Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! О бунчуках, ямщиках и монетах
Одним из доказательств того, что " монголо-татарское иго" действительно существовало, историки " классического" направления считают многочисленные монеты с Двуязычными, русско-татарскими надписями. И.Г. Спасский так и пишет: " Татарские надписи, зачастую бессмысленные или даже нечитаемые, на ранних русских двуязычных монетах в прошлом рассматривались как результат даннических отношений". И тут же уточняет, каким образом появлялись на свет эти двуязычные монеты: "...в качестве образцов для копирования брались любые татарские монеты без разбора, часто старые, с именем давно умершего хана". Интересные дела... Официальная наука с завидной регулярностью продолжает удивлять экстравагантностью суждений. Попробуем по уже знакомому нам методу перевести идею г-на Спасского на язык киносценария, диалога из жизни. Несомненно, всем эскизам монет давал " путевку в жизнь" князь той или иной области -- как оно испокон веков и обстояло везде, где чеканили деньги. Итак, князь восседает на " столе", глядя соколом. Входит денежных дел мастер Козьма и грустно сообщает: -- Новые деньги чеканить пора, княже. Поистерлись старые-то, никакого виду... -- Добро, -- решает князь. -- Пораскинул умом, как новая деньга выглядеть должна? На одной стороне придется по-нашенски писать, а вот на другой -- по-татарски, ничего не поделаешь... -- Не первый год тружусь, княже, -- со спокойной гордостью профессионала сообщает Козьма. -- Вот, изобразил на пергаменте обе стороны, и лицевую, и, стало быть, оборотную... Князь разглядывает рисунок, морщится: -- Непонятно что-то. Откуда взял такие загогулины? Вроде и по-татарски, а не поймешь ничего... -- А это, княже, подручный мой, Ивашко, расстарался, -- поясняет Козьма. -- Глаза молодые у парнишки, углядел в хламе татарскую монетку, старую-престарую. И не поймешь, какой хан ее чеканил, что на ней выбито, всей мастерской думали, да так и не дошли своим умом. Каракули, прости господи... Однакож надо нам новые деньги чеканить али нет? Разреши, княже, я на оборотной-то стороне, на татарской, эти загогулины как раз и начертаю? -- А что! -- подхватывает князь. -- Золотая голова у тебя, Козьма. Непонятно, говоришь, какой хан чеканил? И когда? Ну да нам наплевать, коли денежки срочно выпускать нужно... Чекань по сему образцу, такова моя воля! Вы способны поверить такой сцене? Гораздо более похожа на правду другая версия. Вот именно, угадали. О том, что никакой Орды не существовало, а двуязычны монеты по той же простой причине, по какой Афанасий Никитин в своем повествовании столь свободно переходил с тюркского на русский и наоборот... Двуязычным было тогдашнее население Руси (она же -- Золотая Орда), что и нашло отражение в монетном деле. Не произошло еще утверждения в качестве государственного только одного языка -- русского. (Вспомним, что и на советских деньгах были надписи на языках союзных республик.) С превеликой натяжкой еще можно объяснить " татаромонгольским игом" тюркские надписи на монетах XIII в. Однако и в последующие эпохи, когда ни о каком иге не шло уже и речи... двуязычие сохранялось по-прежнему! Монеты Ивана Грозного, кроме русской надписи, несут еще арабскую, где Иван именуется " Ибан". На московских монетах, кроме того, попадаются татарские надписи. " Москов акчасы будыр" -- " Это деньга московская". От " ига" давным-давно пропал и след... А татарские надписи на монетах остались! Что же, снова верить сказочкам о невежественных мастерах, которые хватали первую попавшуюся старинную монету и переносили непонятные им надписи на новые державные деньги? И вновь в мировой практике не встречается примеров столь шизофренического поведения денежных дел мастеров. Зато есть другие примеры. Монеты норманнских владетелей, правивших Сицилией, -- с надписями по-латыни и по-арабски. Оказывается, в Сицилии жило много арабов, и потому тамошние деньги в определенные периоды были двуязычны. О " нечитаемых" монетах. В их число относят и деньги типа, изображенного на рис. 1.14. Надпись на монете с рис. 1.13 гласит: " Государь всея Руси". Быть может, на " нечитаемой" стоят те же слова, но изображенные иным, забытым алфавитом, вариантом русской " скорописи"? Человеку, незнакомому со старинной русской " вязью", " скорописью", литореей, они могут показаться форменной " китайской грамотой", шифром, каббалистическими знаками... На рис. 1.15 изображена тайнописная вязь, какой иногда писали свое имя и титул государственные деятели. Сложность подписи давала определенные гарантии от подделки. На рис. 1.16- замысловатая вязь, приближающаяся к тайнописи. Так иногда писали имя и титулы российских царей. Любопытно, что именно с Суздальским княжеством (которое, по нашей реконструкции, как раз и стало центром " Золотой Орды") историки связывают примечательный факт: именно там дольше, чем во всех иных славянских землях, удерживались подражания ордынским монетам. Другими словами, именно там дольше всего чеканили двуязычную монету, суздальские мастера тщательнее остальных придерживались неких " эталонов"... Сторонники глупой идеи о " бездумном заимствовании" первых попавшихся татарских надписей, имен давно умерших ханов, правы в одном-единственном: порой монеты с именем того или иного властителя чеканились не при его жизни. В Смутное время, когда бояре признали русским царем польского королевича Владислава и стали выпускать деньги с его именем, в Ярославле, где власть оказалась в руках Минина и Пожарского, " в противовес" этим деньгам чеканили монеты старого образца, с именем Федора Иоанновича, умершего пятнадцать лет назад... Во времена совместного правления Петра и Ивана Алексеевичей для каждого из них чеканились особые монеты -- отдельно с именем " государя Петра", отдельно с именем " государя Ивана". При плохом знании истории, при отсутствии надежных сведений о том времени возможны ошибки. В герцогстве Варшавском при Фридрихе Августе 1 (1807-1814) из-за ошибки мастеров часть " тиража" монет в один грош вместо 1811 г. была датирована... 1311-м. Хорошо, что сохранились совершенно идентичные монеты в три гроша, пять и десять с правильными датами, но все равно нельзя ручаться, что какого-нибудь богатого, но несведущего коллекционера не надули, подсунув " древность"... Мне известен только один пример, когда неграмотные мастера копировали надписи, смысла которых не понимали. В 20-х -- 40-х годах нашего века китайские оружейники, несведущие в иностранных языках и эмблемах европейских фирм, клеймили свои изделия самым фантастическим образом. Встречаются пистолеты с надписью " Браунинг" и фирменной эмблемой... " Маузер"! При этом сам пистолет являет собою некий уродливый гибрид. Однако в данном случае речь идет о неграмотных кустарях, работавших в примитивных мастерских. Меж тем изготовление денег -- дело государственное, там подобных курьезов просто не бывает. Вернемся к нашим татарам. Одним из доказательств " ига" принято также считать изображение на русских и золотоордынских монетах так называемой " тамги", которую считают сугубо татарским знаком. Однако схожие " тамги" появляются то там, то здесь на всем протяжении русской истории, причем впервые -- задолго до " монголов". Рис. 1.17 -- разные формы тамги на русских монетах, 1.18 -- та же тамга, но с росписи на колоннах Успенского собора Московского Кремля. 1.19 и 1.20 -- символические знаки на бронзовой арке и русских женских украшениях XII в. 1.21 -- символы с киевского ритуального браслета XII в. 1.22 и 1.23 -- символы земли и воды на браслетах Х11-Х111 вв. Даже во времена Александра III и Николая II почти идентичная " татарская тамга" в качестве декоративного узора присутствовала на медных деньгах Российской империи -- рис. 1.24 и 1.25. Как ни удивительно, но двуглавый орел, по официальной версии заимствованный русской геральдикой из Византии, в 1472 г. впервые явился на Руси... столетием раньше, с монетами Джаннбек-хана, якобы " золотоордынскими". Любопытно, что время правления Джанибека считается " периодом расцвета денежного обращения в Золотой Орде"... Что позволило группе академика Фоменко высказать дерзкую, крамольнейшую мысль: а не являются ли одним и тем же человеком Джанибек-хан и Иван Калита? Учитывая принятое в те времена обилие имен у одного и того же человека -- крестильные, мирские, обиходные прозвища. С уверенностью, конечно, утверждать трудно. Однако есть не менее любопытный факт: А.И. Лызлов в своей " Скифийской истории"... вообще не упоминает Ивана Калиту! " Скифийская история" пестрит именами третьестепенных, ничем особенно не примечательных воевод, мурз, ханских детей, князей. Однако почему-то не упомянут вовсе великий князь Иван Данилович Калита -- один из крупнейших государственных деятелей XIV века, с чьим именем справедливо связывается становление русского централизованного государства. А может, упомянут? Только под другим именем, которое было хорошо известно современникам великого князя, а вот нами никак не связывается с Иваном Калитой? Нелишне уточнить, что прозвище " Калита" -- гораздо более позднего происхождения, при жизни князя его так не называли... Еще о " заимствованиях", якобы сделанных русскими у татар. Принято считать, что бунчук -- исконно " монгольское" знамя. Кто, кроме степных кочевников, мог обзавестись в качестве штандарта конским хвостом на шесте? Однако при вдумчивом изучении древних летописей внезапно обнаруживается русское знамя под названием " багряная чолка", существовавшее самое малое за полсотни лет до первого появления " монголов". Это выкрашенные в багряный цвет конские хвосты, прикрепленные к наконечнику воинского знамени. Как раз под " багряной чолкой" выступает на бой с половцами в 1185 г. князь Игорь... Многие помнят, что в обиходе монголов широко использовалась так называемая " пайцза" -- золотая, серебряная, медная или просто деревянная пластинка с рисунками и надписями. Пайцза служила чем-то вроде удостоверения личности, мандата, наделявшего его обладателя широкими полномочиями, подорожной -- все вместе. Ее вручали послам, гонцам, чиновникам особых поручений, шпионам. В романе С. Бородина " Звезды над Самаркандом" есть смешнейшая сцена, когда у ордынского шпиона в бане кто-то ненароком взял его штаны с зашитой в ней пайцзой, надел вместо своих -- и незадачливый шпион, не смея, конечно же, объяснить прямо, беспомощно бродит по предбаннику, украдкой щупая мотню у штанов, похожих на его собственные -- что, понятно, вызывает массу недоразумений... Считается, что саму идею пайцзы монголы заимствовали в Китае. Однако и здесь мы определенно имеем дело со случаем, когда мифическим " монголам" приписали нечто, не имеющее к ним никакого отношения. Во-первых, ничего похожего на пайцзу европейские путешественники, попав в Китай позже, не видели. Во-вторых, есть точные сведения, что за сотни лет до мнимого " монгольского нашествия" аналог пайцзы использовался в... древней Персии: "...идущий первым верблюд (его каравана) имел золотую пластину на лбу в качестве знака для всех встречавшихся, что путешественник был одним из друзей хана и ехал по воле хана". " Монгольская" пайцза -- за сотни лет до монголов! " Татарским заимствованием" считается и отлаженная система почтовых трактов, " ямской гоньбы", якобы устроенная в покоренной Руси как раз монголами -- чтобы их гонцы в кратчайшие сроки и без помех могли домчаться до родной Монголии, до стольного города Каракорума. Вот только, как уже упоминалось, этот тракт " Волга -- Каракорум" волшебным образом исчезает, навсегда проваливается в небытие уже в последней трети XIII в., сразу после смерти Батыя. Вместе со всей " империей на полмира"... Зато обнаруживается, что налаженная система почтовой связи и дорог, по которым гонцы могли нестись с приличной для своего времени скоростью, заложена как раз первыми русскими князьями... Сильвестровская летопись сообщает о том, как княгиня Ольга предприняла в 947 г. путешествие в Новгород, во время которого повсюду благоустраивала дороги, строила мосты-" перевесища" через Днепр и Десну, а кроме того, устраивала " повозы". " Повоз" -- это как раз и есть налаженная система доставки грузов и сообщений, при которой любой гонец, обладавший особыми полномочиями, мог получать в любом городе или селе княжества лошадей, еду, фураж, имел право без очереди переправляться через реки, пользуясь услугами гребцов. Обязанность поддерживать " повоз" в постоянной готовности -- чинить мосты и дороги, содержать лодки, паромы и конюшни -- возлагалась на местное население. Которому, конечно, такие нововведения были не по нраву, потому что отрывали от привычных занятий. Восстание новгородцев в 1209 г. вызвано как раз " повозной повинностью". Страсти накалились до того, что горожане сбросили с моста в Волхов посадника Дмитрия и спалили его дом, а потом вели долгий торг со Всеволодом Большое Гнездо, пытаясь отвертеться от докучливых новшеств. Как бы ни сопротивлялись местные жители, уже в Х в. система " повозов" стала повсеместно распространенной и отлаженной. (Заметим в скобках, что она и в самом деле была " заимствованной", но -- от Византийской империи.) В 1021 г. Ярослав Мудрый с дружиной погнался за вторгшимся в его земли полоцким князем Брячиславом. От Киева до реки Судомирь, где полочане были настигнуты и разбиты, -- около восьмисот километров. Конница Ярослава преодолела это расстояние за неделю -- что возможно только при отличном состоянии дорог и переправ. Летом 1015 г. в Киеве умер Владимир Святославич, и к его сыну Ярославу в Новгород тут же помчались гонцы. Летописи сообщают, что скакали они и днем, и ночью -- опять-таки это подразумевает отличное состояние дорог, ни один нормальный человек, какая бы нужда ни гнала, не поскачет посреди ночной темени по буеракам и колдобинам, где конь быстренько сломает шею, и поручение останется невыполненным... В 1097 г. слуги великого князя Святополка Изяславича везут во Владимир-Волынский из Киева взятого в плен и ослепленного князя Василька Ростиславича. Летопись особо подчеркивает, что в ноябре дороги были неважные: "...по неровному пути..." Но даже по " неровному пути" телеги преодолели около 500 километров за шесть дней! Кстати, гонцы, вообще те, кто торопился, ездили с запасными, " заводными" лошадьми -- хотя нас хотят уверить, что этот обычай опять-таки позаимствован у татар. В своем " Поучении детям" Владимир Мономах пишет: " Всеслав Смоленск пожег, и я с черниговскими верхом с поводными конями помчался". То есть ехал с двумя-тремя лошадьми, временами пересаживаясь с одной на другую, благодаря чему и преодолевались без остановок большие расстояния. Уже в XI в. на этих трактах появились постоялые дворы. В качестве курьезной подробности стоит упомянуть, что местные жители, несшие " повозную" повинность, недолюбливали все ее виды, кроме... паромных переправ. Секрет в том, что лошадьми, гребцами, едой и сеном для коней скакавшие по " казенной надобности" гонцы пользовались бесплатно -- а вот за переправу на пароме все без исключения обязаны были платить, и часть платы шла " повозникам". Поэтому, когда переправу переносили в другое место, " повозники" били челом, прося, чтобы на новое место переселили именно их, а не возлагали столь доходную обязанность на тамошних обитателей. Таким образом, " ямская гоньба" была не перенята от " татар", а заведена самими русскими еще в Х веке. Ипатьевская летопись, рассказывая о встрече с королем Венгерским и императорскими послами в 1249 г. Даниила Галицкого, сообщает интереснейшие подробности: " Немцы же дивились оружью татарскому: кони в личинах и в коярах кожаных, а люди во ярыцех..." То есть галицкие кони -- в больших налобниках и кожаных попонах, а люди -- в доспехах особого вида. Татар, заметим особо, в свите Даниила нет, ни одного. Неужели после вторжения " татар" русские (в особенности ярый и постоянный противник " татар" Даниил) в кратчайшие сроки отказались от своего, проверенного парой-тройкой столетий вооружения, доспехов, конской сбруи, заменив все это на " татарское"? Нигде не упоминается, что " ордынцы" в приказном порядке требовали от " покоренных русских" срочно перенимать их сбрую и оружие. Да и в описаниях чисто кочевых народов ни разу не встречаются упоминания о том, чтобы их кони носили " личины" или кожаные попоны. Вывод прост: русские и есть " татары". А потому сбруя галичан, все-таки немного отличавшаяся от западноевропейской, и была названа последними " татарской"... С тем же Галичем связаны интереснейшие (и предельно достоверные сведения) о так называемых " галицких ордынцах". Кто же это такие? Чистокровнейшие русские, составлявшие нечто вроде деревенской общины, несшие определенные повинности. К " орде" мог присоединиться любой -- но при этом обязан был принять на себя пожизненную обязанность служить там. Руководили " ордой" " тивуны" (нечто вроде судей, термин явно произошел от древнерусского " тиун") и " предводители", которые именовались... " ватаманы"! На " галицких ордынцах" лежали следующие обязанности: предоставлять запряженные повозки для перевозки грузов по первому требованию князя; постоянно держать смену лошадей в ближайшем замке, чтобы облегчать продвижение повозок; перевозить княжескую почту на расстояние не далее десяти миль; выставлять четырех всадников в полном вооружении для любого похода, в котором принимает участие князь или каштелян (комендант ближайшего замка) или местные дворяне; пасти и охранять княжеский скот; следить за плотинами на княжеских мельницах; обеспечивать повозками княжеских посланников и гонцов; сопровождать в качестве охранников проходящее через их земли княжеское посольство, направлявшееся в другие страны. Когда Галич вошел в состав Великого Княжества Литовского, ничего не изменилось -- еще в начале шестнадцатого века (когда и слуху не было уже ни о каких " монголах") " галицкие ордынцы" жили в пяти деревнях галицкого округа и в десяти деревнях львовского округа. Как и их деды-прадеды, они работали исключительно для русских, а впоследствии и литовских феодалов. Достаточно убедительный пример, чтобы понять, чем же на самом деле была " орда" и " ордынцы". Чисто русские термины, обозначавшие русских, служивших русским. И не более того. Ни о каких повинностях " галицких ордынцев" по отношению к " татарам" не встречается в документах того времени ни строчки... Более того, точно такие же " ордынцы", выполнявшие те же самые функции, существовали и на Руси. Впервые в московских документах они упоминаются в договоре меж Дмитрием Донским и его двоюродным братом князем Владимиром Серпуховским. Из этого и последующего договоров недвусмысленно явствует, что " ордынцы" во всех смыслах этого слова принадлежали московскому князю, были на положении его холопов. По своему обыкновению, я припас напоследок маленькую сенсацию. Нас приучили считать, что упоминание в летописях слова " поганые" непременно означает сообщение о кочевых " нехристях". Так вот, ничего подобного! В Западной Европе, как выясняется, слово " паганус" -- " поганые" означает не только " язычника", но и " крестьянина". Дело в том, что христианство распространялось в первую очередь в городах -- и лишь потом в деревнях. Поначалу язычников-крестьян именовали в Италии " паганусы" =" поганые" -- а потом, когда христианство достигло самых глухих уголков и " стерлись грани" меж городом и деревней, " паганус" стало обозначающим названием для крестьянина, пускай уже и не язычника. Кто-то скажет, что это не аргумент. И будет прав. Но пойдем дальше. Выше, рассказывая о разорении Киева, учиненном в 1169 г., я умышленно выпустил из текста летописи одно-единственное слово. Теперь привожу фразу целиком: "...и монастырь Печерский пресвятой Богородицы зажгли ПОГАНЫЕ..." Грабя и поджигая Киев, в том числе монастыри и церкви, ПОГАНЫЕ подожгли и Печерский монастырь. Но позвольте, в войске Андрея Боголюбского, разоряющем Киев, нет ни единого " нехристя" или иного " степного кочевника". Только русские дружинники одиннадцати князей! Вывод однозначен: СЛОВОМ " ПОГАНЫЕ" НА РУСИ ПОРОЙ НАЗЫВАЛИ НЕ ТОЛЬКО КОЧЕВНИКОВ-ИНОВЕРЦЕВ, НО И ПОПРОСТУ " ПРОТИВНИКА". Который сплошь и рядом был таким же русским, таким же христианином. А потому иные сообщения типа " налетели поганые и город пожгли" безусловно следует трактовать как нападения соседей, " иногородних", таких же славян. Вот только вели они себя сплошь и рядом не лучше " диких степняков" -- но это уж общая беда того времени, когда до понятия " национальное государство" оставались еще долгие века, что в России, что в Западной Европе. Вдали, во Франции, известный историк Филипп де Коммин, рассказывая в своих мемуарах о войне меж бургундцами и подданными короля, прямо-таки небрежно роняет фразы типа: " Герцог Бургундский подошел к городу Э, который был ему сдан, как и Сен-Валери; он велел сжечь все вокруг вплоть до самых ворот Дьеппа. Он взял и сжег Нефшатель, предал огню большую часть области Ко..." Совершенно мимоходом предал огню -- дело житейское... Кстати, в средневековье противника сплошь и рядом именовали " отродьем антихриста и другими, столь же нелестными прозвищами -- хотя он и был таким же христианином, как те, чьи земли " антихрист" привычно предал огню и мечу... Так где же " заимствования"? Их попросту нет по одной простой причине -- во-первых, многое из того, что считается " заемным", изобретено и устроено самими русскими, а во-вторых, во времена средневековья четкой границы меж русскими, татарами, половцами и печенегами несуществовало. Не было противостояния, возникшего в более поздние века. Объяснялись меж собой без всякого труда, перенимали оружие, наряды и обычаи, роднились и без всяких церемоний переходили на службу от князя к хану и наоборот. Простой пример: в войске Игоря Святославича, в 1185 г. столь неудачно сразившегося с половцами, шел боярин Ольстин Олексич. Который всего за год до того... воевал против Игоря в составе половецкого войска. Однако никто не вздумал ставить ему это в строку. На дворе стоял феодализм, и дело было насквозь житейское. В точности так же обстояло и в Западной Европе: сегодня два барона рубятся с рассвета до заката, завтра осушают бочку вина, празднуя свадьбу одного с дочкой второго (что не мешает им через месячишко снова схлестнуться). Феодализм. Понятия государства нет. Английский рыцарь может со спокойной совестью податься на службу французскому королю, и наоборот. Никто не назовет его предателем. Преступником он будет считаться только в строго определенном случае: если ушел служить другому королю до того, как истек срок данной им вассальной присяги.
|