Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тесты обычных действий
Эти тесты, предназначенные для измерения повседневного поведения или действий человека, основаны не на изучении того, что человек может сделать (его способностей), а того, что он делает. При выполнении тестов подобного рода мотивация также имеет определенное значение, но в меньшей степени, по сравнению с тестами способностей. Тесты обычных действий делят на две большие категории — личностные опросники и инвентари интересов.
Личностные опросники. Эти тесты предназначены для сбора информации о предпочтениях, установках, личностных паттернах и проблемах человека. Результаты выражаются посредством сравнения со стандартными групповыми показателями. Одна из проблем, связанная с использованием личностных опросников, — возможность неискренне отвечать на предлагаемые вопросы, хотя в большинстве тестов подобного типа имеется шкала, определяющая тенденцию к стремлению произвести чрезмерно благоприятное впечатление (см. Таблица 8.1). В качестве примеров личностных опросников можно привести Список личностных предпочтений Эдвардса (Edwards Personal Preference Schedule), Опросник личностных ориентации (Personal Orientation Inventory) и Миннесотский многофазовый личностный опросник (ММР1-1Г).
Еще один тип тестов, определяющих личностные особенности, — это проективные тесты, проводимые индивидуально, не имеющие отношения к тестам типа «карандаш-бумага». При выполнении подобных тестов клиент должен реагировать на неструктурированные стимулы, например, чернильное пятно или незаконченное предложение. Затем квалифицированный специалист интерпретирует эти реакции как отражение общей организации и структуры личности. В качестве примеров можно привести Тест Роршаха и Тест тематической апперцепции (ТАТ).
Инвентари интересов. Инвентари интересов имеют своей целью построение профиля профессиональных интересов индивида на основе его ответов на серию вопросов о предпочтениях, работе, хобби и прочих занятиях.
208 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ
Таблица 8.1
Шкалы MMPI-II и вопросы на проверку искренности Шкалы валидности (или установка к прохождению теста)
? (Не могу ответить)
| Количество вопросов, оставленных без ответа
| L (Ложь)
| Пятнадцать вопросов, обнаруживающих стремление выглядеть лучше, чем оно есть на самом деле. «Я всегда улыбаюсь людям, которых встречаю» (ответ «верно»).
| F (Достоверность)
| Пятнадцать вопросов на определение уровня достоверности, чем больше значение по этой шкале, тем менее достоверны результаты, например, «Против меня организуют международный заговор» (ответ «верно»).
| К(Коррекция)
| Тридцать вопросов, говорящих об игнорировании проблем посредством использования защит, например, «Я плохо себя чувствую, когда другие меня критикуют» (ответ «неверно»).
| Клинические шкалы
| 1 или Hs (Ипохондрия)
| Тридцать два вопроса, составленные на основе высказываний пациентов, проявляющих чрезмерную озабоченность состоянием своего здоровья, например, «Я испытываю по несколько раз в неделю боли в области грудной клетки» (верно).
| 2 или D (Депрессия)
| Пятьдесят семь вопросов, составленных на основе высказываний пациентов, проявляющих чрезмерный рессимизм, чувство безнадежности и заторможенность в мыслях и действиях, например, «Обычно жизнь кажется мне интересной и имеющей смысл» (неверно).
| 3 или Ну (Конверсионная истерия)
| Шестьдесят вопросов, составленных на основе высказываний невротических пациентов, использующих физические или психические симптомы как способ избегания на бессознательном уровне сложных конфликтов и ответственности, например, «Мое сердце бьется так-сильно, что я могу его почувствовать» (верно).
| 4 или Pd
(Психопатическое
отклонение)
| Пятьдесят вопросов, составленных на основе высказываний пациентов, проявляющих повторяющееся резкое игнорирование социальных устоев, поверхностные аффективные реакции и неспособность учиться на своих ошибках, например, «Мои занятия и интересы часто подвергаются критике, исходящей от других людей» (верно).
| 5 или М/
(Маскулинность—
феминность)
| Сюда включены пятьдесят шесть вопросов, одна часть которых составлена на основе высказываний пациентов, проявляющих гомозротизм, а другая — направлена на проведение дифференциации между мужчинами и женщинами, например, «Мне нравится ухаживать за цветами» (верно, оценивается феминность).
| 6 или Ра (Паранойя)
| Сорок вопросов, составленных па основе высказываний пациентов с чрезмерной подозрительностью, манией величия и идеями преследования, например, «Злые люди пытаются воздействовать на мой разум» (верно).
| 7 или Pt (Психастения)
| Сорок восемь вопросов, составленных па основе высказываний невротических пациентов, проявляющих одержимость какими-либо идеями, испытывающих ненормальное чувство страха, вины или нерешительности, например, «Я сохраняю практически все купленные мною вещи, даже после того, как перестаю ими пользоваться» (верно).
| 8 или Sc (Шизофрения)
| Семьдесят восемь вопросов, составленных на основе высказываний
пациентов со странным или необычным поведением или мыслями, часто проявляющих замкнутость и испытывающих галлюцинации, например, «Окружающие меня вещи кажутся нереальными» (верно) или «Я испытываю дискомфорт, когда рядом со мной находятся люди» (верно).
| Глава 8. ОЦЕНКА, ТЕСТИРОВАНИЕ И ПРОЦЕСС ДИАГНОСТИКИ □ 209
Продолжение таблицы 8.1.
9 или Ма (Гипомания)
| Сорок шесть вопросов, составленных на основе высказываний пациентов, проявляющих эмоциональное возбуждение, гиперактивность, быструю переключаемость с одной мысли на другую, например, «Временами я становлюсь очень возбужденным или заторможенным, без всякой видимой на то причины» (верно).
| 0 или Si
(Социальная интроверсия)
| Шестьдесят девять вопросов, составленных на основе высказываний пациентов, проявляющих уныние, минимальную заинтересованность в других людях и неуверенность, например, «Я испытываю удовольствие от посещения вечеринок» (неверно).
| Полученный паттерн реакций затем сравнивается с реакциями людей, успешных в различных профессиональных сферах. Профили строятся с учетом низких и высоких баллов, набранных по той или иной специальности. Ограничение подобных опросников заключается в том, что интересы не свидетельствуют о наличии способностей, и несмотря на высокий набранный балл, человек может питать отвращение к данной специальности. Наиболее популярными инвентарями интересов являются Инвентарь интересов Стронга-Кэмпбелла {Strong-Campbell Interest Inventory) и Протокол профессиональных предпочтений Кьюдера (Kuder Preference Record).
|