Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Речь и речевая деятельность в психологии.






Физиологические механизмы речи составляет образование временных условных связей между центрами речи, которые вызваны специфическим раздражителем (словом в 4-ех формах: видимое (зрительный центр речи-затылочная доля), слышимое (слуховой центр речи – Вернике височная извилина), произносимое (двигательный центр речи Брока-верхняя лобная извилина), записываемое (центр находится в средней лобной извилине)).

Важнейшим достижением человека, позволившим ему исполь­зовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь — это язык в действии. Язык — система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновиднос­тью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.

Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова, кото­рое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту незави­симо от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

Выделяют следующие основные функции языка: 1) средство существования, передачи и усвоения общественно-историчес­кого опыта ( кодиро­вания информации ); 2) средство общения, коммуникации (воздействие на собеседника-прямое или косвенное) ; 3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мыш­ления, воображения, орудия интеллектуальной деятель­ности ).

Речь имеет три функции:

Сигнификативная функция (обозначения) отличает речь человека от комму­никации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных при­знаков.

Функция коммуникации, т.е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмот­рены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникатив­ная функция выступает как внешнее речевое поведение, направ­ленное на контакты с другими людьми.

В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения. Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отно­шения говорящего к предмету сообщения. Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.

Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами; но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению.

Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Но это единство, а не тожество. Равно неправомерны как установление тожества между речью и мышлением, так и представление о речи, как только внешней форме мысли.

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

Диалог — это непосредственное общение двух или нескольких человек. Разновид­ностью диалогического общения является беседа, при которой диа­лог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь — длительное, последовательное, связ­ное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспрессивно-мимичес­кое и жестовое воздействие оказывает выступающий.

Письменная речь представляет собой разновидность моноло­гической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь. Это обусловлено тем, что письменная речь предполагает от­сутствие обратной связи с собеседником. Кроме того, письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь — это особый вид речевой деятельности, ка­чественно отличающейся от внешней речи, которая направлена пре­жде всего на переработку воспринятой речи и подготовку высказы­ваний. Внутренняя речь выступает как фаза планирования в прак­тической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при воспри­ятии ситуации, в связи с чем внутренняя речь чрезвычайно ситуа­тивна — в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь фор­мируется на основе внешней.

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) со­провождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, пос­троения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и с грамматическими.

Внешняя сторона речи (овладение языком как средством обще­ния) развивается у ребенка от одного слова к сцеплению двух-трех слов, затем к простой фразе и сцеплению фраз, еще позже к связной речи, состоящей из развернутого ряда предложений. Внутренняя или смысловая, семантическая речь выполняет функции мышле­ния и развивается в противоположном направлении: ребенок начи­нает в эгоцентрической речи с полного предложения и только потом переходит к овладению отдельными смысловыми единицами, рас­членяя свою слитную мысль на ряд словесных значений, сокращая структуру внутренней речи (убираются подлежащие, сокращается фонетическая сторона речи, преобладает смысл слова над его зна­чением). Структура внутренней речи иная, чем внешней, поэтому и возникают определенные трудности, когда человек пытается свои мысли из внутренней речи перевести во внешнюю форму звуковой речи, понятной для других людей.

Содержательность речи зависит прежде всего от ценности со­общаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.

Понятность речи зависит от ее смыслового содер­жания, от ее языковых особенностей и от соот­ношения между ее сложностью, с одной стороны, и уровнем разви­тия, кругом знаний и интересов слушателей — с другой.

Выразительность речи предполагает учет обстановки выступ­ления, ясность и отчетливость произношения, правильную интона­цию, умение пользоваться словами и выражениями переносного и образного значения.

 

7. Психология чувственного познания: ощущение и восприятие.

Ощущения есть отражение конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действитель­ности, воздействующих на органы чувств в данный момент.

Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, а воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением. Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.

Функции ощущений: 1) являются основой более сложных познавательных процессов, 2)превращают энергию внешнего воздействия в акт сознания, 3) обеспечивают чувственную основу психологической деятельности путём предоставления сенсорного материала для построения психических образов.

Анатомофизиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения, называют ана­лизатором. Каждый анализатор состоит из трех частей: 1) рецеп­тор, или орган чувств, преобразующий энергию внешнего воздейс­твия в нервные сигналы; 2) проводящие нервные пути, по кот. нервные сигналы передаются в мозг; 3) мозговой центр в кореГМ.

Каждый рецептор приспособлен к при­ему только определенных видов воздействия (свет, звук), т. е. обла­дает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам.

Периферический (рецепторный) отдел анализаторов составля­ют все органы чувств — глаз, ухо, нос, кожа, а также специальные рецепторные аппараты, расположенные во внутренней среде орга­низма (в органах пищеварения, дыхания, в сердечно-сосудистой сис­теме, в мочеполовых органах). Этот отдел анализатора реагирует на конкретный вид раздражителя и перерабатывает его в определенное возбуждение. По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, стати­ческие и кинестезические, температурные, болевые, жажды, голода.

Наиболее используемой является систематизация, предложен­ная английским физиологом И. Шеррингтоном, который выделил три основных класса ощущений:

1) экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела; та­кими рецепторами обладают зрительный, слуховой, кожный, вку­совой, обонятельный анализаторы;

2) интероцептивные (органические), сигнализирующие о том, что происходит в организме (ощущения голода, жажды, боли и т.п.);

3) проприоцептивные, расположенные в мышцах и сухожилиях; с их помощью мозг получает информацию о движении и положении различных частей тела. Проприоцепторы также участвуют в определе­нии свойств, качеств объектов, в частности при осязании их рукой.

Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности:

протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод; жажда и пр.);

эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные органы чувств человека. (более молодая в генетическом плане, осуществляет контроль за протопатической чувствительностью).

Обоняние — вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений. Вкусовые — имеет четыре основные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных. Осязание, — это наиболее широко представленный и распространенный вид чувствительности. Оно есть результат сложного комбинирования четырех других, более простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода, причем для каждого из них существует специфический вид рецепторов, неравномерно расположенных в различных участках кожной поверхности.

Общие свойства ощущений:

А) Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений.

Б) Интенсивность явл. его количественной хар-кой и определяется силой действующего раздражителя.

В) Продолжительность - временная характеристика. определяет время действия раздражителя.

Г) Пространственная локализация раздражителя – пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.