Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы оценки






1. Никогда не используйте процедуры оценки просто так, без особой цели и надобности в результатах.

2. Полученные результаты принадлежат человеку, который выполнил этот тест и который имеет право на то, чтобы ему их разъяснили в доступных терминах.

3. Пользователь теста несет ответственность за подготовку клиента к прохождению теста при оптимальных условиях (дотестовая ориентация).

4. Результаты тестов, имеющих числовую форму, не отражают всю сущность человека целиком. Нужно помнить, что:

• возможно и желательно описывать явления в нецифровой форме;

• сами по себе цифры ничего не значат, смысл могут им придать лишь люди; значит, в данном случае такой вещи, как объективность, просто не существует;

• цифры, являющиеся своего рода ярлыками, статичны, а люди динамичны.


214 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

5. Обычно важность явлений, которые поддаются точному измерению, относительно невелика.

6. Оценка должна выполняться при помощи техник, которые:

• подходят человеку, который собирается пройти тест;

• имеют высокий уровень валидности и надежности;

• предполагают как можно большее участие со стороны самого оцениваемого человека;

• поддерживаются данными многочисленных наблюдений;

7. Давая интерпретации, следует обращать внимание, в первую очередь, на позитивные моменты, на имеющиеся возможности и способы коррекции. Здоровый оптимизм является ключом к полезной интерпретации.

Формальный и функциональный диагноз

В офис входит новая клиентка, украдкой оглядывается, чтобы найти место, на которое можно сесть, ненадолго останавливает свой взгляд на консультанте и наконец, тяжело вздохнув, как следует усаживается на кушетку. Процесс взаимной оценки уже начался. Пока клиентка нервно осматривает мебель, книги и дипломы в рамках и пытается представить, какое впечатление она производит, консультант аккуратно, но внимательно за ней наблюдает. Он отмечает то, как клиентка одета, ее позу, как она держится, так же как и то, где и как она села. Выражение лица, жесты, язык тела и другие невербальные сигналы также дают ценные подсказки о манере поведения клиентки.

Интервью продвигается. Происходит сбор информации о жалобах клиентки, уже испробованных способах решения и о текущей ситуации в ее жизни. Консультант подбирает выражение, при помощи которого можно было бы обозначить проблему (то есть ставит формальный диагноз, описывающий общий паттерн поведения), и поведенческий ярлык, описывающий в индивидуальной и значимой форме мысли, чувства и действия клиентки. Эти вещи важно различать. В процессе оценки постановка диагноза играет важную роль, поскольку он влияет на выбор стратегии лечения и поскольку это часто является формальным требованием. Например, диагноз «цикло-тимическое расстройство» может использоваться для описания состояния, когда клиент испытывает резкие перепады настроения, имеющие хронический характер и которые могут быть обусловлены биохимически; таким образом, в данном случае важное значение будут иметь медицинские консультации. Однако диагноз дает нам очень мало значимой информации о том, что из себя представляет клиент как человек. Диагноз полезен для общего понимания совокупности поведенческих симптомов, для формулирования целей, предсказаний и прогнозов, для создания нескольких рабочих гипотез, позволяющих разработать стратегию лечения; но сам по себе он не является достаточным условием для начала лечения (Beutler, 1989; Seligman, 1998).

Консультант должен принимать множество диагностических решений, пересматривая их по мере поступления новой информации. Представьте себе, например, такую ситуацию, что к вам в кабинет заходит подросток, находящийся в состоянии глубокой депрессии. Вероятно, у вас в голове пронесутся десятки диагностических вопросов:


Глава 8. ОЦЕНКА, ТЕСТИРОВАНИЕ И ПРОЦЕСС ДИАГНОСТИКИ □ 215

• Является ли он хорошим кандидатом для прохождения консультирования?

• Какая форма лечения лучше всего ему подойдет — индивидуальная, групповая или семейная?

• Какие психотерапевтические вмешательства вероятнее всего окажутся наиболее эффективными?

• Показано ли в данной ситуации лечение медицинскими препаратами? Следует ли мне проконсультировать его у психиатра?

• Может ли он совершить суицид?

В процессе оценки очень редко можно поставить единственно правильный диагноз, который точно подытоживает, что происходит с клиентом.

Вопрос не в том, верно ли ваше диагностическое впечатление, а в том, насколько оно полезно. «Полезный диагноз — это диагноз, который предлагает нам: 1) легкий, 2) действенный и 3) эффективный план лечения» (Weltner, 1988, р. 54). Этим самым Уэлтнер хочет сказать, что при оценке того, что происходит с клиентом, определении сущности его проблем и их причин важно быть гибким и практичным. Он также полагает, что поскольку единственно верного диагноза, вероятно, не существует, лучшее, что мы можем сделать, — это дать как можно больше различных определений. К каждому определению вы можете затем составить свой план действий, по очереди пробуя их воплощать в жизнь до тех пор, пока не достигнете желаемых результатов.

Например, представьте себе такую ситуацию, что от вас требуется оказать помощь девятилетней девочке, которую к вам направил ее учитель по причине ее замкнутости. Хотя это приятная и дружелюбная девочка, у которой все в порядке с учебой, но ее учитель выражает некоторое беспокойство, поскольку она недостаточно много общается с другими детьми. Обычно она держится одна или находится рядом с учителем.

Девочка, которая лишь недавно перешла в эту школу, всего лишь ребенок. Но немного пообщавшись с ней, вы охотно соглашаетесь с тем, что она, несомненно, чувствует себя несчастной. Какие же психотерапевтические вмешательства вы собираетесь предпринимать в данном случае?

Конечно, есть множество направлений, в которых вы можете последовать, в зависимости от того, какая часть проблемы привлекает ваше внимание. Хотя, несомненно, перед тем как разработать приемлемый план работы, вы захотели бы собрать больше необходимой информации, этот случай является иллюстрацией того, что возможна постановка различных диагнозов и назначения соответствующего лечения. Все определения проблемы и планы действий, представленные в таблице 8.2, основываются на разумных допущениях, сделанных на основе имеющихся ограниченных клинических Данных и различных теоретических подходов, разобранных в предыдущих главах.

Мы делаем это резюме не для того, чтобы «загрузить» вас всеми доступными способами работы, а для того, чтобы познакомить вас с такой присущей процессу оценки особенностью, как гибкость. Перед тем как мы перейдем к обсуждению более традиционных форм постановки диагноза и оценки, являющихся частью работы в помогающих профессиях, вы должны понять, насколько субъективным может быть этот процесс.

Существуют пять основных диагностических моделей, используемых практиками, работающими в рамках различных помогающих профессий. В зависимости от профессиональной принадлежности, особенностей подготовки и теоретических предпочтений в работе консультанты или психотерапевты могут использовать модель развития,


216 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

Таблица 8.2 Определения проблемы и возможные планы действий

Диагноз План лечения
Она одинока, поскольку у нее недостаточно развиты навыки общения. Предоставить структурированную практику для инициирования взаимоотношений.
Она сдерживает свои чувства, поскольку не способна их выразить. Отразить лежащее в основе всего чувство страха и собственной неадекватности.
Она сама себя принижает, постоянно прокручивая в голове соответствующие мысли. Использовать игровую психотерапию, чтобы помочь ей разобраться со своими невыраженными чувствами гнева и разочарования.
Ее эмоциональная сфера недостаточно развита; причина этого кроется в ее нерешенных проблемах из прошлого. Использовать когнитивное реструктурирование для того, чтобы помочь ей научиться мыслить по-другому.
Она подавлена вследствие нерешенных конфликтов между ее родителями. Начать семейное консультирование или вести параллельно брачное консультирование, чтобы помочь се родителям.
Она проходит через нормальный процесс адаптации и переживания печали, являющийся частью основного переходного периода в ее жизни. Предоставлять помощь и поддержку до тех пор, пока она не приспособится к новой ситуации.

медицинскую, феноменологическую, поведенческую или системную модели. Каждая из представленных диагностических систем имеет в основе свою, отличную от других, структуру, свои допущения и свои данные исследований, так же как и свои преимущества и недостатки (см. табл. 8.3). Хотя вы должны быть знакомы со всеми этими моделями, чтобы иметь возможность обращаться за консультацией по поводу своих случаев к различным специалистам, занимающимся оказанием помощи, модель развития и медицинская/психиатрическая модель — это модели, наиболее широко используемые в консультировании. Модель развития традиционно использовалась в рамках образовательных учреждений и составляет часть нашей профессиональной идентичности. В отличие от медицинской модели (описываемой в следующем разделе), диагноз, поставленный на основе модели развития, описывает симптомы клиента и его поведение в терминах их адаптивных функций и фокусируется в первую очередь, на стадиях и уровнях текущей деятельности (Ivey, 1991). Семейные и брачные консультанты предпочитают использовать системную модель (см. главу 10). Эта модель предлагает совершенно иной подход к процессу оценки, в отличие от системы диагностики, предпочитаемой психиатрами и многими психологами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.