Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мнение специалиста. Навык постановки целей — это настоящий динамит






Навык постановки целей — это настоящий динамит. Ему так легко обучиться и он эффективен во многих ситуациях. Впервые я узнал об этом навыке от одного бихевиориста, которому очень нравилось заниматься определением, уточнением и измерением чего бы то ни было. Он научил нас своему любимому мнемоническому приему SPAMMO, каждая буква которого определяет критерий эффективной постановки цели. Настоящие цели должны быть специфичными (specific), адекватными (pertinent), достижимыми (attainable), удовлетворяющими обе стороны (mutual) и, уж конечно, наблюдаемыми (measurable) и измеряемыми (observable). Я знаю об этом приеме уже много лет и пытаюсь применять его и в собственной жизни. С клиентами он тоже проходит «на ура», поскольку позволяет им увидеть путь к конечным целям разбитым на маленькие шаги.

Пример:

Вы говорите, что на следующей неделе хотите попытаться быть более открытыми со своими друзьями и что вы скажете им, по крайней мере, три вещи, которые они еще о вас не знают.

4. Подкрепление: обеспечение поддержки и поощрений с тем, чтобы увеличить вероятность закрепления желаемого поведения.

Пример:

Чем больше вы рискуете, тем более смелым и уверенным вы себя чувствуете. После того, что было на прошлой неделе, мне с трудом верится, что передо мной один и тот же человек.

5. Указания: предоставление инструкций, посредством которых можно изменить существующую структуру паттернов взаимодействия и коммуникаций.

Пример:

Поскольку ваша стратегия, когда вы настаиваете на том, чтобы ваш муж пришел на консультацию, не дает никаких результатов, то я советую вам изменить ее и подойти к этому вопросу с другой стороны — скажите своему мужу, что вам не хотелось бы, чтобы он приходил на консультацию.

Только что описанные навыки слушания, исследования и действий вы будете более подробно разбирать в последующих курсах. У вас есть масса возможностей практиковать эти навыки сначала на однокурсниках, а потом на клиентах. Эти навыки формируют основу действий консультантов во время сессий, независимо от их взглядов и теоретических предпочтений.

Кроме этих навыков, используемых, в основном, в рамках индивидуального консультирования, есть еще навыки, которыми должен владеть консультант, если он выполняет функции посредника (McRae, 1998), эксперта (Parsons, 1996), ведущего группы (Fuhrinian, Burlingame, 1990; Jacobs, Masson, Harvill, 1998), специалиста в области семьи (Goldenberg, Goldenberg, 1999). Последующие главы и курсы подготовят вас и к выполнению вышеперечисленных функций, но несмотря на это, основными навыками,


194 □ Часть 2. ПОДХОДЫ К КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ

независимо от того, с какими клиентами и в каких условиях вы работаете, остаются базовые навыки слушания, исследования и действий, адаптированные в соответствии с вашими теоретическими предпочтениями.

Резюме

Теория — это не враг. Она не должна ограничивать свободу ваших действий. Как сказала Леона Тайлер, одна из самых выдающихся теоретиков в консультировании, «если под теорией понимается набор четко сформулированных постулатов, из которых могут быть сделаны лишь жесткие выводы, то тогда у меня нет теории. Даже более того, я не хочу, чтобы она у меня была... Но если под теорией понимается структурированный набор понятий, посредством которых люди пытаются перенести свой опыт в рамки осмысленной модели, то тогда я могу назвать себя теоретиком» (Tyler, 1970, р. 298-299). По Тайлер, теория, это не больше и не меньше чем поиск собственного смысла, способ организовать идеи и способ выстроить свое отношение к окружающему миру. Предыдущие главы этой книги, посвященные разбору теорий консультирования, предложили вам основу для понимания самых различных подходов к работе. Желательно, чтобы вы занялись изучением понятий, с которыми вас знакомят на занятиях и в учебниках, чтобы вы практиковали демонстрируемые вам навыки и овладевали техниками, предлагаемыми различными теоретическими направлениями. Лишь после того, как вы овладеете этими подходами, подведете итоги и начнете использовать их в работе, только тогда вы можете начинать их персонализировать.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Читая эту книгу, вы уже вкратце познакомились с рядом теоретических направлений в консультировании, таких как:

Клиент-центрированное Рационально-эмотивное

Поведенческое Психоаналитическое

Экзистенциальное Адлерианское

Гештальт Мультимодальное

Психотерапия реальностью Стратегическое Нарративное

Возможно, вы уже почувствовали, что одни теории вас привлекают, в то время как другие вам не нравятся. Обведите в кружок особенно понравившиеся вам теории и вычеркните отвергаемые. Попытайтесь разобраться, почему вас привлекают теории, которые вы обвели в кружок. Какие ваши личностные особенности, ценности и опыт повлияли на ваш выбор?

2. Критическое оценивание, развитие, интегрирование и применение теорий, особенно в отношении того, как люди чем-либо обучаются, растут и изменяются, имеет особое значение для работы консультанта-практика. Основываясь на своем, пусть


Глава 7. ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРИЙ И НАВЫКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Q 195

даже небольшом опыте, расскажите о своей теории, объясняющей, каким образом люди совершают изменения в своей жизни. 3. Используйте следующий опросник для оценки уровня развития своих навыков:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.