Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мнение специалиста. Я всегда переживаю минутную панику, когда в дверях появляется новый клиент






Я всегда переживаю минутную панику, когда в дверях появляется новый клиент. Смогу ли я помочь этому человеку? Смогу ли я хотя бы понять, что с ним происходит? И пока первые несколько минут я пытаюсь слушать его, я испытываю сильное стремление взять и разобраться с его «проблемой». Но я знаю, что как только этот человек выйдет за дверь, мне нужно будет составить план работы, определить более конкретно жалобы клиента, психотерапевтические цели и диагноз.

Мне кажется глупым ожидать, что я смогу все это сделать уже после первой встречи. И независимо от того, сколько времени я практикую и сколько у меня опыта, я все еще продолжаю преклоняться перед сложностью и уникальностью каждого человеческого существа.

Я знаю, что какую бы оценку я ни проводил, какой бы диагноз я ни ставил, это всего лишь отправная точка. И только после того, как я узнаю человека поближе, я смогу более точно определить, что с ним происходит. А пока мне остается лишь стараться дышать глубже и быть терпеливым.

жизни; когда ей становится легче, а когда хуже; что бы произошло, если бы ее проблема разрешилась; кто еще заинтересован в том, чтобы клиентка менялась в определенном направлении; что из себя представляет система оказания поддержки клиентки?

Когда вы колеблетесь, не отвечая на вопрос клиента о том, как вы будете ему помогать, это не значит, что вы мешкаете; было бы просто глупо начинать действовать, предварительно полностью не разобравшись с тем, чего вы пытаетесь достигнуть. Это как если бы вы пришли к врачу с жалобой на боль в желудке, а он сразу же направил вас на хирургическую операцию, не проведя никаких соответствующих исследований, при помощи которых можно было бы определить, что именно у вас не в порядке.

В какой бы форме ни проходил процесс оценки — будь то письменные тесты, заполнение анкет, позволяющих собрать всю необходимую информацию, структурированные интервью или продолжительные беседы, он играет важную роль, поскольку позволяет решить несколько важных задач:

• ближе познакомиться с особенностями функционирования клиента и его миром;

• собрать информацию о событиях и проблемах, имевших большое значение в прошлом;

• ознакомиться с семейной историей клиента и его текущими условиями жизни;

• оценить сильные и слабые стороны клиента в интеллектуальном, образовательном, эмоциональном, межличностном, нравственном и поведенческом плане;

• определить текущие проблемы;

• сформулировать диагноз;

• разработать план работы, направленный на достижение взаимно согласованных психотерапевтических целей.

В любом случае перед тем, как предпринимать какие-либо психотерапевтические действия, сначала вы должны провести тщательное изучение имеющейся ситуации и динамики ее развития. Не спешите делать выводы, имея на руках слишком мало информации, поскольку часто мы склонны обращать внимание лишь на те данные, которые подтверждают наши первоначальные суждения о клиентах (Stevens, Morris, 1995).


Глава 8. ОЦЕНКА, ТЕСТИРОВАНИЕ И ПРОЦЕСС ДИАГНОСТИКИ □ 199

Что такое оценка?

Оценка — это многогранный процесс, включающий в себя множество функций, таких как тестирование и формулировка заключения, цель которых — определить характерные особенности индивида, его склонности, достижения и личные качества. Оценку можно рассматривать как интегративный процесс, позволяющий объединить разнородную информацию в значимый паттерн, отражающий интересующие нас особенности индивида. Этот процесс никогда не основывается на результатах единственного измерения и никогда не отдает предпочтение одному параметру за счет другого. Чтобы оценочный профиль был значимым и полезным, он должен обеспечивать возможность понимания индивида с как можно более широких и интегративных позиций.

Лишь самая точная информация может обеспечить адекватное использование процесса оценки в консультировании. Рассмотрим, например, ситуацию, когда нам необходимо произвести отбор претендентов, желающих пройти программу подготовки консультантов. Допустим, нам нужны люди, которые в прошлом продемонстрировали хорошие успехи в обучении, с достаточно высоким уровнем интеллекта, умеющие грамотно писать и говорить и имеющие сильную мотивацию помогать другим. Помимо этого, лучше всего нам подошли бы люди, приятные в общении, умеющие правильно строить взаимоотношения с другими людьми и сочувствовать им. Также нам хотелось бы, чтобы они имели хорошо развитые моральные качества, хорошо воспринимали обратную связь и умели анализировать свое поведение и поведение других людей.

Но мы сталкиваемся и с некоторыми практическими сложностями. Наше время и ресурсы, отведенные для отсеивания претендентов, ограничены. В идеале мы могли бы потратить недели на то, чтобы изучить каждого из нескольких сотен претендентов; но реально нам необходим краткосрочный метод, который помогал бы нам, хотя бы приблизительно, предсказывать успешность прохождения нашей программы и развития карьеры консультанта.

Возможно, нам захотелось бы включить в процесс диагностики стандартизованный тестовый балл — показатель прошлых успехов в обучении. Этот балл мог бы нам позволить оценить те параметры, которые кажутся наиболее отвечающими нашим целям, например, наличие более развитых вербальных способностей, по сравнению с математическими. Вероятно, мы захотели бы узнать о вашем прошлом опыте обучения или работы, как можно более схожим с тем, с чем вам предстоит столкнуться. В этом отношении полезными будут рекомендации, полученные от хорошо осведомленных, знающих наблюдателей и, конечно же, от предыдущих супервизоров. Также было бы желательно почитать написанные претендентами эссе, например, посвященные обсуждению личных и профессиональных целей. И если все собранные данные покажут, что данный претендент нам подходит, то проведение структурированного интервью обеспечит нас дополнительной, потенциально полезной информацией.

Проведение каждой из описанных процедур обеспечило бы нас информацией, Из которой мы могли бы выстроить интегративный портрет. Таким образом, оценка помогает нам сформировать как можно более разностороннее представление об индивидуальных особенностях, качествах или склонностях человека, задействовав при этом Все доступные источники информации.


200 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.