Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мнение специалиста. Когда я впервые стал заниматься диагностикой, работая с детьми в рамках школьной системы, то был очень ригиден и много энергии вкладывал в то






Когда я впервые стал заниматься диагностикой, работая с детьми в рамках школьной системы, то был очень ригиден и много энергии вкладывал в то, чтобы убедиться, что я грамотно использую тесты в соответствии со стандартизованными процедурами. Я интересовался лишь полученными цифрами и стандартными отклонениями от набранных баллов и мало внимания уделял другим важным аспектам, являющимся частью процесса проведения тестирования, таким как отношение, мотивация или уровень внимания. Но после того как у меня появился больший опыт в использовании тестов, я осознал значимость наблюдения во время процесса оценки. В своих отчетах я стал более детально фиксировать то, как дети выполняли задания, отмечал их эмоциональные реакции, манеру вести себя и степень их заинтересованности. Я нашел, что собирать всю эту информацию так же важно, как и просто смотреть на цифры.

Я обнаружил, что использование не одной, а нескольких тестовых процедур позволяет получить более живой портрет человека, того, какой он на самом деле. Я полагаю, что именно по этой причине во многих школах и учреждениях для получения более ясного представления о личности клиента, его достижениях, способностях, сильных и слабых сторонах и прочих особенностях опираются не на единственную процедуру, а на использование целых батарей тестов и процедур. Я также полагаю, что процесс оценки сам по себе может иметь психотерапевтический эффект, поскольку клиенты узнают много нового о себе. Эта информация является для них дополнительным «зеркалом», посредством которого они отражают и оценивают себя.

Процесс исследования предполагает сбор самой разной информации, позволяющей прояснить как можно больше интересующих нас сторон личности человека. Источники информации можно разделить на две большие категории. К стандартизованным измерениям относятся тесты, придуманные с целью обеспечить единообразие проведения и обработки результатов измерений, сделав доступным сравнение с нормами. Нестандартизованные измерения представляют собой более популярный и разнообразный подход к сбору информации, но не обеспечивают единообразия проведения измерений и предполагают наличие субъективизма.

Роль тестирования в процессе оценки

Хотя тестирование — это не единственный способ, при помощи которого можно собрать полезную информацию и оценить психологические особенности клиента, оно является одним из самых популярных методов, используемых консультантами. История консультирования тесно переплетена с развитием тестирования.

В начале двадцатого века Джеймс Кэттелл, один из первых экспериментальных психологов, занимаясь измерением интеллектуальных способностей учащихся, ввел в употребление термин «умственные тесты». Использовав работы Френсиса Гальто-на, разработанные им шкалы оценок, опросники, статистические методы, Кэттелл вместе с другими европейскими исследователями — Крепелином, занимавшимся тестированием психически больных, и Бине, разработавшим шкалы для измерения уровня интеллекта у детей, развил науку и индустрию тестов. Хотя тесты интеллекта Бине,


Глава 8. ОЦЕНКА, ТЕСТИРОВАНИЕ И ПРОЦЕСС ДИАГНОСТИКИ □ 201

предназначенные для отбора школьников, были первыми широко используемыми тестами, реальным толчком к развитию психологического и педагогического тестирования до сегодняшнего уровня явилось применение группового тестирования интеллекта во время Первой мировой войны. Армейский альфа и армейский бета были первыми групповыми тестами интеллекта, разработанными для отсеивания лиц, непригодных к службе. Армейские психологи также занимались созданием групповых личностных тестов, позволяющих отсеивать лиц с потенциальными проблемами.

Армейский опыт группового интеллектуального и личностного тестирования создал базу для дальнейшего развития процедур оценки на протяжении 20-х годов XX века. За период между 1920 и 1940 годами было разработано множество других тестов, измеряющих различные параметры, такие как интеллект, склонности, способности, установки, личностные особенности и интересы человека.

Количество тестов выросло до такой степени, что для того чтобы консультанты могли лишь ознакомиться с доступными тестовыми процедурами, понадобилось создавать каталог. Этот каталог впервые был опубликован Оскаром Буросом, в наши дни он известен под названием «Ежегодник психических измерений» (Mental Measurements Yearbook).

Второй всплеск в развитии и использовании тестирования пришелся на время Второй мировой войны, что было во многом обусловлено уже упомянутыми причинами, то есть необходимостью нахождения более эффективных способов отбора кадров и оптимального использования их способностей. В это время были созданы и широко применялись такие тесты, как тест Векслера по определению интеллекта у взрослых (WAIS) и Миннесотский многофазовый личностный опросник (ММРГ).

Несмотря на все преимущества, предлагаемые тестами, они все чаще и чаще подвергаются критике, в первую очередь это связано с культурной и этнической обусловленностью тестовых процедур, с тем, что они отражают ценности доминирующей культуры, не принимая во внимание различия в образовательном опыте у представителей

Тестовые процедуры обеспечивают последовательный и стандартизованный сбор ценной информации, что позволяет сравнивать полученные результаты с нормативными показателями. Квалифицированные консультанты обращают внимание не только на объективные результаты, но и на особенности поведения самого человека в процессе оценки.


202 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

не доминирующих культур. Эти проблемы привели к тому, что появился ряд ограничений относительно использования тестов, и к тому, что некоторые специалисты разочаровались в них. Но несмотря на это, тесты все чаще и чаще используются для самых разных целей, поскольку они позволяют людям, занимающимся принятием решений, экономично предсказывать будущее поведение других людей (Watkins, 1994).

Компьютеры значительно упростили процесс развития тестирования, подсчета баллов и интерпретации результатов. Вероятно, что сегодняшний прорыв, сделавший компьютеры доступными для всех, приведет к дальнейшему увеличению популярности тестов. Однако подобные новшества в тестировании вновь привели к обсуждению проблем, касающихся возможного искажения данных, и проблем, связанных с сохранением конфиденциальности. Как вы можете чувствовать себя в безопасности, если знаете, что любое правительственное учреждение или даже хакер, взломавший компьютер, может получить доступ к информации, касающейся вас лично, так что вы даже и не будете знать о нарушении личных прав.

Зачем изучать тестирование?

Возможно, лучше всего начать знакомство с тестированием и оценкой с изучения вопроса о том, почему эти процедуры считаются столь важными. Процесс консультирования предполагает многоуровневое принятие решений, помогающее клиенту решать его проблемы, эффективно меняться и составлять план действий с учетом самых разных обстоятельствах. Чтобы процесс принятия решений был максимально эффективным, он должен основываться на понимании себя, осознании доступных альтернатив и возможностей и на полученной информации. Мы уже обсудили ряд широко используемых техник, позволяющих собирать информацию, необходимую для принятия решения.

В частности, применение консультантом представленных вербальных и невербальных техник является основным условием, которое облегчает процесс консультирования и помогает клиенту интегрировать разнородную информацию о самом себе и переживаемых сложностях. Тестирование, как составляющая процесса оценки, является дополнительным источником информации о клиентах, которая может оказывать влияние на процесс принятия решений. На самом деле тесты помогают получить такую информацию, которую обычно сложно получить при помощи нетестовых методов: они предлагают данные, отражающие сходства и различия между клиентами.

Пройдя тест или серию тестов, клиенты получают новую информацию о себе, могут сравнить свои результаты с результатами других людей. Эта информация дает клиентам возможность лучше понять себя и может оказаться очень ценной при изучении возможных альтернатив во время процесса принятия решений.

Информация, полученная при помощи тестирования, не всегда бывает конкретной и непротиворечивой; следовательно, консультант должен уметь использовать техники оценки таким образом, чтобы разрешать возможные противоречия в полученных данных при помощи процесса исследования информации. Чтобы клиент мог получать информацию о себе из как можно более разнообразных источников, консультант должен уметь правильно выбирать, использовать тесты и интерпретировать полученные данные. Неумение проводить тесты и процесс оценки означает сознательный отказ


Глава 8. ОЦЕНКА, ТЕСТИРОВАНИЕ И ПРОЦЕСС ДИАГНОСТИКИ □ 203

от потенциально ценного источника данных, которые могли бы улучшить качество принимаемых решений относительно изменений в стиле жизни, поведенческих паттернах или работе. Интересно и даже полезно узнать свой уровень способностей в какой-либо сфере по сравнению с уровнем других людей, выполнявших те же самые задания.

Но может случиться так, что вы столкнетесь с ситуацией, когда ваши клиенты уже пережили психологическую травму вследствие неправильного проведения тестовые процедур. Не разбираясь в том, что такое сырые данные, позволяющие оценить уместность использования конкретного теста, вы никогда не сможете решить вопрос о необходимости их использования в той или иной ситуации. Таким образом, даже если вы вообще не собираетесь использовать тесты (что весьма сомнительно), вы все равно должны быть знакомы с понятиями нормы, надежности, валидности, клинической и статистической значимости и другими релевантными понятиями, чтобы помочь клиентам разобраться с их прошлым опытом прохождения тестов. Этими знаниями необходимо владеть не только с целью сбора значимой информации о клиенте, но их можно использовать и для составления плана психотерапевтической работы.

Стандартизованные измерения

Тест не более и не менее таинственен, чем попытка объективно и последовательно измерить какую-либо форму поведения (Anastasi, 1997). Не имеет значения, определяете ли вы профессиональные предпочтения клиента, его математические способности, вербальный интеллект, личностные особенности или потенциал для успешной деятельности в той или иной сфере, тесты служат подходящей основой для оценки уровня развития, полезности или желательности различных качеств индивида.

Тесты используются для того, чтобы подобрать наиболее способных и отвечающих требованиям людей на ту или иную программу, должность или работу. Тесты ценны как механизм, позволяющий путем выдвижения гипотез предсказывать будущие поступки или действия человека. И конечно же, тесты помогают консультантам выполнять их основную задачу: понимать клиентов, характерные для них паттерны поведения, их сильные и слабые стороны, ценности, склонности и навыки, а самое главное — их потенциал и способность к росту.

Для того чтобы тест был полезным, он должен валидно и надежно измерять ту или иную форму поведения. Под надежностью понимается точность тестовых показателей, в то время как под валидностъю понимается та мера, в которой тесты действительно измеряют то, что они должны измерять. Хотя не существует абсолютно валидных или достоверных тестов, любой оценочный инструмент или методология, используемые консультантом, должны соответствовать этим критериям и учитывать принадлежность клиента к определенной группе, а также контекст, в котором проводятся тесты (Groth-Marnat, 1990).

Несмотря на то, что изначально тесты задумывались как объективные, беспристрастные, надежные и адекватные процедуры измерения, с ними связано множество проблем-Чтобы консультанты лучше разбирались в этих вопросах, Предигер (Prediger, 1993) разработал набор поликультурных оценочных стандартов, которые можно использовать


204 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

для оценки тестовых материалов с поликультурной позиции. На страницах обозрения «Стандарты педагогического и психологического тестирования» Вагнер (Wagner, 1987) призывает консультантов «выйти за рамки традиционных ролей в тестировании и консультировании и учитывать половые, возрастные и этнические особенности клиентов для того, чтобы определить, какие тестовые методики будут наиболее подходящими, и правильно интерпретировать результаты» (р. 203).

Необходимо сделать еще несколько замечаний в отношении использования тестовых процедур:

1. Тесты относят клиента к той или иной категории людей, что может потенциально нанести ему вред. Часто интерпретации, предлагаемые тестами, приводят к наклеиванию на клиентов таких ярлыков, как «умственно отсталый», «психически больной», «не соответствующий норме» или «пассивно-зависимый».

2. Построение тестов — это несовершенная наука, не обязательно приводящая к точным или полезным результатам. Статистика относительно тестовой валидности и надежности не впечатляет. Например, когда мамаша хвастается, что у ее сына IQ равен 116, естественно, она переходит допустимый уровень доверия к этой магической цифре. Чтобы быть честной, ей следовало говорить о результатах намного осторожнее: «Вероятность того, что IQ моего сына колеблется между 112 и 120, составляет 68, 4 %».

3. Против использования ряда стандартизованных процедур говорят многие искажения, обусловленные расовым и половым факторами, поскольку вопросы и процедуры нормирования отражают язык и обычаи белых людей, принадлежащих к среднему классу.

4. Часто тестирование используется как своего рода предлог для того, чтобы вести клиента в определенном направлении, что часто ограничивает его будущие представления и потенциал. Пятиклассник, подающий большие надежды в области математики, быть может, никогда не будет иметь возможности реализовать скрытый художественный или литературный талант.

5. Тесты часто обнаруживают скрываемую и утаиваемую информацию (что является одной из их функций), и это можно расценивать как нарушение личных прав. Тесты раскрывают те стороны личности человека, которые он, возможно, хотел бы скрыть от других людей.

Но несмотря на все эти ограничения и этические проблемы, стандартизованные тесты выполняют несколько полезных функций, которые нельзя продублировать при помощи таких альтернативных стратегий оценки, как клиническое интервью, и других не стандартизованных процедур.

Во-первых, то, что тесты стандартизованы, означает, что предпринимаются попытки обеспечить единообразие проведения и оценки тестовых процедур для всех клиентов. Независимо от того, где проводится тест, в какое время, кем и кто является тестируемым, влияние субъективных факторов должно быть сведено к минимуму. И поэтому очень важно, чтобы консультанты прошли специальную подготовку, перед тем как приступать к проведению стандартизованных тестов. Такие документы, как лицензия на право оказания консультативных услуг, не гарантируют компетентность консультанта в проведении стандартизованных тестовых процедур (Moreland et а)., 1995). Понятие стандартизации также имеет отношение к общей практике оценки в соответ-


Глава 8. ОЦЕНКА, ТЕСТИРОВАНИЕ И ПРОЦЕСС ДИАГНОСТИКИ □ 205

ствии с «нормами», или нормативными показателями, что дает возможность сравнивать определенные формы поведения конкретного человека с поведением большого количества других людей.

Стандартизованные процедуры оценки помогают получить информацию, при помощи которой можно прогнозировать будущее поведение клиента. Неважно, проводим ли мы клиническую оценку того, является ли конкретный человек потенциальным кандидатом на совершение суицида, хорошим претендентом на ту или иную вакансию или подходящим клиентом для прохождения консультирования, интерпретация результатов проведенных тестов обеспечит нас просто бесценной информацией. Тесты также можно использовать для оценки действия различных психотерапевтических методов и определения необходимости каких-либо дополнительных вмешательств. Также они часто используются как инструменты отбора и классификации, используемые в качестве вспомогательных средств в сложном процессе подбора людей на наиболее подходящую для них работу. И наконец, тесты — это просто дополнительный источник информации для клиницистов, краткое обобщение типичного поведения клиента.

Независимо от того, проводится ли тестирование в групповой форме (для увеличения эффективности и экономии) или оно проходит в индивидуальном порядке, тесты должны иметь целесообразный вид, приемлемый объем и отвечать определенным целям. Существуют свои процедуры для измерения способностей, склонностей, достижений, личностных особенностей и интересов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.