Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Север и Юг






     

     

    В том, что со временем слово " татары" перестало означать " вооруженную

    силу", " войско" и прилепилось к конкретному народу, нет ничего

    удивительного. Почти схожие примеры в истории прекрасно известны: когда

    военный термин приобретал характер политического ярлыка, синонима. А то и

    наоборот...

    " Мамелюками" в Венгрии в XIX веке звались приверженцы одного из

    тогдашних политических течений, а также группа депутатов парламента. Слово

    " янычар" сплошь и рядом становилось синонимом необузданности, зверства,

    вольницы -- хотя термин " ени чери" на деле означает " новое войско". (В свое

    время войско янычар и в самом деле было " новым" по сравнению с

    существовавшей до того пехотой " яя".)

    От слова " всадник" образовано французское и немецкое " дворянин", то

    есть " шевалье" и " риттер". " Улан" в турецком языке первоначально означало

    что-то вроде молодого холостого парня -- из таких набирались особые конные

    полки. Впоследствии стало названием рода войск практически во всех

    европейских странах, как и " гусар" (первоначально " хусар" -- что-то вроде

    удальца, сорвиголовы). Гусары участвовали еще в первой мировой войне, а

    уланы дали свои последние бои в сентябре 1939-го...

    Но самый яркий пример -- " запорожец". Этот термин объединял людей любой

    национальности и любой прежней веры. В Запорожской Сечи мог остаться (при

    условии, что, каково бы ни было его вероисповедание допрежь, отныне он

    принимает православие) кто угодно -- москвитянин, польский шляхтич, турок,

    степной кочевник, европейский искатель приключений. Постепенно этот

    плавильный котел превратил запорожцев в часть украинского народа.

    Видимо, то же самое происходило и с татарами...

    Кажется, настало время переходить к отточенным формулировкам и

    обобщающим гипотезам.

    В моем представлении, дело обстояло примерно следующим образом. От

    Новгорода до Северного Кавказа* и восточных берегов Каспийского моря обитали

    если и не стопроцентно родственные по крови народы, то жившие в некоем

    симбиозе, опять-таки порождавшем многовековые родственные связи, соучастие в

    делах друг друга, полностью отвечавшее обычаям феодальной эпохи: когда

    вчерашние враги завтра объединяются против общего противника, а послезавтра

    этот противник становится союзником кого-то из тех, с кем только что воевал.

    Феодализм не знает непримиримых враждующих лагерей как меж родственными

    народами, так и внутри одного народа. Непримиримость, национальная или

    религиозная, некие четкие рубежи, по обе стороны которых обитают постоянные,

    заклятые враги -- изобретение более позднего времени.

    * Арабский книжник Аль-Хорезми, живший в Х веке, помещает на Северный

    Кавказ... русов!

    В этой причудливой смеси столь же причудливо формировались союзы,

    коалиции, браки, дружба и вражда. Москвитяне, русские, волжские болгары,

    половцы, печенеги, южные татары и " татары европейские", по большому счету,

    были обитателями одной огромной коммунальной квартиры, где хватает и пьяных

    драк, и умиленных лобызаний. Не стоит забывать, что в те времена религии

    были еще неустоявшимися, не обретшими тех четких " рубежей распространения",

    с которыми мы сталкиваемся в более поздние времена. А потому половцы и

    татары были христианами -- а в северных русских землях все еще шла упорная

    борьба с остатками язычества. Ислам понемногу проникал в южные области

    " Золотой Орды" -- т.е. огромного региона, объединявшего все вышеназванные

    народы. Но не стал еще автоматически связываться с понятием " татары". Словом

    " татары" по старой памяти назывались войска.

    Первоначально я полагал, что безоговорочный разрыв меж Севером и Югом и

    в самом деле связан с именем хана Узбека, который в XIV в. железной рукой

    ввел на юге мусульманство, вынудив татарских приверженцев христианства

    массами бежать на север, на Русь. Однако углубленное изучение летописей и

    книг ранних историков вроде Лызлова показывает, что все гораздо сложнее, и

    процесс был не в пример более длительным...

    При словах " Крымское ханство" в сознании у нас прямо-таки автоматически

    возникает образ лютых супостатов, то и дело совершавших набеги на Русь,

    чтобы уводить вереницы пленных и потом продавать их на невольничьих рынках.

    Все верно. Вот только образ этот стал соответствовать истине лишь

    после... 1506 г. До этого обстояло совершенно иначе. Даже верные сторонники

    " классических" версий вынуждены сквозь зубы признавать: врагом России

    Крымское ханство стало лишь в начале XVI в.

    Ранее этого времени мы сталкиваемся все с тем же симбиозом.

    В XIII-XV вв. в Крыму преспокойно обитают генуэзцы и славяне.

    " Татарского" владычества, в общем, не чувствуется -- один " татары" кочуют по

    крымским равнинам с табунами, зато у других -- свои города.* На Руси тем

    временем потомки Александра Невского строят централизованное государство,

    опираясь на " татар", т.е. на войско, содержащееся на средства, собранные в

    виде " татарского" налога-десятины и состоящее из рекрутов, призванных по

    " татарскому" варианту мобилизации -- т.е. служить обязан каждый десятый.

    * Лызлов: " В Тавриде же Херсонской за Перекопом за градом, во Азове, в

    Кафе, Керчи, в Херсоне (она же Корсунь) и по иным градам, кои тогда были,

    обитают италиане генуенсы под властию царей греческих, с татарами, живущими

    в полях близ Перекопа, мир имеющие".

    Управляющие Крымом ханы сплошь и рядом выступают как верные союзники

    славян. Более того, они частенько-вассалы славян...

    Примеров множество. В 1421 г. крымчане -- союзники великого князя

    Василия в походе на Казань*. Чуть позже помогают князю в его борьбе с

    печально известным Дмитрием Шемякой. В 1491 г., наоборот, русские войска

    появляются в Крыму, чтобы помочь хану Менгли-Гирею в его борьбе со своими

    сепаратистами. 1499 -- Москва и Крым выступают на Литву, позже совместно

    воюют с той же Казанью и Польшей.

    * Казань точно так же была столицей оседлого народа, землепашцев и

    ремесленников. Никаких " кочевников".

    Когда в 1443 г. умирает бездетным крымский хан Девлет-Гирей, послы

    крымских татар в поисках нового владетеля отправляются... в Польшу, к королю

    Казимиру! Дело в том, что именно в Польше, точнее, в Литве обитает АчиГирей,

    имеющий больше всего прав на крымский стол. Литовский великий князь

    пожаловал Ачи-Гирею целый город, там он и обитает... Король Казимир,

    рассмотрев просьбу татар, утверждает Ачи-Гирея крымским ханом, и чтобы

    ввести его во владение, в Крым с ним вместе отправляется приближенный

    Казимира, " маршалек" Радзивилл. (Между прочим, в Литве с завидным

    постоянством находят убежище крымские, золотоордынские и казанские ханы,

    потерпевшие поражение в междоусобной борьбе. Не на юг отчего-то бегут, к

    мусульманам, а в христианскую Литву...)

    В 1444 г. под Рязанью внезапно появляется некий " ордынский царевич

    Мустафа" с " татарской" ратью. И просит... впустить его в город, чтобы

    перезимовать. Его впускают -- как пишет в растерянности один из историков,

    " неизвестно почему".

    Да, скорее всего, потому, что Мустафа не какой-то там дикий ордынец, а

    свой. Странны дальнейшие события -- узнав, что Мустафа пребывает в Рязани,

    московский князь Василий Темный отчего-то разгневался и послал двух воевод с

    дружиной. Мустафа вынужден уйти из города, на него нападают с двух сторон: с

    одной -- московская пешая рать, с другой лыжники-мордвины и рязанские

    казаки. (Впервые в русских летописях появляется это слово -- " казаки".)

    В конце концов Мустафу вместе с его отрядом уничтожили. История

    довольно грязноватая, не укладывающаяся в обычные штампы " злых ордынцев" и

    " защищающих отчизну русских"...

    Давайте посмотрим список крымских, казанских и астраханских вельмож,

    выехавших на службу к московским государям.

    1. Байтерек -- астраханский царевич (при Иване III).

    2. Царевич Исуп, как и Байтерек, племянник хана Шахмата-Ахмата (при

    Иване III).

    3. Царевич Кайбул (при Иване IV).

    4. Царевич Касим (при Василии Темном).

    5. Царевич Кумы-Гирей -- это уже несколько позже, при Федоре

    Иоанновиче.

    6. Царевич крымский Мурат-Гирей -- при Федоре Иоанновиче.

    7. Крымский хан Нурдаулат (Нур-Даулет-Гирей). В 1478г. получил от

    московского великого князя в удел Городец.

    8. Шигалей, крымский хан (при Василии III).

    9. Царевич Эгуп (при Василии III).

    Список далеко не полон, охватывает лишь наиболее знатных -- а всего их

    за двести лет были многие десятки, положившие начало русским дворянским, а

    то и княжеским родам. Как по-вашему, могли бы все они так легко быть приняты

    в России, смогли бы так легко адаптироваться там, будь все эти люди

    " чужаками"? Да никогда в жизни! Здесь мы наблюдаем практически стопроцентную

    аналогию западноевропейской практике -- когда англичане служили французскому

    королю, французы -- английскому, а немцы -- тем и другим. Все были свои,

    соседи, люди одного менталитета, спаянные общей историей, генеалогией,

    широко разветвленным родством и свойством.

    (Между прочим, судьба царевича Шнгалея -- готовый сюжет для пухлого

    приключенческого романа. Судите сами. Выехал на русскую службу из Астрахани.

    Потом возведен Василием III на казанский престол. Свергнут сторонниками

    крымского хана. С русской ратью взялся разорять казанские земли, выстроил на

    них в 1523 г. город Васильсурск. 1531 -- получил во владение Каширу и

    Серпухов. Вскоре " перед государем провинился гордостным своим умом и лукавым

    промыслом". О чем конкретно шла речь, сейчас неизвестно -- но Шигалея

    отправили в ссылку на Белоозеро. 1535 -- из ссылки его вернула княгиня Елена

    Глинская. 1539 -- во главе русской рати разгромил под Костромой казанское

    войско. Вновь стал казанским ханом, но против него составили заговор, хотели

    убить, и Шнгалей едва спасся. Участвовал в походе русских на Казань (1547),

    в строительстве города-крепости Свияжска (1551), награжден " золотым" * и

    посажен на казанский престол, освободил 60 тыс. русских пленников. Вновь

    казанская знать составляет против него заговор -- Шигалей, узнав об этом,

    устраивает пир, приглашает на него заговорщиков, и его охрана прямо за

    столом приканчивает 70 человек. Не пожелал лично сдавать русским Казань, но

    в тайной переписке предлагал разрушить оборонительные укрепления города,

    чтобы Иван Грозный сам его взял.

    * " Золотой", или " жалованный золотой" -- воинская награда за доблесть,

    носилась на шапке (по иным сведениям, на груди).

    В 1552 г. покинул престол и удалился в Свияжск. Кончил дни касимовским

    царем. Как вам биография?)

    Вот о Касимовском царстве следует поговорить подробнее. Пример

    примечательный...

    Около 1453 г. Василий II Темный пожаловал тому самому царевичу Касиму,

    выехавшему на Русь и помогавшему в войне против Шемяки, земли по левому

    берегу Оки. Разоренный Мещерский городок был отстроен вновь и получил

    название Касимов, а сам удел стал именоваться Касимовским царством.

    Просуществовало оно в составе Московского государства свыше двухсот лет.

    Касимовские цари, нужно обязательно отметить, впоследствии были вернейшими

    вассалам Москвы. Кстати, первыми на призыв Минина и Пожарского пришли как

    раз касимовские " татары", а Лжедмитрия II убил касимовский дворянин с

    " татарским" именем Петр и " татарской" фамилией Урусов, т.е. Русский.

    Как видим, вновь перед нами то, что можно называть исключительно

    " симбиозом". Не исключено, кстати, что Касим был христианином -- исторически

    достоверные сведения гласят, что мечеть в Касимове построена лишь в XVIII

    веке.

    Другими словами, Север, т.е. Русь и Юг, т.е. Крым, Казань и Астрахань

    до определенною времени действуют как некая общность. Все войны и раздоры,

    возникающие меж Севером и Югом, ничуть не отличаются от тех войн и раздоров,

    что имели место в " исконно русских" областях.

    Ситуация резко меняется к концу XV века, и объяснение этому найти легко

    -- часть Юга оказывается прочно привязана к исламскому миру. Турки в 1453 г.

    берут Константинополь, а в 1475 г. их сильный флот появляется в Крыму,

    покоряет тамошние итальянские города и мелкие княжества вроде Мангупского.

    Возникают новые " горячие точки", новая система военно-политических союзов. И

    возникает непримиримость. Название " Золотая Орда", отделившись от

    Руси-Татарии, становится обозначением одного Юга. Теперь это и в самом деле

    -- " бусурманская" Золотая Орда, противостоящая христианской России, вообще

    славянскому миру. Теперь это -- заклятый враг, с которым можно разговаривать

    только на языке силы.

    Последние сторонники былой общности продержатся еще несколько десятков

    лет -- но в конце концов всем им придется искать спасения на Руси. Меж

    Севером и Югом пролегла невидимая черта. Тут-то, такое впечатление, и

    начинает создаваться обширная пропагандистская литература, живописующая

    чужеземное, " ордынское" нашествие, случившиеся якобы в XIII в.

    1506 г. Сразу несколько примечательных событий. Под Казанью разгромлено

    русское войско, причем один из русских воевод, боярин Шеин, попав в плен,

    был замучен -- что полностью противоречиво прошлой практике. Последний

    крымский хан, еще пытавшийся как-то договариваться с Москвой, Шахмат, был

    свергнут, бежал в Литву, там оказался за решеткой и как-то очень уж кстати

    скончался по неустановленной причине (его приближенные, содержавшиеся под

    стражей в разных литовских городах, тоже вдруг поспешили умереть...).

    Черта! После 1506 г. крымчане, казанцы и астраханцы уже всегда и во

    всем выступают в качестве заклятого врага России. Начинаются крымские

    набеги, жестокое противостояние... Память о прошлом понемногу размывается,

    начинает казаться, что " татары" всегда, с начала времен были лютыми

    ворогами. Польские историки XVI в. еще помнят, кто вторгался в Польшу, а

    Лызлов помнит, что татары вовсе не приходили из Монголии, -- но впоследствии

    версия о " нашествии монголов" начнет победное шествие...

    Вот только загадки останутся. К примеру, тайна хана по имени Нагой

    (Нагай). Есть такая, крайне таинственная фигура. Считается, что этот хан по

    имени Нагой жил во второй половине XIII -- начале XIV веков, был потомком

    Чингисхана, почти сорок лет правил Золотой Ордой. Со " степняком-кочевником"

    отчего-то поддерживали отношения многие тогдашние владыки -- русские князья,

    польские и венгерские короли, правители Болгарии (не Волжской, а

    европейской), Сербии, а византийский император Михаил Палеолог даже выдал за

    хана свою побочную дочь Ефросинью (в юрту отправил? Кочевать с диким

    степняком? Утонченную византийскую даму? Что там насчет брюквы и дерева,

    гусаков и икры?).

    Считается, что от хана Нагая как раз и пошло наименование народа

    ногайцев. Не знаю. Быть может. Однако, во-первых, даже официальная

    историография признает, что ногайцы впервые появились на исторической арене

    столетие спустя после смерти хана Нагая, а во-вторых, на Руси прекрасно

    известен старинный боярский род по фамилии Нагие. Мария Нагая была третьей

    женой Ивана Грозного, матерью незадачливого царевича Димитрия.

    Вот здесь созвучие имен Нагой-Нагие гораздо более многозначительно...

    Не поискать ли нам в русской истории конца XIII в. могущественного

    князя, с которым поддерживали отношения польские и венгерские короли,

    правители Болгарии и Сербии, а византийский император даже выдал за него

    свою побочную дочь? Князя, правившего около сорока лет, распоряжавшегося

    другими русскими князьями, как своими вассалами? Причем сведения о нем в

    русской истории будут крайне скудными, подобно рассматривавшейся раньше нами

    паре: удивительно бесцветный, ничем себя не проявивший Батый и его

    современник, невероятно деятельный Александр Невский.

    Пожалуй, подходящая кандидатура имеется -- сын Александра Невского

    Даниил, которого историки считают " первоначальником" идеи собирания русских

    земель под руку Москвы. Несмотря на столь почетное звание, сведения о нем в

    русской истории крайне скудны. Его сын, знаменитый Иван Калита (который

    отчего-то совершенно неизвестен Лызлову) продолжал дело отца. Вместе они как

    раз и правили около сорока лет, сначала один, потом другой, причем с

    занятием престола Калитой, как мы помним, " татары" отчего-то " перестали

    воевать русские земли".

    Я вовсе не утверждаю, что " хан Нагай" -- это собирательный образ

    Даниила Александровича Московского и Ивана Калиты (прежде всего потому, что

    не производил скрупулезного расследования). Всего-навсего подробно

    обрисовываю выбранный мной метод расследования.

    Очень уж настораживают эти странные " пары" -- " татарские ханы", о чьей

    деятельности рассказывается крайне подробно, и сопутствующие им по времени

    русские князья, весьма незаурядные, но отчего-то удостоенные в русской

    истории лишь скупых упоминаний. Или наоборот -- напоминающий скорее бледную

    тень Батый и средоточие энергии Александр Невский, объединенные как раз

    общностью взятых на себя задач и целей, общими интересами.

    Если присовокупить к этому удивительное разнообразие мирских и

    крестильных имен, прозвищ... Словом, если ктото другой потом возьмется

    изучать родословную Даниила Московского и Калиты и обнаружит, что женой

    кого-то из них была византийка, я особенно и не удивлюсь.

    Гораздо больше меня увлекает другая загадка, на которую я не могу найти

    ответ по недостатку информации: почему традиция приписывает убийство хана

    Нагая " ордынцу" Тохте, но при этом прямо упоминается, что Нагая зарубили

    русские всадники?

    Почему Узбек, этот якобы ревностный приверженец ислама, сделавший его

    единственной религией Золотой Орды, в то же время, по сведениям русских

    летописей, выдает митрополиту Петру грамоту, в которой подтверждает все

    " Батыевы" привилегии церкви, а также... письменно просит митрополита

    молиться за него самого, его семью и его царство? А потом преспокойно

    позволяет своей дочери Кончаке выйти замуж за Юрия Даниловича Московского и

    принять христианство?

    А еще меня привлекает интереснейший вопрос: с кем сражался на Куликовом

    поле Дмитрий Донской, и кому в 1480 г. противостоял на Угре государь всея

    Руси Иван III?

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.