Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Первые шаги и первая кровь






     

     

    Вопреки устоявшемуся мнению, самозванец объявился не где-то " в Польше"

    (к тому времени, как мы помним, никакой " Польши" уже не было, а было

    федеративное государство Жечь Посполита), и даже не в Литве (читатель

    помнит, что под этим названием подразумевается отнюдь не нынешняя Литва), а

    в " русских землях", то есть на Киевщине, в окружении всесильного магната

    Адама Вишневецкого. Именно Адам и его брат Константин первыми и узнали, что

    один из их слуг -- " потомок Иоанна Грозного".

    Как это произошло, в точности неизвестно и вряд ли когда-нибудь будет

    установлено. По одной легенде, " Димитрий" занемог и думая, что умирает,

    признался в своем происхождении монаху на исповеди -- ну, а тот, наплевав на

    тайну исповеди, помчался к князю Адаму. По другой " Димитрий" сам признался

    князю, кто он таков, когда князь вздумал отдавать ему распоряжения, как

    простому прислужнику.

    Бог весть... В конце концов, это не столь уж и важно. Гораздо важнее

    другое -- по моему глубокому убеждению, Адам и Константин Вишневецкие

    искренне верили, что их гость и есть подлинный царевич Димитрий. Во-первых,

    без этой гипотезы никак не объяснить их последующую верность и первому, и

    второму Лжедмитриям, когда полагалось бы и прозреть. Во-вторых, без этой

    гипотезы прямо-таки невозможно понять, какой же интерес преследовали оба

    брата, оставаясь преданными сподвижниками самозванца. О " материальной

    заинтересованности" говорить смешно. Братья Вишневецкие были не просто

    " одними из крупных" -- крупнейшими магнатами Жечи Посполитой. Предки

    знаменитого " князя Яремы" располагали властью, влиянием и богатством, не

    снившимися иным королям того времени. И, что гораздо более убедительно --

    " царевич Дмитрий", щедро раздавая обещания тем, кто взялся бы ему помогать,

    суля одним умопомрачительные груды золота, а другим огромные территории

    России, князьям Вишневецким не обещал ничего. Ни единого золотого, ни единой

    деревеньки. И тем не менее братья решительно выступили на его стороне.

    Поэтому никак нельзя исключать того, что они старались " за идею". Оба были

    детьми своего времени и потому вполне могли поверить самозванцу -- огромное

    богатство хорошо порой еще и тем, что его владельцы могут позволить себе

    роскошь не быть циничными и алчными...

    Зато Юрий Мнишек, папенька знаменитой Марины, можно ручаться, в

    подлинность " царевича" не верил нисколечко. Трудно сказать, изучая его

    жизненный путь, во что он вообще верил...

    Отец Мнишека (впрочем, в написании его фамилии есть разночтения,

    позволяющие говорить, что первоначально наш пан писался Мнишич) приехал в

    Польшу из Чехии и сделал неплохую карьеру. Оба его сына, Николай и Юрий*,

    тоже весьма недурно устроились при дворе короля Сигизмунда-Августа --

    правда, карьера их была довольно специфической... Король был большим

    любителем женского пола -- и " девочек" поставляли как раз Мнишеки.

    Существует рассказ про то, как однажды Юрий, переодевшись монахом, проник в

    бернардинский монастырь, где воспитывалась некая юная очаровательная

    мещаночка, уговорил ее оттуда бежать и привез к королю. Если это и неправда,

    то придумана она кем-то, кто прекрасно знал братьев.

    * Не исключено, что Мнишеки сначала были православными, потому что

    всюду Юрий так и писался -- " Юрий" (" Юрий" -- это " Георгий", но " Георгий"

    по-польски -- всегда " Ежи").

    Кроме женщин, братья Мнишеки были " придворными поставщиками" колдунов,

    баб-шептух, гадалок и знахарок, к которым король, по-ребячески суеверный,

    питал чуть ли не большую слабость, чем к прекрасному полу, -- правда, с

    совершенно другими целями...

    Можно представить, как поживились оба братца возле короля. В

    особенности после его смерти. Когда король умер, оказалось, что его казна

    совершенно пуста -- исчезло и золото, и драгоценности. Сокровищница была

    очищена так, что для покойника даже не нашлось приличного погребального

    наряда. Естественно, тут же возник вопрос: что было в нескольких мешках и

    огромном сундуке, которые слуги Юрия Мнишека вывезли из королевского замка

    (сундук, " который едва подняли шесть человек" -- за шесть дней до смерти

    короля, а мешки -- в ночь после смерти)?

    Мнишек утверждал, что -- сплошные пустячки. Так сказать, мелкие

    сувениры. Ни сестра короля, ни сейм в эти сказочки не верили, но

    расследование ни к чему не привело. Во-первых, " мешки и сундуки" вывозил в

    те дни не один Мнишек, во-вторых, за пана Юрия вступилась многочисленная

    родня, и дело угасло как-то само собой. Договорились считать, что

    королевская казна с самого начала была пуста...

    Нужно добавить, что и в вопросах веры Юрий Мнишек проявлял столь же

    лихую беспечность -- назовем это так... Когда в Жечи Посполитой на некоторое

    время приобрели влияние кальвинисты и ариане (арианство -- течение в

    православии, признаваемое ересью и католиками, и православными), Юрий Мнишек

    водил знакомство главным образом с ними. Одна его сестра была замужем за

    видным арианином Стандицким, другая -- за кальвинистом, краковским воеводой

    Фирлеем, сам Мнишек женился на Гедвиге Тарло, девушке из знатной арианской

    семьи.

    Когда в 1587 г. королем Жечи Посполитой стал Сигизмунд III, ревностный

    католик и покровитель иезуитов, в голове у Мнишека, надо полагать, наступило

    просветление, и он моментально стал верным католиком: в ударные сроки

    построил за свой счет два монастыря, а Львовской иезуитской коллегии подарил

    десять тысяч золотом...

    Легко понять, что представлял собой этот субъект, тесть Константина

    Вишневецкого (Вишневецкий, правда, был православным, но Мнишека такие мелочи

    не останавливали -- князь как-никак был еще и некоронованным королем

    " русской земли"...)

    Вот этот тип, конечно же, жаждал в первую очередь злата и поместий. И

    ради этого, пожалуй, мог бы поверить и в то, что " названный Дмитрий" --

    тетушка германского императора... Насчет Мнишека нет никаких сомнений и

    двусмысленностей -- его привлекали чисто меркантильные возможности,

    открывавшиеся перед тестем русского царя...

    Что любопытно, в самом начале " воскресший Дмитрий" предназначался

    Вишневецкими и Мнишеком отнюдь не для московского трона, а для краковского!

    Мало кто об этом помнит, но из сохранившихся документов известно точно:

    магнаты первоначально лелеяли замысел свергнуть Сигизмунда и сделать королем

    Жечи Посполитой как раз Дмитрия, подходившего по всем статьям: сын Грозного,

    следовательно, Рюрикович, следовательно, в родстве с пресекшейся династией

    Ягеллонов. А настоящий он или нет -- дело десятое. Вишневецкие верили, что

    настоящий, Мнишек наверняка не верил никому и ничему, но все трое всерьез

    собирались короновать Дмитрия в Кракове.

    Потом от этой идеи отступились -- стало ясно, что не выйдет, слишком

    многие против. И взоры обратились в другую сторону, на восток...

    Опять-таки, вопреки расхожему мнению, и король Сигизмунд, и его

    сановники отнеслись к воскресшему сыну Грозного без всякого энтузиазма.

    Коронный гетман Ян Замойский (недруг иезуитов, кстати) выражался

    недвусмысленно: " Случается, что кость в игре падает и счастливо, но

    обыкновенно не советуют ставить на кон дорогие и важные предметы. Дело это

    такого свойства, что может нанести вред нашему государству и бесславие

    королю и всему народу нашему". Стоит уточнить, что эта позиция была

    результатом не каких-то высокоморальных убеждений, а конкретной и четко

    выраженной боязнью ответного удара со стороны Москвы. Ту же позицию занимали

    влиятельные государственные и военные деятели Станислав Жулкевский и Ян

    Ходкевич. Вообще в Польше, то есть так называемых " коронных землях",

    отношение к новоявленному царевичу было самое прохладное. Король Сигизмунд,

    как можно судить, в подлинность царевича не верил, однако под нажимом родни

    Мнишека и благодаря авторитету Вишневецких вынужден был принять " Дмитрия",

    подарить парочку золотых безделушек и туманно пообещать содействие.

    Зато литовско-русские магнаты, та самая троица, спешили к своей цели на

    всех парусах. Для Дмитрия уже набирали войско -- главным образом казаков и

    беглецов из России.

    Тем временем подключился и Ватикан. Как можно судить из резолюции папы

    римского на письме-донесении нунция Рангони, папа тоже не верил, что Дмитрий

    -- настоящий. Иначе не написал бы: " Это вроде воскресшего короля

    португальского" (имелся в виду Лжесебастиан, чье самозванство было ясно с

    самого начала). Дмитрий, встретившись с папскими посланцами, по своему

    обыкновению на обещания не скупился, заявив, что, взойдя на русский престол,

    моментально присоединит русскую церковь к Римской. При таких ставках можно

    было и деликатно забыть, что Дмитрий -- вроде " короля португальского"...

    Если не считать контактов с иезуитами, окружение Дмитрия, помогавшее

    ему создать " армию вторжения", ни в коей степени не было католическим.

    Константин и Адам Вишневецкие -- православные (первым из Вишневецких, как мы

    уже говорили, в католичество перешел Иеремия десятки лет спустя), как и

    другой сподвижник Лжедмитрия, тоже, не исключено, служивший идее --

    литовский пан Роман Рожпнский. Подавляющее большинство тех, кто встал под

    знамя Дмитрия, тоже были православными -- казаки, литовские и западнорусские

    люди. Два секретаря Лжедмитрня, братья Ян и Станислав Бучинские, были хотя и

    чистокровными " ляхами", то есть " коронными" поляками, но -- не католиками, а

    протестантами...

    Король Сигнзмунд никакой поддержки этому воинству не оказывал. Ну, а

    запретить ничего и никому не мог, какие бы нехорошие предчувствия его ни

    терзали...

    Заичкин и Почкаев, авторы вышедшего лет пять назад восьмисотстраничного

    " популярного очерка" под названием " Русская история" славны не только тем,

    что в качестве доказательств своих построений шпарили страницами вместо

    летописей и других источников отрывки из романов В. Яна и В. Чивилихина.

    Касательно Лжедмитрия они ухитрились написать следующее: король-де Сигизмунд

    " ПОВЕЛЕЛ Вишневецким, Мнишеку и другим дворянам составить рать из вольницы и

    выступить против Бориса".

    У любого, кто достаточно хорошо знаком с обстановкой в Польше того

    времени, подобные утверждения могут вызвать лишь здоровый хохот...

    В отличие от других европейских самодержцев польский король попросту не

    мог " повелевать". Поскольку самодержцем не был вовсе, а был не более чем

    своеобразной парадной фигурой, содержавшейся для чистой декорации. Шляхта,

    начиная от магнатов и кончая однодворцами, имела одну-единственную серьезную

    заботу -- следить, чтобы очередной король, чрезмерно о себе возомнив, не

    вздумал " повелевать". В случае, если венценосец делал такие попытки, его

    усмиряли быстро и надежно -- поскольку в стране не существовало механизма,

    способного обеспечить выполнение королевской воли...

    Тогдашних польских королей нельзя даже сравнивать с нынешней английской

    королевой -- английская королева, о чем как-то не вспоминают, имеет право, к

    примеру, одним росчерком пера распустить парламент (и случалось, что тонкими

    намеками на такую возможность были парализованы иные парламентские

    инициативы). Польский король не мог и этого, а бдительнее всего следили за

    тем, чтобы венценосцу не попало в руки войско...

    Кстати, несколько слов о войске. Его в Жечи Посполитой тогда

    практически не существовало, если не считать так называемого " квартового".

    Оно было регулярным и содержалось на четвертую часть доходов с королевских

    имений, " кварту", но, во-первых, состояло лишь из пехоты, а во-вторых, не

    превышало четырех тысяч. Магнаты вроде Вишневецких, Радзивиллов или Потоцких

    могли посадить на коней в три-четыре раза больше обученных головорезов...

    Полки " иноземного строя" появятся только в 30-х годах XVII века. Пока

    что в случае особой опасности для государства собиралось " посполитое

    рушение" -- ополчение, состоявшее из шляхты, но о его боевых качествах

    говорить не приходится. В 1454 г., во время войны с крестоносцами, " рушение"

    заявило, что не сдвинется с места, не говоря уж о том, чтобы идти в бой,

    пока не получит добавочных привилегий. Король Казимир Ягеллончик был

    вынужден согласиться, и шляхетское ополчение нехотя тронулось-таки в поход,

    однако было вдребезги разбито крестоносцами под Хойницами. В 1537 г., в

    правление Сигизмунда Старого, история повторилась -- " посполитое рушение",

    собранное для того, чтобы идти в поход на Молдавию, вместо похода принялось

    осыпать короля упреками касаемо его внутренней политики. И, не

    договорившись, попросту разбежалось по домам. В польской истории этот случай

    известен под насмешливым названием " петушиной войны" -- поскольку

    скандальная шляхта, переругиваясь с королем не один день, тем временем

    слопала всю домашнюю птицу на мили в округе...

    Можно еще вспомнить, что всякий шляхтич в те годы имел право

    самостоятельно отправлять посольства к иностранным государям, что твой

    король (правда, хватало ума этой привилегией не пользоваться, понимали, что

    при иностранных дворах таких выходок, мягко говоря, не поняли бы).

    Одним словом, не зря родилась поговорка: " шляхтич в своем огороде

    всегда равен воеводе". Не зря существует даже версия, что Богдан Хмельницкий

    был тайным агентом польского короля, своими нападениями на Жечь Посполиту

    державший шляхту в страхе, что помогало королю " пробивать" собственные

    решения...

    Короче, " повелевать" король Сигизмунд никак не мог. Не было у него

    такой возможности. Предприятие с походом на Москву было затеяно Вишневецкими

    и Мнишеком на собственный страх и риск, а отправленное в поход невеликое

    войско (числом не более четырех тысяч человек) состояло, за редчайшими

    исключениями, из православных...

    И тут-то, в первые месяцы, был реальный шанс раз и навсегда разделаться

    с горсточкой искателей удачи, ведомых Дмитрием. После его первых успехов,

    после того, как несколько городов северо-западной Руси присягнули на

    верность самозванцу, стрельцы Годунова нанесли под Севском сокрушительный

    удар. У " царевича" осталось не более полутора тысяч человек, он едва не

    ускакал в Жечь Посполитую, но был насильно удержан жителями Путивля,

    понимавшими, что присутствие Дмитрия придает им, выражаясь современным

    языком, некую " легитимность", а оставшись один на один с Годуновым, они не

    сносят голов...

    Именно " сидение" Дмитрия в Путивле и переломило ход войны самым

    решительным образом. Воспрянувший от успехов Борис Годунов не придумал

    ничего лучшего, кроме как начать самую широкую расправу не только с

    присягнувшими самозванцу -- со всеми, кто имел несчастье обитать в областях,

    по которым проходило войско Лжедмитрия.

    Вешали и рубили головы направо и налево, жгли избы, гумна и овины,

    насиловали женщин. Слово русскому историку:

    " Годуновцы свирепствовали особенно в Комарницкой волости, за

    преданность Дмитрию мужчин, женщин, детей сажали на кол, вешали по деревьям

    за ноги, расстреливали для забавы из луков и пищалей, младенцев жарили на

    сковородах. Вся Северщина была осуждена царем на порабощение по произволу

    военщины; людей ни к чему ни причастных хватали и продавали татары за старое

    платье или за джбан водки, а иных отводили толпами в неволю, особенно

    молодых девушек и детей. В московском войске было наполовину татар и прочих

    инородцев, и они-то особенно варварски свирепствовали. Ничего подобного не

    делалось народу от дмитриевцев, и эта разница отверждала народ в убеждении,

    что Димитрий настоящий царевич" [98].

    В условиях, когда по стране все шире распространяются слухи, что

    Годунов -- узурпатор, а Дмитрий и есть подлинный царевич, методы

    умиротворения выбраны были далеко не самые лучшие... Естественно, это

    привлекало в войско самозванца все новых сторонников, а в Москве становилось

    все тревожнее. Патриарх Иов, глава русской церкви, выпустил грамоту, где

    объявлял все происходящее кознями " Жигимонта Литовскаго", который намерен

    " разорить в Российском государстве православные церкви и построить костелы

    латинские, и лютерские, и жидовские".

    Совершенно ясно, что сия грамота готовилась в величайшей спешке и

    писавшие ее ничуть не заботились хотя бы о видимости правдоподобия -- в

    самом деле, трудно представить себе короля-католика, который намерен строить

    " лютеранские и жидовские" храмы. Неизвестно, подметили ли русские люди эту

    логическую неувязку, но патриаршая грамота никакого заметного влияния на умы

    уже не оказала -- власть вступала в ту печальную фазу, когда ей не верили ни

    на копейку, даже если утверждать громогласно, что солнце восходит на

    востоке...

    Срочно провозгласили, что самозванец-де " есть беглый чернец Гришка

    Отрепьев", и патриарх предал его анафеме. Вот тут наши предки

    продемонстрировали неплохое логическое мышление: по словам современника,

    москвичи промеж собой говорили примерно следующее: " Прокляли какого-то

    Отрепьева -- и бес с ним, а царевич-то настоящий, какое его касание до

    Отрепьева?! "

    Дело в том, что Отрепьева слишком многие знали на Москве -- и знали,

    что ему около сорока, зато царевичу не более двадцати четырех... (Позднее мы

    еще подробно рассмотрим версию, ошибочно отождествляющую самозванца и

    Отрепьева.)

    В Жечь Посполиту срочно отправили гонца, упрекая за помощь, оказанную

    Дмитрию, и требуя решительных мер. Подробности переговоров неизвестны,

    однако знатный литовский магнат Лев Сапега дал резонный, в общем, ответ:

    " Этот человек вступил уже в Московское государство, и его там легче достать

    и казнить, нежели в наших владениях". В железной логике отказать нельзя --

    самозванец прочно сидел в Путивле, откуда его извлечь было крайне

    затруднительно кому бы то ни было...

    Борис свирепствовал, казня и пытая по малейшему навету, но инициатива

    навсегда от него ускользнула. Видимо, в полном отчаянии он предпринял ряд

    совершенно нелепых шагов...

    Сначала велел тайно доставить во дворец давным-давно постриженную в

    монахини вдову Грозного и мать Димитрия, Марфу Нагую и потребовал

    недвусмысленного ответа: жив ее сын или нет? Старуха, ничуть не

    сомневавшаяся в смерти сына, но к Годунову относившаяся без малейшей

    симпатии (и славившаяся железным характером), видимо, решила потрепать нервы

    " Бориске", с самым простодушным видом заявив: " Не знаю". По свидетельствам

    очевидцев, Мария Годунова пришла в такую ярость, что схватила зажженную

    свечу и попыталась выжечь глаза старухе, вопя: " Ах ты блядь! Как смеешь

    говорить, что не знаешь, когда тебе-то доподлинно известно?! " (царица была

    дочерью Малюты Скуратова, отцовские гены, видимо, дали о себе знать). Борис

    едва успел отнять свечу, а старуха Марфа, несомненно, втайне наслаждавшаяся

    происходящим, прикинулась уже совершеннейшей дурочкой: дескать, говорил ей

    кто-то, что ее сына живым тайно увезли из страны, но те, кто говорил, все

    уже умерли... Поняв, что толку не добиться, Борис отступился.

    И призвал ворожей. Ворожеи напророчили царю сплошные неприятности,

    вплоть до скорой кончины. Борис, видимо, настолько уже ослабел душой, что

    даже не пытался их казнить, а послал сына в церковь молиться за собственное

    здравие. Одновременно вызвал ближнего боярина Басманова, пообещал тому дочь

    в жены, а в приданое Казань, Астрахань и Сибирь -- лишь бы Басманов убил

    самозванца. Басманов, с одной стороны, прекрасно понимал, что достать

    самозванца в укрепленном Путивле трудновато, а с другой прекрасно помнил,

    сколько раз Борис нарушал схожие обещания. И по какому-то неисповедимому

    движению души вдруг поверил, что царевич -- настоящий (настолько, что

    впоследствии не покинул Лжедмитрия и погиб вместе с ним).

    В совершеннейшем отчаянии Борис отправил в Путивль трех монахов с

    заданием отравить самозванца. Монахов быстро разоблачили, но Борис об этом

    уже не успел узнать -- скончался...

     

    ТРИУМФ

     

     

    Смерть Годунова была скоропостижной -- сохранились подробные описания.

    Встав из-за стола после обеда в Золотой палате Кремля со знатными

    иноземцами, царь неожиданно упал, изо рта, носа и ушей пошла кровь. Он

    прожил еще два часа, успев по обычаю того времени принять монашеский постриг

    и благословить на царство шестнадцатилетнего сына Федора.

    Из среды живших в Москве немецких докторов тут же пошел слух, что царя

    отравили. Историки и прошлого, и нынешнего столетия к этой версии относятся

    скептически -- а мы ее рассмотрим погодя.

    Любопытно, что буквально через несколько дней после смерти Бориса

    согласно неистребимой русской традиции поползли слухи о том, что вместо

    Годунова в гробу лежит " кованый из железа ангел", а сам царь жив и где-то то

    ли скрывается, то ли странствует. Правда, слухи эти очень быстро заглохли

    сами по себе -- Борис всем надоел хуже горькой редьки, но через несколько

    месяцев, о чем я напишу позже, вновь возникли при самых что ни на есть

    комических обстоятельствах.

    Дальнейшие события, полное впечатление, отмечены явственными признаками

    некоего трагикомического шутовства. Наличествовало все -- кровь и текущее

    рекой вино, страдания и ликование, плач и разудалые песни...

    Петр Басманов, выехавший к сосредоточенным в Кромах правительственным

    войскам, с какой-то прямо-таки опереточной легкостью сумел склонить на

    сторону " царевича Димитрия" большую часть влиятельных командиров: двух

    братьев князей Голицыных, Салтыкова, рязанских дворян братьев Ляпуновых,

    начальника " иноземного полка" фон Розена. Началась сумятица, на меньшую

    часть войска, оставшуюся верной Федору, ударили казаки самозванца, и все

    было кончено довольно быстро. С этого дня ни о каком вооруженном

    сопротивлении самозванцу уже не шло и речи.

    В Москву прискакали Пушкин и Плещеев, дворяне, посланцы Лжедмитрия, и,

    собрав по дороге на Красную площадь огромную толпу, стали читать грамоту

    самозванца. Пользуясь современными терминами, слушали посланцев под бурные,

    продолжительные аплодисменты, переходившие в овацию. Правда, некоторые особо

    недоверчивые индивидуумы потребовали прибытия князя Василия Шуйского -- он в

    свое время расследовал в Угличе убийство малолетнего царевича и с полным

    основанием считался " главным экспертом" по этой сложной проблеме.

    Шуйский прибыл, взошел на Лобное место -- и с честнейшими глазами

    сообщил во всеуслышание, что царевича и в самом деле некогда спасли от

    посланных Годуновым убийц, а в могиле покоится некий поповский сын. (Чтобы

    оценить это выступление должным образом, необходимо знать: всего несколько

    дней назад тот же Шуйский со столь же честными глазами целовал перед

    московским народом крест, присягая в том, что в Угличе был убит истинный

    царевич...)

    Примерно то же самое провозгласил Богдан Бельский, родной дядя

    царевича. После столь авторитетных свидетельств притихли и самые

    недоверчивые, народ взревел и понесся в Кремль свергать юного царя Федора.

    Вдовую царицу, юного царя и его сестру Ксению в простой телеге отвезли

    в дом, где Борис жил до того, как стал царем, и приставили крепкий караул.

    Тем временем согласно старинному обычаю народ московский весело и рьяно

    грабил дома приближенных Годунова. Напоследок, опять-таки по давнему обычаю,

    хотели было разграбить кремлевские винные погреба, но хозяйственный Богдан

    Бельский резонно заметил: ежели так поступить, то нечем будет угощать

    законного царя Дмитрия. И порекомендовал обратить свою энергию против

    немецких докторов (один из коих, как мы помним, выщипал ему бороду по

    приказу Годунова).

    Московский народ дисциплинированно отступил от Кремля и бросился

    экспроприировать немецкие вина и выдержанные меды. Черпали сапогами и

    шапками, так увлекшись, что около ста человек, по тогдашним же подсчетам,

    отдали богу душу. К чести московского народонаселения следует отметить, что,

    в отличие от годуновских бояр, которых нещадно колошматили и в конце концов

    заковали в цепи, означенных немцев не только не арестовали, но даже не били.

    Ограбили, правда, качественно, вплоть до исподнего. Современник пишет:

    "...многие видели тогда людей, адамовым образом прикрывавших свою наготу

    листьями". Назавтра, протрезвев, москвичи составили " повинную грамоту",

    приглашавшую Дмитрия занять прародительский престол. Подписали ее патриарх

    Иов, митрополиты, епископы, бояре, окольничьи, дворяне, стольники, стряпчие,

    жильцы, приказные люди, дворяне московские, дети боярские, торговые люди и

    прочие жители -- все без исключения сословия.

    Патриарху это не помогло -- его вскорости лишили сана и в качестве

    простого монаха увезли в дальний монастырь. Вообще-то, он сам вырыл себе

    яму: еще в последние дни царствования Бориса написал " прощальную грамоту",

    где жаловался, что обременен недугами, а потому желает оставить сан и

    пребывать " в уединении и смирении". Видимо, Иов рассчитывал, что новый царь

    долго и прочувствованно будет уговаривать его остаться, но не смог

    предугадать поворота событий. Некоторые позднейшие историки выдвинули

    версию, что патриарха-де удалили из столицы потому, что он знал Отрепьева в

    лицо и мог обличить самозванца, но эта версия не выдерживает критики.

    Во-первых, Отрепьева знали в лицо слишком многие, но самозванца это не

    беспокоило (так как он вовсе не был Отрепьевым), во-вторых, после заверений

    Шуйского и Бельского ни одна живая душа уже не поверила бы никаким наговорам

    на Дмитрия...

    Всех родных и свойственников Годунова (семьдесят четыре семейства)

    погнали в ссылку. Настала очередь царской семьи... Князья Василий Голицын и

    Рубец-Мосальский вызвали дворян Молчанова и Шеферетдинова, которым дали

    недвусмысленный приказ. Те прихватили с собой трех дюжих стрельцов и

    отправились в дом Годунова.

    Вдовствующую царицу удавили веревкой без особого труда. С Федором

    пришлось потруднее, он яростно сопротивлялся, но в конце концов оглушили

    дубиной и задушили. Его сестру Ксению не тронули -- она никакой угрозы для

    нового царя не представляла, поскольку была женского пола и на трон взойти

    не могла ни в каком случае (разве что -- будучи вдовой царя). О ее

    дальнейшей судьбе ходят две версии: согласно одной, Ксения вскоре попала в

    постель к самозванцу и была потом отправлена в монастырь перед приездом

    Марины Мнишек; по другой, Ксению сразу же после убийства матери и брата

    постригли во владимирском монастыре под именем инокини Ольги.

    Тела выставили напоказ, а народу объявили, что вдовая царица с сыном в

    отчаянии отравились ядом (именно тогда впервые и родилась печальная

    традиция, согласно которой последующие русские самодержцы то умирали от

    апоплексического удара табакеркой, то отдавали богу душу от желудочных колик

    после попадания в организм серебряной вилки...).

    Собственно, есть и третья версия, по которой ядом отравились все трое

    -- царица, Федор и Ксения, но принадлежит она автору книги " Мемориал

    путешествий" англичанину Джерому Горсею, долго жившему в России и уехавшему

    на родину после смерти Грозного. Сей джентльмен еще при жизни заслужил

    репутацию записного враля, краснобая и фантазера -- настолько, что именно

    он, по достоверным данным, послужил Шекспиру прототипом Фальстафа...

    Более весомы свидетельства другого иноземца, который еще не раз

    появится на страницах этой книги, -- француза Жака Маржерета, командира

    пехотной роты " иноземного строя" при Годунове. (Искренне верившего, что

    Дмитрий -- настоящий Маржерет приводит гораздо более правдоподобную версию:

    " Императрица, вдова покойного, и его сын Федор Борисович были, как считают,

    удавлены, но был пущен слух, что они отравились" [167].

    Так закончилась история царствования Бориса Годунова -- зятя Малюты

    Скуратова, потомка знатного татарского рода, первого " выборного" государя

    всея Руси. Его гроб вынесли из кремлевского Архангельского собора и вместе с

    останками жены и сына закопали за городом на простом заброшенном кладбище.

    И вот тут-то вновь возник Симеон Бекбулатович, к тому времени --

    глубокий старик. Как уже говорилось, он " отчего-то" внушал боярам большие

    опасения, как возможный претендент на престол. Видимо, современники, в

    отличие от нынешних историков, отнюдь не считали старика " марионеткой"

    Грозного и " ненастоящим" царем. Симеона срочно постригли в монахи трудами

    Шуйского.

    20 июня 1605 г. Лжедмитрий торжественно вступил в Москву, все население

    которой высыпало на улицы, сидело на крышах -- даже церковных кровлях.

    Стояла прекрасная летняя погода, звонили все колокола, духовенство во главе

    с новым патриархом Игнатием шествовало с хоругвями и образами. Лжедмитрий

    ехал верхом, в золотом кафтане -- тут поневоле припоминаются строчки

    Окуджавы, вот только эполеты не блестели, поскольку их тогда еще не успели

    выдумать...

    Когда Лжедмитрий ехал по мосту в Китай-город, вдруг поднялся недолгий,

    но обильный пыльный вихрь, прямотаки ослепивший людей, -- это было

    некоторыми принято за дурное предзнаменование.

    Одним из первых своих распоряжений Лжедмитрий велел, наконец, заплатить

    долги Ивана Грозного -- как верный и почтительный сын...

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.