Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психология внимания






Одни ученые, что В выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека, Другие, что В представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов.

Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Физиологические основы внимания. Механизм внимания был раскрыт в работах советского ученого И.П. Павлова, А.А. Ухтомского. Павлов считал, что концентрация психической деятельности при одновременном отвлечении от всего остального достигается благодаря закону взаимной индукции и нервных процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. Согласно принципу доминанты, выдвинутому А. А. Ухтомским, в мозге всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения (доминанта), обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению человека определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты происходит суммирование и накапливание импульсов, поступающих в нервную систему, с од­новременным подавлением активности других центров, за счет чего возбуждение еще больше усиливается. Благодаря этим свойствам доминанта является устой­чивым очагом возбуждения, что, в свою очередь, позволяет объяснить нервный механизм поддержания интенсивности внимания.

Различают следующие свойства внимания:.

1. Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно.

У взрослого человека V внимания = 4-6 объектам.

2. Концентрация внимания есть степень сосредоточения сознания на объекте (объектах).

3. Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами.

4. Устойчивость внимания ( это несосредоточенность сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части). Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности, оказывает влияние интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Восприятие однообразных по форме, цвету, размерам предметов, однообразные действия снижают устойчивость внимания. Свойством, противоположным устойчивости, является отвлекаемость. Она выражается в колебаниях внимания,

5. Колебания внимания наблюдаются даже при очень сосредоточенной и напряженной работе, что объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в коре головного мозга.

6. Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой.

Кроме того, различают переключение внимания преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Большое значение для изучения характеристик внимания имеет вопрос о рас­сеянности.

Рассеянность — неспособность внимания сконцентрироваться на объекте.

мни­мой рассеянностью - когда человек ничего не замечает вокруг себя — ни окружающих людей и предметов, ни разнообразных явлений и событий., поскольку это явление возникает в результате большой сосре­доточенности на какой-либо деятельности.

подлинной рассеянностью - человек не в состоянии ни на чем долго сосредоточиться, когда он постоянно переходит от одного объекта или явления к другому, ни на чем не задерживаясь

Методы диагностики.

Корректурная проба (тест Бурдона). Измеряет: концентрацию, устойчивость, переключаемость внимания. Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланка). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки.

Таблицы Шульте. Определение устойчивости внимания и динамики работоспособности. Используется для обследования лиц разных возрастов. Испытуемому поочередно предлагается пять таблиц на которых в произвольном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый отыскивает, показывает и называет числа в порядке их возрастания. Проба повторяется с пятью разными таблицами.

Методика Мюнстерберга предназначена для определения избирательности внимания. Она представляет собой буквенный текст, среди которого имеются слова. Задача испытуемого - как можно быстрее считывая текст, подчеркнуть эти слова. На работу отводится 2 минуты. Регистрируются количество выделенных слов и количество ошибок.

Методика «Счет по Крепелину». использовать для изучения устойчивости внимания, переключаемости внимания, умственной работоспособности и психического темпа. Применяется для изучения внимания взрослых испытуемых и детей, начиная с младшего подросткового возраста. Испытуемому предлагается складывать в уме ряд однозначных чисел, записанных столбцом. Результаты оцениваются по количеству сложенных в определенный промежуток времени чисел и допущенных ошибок.

Рассмотрим основные виды внимания.

1. Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Осн. механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.

2. Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

1. Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

2. Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание.

3. Существует еще один вид внимания. Этот вид внима­ния, носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и зна­чимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только результат. Это послепроизволъное внимание.

1. Чувственное по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление

2. Интеллектуальное -связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса явл. мысль.

Развитие внимания. Этапы раз­вития.

1 мес - отмечается наличие только непроизволь­ного внимания, реагирует только на внешние раздражители.

3 мес - интересуется объектами, тесно связанными с его жизнью, т. е. наиболее близкими к нему.

5 -7 мес в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот. Особенно заметно проявление его интереса к ярким и блестящим предметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное вни­мание уже достаточно развито.

Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу пер­вого — началу второго года жизни. Можно предположить, что возникновение и формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребен­ка. Большое значение для развития произвольного внимания имеет игра. Параллельно с произвольным вниманием на основе чувственного опыта развивается и непро­извольное внимание.

Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное вни­мание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раз­дражители. Его внимание чрезмерно эмоционально, — он еще плохо владеет свои­ми чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длитель­но и сосредоточено. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием.

Следует отметить, что в школьном возрасте развитие произвольного внимания также проходит опреде­ленные стадии. В первых классах ребенок не может еще полностью контролиро­вать свое поведение на уроках. У него по-прежнему преобладает непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя стремятся сделать свои занятия яркими, за­хватывающими внимание ребенка, что достигается периодической сменой формы подачи учебного материала.

В старших классах произвольное внимание ребенка достигает более высокого уровня развития. Школьник уже в состоянии достаточно длительное время зани­маться определенным видом деятельности, контролировать свое поведение. Од­нако следует иметь в виду, что на качество внимания оказывают влияние не только условия воспитания, но и особенности возраста. Так, физиологические измене­ния, наблюдаемые в возрасте 13-15 лет, сопровождаются повышенной утомляе­мостью и раздражительностью и в некоторых случаях приводят к снижению характеристик внимания. Это явление обусловлено физиологическими изменениями организма ребенка, и значительным возрастанием потока воспри­нимаемой информации и впечатлений школьника.

Л. С. Выготский пытался в рамках своей культурно-исторической концепции проследил закономерности возрастного развития внимания. Он писал, что с пер­вых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд — это окружающие ребенка предметы, которые своими яркими, необычными свойства­ми приковывают его внимание. С другой стороны — это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в виде стимулов-ука­заний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Произвольное внима­ние возникает из того, что окружающие ребенка люди начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей воле и тем самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием. А это начинает про­исходить в процессе овладения ребенком речью. В процессе активного овладения речью ребенок начинает управлять и первич­ными процессами собственного внимания. Причем первоначально в отношении других людей, ориентируя их внимание обращенным к ним словом в нужную сто­рону, а затем и в отношении себя.

Таким образом, в развитии внимания можно выделить два основных этапа. Первый — этап дошкольного развития, главной особенностью которого является преобладание внешне опосредованного внимания, т. е. внимания, вызванного фак­торами внешней среды. Второй — этап школьного развития, который характери­зуется бурным развитием внутреннего внимания, т. е. внимания, опосредованно­го внутренними установками ребенка.

В отечественной психологии наиболее распространенными считаются теории Д.Н. Узнадзе и П.Я. Гальперина. Д.Н. Узнадзе напрямую связывал внимание с установками. Установка внутренне выражает состояние внимания. Под влиянием установки происходит выделение определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Это и является объектом внимания. Теория внимания по П.Я. Гальперину представлена основными положениями:

1. Внимание является свойством ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образов, мыслей, имеющихся в психике в данный момент.

2. Главная функция внимания – контроль за содержанием действия, психологического образа. В каждом действии есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Контрольная часть представлена вниманием.

3. Действия контроля (внимания) не имеет определенного результата.

4. Внимание как самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится и умственным и сокращенным. При этом не всякий контроль рассматривают как внимание. Контроль оценивает действия, а внимание его улучшает.

5. Все конкретные акты внимания – и произвольного, и непроизвольного являются результатом формирования умственных действий.

6. Произвольное внимание – есть планомерно осуществляемое внимание. Т.е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану или образцу.

 

9. Психология памяти

Память – это процесс запечатления, сохранения, воспроизведения и утраты прошлого опыта, который делает возможным использование опыта в деятельности и восстановление его в сфере сознания. Память – это важнейшая познавательная функция, которая делает возможным развитие и обучение субъекта.

Физиологические основы памяти. В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителей, сохранять в себе следы нервного возбуждения. Под следами в данном случае понимают определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах. Эти следы могут при определенных условиях оживляться, т.е. в них возникает процесс возбуждения при отсутствии раздражителя, вызвавшего указанные изменения. Основные свойства памяти:

1) емкость (объем) - пространственная характеристика памяти, определяемая предельно возможным количеством информации, сохраняемой памятью.

2) скорость запоминания - это временная характеристика¾ памяти, заключающаяся в быстроте усвоения и закрепления в памяти поступающей информации.

3) длительность хранения - это временная характеристика памяти, определяемая периодом от поступления информации в память до ее исчезновения или значительного искажения, изменяющего суть соответствующих сведений.

4) точность воспроизведения ­- то информационная¾ характеристика памяти, отражающая степень безошибочности воспроизведения информации и характеризуемая степенью различия между исходно поступившей в память информацией (на «входе») и ее аналогом при воспроизведении (на «выходе»).

5) скорость воспроизведения - это временная¾ характеристика памяти, обусловленная быстротой извлечения нужной информации из памяти. Измеряется временем, затрачиваемым на репродукцию требуемых сведений

6) п омехоустойчивость - это энергетическая характеристика памяти, заключающаяся в способности памяти противостоять воздействиям, побочным по отношению к ее работе с актуально значимым мнемическим материалом и препятствующим его полноценному запоминанию, хранению или воспроизведению.

Виды памяти. 1. По характеру психической активности (предложена П. П. Блонским).

Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и вос­произведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков.

Эмоциональная память это память на чувства..

Образная память это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. воспроизводится в форме представлений

Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей.

2. По степени произвольности. в зависимости от целей деятельности память делят на

непроизвольная запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автома­тически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания.

произвольная Присутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. Во втором случае такая задача присут­ствует, а сам процесс требует волевого усилия.

3. По времени сохранения материала. Кратковременная память — это вид, хар-ся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. Бла­годаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеива­ется ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происхо­дит перегрузки долговременной памяти. Оперативная память обозначают мнемические процессы, обслужи­вающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, опе­рации. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, например арифмети­ческое, то осуществляем его по частям. ЭЙДЕТИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ - зрительная память на образы, характеризующаяся способностью их сохранять и воспроизводить в течение достаточно длительного времени и в мельчайших подробностях. Эйдетическая памятьне такое уж редкое явление. В детстве она имеется у всех людей, а у взрослых постепенно исчезает.

Процессы памяти:

запоминание – усвоение нового материала, основанное на его связи с ранее закрепленным; бывает кратковременным и долговременным, произвольным (заучивание, пересказ, запоминание смысла) и непроизвольным (импринтинг и непроизвольное запоминание);

В исследованиях А. А. Смирнова и Зинченко подтвердилось, что непроизвольное запоминание может быть продуктивнее, чем преднамеренное: то, что испытуемые запоминали непроизвольно, попутно в процессе деятельности, целью которой было не запоминание, запомнилось прочнее, чем то, что они стара­лись запомнить специально. Способы запоминания: составление плана, повторение,

Заучивание наизусть — педагогический метод, заключающийся в запоминании текста с упором на дословное запоминание, а не глубокое понимание. Основой этого метода является многократное повторение за небольшой промежуток времени.

воспроизведение – актуализация закрепленного ранее материала путем извлечения его из долговременной памяти; различают узнавание, собственно воспроизведение (произвольное и непроизвольное), припоминание, а также воспоминания, или историческую память личности;

Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека. Если в процессе воспроизведения затруднения, то идет процесс припоминания. Отбор элементов нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

- сохранение - Динамическое сохране­ние проявляется в оперативной памяти, а статическое — в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке.

забывание – интенсивность протекания этого процесса зависит от времени: быстрее всего материал забывается сразу же после заучивания, затем процесс замедляется, причем осознанный материал забывается медленнее, чем зазубренный.

· Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

Закон Эббингауза: забывание материала после его предварительного заучивания происходит неравномерно. Быстрее всего этот процесс идет в течение первых часов и дней после запоминания, затем процесс забывания происходит медленнее. В. Зейгарник. закон заключается в том, что материал, связанный с незавершенными делами, человек запоминает намного лучше, чем материал, связанный с завершенными делами.

Типы памяти:

- По ведущему анализатору выделяют: зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую; Однако чистые типы памяти встречаются не так часто. Как правило, большин­ство людей обладает смешанными типами.

Выделяют четыре вида памяти:

o быстрое запоминание сочетается с медленным забывание (оптимальный тип памяти);

o медленное запоминание сочетается с медленным забыванием;

o быстрое запоминание сочетается с быстрым забыванием;

o медленное запоминание сочетается с быстрым забыванием;

Индивидуальные особенности памяти людей зависят от целого ряда факторов: особенностей высшей нервной деятельности, уровня развития отдельных процессов памяти, особенностей воспитания и обучения, характера профессиональной деятельности.

Индивидуальность памяти проявляется в том, что человек успешнее запоминает, как он предпочитает запоминать, насколько прочно сохраняется материал, как быстро запоминает, насколько выражена готовность к воспроизведению. У разных людей память характеризуется разным уровнем показателей.

В зависимости от того, что человек лучше запоминает, выделяют 3 типа памяти:

- наглядно-образный (лучше запоминают картины, лица, цвета, предметы, звуки);

- словесно-логический лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы;

- промежуточный (гармонический) (одинаково хорошо запоминают и наглядно - образный и словесно - логический материал.

По способу введения информации для запоминания различают зрительный, слуховой, двигательный и смешанный (зрительно - слуховой, зрительно - двигательный, двигательно-слуховой) типы. Действительно, одни люди предпочитают запоминать информацию зрительно, другие — на слух, третьи — при помощи двигательных ощущений, а четвертые используют комбинированный способ. Следует подчеркнуть, что чаще встречаются комбинированные типы.

Кроме индивидуальных особенностей памяти есть еще и возрастные особенности. Для каждой возрастной группы (для дошкольников, младших школьников и подростков) характерны свои особенности памяти. Степень владения памятью в любом возрасте различна, поэтому каждого ребенка нужно научить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания, а также способам применения сохраненного памятью.

Нарушения памяти. Особое место в исследованиях памяти занимают расстройства памяти. В основе нарушений памяти могут лежать самые разнообразные факторы, по­рождающие различные виды расстройств, большинство из которых относится к разряду амнезий. Амнезия — это нарушение памяти в виде утраты способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания. Так, одним из наибо­лее исследованных расстройств непосредственной (непроизвольной) памяти яв­ляется нарушение памяти на текущие события при сохранении относительно хо­рошей памяти на события прошлого. Расстройства памяти распространяются часто не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, сме­щают хронологию событий, т. е. они дезориентированы во времени и простран­стве. В других случаях память может оказаться нарушенной со стороны ее динами­ки. Такие больные в течение какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако спустя короткое время не могут этого сделать.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.