Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мотивационно-потребностная сфера человека






Потребность как основа направленности личности. Потребностью П называют состо­яние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или мате­риальных объектах. П, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовл-ти. П акти­визирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.Основные характеристики человеческих П - сила, периодичность возникновения испособ удовлетворения.Доп. характ-ка - предметное содержание потребности (т.е.совокупность тех объектов, с помощью которых данная потребность м.б. удовлетворена).

Функции потребностей. Выделяют 2 основн. функции потребностей: сигнальную и побуждающую.

Сигнальная.. Именно измененное состояние, является сигналом, запускающий деятельность

Побуждающая …Потребность выступает как источник активности, побудитель деятельности, поведения человека.

Виды потребностей. Основные виды деятельности, соответствуют общим потребностям.

по сферам деятельности: потребности труда, познания, общения, отдыха

по объекту потребностей: материальные, духовные, этические, эстетические и др.

по значимости: доминирующие/второстепенные, центральные/периферические

по временной устойчивости: устойчивые, ситуативные

по функциональной роли: естественные, обусловленные культурой

по субъекту потребностей: групповые, индивидуальные, коллективные, общественные.

Мотив это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Мотив понимается как причина выбора действий и поступков, вызывающих активность субъекта.

Термин «мотивация», используется в двояком смысле: 1) как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели и др.), 2) как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми.

Неосознанные мотивы: влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.

ü Влечение — недостаточно отчетливо осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет.

ü Гипнотические внушения могут оставаться неосознанными длительное время, носят искусственный характер, сфор­мированы «извне».

ü Установки - готовность реагировать (действовать, переживать и т.д.) стереотипным образом. Возникают на основе прошлого опыта и не осознаются человеком.Могут быть «-» и «+».

ü Фрустрационные состояния, возникающие в результате фру­страций, могут вызывать изменения в мотивации человека, побуждая его быть агрессивно-завистли­вым обвинителем всех и каждого (не осознавая, почему он так реагирует) либо чувствовать себя во всем виноватым, никчемным, лишним. Это неосознанный фактор, побуждающий чело­века к определенным устойчивым формам реагирования в раз­нообразных ситуациях.

К осознанным мотивам относят интересы, желания, убеж­дения, их побудительная сила велика.

ü Интересы - избирательное отношение к предметам, явлениям, активизирующее протекание психических процессов. Интересы связаны с потребностями, но опосредованно и эта связь не осознаваема. Интерес направляет внимание, мысли, действует в силу своей эмоциональной привлекательности.

ü Желания - переживание и осознание возможности чем-то обладать, что-либо осуществлять. Эмоционально окрашены, обостряют осознание цели, способствуют построению плана будущих действий.

ü Стремления - направленность сознания на создание желательной ситуации..

ü Идеалы - представляют собой совокупность норм поведения, образ, который служит образцом. Т.е. то к чему челове стремиться или на что ориентируется.

ü Убеждения - это система осознанных и эмоционально пережитых, принятых жизненных принципов.Отражают систему ценностей и идеалов. В основе убеждения лежат осознаные потребности, побуждающие личность действовать, формируют её мотивацию к деятельности.

Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оцени­вать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.

Широта мотивационной сферы - качественное разнообразие мотивационных факторов — мотивов, потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивоцион. факторов, тем более развитой яв­ляется его мотивационная сфера.

Гибкость выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.

Иерархизирован­ность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие — слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализа­ции мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизиро­ванность мотивационной сферы Классификация мотивов Единой классификации нет:

* По содержанию потребностей: биологические и социальные мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи, самоуважения и самоактуализации.

* Связаных с установками личности: личные и общественные мотивов, эгоистические и общественно-значимые, идейные и нравственные.

* по видам деятельности: мотивы общения и игры, учения и профессиональной деятельности

* по времени проявления: постоянные (действующие на протяжении длительного отрезка жизни), ситуативные (обусловленные содержанием и длительностью ситуации) и кратковременные (в течение ограниченного интервала времени).

* По силе проявления мотивы разделяют на сильные, умеренные и слабые.

* по степени устойчивости: на сильно-, средне- и слабоустойчивые.

Иерархия мотивов

Различная побуждающая сила мотивов К деятельности человека побуждают, несколько мотивов, которые образовывают мотивационный комплекс (иерархию мотивов). Одни мотивы в этой системе имеют ведущее значение и большую побудительную силу. Влияние других мотивов меньшее: они имеют слабую побуждающую силу и пребывают внизу иерархии мотивов. Мотив проявляется с различной силой в зависимости от конкретных обстоятельств жизни, влияния других людей и т.п. Поэтому иерархия мотивов не является абсолютно устойчивым психическим образованием.

Потенциальные и действующие мотивы Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность человека, называются действующими мотивами.Мотивы, находящиеся внизу мотивационной иерархии, незначительно влияют на активность человека и часто вообще не проявляются. А.Леонтьев называет их потенциальными мотивами, поскольку в данный конкретный промежуток времени они не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при определенных обстоятельствах.

Динамичность иерархии мотивов Иерархия мотивов не является стабильным мотивационным комплексом, она меняется со временем и возрастом.Пр: сначала школьника побуждают к учебе требов. взрослых, потом познавательный хар-р.Мотивационная сфера является достаточно динамичной: значение и влияние отдельных мотивов меняется (меняется и иерархия мотивов). Различные факторы могут изменять эту иерархию.

Относительная стабильность иерархии мотивов Относительная стабильность иерархии мотивов предопределяется тем, что личность в целом и мотивы в частности не так уж легко подвергаются изменению. И если изменить или развить мотивационную сферу ребенка относительно легко, то сделать это со взрослым человеком значительно сложнее.

Теории мотивации

1. Теория З. Фрейда: человеком движут инстинкты: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.