Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика подготовки и проведения социометрического измерения в группе






 

В техническом отношении социометрия - это сочетание опросной методики и алгоритмов специальной математической обработки первич­ных измерений.

После разработки программы исследования создается социометри­ческий критерий - вопрос, задаваемый всем членам изучаемой группы с целью выяснения взаимоотношений.

Социологический критерий должен:

· быть понятным всем членам группы;

· нацеливать субъекта выбрать либо отвергнуть другого члена группы на основе заданной задачи совместной деятельности;

· не допускать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбран или отвергнут в пределах группы;

· быть понятным всем членам группы и интересным хотя бы большинству;

· включать в себя предложения по выбору или отвержению, сформулированные так, чтобы в реакциях членов группы проступало их эмоционально-психологическое отношение;

· убеждать человека в практической направленности опроса, в возможности участия в создании, реорганизации группы.

Социометрический критерий может быть сформулирован как в положительной, так и в отрицательной форме. Число применяемых критериев зависит от того, насколько давно члены группы знают друг друга, однако лучше не больше 7-8, чтобы не вызывать раздражение у респондентов. Чем меньше организованы взаимоотношения в группе, тем меньше должно быть предъявлено критериев - особенно это касается изучения групп с серьезными межличностными конфликтами.

Социометрические критерии подразделяются на официальные и неофициальные. Официальные критерии измеряют межличностные отношения на формальной уровне жизнедеятельности группы. Неофициальные связаны с неформальными, межличностными отношениями. Например, «Кого из Ваших коллег Вы пригласили бы к себе на день рождения?» и «Кого из Ваших коллег Вы не пригласили бы к себе на день рождения?» (пример неофициального критерия в положительной и отрицательной форме).

Социометрические критерии могут быть представлены в виде ранжирования, предлагающие расположить по порядку членов группы в зависимости от того или иного вопроса.

Основные правила проведения социометрических тестов:

1. Установить доверительные отношения с группой.

2. Объяснить цели проведения социометрического теста.

3. Подчеркнуть важность и значение самостоятельности и секретности при ответах.

4. Гарантировать сохранение тайны ответов.

5. Проверить правильность и однозначность понимания вопросов, включенных в тест.

6. Показать точно и ясно технику записей ответов.___

Социометрическая процедура, не ограничивающая количество выбираемых лиц, кроме себя, называется непараметрической (N-1). Данная процедура способствует выявлению многообразных межличностных связей в группе.

Процедура, ограничивающая предполагаемый выбор, называется параметрической. Ф.Э. Шереги и М.К. Горшков рекомендуют в данном случае следующие ограничения на число выборов: если число членов группы 5-7 человек, то следует ограничить выборы до 1 человека, если 8-11, то до 2-х, 12-16 - до 3-х, 17-21 – до 4-х, 22-26 – до 5-ти, 27-31 – до 6-ти, 32-36 – до 7-ми.

Процедура социометрического теста следующая:

Члены группы обозначаются буквами алфавита или порядковыми числами, которые расставляются в вертикали (кто выбирает) и горизонтали (кого выбирают). Проводится диагональ, которая перечеркивает те квадраты, где выбирающий мог бы отметить себя. Эта альтернатива исключается.

Каждому члену группы вручается при опросе социометрическая анке­та (социометрическая карточка) (см. таблицу 4) и список членов социометрической груп­пы. Для удобства работы фамилии членов группы шифруются или кодиру­ются номером. Социометрическая карточка выглядит как анкета, начинаясь с обращения к респондентам, где указаны цель опроса, его смысл и мотивированная просьба об участии в данном опросе. Далее приводится инструкция к заполнению карточки, указываются ограничения выборов, если они предусмотрены и, самое главное, должна быть гарантирована тайна ответов. В конце карточки размещаются слова благодарности за участие в опросе.

Таблица 4

Образец социометрической карточки (непараметрический опрос)

 

Критерии Номера членов группы
  Кого бы Вы хотели видеть в качестве старосты группы?  
  Кого бы Вы не хотели видеть в качестве старосты группы?  
  Кто Вас может предложить в качестве старосты группы?  
  Кто не предложит Вас в качестве старосты группы?  

 

В зависимости от возрастного состава групп и исследовательских задач применяются разнообразные варианты самих процедур (в виде экспериментальной игры «Секрет», «Выбор в действии», «Поздравь товарища» и т.д.).

«Поздравь товарища». На каждого участника эксперимента заготавливаются три красивые открытки и конверт, которые раскладываются на столах в групповой комнате, куда входят по одному. Исследователь говорит ребенку: «Мы играем в игру. Эти открытки положи (по одной) в конверт тех детей, которых ты хочешь поздравить с праздником. Класть открытку в свой конверт нельзя». Как только ребенок разложит открытки по конвертам, ему задают вопрос: «Как ты думаешь, кто тебе положит открытки?»

Во время проведения тестирования фиксируются слова и все реакции ребенка. Затем подчитывается количество открыток, полученных каждым ребенком, число взаимных вопросов, число выборов, которые ожидают ребенка, совпадения ожидавшихся им и полученных выборов. На основе полученных данных делается вывод о положении каждого ребенка в среде сверстников.

Кроме социометрии «измеряют» взаимные отношения сверстников друг к другу и к себе лично можно с помощью аутосоциометрических методов. Так, каждый участник опроса получает списки всех членов группы с их порядковыми номерами; незаполненную социограмму из 4 окружностей; текст инструкции и образцы условных обозначений.

Инструкция следующая: « Исходя из своей наблюдательности, расположите всех членов групп на бланке согласно положению, которое они занимают. Это ваше мнение, но сделайте это расположение беспристрастно (объективно). Номера, обозначающие сверстников, разместите:

- в центральный круг (кому симпатизируют очень многие);

- во 2-й круг (кому симпатизируют многие);

- в 3-й круг (кому симпатизируют некоторые);

- в 4-й круг (кто не пользуется особой симпатией);

- оставьте за пределами кругов тех, кто вызывает общую антипатию. Затем соедините номера, обозначающие членов группы, следующими линиями….».

Испытуемому предлагается заполнить аутосоциоматрицу, которая представляет собой список группы под соответствующими номерами, в котором для каждого ученика отведена горизонтальная строка как социометрическая матрица.

В инструкции указываются: критерии социометрического выбора; обозначения кого выбирать в соответствии с заданием: «ставить знаки «+» на пересечении горизонтальных линий вашего номера с вертикальными линиями тех учеников, которых вы выбираете; ставить знаки «-» против тех лиц, которых вы отвергаете при ответе на данный вопрос».

Заполнить таблицу за каждого из членов группы. Для этого надо представить себе, кого выберет или отвергнет тот или иной ученик. В каждой горизонтальной строке должно быть не больше трех знаков «+» и трех знаков «-».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.