Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Воспитательные задачи.
Задачи направлены на развитие личностных качеств ребенка, нравственности.
- содействовать решению задач трудового воспитания (гигиена труда, культура труда и т.д.), патриотизма, гигиенических качеств, формированию ЗОЖ и др.
Примеры конструирования задач занятия с учетом возраста детей (авторы: Е.В. Авдеева, Е.Г. Метелева, Н.Б. Новоселова)
Обучающие задачи
(направлены на освоение воспитанниками системы учебных знаний и формирования предметных умений и навыков).
Примеры обучающих действий педагога: познакомить, научить, учить, изучить, повторить, закрепить, дать основы, научить сравнивать, анализировать, высказывать, применять, создавать, систематизировать, свободно оперировать понятиями и т.д.
Воспитательные задачи
(направлены на освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей, формирование положительных качеств личности)
Возраст
| Действие
| Качества
| младший школьный возраст
| воспитывать
| Любовь к малой родине:
● к родному дому, школе, семье, двору, микрорайону, городу
| Доброжелательное отношение к окружающим:
● соблюдение правил этикета,
● доброжелательность,
● дружелюбие,
● готовность сотрудничать,
● вежливость
| Умение заботиться:
● доброту,
● искренность,
● чуткость,
● общительность,
● стремление помочь,
● отзывчивость
| формировать
| Положительную самооценку
| Потребность в самоорганизации:
● аккуратность,
● бережливость,
● трудолюбие,
● сдержанность,
● основы самоконтроля,
● скромность,
● самостоятельность,
● умение доводить начатое дело до конца,
● настойчивость,
● выдержку
| Потребность в здоровом образе жизни:
● умение видеть прекрасное,
● гигиенические знания и умения,
● оптимизм,
● доброжелательное отношение к труду,
● культура труда.
| Подростки
| Воспитывать
| Гражданские качества личности:
● интерес к общественной жизни,
● стремление помогать,
● патриотизм,
● активную жизненную позицию,
● критичность,
● оптимизм,
● общественную активность,
● чувство долга,
● предприимчивость
| Формировать
| Положительную «Я-концепцию»:
● умение аргументировать свою позицию,
● положительную самооценку,
● самокритичность,
● оптимизм,
● уверенность в себе,
● лидерские качества,
● умение сопереживать
| Потребность в саморегуляции:
● ответственность,
● самоконтроль,
● рассудительность,
● тактичность,
● терпимость,
● самостоятельность,
● умение адаптироваться к новым условиям,
● умение прогнозировать собственную деятельность,
● умение организовать свою деятельность и анализировать её
| Потребность в здоровом образе жизни:
● разнообразие интересов,
● осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе
| старшеклассники
| формировать
| Положительную мотивацию на культуру жизнедеятельности:
● уважительное отношение к людям,
● общественную активность,
● интерес к культуре и истории России,
● стремление принести пользу обществу,
● понимание личного и общественного значения труда,
● осознание личной и общественной значимости образования (знаний),
● потребность к самопознанию,
● умение ставить цели и реализовывать их,
● осознание значимости результата
| Потребность в общении в контексте культуры:
● умение идти на компромисс,
● тактичность,
● терпимость,
● толерантность,
● умение доказать свою точку зрения,
● умение выходить из конфликтных ситуаций,
● знание этики семейных отношений,
● умение организовать культурный досуг
| способствовать
| Личностному и профессиональному самоопределению:
● формированию потребности в достижении цели (личностной и общественнозначимой),
● самовоспитанию,
● формированию умения соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии,
● формированию профессионально важных качеств личности,
● оценке и коррекции профессиональных планов воспитанников
|
Развивающие задачи
(направлены на развитие познавательного интереса, способностей и задатков ребенка)
Возраст воспитанников
| Примеры формулировки развивающих задач
| Младший школьный возраст
| ● развивать психические процессы (внимания, памяти, речи, восприятия, мышления, воображения), познавательный интерес,
● развивать эмоциональную сферу,
● развивать творческие способности – формировать рефлексивные умения (умение разумно и объективно посмотреть на себя со стороны, проанализировать свои суждения и поступки: почему он это сделал?),
● развивать любознательность, чувство удовлетворения при успехах и неудовлетворения при неудачах,
● развивать гибкость, логичность мышления, доказательность суждений,
● развивать эстетические чувства
| Подростки
| ● развивать самосознание,
● развивать интерес к познавательной деятельности,
● развивать умения самовыражаться, самоутверждаться,
● развивать творческие способности,
● формировать способы социального взаимодействия,
● развивать коммуникативные способности, умение жить в коллективе
| Старшеклассники
| ● развивать познавательные и профессиональные интересы,
● развивать способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы,
● формировать рефлексивный тип мышления (умение провести адекватный самоанализ своих умений, качеств, поступков),
● развивать самосознание,
● развивать творческие способности
|
Общие требования к постановке задач занятия:
● задачи ставятся, исходя из целей и назначения всего процесса образования,
● задач может быть столько, сколько необходимо для осуществления задуманного,
● задачи должны соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности,
● задачи должны быть определены конкретно и четко, чтобы была возможность проверить (самопроверить) их выполнение,
● формулировка задач должна быть максимально краткой, но полной (развернутой во времени и пространстве),
● задачи лучше поставить в определенной последовательности (классифицировать),
● в формулировке задачи должно быть ключевое слово, глагол, определяющий основные действия педагога и воспитанников (оказать, отработать, освоить, организовать и пр.).
Важным принципом постановки задач является учет возрастных особенностей развития воспитанников. (Смотри журнал «Дополнительное образование и воспитание», №3, 2006, стр.29)
|