Коммерческие фирмы такую работу ценят все еще невысоко. Она хорошс оплачивается в зарубежных фондах. Однако почти все они имеют свой по­стоянный штат аналитиков, среди которых не просто специалисты, а высо­костатусные личности, например депутаты Госдумы. И это не просто под­кармливание депутатов и их помощников. Многие партии подбирают себе i аппарат действительно специалистов. Кстати, некоторые даже создают свог социологические службы, не доверяя чужой информации.

Гришина Ю.: Важно отметить необходимость знания как минимум одно­го языка (английского), а лучше двух. Обязательно надо владеть пакеток-SPSS. Таков джентльменский набор современного социолога-прикладника Считайте его студенческим минимумом.

Загорулько Е.: Не надо забывать и о возможности преподавательской де­ятельности. Сейчас она не так высоко оплачивается, но работа творческая А кроме того, график свободный. Есть все возможности для занятия наукой

Резникова Т.: Кроме того, существуют и традиционные жанры, например научная карьера, в частности, в Институте социологии РАН. Конечно, опла­та труда ученого сейчас невысокая, но это чрезвычайно интересная деятель­ность. К тому же она не исключает возможности подработать: время и квали­фикация для этого всегда будут. Здесь уже говорилось о «грантовой» социоло­гии. Она тоже неплохо кормит людей. Кто-то не вылезает из зарубежны> командировок и свой доход измеряет в долларах. Сейчас именно так и выжи -вает академическая социология. Причем в последнее время активно поддер­живаются молодые ученые. А возможности для карьеры здесь немалые, так как постепенно уходит предыдущее поколение социологов, а молодежи мало.

Кравченко А.И.: В заключение я скажу, что у социолога сегодня многс возможностей для карьеры. Страна встает с колен и начинает решать науч­ные проблемы. А это значит, что социологи-прикладники будут востребо­ваны. Выскажу совсем неожиданную мысль: рынок труда для них даже бо­лее перспективный, чем для экономистов и юристов.

В конечном счете даже неважно, пойдете вы в академическую сферу илг в прикладную. Важно, что у вас будет в голове, насколько легко вы сможете ориентироваться в изменяющемся обществе. Оглянитесь вокруг себя: высо­коклассный специалист, будь то гончар или сантехник, устраивается гораз­до лучше, чем средних способностей и не очень грамотный юрист.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.