Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • О бунчуках, ямщиках и монетах






     

     

    Одним из доказательств того, что " монголо-татарское иго" действительно

    существовало, историки " классического" направления считают многочисленные

    монеты с Двуязычными, русско-татарскими надписями. И.Г. Спасский так и

    пишет: " Татарские надписи, зачастую бессмысленные или даже нечитаемые, на

    ранних русских двуязычных монетах в прошлом рассматривались как результат

    даннических отношений". И тут же уточняет, каким образом появлялись на свет

    эти двуязычные монеты: "...в качестве образцов для копирования брались любые

    татарские монеты без разбора, часто старые, с именем давно умершего хана".

    Интересные дела... Официальная наука с завидной регулярностью

    продолжает удивлять экстравагантностью суждений. Попробуем по уже знакомому

    нам методу перевести идею г-на Спасского на язык киносценария, диалога из

    жизни.

    Несомненно, всем эскизам монет давал " путевку в жизнь" князь той или

    иной области -- как оно испокон веков и обстояло везде, где чеканили деньги.

    Итак, князь восседает на " столе", глядя соколом. Входит денежных дел мастер

    Козьма и грустно сообщает:

    -- Новые деньги чеканить пора, княже. Поистерлись старые-то, никакого

    виду...

    -- Добро, -- решает князь. -- Пораскинул умом, как новая деньга

    выглядеть должна? На одной стороне придется по-нашенски писать, а вот на

    другой -- по-татарски, ничего не поделаешь...

    -- Не первый год тружусь, княже, -- со спокойной гордостью

    профессионала сообщает Козьма. -- Вот, изобразил на пергаменте обе стороны,

    и лицевую, и, стало быть, оборотную...

    Князь разглядывает рисунок, морщится:

    -- Непонятно что-то. Откуда взял такие загогулины? Вроде и по-татарски,

    а не поймешь ничего...

    -- А это, княже, подручный мой, Ивашко, расстарался, -- поясняет

    Козьма. -- Глаза молодые у парнишки, углядел в хламе татарскую монетку,

    старую-престарую. И не поймешь, какой хан ее чеканил, что на ней выбито,

    всей мастерской думали, да так и не дошли своим умом. Каракули, прости

    господи... Однакож надо нам новые деньги чеканить али нет? Разреши, княже, я

    на оборотной-то стороне, на татарской, эти загогулины как раз и начертаю?

    -- А что! -- подхватывает князь. -- Золотая голова у тебя, Козьма.

    Непонятно, говоришь, какой хан чеканил? И когда? Ну да нам наплевать, коли

    денежки срочно выпускать нужно... Чекань по сему образцу, такова моя воля!

    Вы способны поверить такой сцене? Гораздо более похожа на правду другая

    версия. Вот именно, угадали. О том, что никакой Орды не существовало, а

    двуязычны монеты по той же простой причине, по какой Афанасий Никитин в

    своем повествовании столь свободно переходил с тюркского на русский и

    наоборот...

    Двуязычным было тогдашнее население Руси (она же -- Золотая Орда), что

    и нашло отражение в монетном деле. Не произошло еще утверждения в качестве

    государственного только одного языка -- русского. (Вспомним, что и на

    советских деньгах были надписи на языках союзных республик.)

    С превеликой натяжкой еще можно объяснить " татаромонгольским игом"

    тюркские надписи на монетах XIII в. Однако и в последующие эпохи, когда ни о

    каком иге не шло уже и речи... двуязычие сохранялось по-прежнему! Монеты

    Ивана Грозного, кроме русской надписи, несут еще арабскую, где Иван

    именуется " Ибан". На московских монетах, кроме того, попадаются татарские

    надписи. " Москов акчасы будыр" -- " Это деньга московская". От " ига"

    давным-давно пропал и след... А татарские надписи на монетах остались! Что

    же, снова верить сказочкам о невежественных мастерах, которые хватали первую

    попавшуюся старинную монету и переносили непонятные им надписи на новые

    державные деньги?

    И вновь в мировой практике не встречается примеров столь

    шизофренического поведения денежных дел мастеров.

    Зато есть другие примеры. Монеты норманнских владетелей, правивших

    Сицилией, -- с надписями по-латыни и по-арабски. Оказывается, в Сицилии жило

    много арабов, и потому тамошние деньги в определенные периоды были

    двуязычны.

    О " нечитаемых" монетах. В их число относят и деньги типа, изображенного

    на рис. 1.14.

    Надпись на монете с рис. 1.13 гласит: " Государь всея Руси". Быть может,

    на " нечитаемой" стоят те же слова, но изображенные иным, забытым алфавитом,

    вариантом русской " скорописи"? Человеку, незнакомому со старинной русской

    " вязью", " скорописью", литореей, они могут показаться форменной " китайской

    грамотой", шифром, каббалистическими знаками...

    На рис. 1.15 изображена тайнописная вязь, какой иногда писали свое имя

    и титул государственные деятели. Сложность подписи давала определенные

    гарантии от подделки.

    На рис. 1.16- замысловатая вязь, приближающаяся к тайнописи. Так иногда

    писали имя и титулы российских царей.

    Любопытно, что именно с Суздальским княжеством (которое, по нашей

    реконструкции, как раз и стало центром " Золотой Орды") историки связывают

    примечательный факт: именно там дольше, чем во всех иных славянских землях,

    удерживались подражания ордынским монетам. Другими словами, именно там

    дольше всего чеканили двуязычную монету, суздальские мастера тщательнее

    остальных придерживались неких " эталонов"...

    Сторонники глупой идеи о " бездумном заимствовании" первых попавшихся

    татарских надписей, имен давно умерших ханов, правы в одном-единственном:

    порой монеты с именем того или иного властителя чеканились не при его жизни.

    В Смутное время, когда бояре признали русским царем польского королевича

    Владислава и стали выпускать деньги с его именем, в Ярославле, где власть

    оказалась в руках Минина и Пожарского, " в противовес" этим деньгам чеканили

    монеты старого образца, с именем Федора Иоанновича, умершего пятнадцать лет

    назад...

    Во времена совместного правления Петра и Ивана Алексеевичей для каждого

    из них чеканились особые монеты -- отдельно с именем " государя Петра",

    отдельно с именем " государя Ивана". При плохом знании истории, при

    отсутствии надежных сведений о том времени возможны ошибки.

    В герцогстве Варшавском при Фридрихе Августе 1 (1807-1814) из-за ошибки

    мастеров часть " тиража" монет в один грош вместо 1811 г. была датирована...

    1311-м. Хорошо, что сохранились совершенно идентичные монеты в три гроша,

    пять и десять с правильными датами, но все равно нельзя ручаться, что

    какого-нибудь богатого, но несведущего коллекционера не надули, подсунув

    " древность"...

    Мне известен только один пример, когда неграмотные мастера копировали

    надписи, смысла которых не понимали. В 20-х -- 40-х годах нашего века

    китайские оружейники, несведущие в иностранных языках и эмблемах европейских

    фирм, клеймили свои изделия самым фантастическим образом. Встречаются

    пистолеты с надписью " Браунинг" и фирменной эмблемой... " Маузер"! При этом

    сам пистолет являет собою некий уродливый гибрид.

    Однако в данном случае речь идет о неграмотных кустарях, работавших в

    примитивных мастерских. Меж тем изготовление денег -- дело государственное,

    там подобных курьезов просто не бывает.

    Вернемся к нашим татарам. Одним из доказательств " ига" принято также

    считать изображение на русских и золотоордынских монетах так называемой

    " тамги", которую считают сугубо татарским знаком. Однако схожие " тамги"

    появляются то там, то здесь на всем протяжении русской истории, причем

    впервые -- задолго до " монголов". Рис. 1.17 -- разные формы тамги на русских

    монетах, 1.18 -- та же тамга, но с росписи на колоннах Успенского собора

    Московского Кремля. 1.19 и 1.20 -- символические знаки на бронзовой арке и

    русских женских украшениях XII в. 1.21 -- символы с киевского ритуального

    браслета XII в. 1.22 и 1.23 -- символы земли и воды на браслетах Х11-Х111

    вв.

    Даже во времена Александра III и Николая II почти идентичная " татарская

    тамга" в качестве декоративного узора присутствовала на медных деньгах

    Российской империи -- рис. 1.24 и 1.25.

    Как ни удивительно, но двуглавый орел, по официальной версии

    заимствованный русской геральдикой из Византии, в 1472 г. впервые явился на

    Руси... столетием раньше, с монетами Джаннбек-хана, якобы

    " золотоордынскими". Любопытно, что время правления Джанибека считается

    " периодом расцвета денежного обращения в Золотой Орде"...

    Что позволило группе академика Фоменко высказать дерзкую, крамольнейшую

    мысль: а не являются ли одним и тем же человеком Джанибек-хан и Иван Калита?

    Учитывая принятое в те времена обилие имен у одного и того же человека --

    крестильные, мирские, обиходные прозвища.

    С уверенностью, конечно, утверждать трудно. Однако есть не менее

    любопытный факт: А.И. Лызлов в своей " Скифийской истории"... вообще не

    упоминает Ивана Калиту!

    " Скифийская история" пестрит именами третьестепенных, ничем особенно не

    примечательных воевод, мурз, ханских детей, князей. Однако почему-то не

    упомянут вовсе великий князь Иван Данилович Калита -- один из крупнейших

    государственных деятелей XIV века, с чьим именем справедливо связывается

    становление русского централизованного государства.

    А может, упомянут? Только под другим именем, которое было хорошо

    известно современникам великого князя, а вот нами никак не связывается с

    Иваном Калитой? Нелишне уточнить, что прозвище " Калита" -- гораздо более

    позднего происхождения, при жизни князя его так не называли...

    Еще о " заимствованиях", якобы сделанных русскими у татар. Принято

    считать, что бунчук -- исконно " монгольское" знамя. Кто, кроме степных

    кочевников, мог обзавестись в качестве штандарта конским хвостом на шесте?

    Однако при вдумчивом изучении древних летописей внезапно обнаруживается

    русское знамя под названием " багряная чолка", существовавшее самое малое за

    полсотни лет до первого появления " монголов". Это выкрашенные в багряный

    цвет конские хвосты, прикрепленные к наконечнику воинского знамени. Как раз

    под " багряной чолкой" выступает на бой с половцами в 1185 г. князь Игорь...

    Многие помнят, что в обиходе монголов широко использовалась так

    называемая " пайцза" -- золотая, серебряная, медная или просто деревянная

    пластинка с рисунками и надписями. Пайцза служила чем-то вроде удостоверения

    личности, мандата, наделявшего его обладателя широкими полномочиями,

    подорожной -- все вместе. Ее вручали послам, гонцам, чиновникам особых

    поручений, шпионам. В романе С. Бородина " Звезды над Самаркандом" есть

    смешнейшая сцена, когда у ордынского шпиона в бане кто-то ненароком взял его

    штаны с зашитой в ней пайцзой, надел вместо своих -- и незадачливый шпион,

    не смея, конечно же, объяснить прямо, беспомощно бродит по предбаннику,

    украдкой щупая мотню у штанов, похожих на его собственные -- что, понятно,

    вызывает массу недоразумений...

    Считается, что саму идею пайцзы монголы заимствовали в Китае. Однако и

    здесь мы определенно имеем дело со случаем, когда мифическим " монголам"

    приписали нечто, не имеющее к ним никакого отношения. Во-первых, ничего

    похожего на пайцзу европейские путешественники, попав в Китай позже, не

    видели. Во-вторых, есть точные сведения, что за сотни лет до мнимого

    " монгольского нашествия" аналог пайцзы использовался в... древней Персии:

    "...идущий первым верблюд (его каравана) имел золотую пластину на лбу в

    качестве знака для всех встречавшихся, что путешественник был одним из

    друзей хана и ехал по воле хана". " Монгольская" пайцза -- за сотни лет до

    монголов!

    " Татарским заимствованием" считается и отлаженная система почтовых

    трактов, " ямской гоньбы", якобы устроенная в покоренной Руси как раз

    монголами -- чтобы их гонцы в кратчайшие сроки и без помех могли домчаться

    до родной Монголии, до стольного города Каракорума.

    Вот только, как уже упоминалось, этот тракт " Волга -- Каракорум"

    волшебным образом исчезает, навсегда проваливается в небытие уже в последней

    трети XIII в., сразу после смерти Батыя. Вместе со всей " империей на

    полмира"...

    Зато обнаруживается, что налаженная система почтовой связи и дорог, по

    которым гонцы могли нестись с приличной для своего времени скоростью,

    заложена как раз первыми русскими князьями...

    Сильвестровская летопись сообщает о том, как княгиня Ольга предприняла

    в 947 г. путешествие в Новгород, во время которого повсюду благоустраивала

    дороги, строила мосты-" перевесища" через Днепр и Десну, а кроме того,

    устраивала " повозы".

    " Повоз" -- это как раз и есть налаженная система доставки грузов и

    сообщений, при которой любой гонец, обладавший особыми полномочиями, мог

    получать в любом городе или селе княжества лошадей, еду, фураж, имел право

    без очереди переправляться через реки, пользуясь услугами гребцов.

    Обязанность поддерживать " повоз" в постоянной готовности -- чинить мосты и

    дороги, содержать лодки, паромы и конюшни -- возлагалась на местное

    население.

    Которому, конечно, такие нововведения были не по нраву, потому что

    отрывали от привычных занятий. Восстание новгородцев в 1209 г. вызвано как

    раз " повозной повинностью". Страсти накалились до того, что горожане

    сбросили с моста в Волхов посадника Дмитрия и спалили его дом, а потом вели

    долгий торг со Всеволодом Большое Гнездо, пытаясь отвертеться от докучливых

    новшеств.

    Как бы ни сопротивлялись местные жители, уже в Х в. система " повозов"

    стала повсеместно распространенной и отлаженной. (Заметим в скобках, что она

    и в самом деле была " заимствованной", но -- от Византийской империи.) В 1021

    г. Ярослав Мудрый с дружиной погнался за вторгшимся в его земли полоцким

    князем Брячиславом. От Киева до реки Судомирь, где полочане были настигнуты

    и разбиты, -- около восьмисот километров. Конница Ярослава преодолела это

    расстояние за неделю -- что возможно только при отличном состоянии дорог и

    переправ.

    Летом 1015 г. в Киеве умер Владимир Святославич, и к его сыну Ярославу

    в Новгород тут же помчались гонцы. Летописи сообщают, что скакали они и

    днем, и ночью -- опять-таки это подразумевает отличное состояние дорог, ни

    один нормальный человек, какая бы нужда ни гнала, не поскачет посреди ночной

    темени по буеракам и колдобинам, где конь быстренько сломает шею, и

    поручение останется невыполненным...

    В 1097 г. слуги великого князя Святополка Изяславича везут во

    Владимир-Волынский из Киева взятого в плен и ослепленного князя Василька

    Ростиславича. Летопись особо подчеркивает, что в ноябре дороги были

    неважные: "...по неровному пути..." Но даже по " неровному пути" телеги

    преодолели около 500 километров за шесть дней!

    Кстати, гонцы, вообще те, кто торопился, ездили с запасными,

    " заводными" лошадьми -- хотя нас хотят уверить, что этот обычай опять-таки

    позаимствован у татар. В своем " Поучении детям" Владимир Мономах пишет:

    " Всеслав Смоленск пожег, и я с черниговскими верхом с поводными конями

    помчался". То есть ехал с двумя-тремя лошадьми, временами пересаживаясь с

    одной на другую, благодаря чему и преодолевались без остановок большие

    расстояния.

    Уже в XI в. на этих трактах появились постоялые дворы. В качестве

    курьезной подробности стоит упомянуть, что местные жители, несшие " повозную"

    повинность, недолюбливали все ее виды, кроме... паромных переправ. Секрет в

    том, что лошадьми, гребцами, едой и сеном для коней скакавшие по " казенной

    надобности" гонцы пользовались бесплатно -- а вот за переправу на пароме все

    без исключения обязаны были платить, и часть платы шла " повозникам".

    Поэтому, когда переправу переносили в другое место, " повозники" били челом,

    прося, чтобы на новое место переселили именно их, а не возлагали столь

    доходную обязанность на тамошних обитателей.

    Таким образом, " ямская гоньба" была не перенята от " татар", а заведена

    самими русскими еще в Х веке. Ипатьевская летопись, рассказывая о встрече с

    королем Венгерским и императорскими послами в 1249 г. Даниила Галицкого,

    сообщает интереснейшие подробности: " Немцы же дивились оружью татарскому:

    кони в личинах и в коярах кожаных, а люди во ярыцех..." То есть галицкие

    кони -- в больших налобниках и кожаных попонах, а люди -- в доспехах особого

    вида. Татар, заметим особо, в свите Даниила нет, ни одного.

    Неужели после вторжения " татар" русские (в особенности ярый и

    постоянный противник " татар" Даниил) в кратчайшие сроки отказались от

    своего, проверенного парой-тройкой столетий вооружения, доспехов, конской

    сбруи, заменив все это на " татарское"? Нигде не упоминается, что " ордынцы" в

    приказном порядке требовали от " покоренных русских" срочно перенимать их

    сбрую и оружие. Да и в описаниях чисто кочевых народов ни разу не

    встречаются упоминания о том, чтобы их кони носили " личины" или кожаные

    попоны.

    Вывод прост: русские и есть " татары". А потому сбруя галичан, все-таки

    немного отличавшаяся от западноевропейской, и была названа последними

    " татарской"...

    С тем же Галичем связаны интереснейшие (и предельно достоверные

    сведения) о так называемых " галицких ордынцах".

    Кто же это такие? Чистокровнейшие русские, составлявшие нечто вроде

    деревенской общины, несшие определенные повинности. К " орде" мог

    присоединиться любой -- но при этом обязан был принять на себя пожизненную

    обязанность служить там. Руководили " ордой" " тивуны" (нечто вроде судей,

    термин явно произошел от древнерусского " тиун") и " предводители", которые

    именовались... " ватаманы"!

    На " галицких ордынцах" лежали следующие обязанности: предоставлять

    запряженные повозки для перевозки грузов по первому требованию князя;

    постоянно держать смену лошадей в ближайшем замке, чтобы облегчать

    продвижение повозок; перевозить княжескую почту на расстояние не далее

    десяти миль; выставлять четырех всадников в полном вооружении для любого

    похода, в котором принимает участие князь или каштелян (комендант ближайшего

    замка) или местные дворяне; пасти и охранять княжеский скот; следить за

    плотинами на княжеских мельницах; обеспечивать повозками княжеских

    посланников и гонцов; сопровождать в качестве охранников проходящее через их

    земли княжеское посольство, направлявшееся в другие страны.

    Когда Галич вошел в состав Великого Княжества Литовского, ничего не

    изменилось -- еще в начале шестнадцатого века (когда и слуху не было уже ни

    о каких " монголах") " галицкие ордынцы" жили в пяти деревнях галицкого округа

    и в десяти деревнях львовского округа. Как и их деды-прадеды, они работали

    исключительно для русских, а впоследствии и литовских феодалов.

    Достаточно убедительный пример, чтобы понять, чем же на самом деле была

    " орда" и " ордынцы". Чисто русские термины, обозначавшие русских, служивших

    русским. И не более того. Ни о каких повинностях " галицких ордынцев" по

    отношению к " татарам" не встречается в документах того времени ни строчки...

    Более того, точно такие же " ордынцы", выполнявшие те же самые функции,

    существовали и на Руси. Впервые в московских документах они упоминаются в

    договоре меж Дмитрием Донским и его двоюродным братом князем Владимиром

    Серпуховским. Из этого и последующего договоров недвусмысленно явствует, что

    " ордынцы" во всех смыслах этого слова принадлежали московскому князю, были

    на положении его холопов.

    По своему обыкновению, я припас напоследок маленькую сенсацию. Нас

    приучили считать, что упоминание в летописях слова " поганые" непременно

    означает сообщение о кочевых " нехристях".

    Так вот, ничего подобного!

    В Западной Европе, как выясняется, слово " паганус" -- " поганые"

    означает не только " язычника", но и " крестьянина". Дело в том, что

    христианство распространялось в первую очередь в городах -- и лишь потом в

    деревнях. Поначалу язычников-крестьян именовали в Италии

    " паганусы" =" поганые" -- а потом, когда христианство достигло самых глухих

    уголков и " стерлись грани" меж городом и деревней, " паганус" стало

    обозначающим названием для крестьянина, пускай уже и не язычника.

    Кто-то скажет, что это не аргумент. И будет прав.

    Но пойдем дальше. Выше, рассказывая о разорении Киева, учиненном в 1169

    г., я умышленно выпустил из текста летописи одно-единственное слово. Теперь

    привожу фразу целиком:

    "...и монастырь Печерский пресвятой Богородицы зажгли ПОГАНЫЕ..."

    Грабя и поджигая Киев, в том числе монастыри и церкви, ПОГАНЫЕ подожгли

    и Печерский монастырь. Но позвольте, в войске Андрея Боголюбского,

    разоряющем Киев, нет ни единого " нехристя" или иного " степного кочевника".

    Только русские дружинники одиннадцати князей!

    Вывод однозначен: СЛОВОМ " ПОГАНЫЕ" НА РУСИ ПОРОЙ НАЗЫВАЛИ НЕ ТОЛЬКО

    КОЧЕВНИКОВ-ИНОВЕРЦЕВ, НО И ПОПРОСТУ " ПРОТИВНИКА". Который сплошь и рядом был

    таким же русским, таким же христианином. А потому иные сообщения типа

    " налетели поганые и город пожгли" безусловно следует трактовать как

    нападения соседей, " иногородних", таких же славян. Вот только вели они себя

    сплошь и рядом не лучше " диких степняков" -- но это уж общая беда того

    времени, когда до понятия " национальное государство" оставались еще долгие

    века, что в России, что в Западной Европе. Вдали, во Франции, известный

    историк Филипп де Коммин, рассказывая в своих мемуарах о войне меж

    бургундцами и подданными короля, прямо-таки небрежно роняет фразы типа:

    " Герцог Бургундский подошел к городу Э, который был ему сдан, как и

    Сен-Валери; он велел сжечь все вокруг вплоть до самых ворот Дьеппа. Он взял

    и сжег Нефшатель, предал огню большую часть области Ко..."

    Совершенно мимоходом предал огню -- дело житейское... Кстати, в

    средневековье противника сплошь и рядом именовали " отродьем антихриста и

    другими, столь же нелестными прозвищами -- хотя он и был таким же

    христианином, как те, чьи земли " антихрист" привычно предал огню и мечу...

    Так где же " заимствования"? Их попросту нет по одной простой причине --

    во-первых, многое из того, что считается " заемным", изобретено и устроено

    самими русскими, а во-вторых, во времена средневековья четкой границы меж

    русскими, татарами, половцами и печенегами несуществовало. Не было

    противостояния, возникшего в более поздние века. Объяснялись меж собой без

    всякого труда, перенимали оружие, наряды и обычаи, роднились и без всяких

    церемоний переходили на службу от князя к хану и наоборот.

    Простой пример: в войске Игоря Святославича, в 1185 г. столь неудачно

    сразившегося с половцами, шел боярин Ольстин Олексич. Который всего за год

    до того... воевал против Игоря в составе половецкого войска. Однако никто не

    вздумал ставить ему это в строку. На дворе стоял феодализм, и дело было

    насквозь житейское. В точности так же обстояло и в Западной Европе: сегодня

    два барона рубятся с рассвета до заката, завтра осушают бочку вина, празднуя

    свадьбу одного с дочкой второго (что не мешает им через месячишко снова

    схлестнуться). Феодализм. Понятия государства нет. Английский рыцарь может

    со спокойной совестью податься на службу французскому королю, и наоборот.

    Никто не назовет его предателем. Преступником он будет считаться только в

    строго определенном случае: если ушел служить другому королю до того, как

    истек срок данной им вассальной присяги.

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.