Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о воле. Воля как процесс сознательного регулирования поведения и деятельности






Все действия человека можно условно разделить на непроизвольные (безусловные рефлексы, инстинкты, автоматизированные движения и действия, совершаемые в состоянии сильного эмоционального возбуждения) и произвольные (они осуществляются под контролем сознания и для их выполнения требуется волевой контроль). Воля это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятель­ности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Функции воли 1) сознательная регуляция активности в затрудненных условиях жизнедея-ти.

2) Стимулирующая функция обеспечивается активностью человека, кот. порождает действие. Если активность + воля, то она характеризуется предопределенность действий и поведения относительно поставленной цели. Если нет потребности выполнять действие, но надо, воля создает вспомогательное побуждение, изменяя смысл действия. 3)Тормозная функция проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Волевое регулирование поведения было бы невозможно без тормозной функции. Пр: не дать выходу агрессии и др.. Значение воли в жизни человека. Признаки воли: 1. волевой акт связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. 2. наличие продуманного плана их осуществления. 3. усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. В олевое действие сопровождается отсутствием эмоционального удовлетворения. С успешным совершением волевого акта связано моральное удовлетворение. 4. усилия воли направляются человеком, чтобы преодолеть самого себя. Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Психологическая структура волевого акта: побуждение к совершению действия ( 2 стелки желание и влечение), от них стрелки к осмысление цели действия, стрел. к принятие решения действовать, стрелка к борьба мотивов, стрел. волевое усилие, 2 стелки к внешнее или внутреннее волевое действие. Волевое действие начинается с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, стремление к цели принято называть желанием. В за­висимости от степени осознанности потребностей стремление к цели разделяют на влечения и же­лания: - желание осознанно. Не всякое желание приводит к действию- влечение всегда смутно, неясно: человек осо­знает, что ему чего-то хочется, но что именно, он не понимает.

Этапы волевого действия: 1. Постановка цели или осознание цели будущего дей­ствия 2. Выбор способа достижения цели и построение плана3. Борьба мотивов -пси­хическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности У человека возникает затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. 4. Принятие решения -выбор цели и способа действия 5. Достижение поставленной целиюЭтот заключительный этап волевого действия может получить двоякое выра­жение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия – это внутреннее волевое действие. Волевое действие считается законченным, когда цель достигнута

Накопление опыта волевого поведения происходит в процессе всей жизнедеятельности человека.

Волевые качества личности (целеустремленность, выдержка, самостоятельность, решительность))

1) сила воли как обобщенную способность преодолевать значи­тельные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, тем сильнее ваша воля.

2) выдержка и самообладание (умении сдерживать свои чувства, когда это требуется) 3) целеустремленность (сознательная и активная направленность лично­сти на достижение определенного результата деятельности. Разлтчают цел-ть: стратегическую, т. е. уме­ние руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными прин­ципами и идеалами; оперативную, заключающуюся в умении ставить ясные цели для отдельных действий и не отклоняться от них в процессе их достижения.) 4)Инициативность заключается в способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой идеи может только самостоятельный человек 5)Самостоятель­ность — это характеристика воли, которая непосредственно связана с инициатив­ностью. Самостоятельность проявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствую­щих достижению поставленной цели 6) Реши­тельность заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений.7) Последователь­ность действий человека.- совершаемые человеком поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет все второстепенное и побочное. Последовательность действий связана с самоконтролем и са­мооценкой.

Волевая устойчивость личности К характеристикам волевых качеств относят:

генерализованность, отражающую проявление волевых качеств в разных видах деятельности;

устойчивость как степень постоянства проявления волевых качеств в однотипных ситуациях;

интенсивность как степени выраженности времени и количества попыток преодоления трудностей в конкретной ситуации. Для формирования эмоционально-волевой устойчивости необходимо хорошо знать свои эмоционально-волевые особенности, ясно представлять личные цели, тренировать способность управлять собой в стрессовых ситуациях.

Формирование волевых качеств. Развитие и воспитание воли Воля формирует­ся в ходе возрастного развития человека. У новорожденного ребенка преобла­дают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Во­левые, формируются позднее. Первые желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Желания быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный харак­тер. Лишь на 4 году жизни желания приобретают более или менее устой­чивый характер.+ отмечается возникновение борьбы моти­вов.. Однако выбор, осуще­ствляемый в зависимости от мотивов морального порядка, становится возмож­ным для детей не ранее конца третьего года жизни. Это происходит лишь тогда, когда ребенок уже может контролировать свое поведение. Для этого необходимы, с одной стороны, достаточно высокий уровень развития, а с другой — некоторая сформированность моральных установок. И то и другое складывается под влия­нием обучения и воспитания, в процессе взаимодействия со взрос­лыми. Характер формирующихся моральных установок в значительной степени зависит от моральных установок взрослого, так как в первые годы жизни ребенок стремится подражать действиям взрослых, и постепенно в процессе умственного развития он начинает анализировать поступки взрослого и делать соответствую­щие выводы. Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека. Иногда можно встретить высокое развитие воли уже в раннем возрасте. Причем достаточно высокий уровень развития воли чаще всего наблюдается у детей творческого типа, увлеченных каким-либо заня­тием, например у детей с художественными или музыкальными задатками, кото­рые в состоянии часами самостоятельно заниматься любимым делом. Это проис­ходит потому, что постепенно увлеченность каким-либо занятием, сопровождае­мая систематическим трудом (рисованием, лепкой, занятиями музыкой или спортом), способствует формированию волевых характеристик, проявляющихся и в других сферах жизнедеятельности. Основные пути формирования воли Прежде всего успех этого процес­са зависит от родителей. Исследования показывают, что родители, стремящиеся дать ребенку всестороннее развитие и при этом предъявляющие к нему достаточ­но высокие требования, могут рассчитывать на то, что у ребенка не будет серьез­ных проблем с волевой регуляцией деятельности. Такие недостатки волевого по­ведения детей, как капризы и упрямство, наблюдаемые в раннем детстве, проис­ходят из-за совершаемых родителями ошибок в воспитании воли ребенка. Если родители во всем стремятся угождать ребенку, удовлетворяют каждое его жела­ние, не предъявляют ему требовании, которые должны безоговорочно им выпол­няться, не приучают его сдерживать себя, то, скорее всего, впоследствии у ребенка будет наблюдаться недостаточность волевого развития. Необходимым условием воспитания ребенка в семье является формирование у него сознательной дисциплины. Развитие у ребенка волевых качеств является предпосылкой для формирования у него дисциплинированности. Важную роль в воспитании волевых качеств играет школа. Она предъявля­ет к ребенку ряд требований, без выполнения которых не может нормально осу­ществляться само школьное обучение, но при этом также происходит формирова­ние определенного уровня дисциплинированности. + требует от него развития качества воли. Ф изическое воспитание ребенка, а также ознакомление его с художественными ценностями. В более старшем возрасте, когда молодой человек присту­пает к самостоятельной трудовой деятельности, в ходе которой волевые качества достигают наивысшего развития. Таким образом, весь процесс воспитания ребен­ка определяет успешность формирования волевых качеств личности.

Самоконтроль и самооценка Важным волевым качеством человека является последователь­ность действий человека. Последовательность действий связана с самоконтролем и са­мооценкой. Принятые действия будут только тогда выполнены, когда человек контроли­рует свою деятельность или выполняемые действия и цель, к ко­торой стремится человек, расходятся. В процессе достижения цели самоконтроль обеспечивает господство ведущих мотивов над побочными. Качество самоконтро­ля, его адекватность в значительной степени зависят от самооценки личности. Низкая самооценка может привести к тому, что человек теряет уверенность в себе. В этом случае стремление человека к достижению поставленной цели может по­степенно угасать и спланированное уже никогда не будет выполнено. Бывает, что человек переоценивает себя и свои возможности – завышенная самооценка, которая не позволяет адекватно координиро­вать и корректировать свои действия на пути к достижению поставленной цели. В результате возможность достичь спланированного значительно усложняется и чаще всего в полной мере задуманное ранее не реализуется на практике.

Нарушение воли Снижение силы волевых побуждений выявлено при различных психических заболеваниях и органических поражениях головного мозга. Нарушение воли может быть выражена в следующих формах:

Абулия — состояние безволия, отсутствие побуждения к деятельности. Больной прекращает всякую деятельность, утрачивает все желания. Гипобулия - понижение волевой активности, бедность побуждений, бездеятельность, вялость, снижение двигательной активности, отсутствие желания общаться. Эти особенности часто отмечаются при депрессивных состояниях, шизофрении. Ослабление внимания, обеднение мышления, замедление речи могут наблюдаться при состояниях оглушенности. Гипербулия. Состояние избыточной активности с обилием разнообразных, часто сменяющихся побуждений к деятельности, а также импульсивным стремлением к немедленному достижению цели. Парабулия. Патология поведения -нарушения механизмов формирования мотивов. Мотив при этом не формируется либо является неадекватным внутренней природе потребностию.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.