Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта
  • Про Упыря и черта






     

     

    Пугаться не стоит -- никаких " ужастиков" я в этом разделе рассказывать

    не буду. Просто целиком посвящу его средневековым именам.

    Так вот, прослеживается многозначительная тенденция: сплошь и рядом, не

    имея дополнительных подробных сведений, прямо-таки невозможно определить, с

    кем имеет дело исследователь -- с русским, половцем или татарином, -- если в

    старинных документах приведено только имя.

    Среди половцев обнаруживаются ханы по имени... Глеб Тириевич, Юрий

    Кончакович, Роман Кзич, Данило Кобякович. Они могут быть только христианами,

    и никак иначе. Сразу ли поймешь, о ком идет речь, если о них повествуется

    без отчества?

    Помните " ордынского царевича" Неврюя? Того самого, чья деятельность

    отчего-то связана с сугубо русскими делами вроде проведения княжеских

    съездов или усмирения мелких сепаратистов силами русских же отрядов? Хотите

    знать, как его звали?

    Извольте. Заядлый " татарофоб" В. Чивилихин обильно и подробно цитировал

    летописи, повествующие о " нападениях злых татаровей". И настолько подчинил

    себя одной идее, что даже не заметил, с чем столкнулся...

    Летопись от 1297 г. " В лето 6805 бысть рать татарская, прииде ОЛЕКСА

    Неврюй".

    Оказывается, " татарский царевич" носил христианское имя Олекса, то

    есть, вне всякого сомнения, был крещеным (" Олекса" -- так не только в

    средневековье, но и в последующие столетия звучало имя " Алексей". Еще в XIX

    веке крайне распространена ласковая его форма " Олеша", " Олешенька").

    Кем же тогда был Олекса Неврюй? " Ордынским царевичем" или, что вернее,

    русским боярином?

    Кем были " татары"? Особым народом или попросту войско м? Прочтите

    летописное сообщение от 1284 г. и судите сами:

    " Великий князь Дмитрий Александрович пришел ратию к Новгороду, и с

    ТАТАРАМИ, и со всей Низовскою землей, и много зла учинил, и волости пожег".

    Князь пожег волости, обратите внимание. Татары никоим образом не

    выступают в качестве самостоятельной силы -- они ратники князя, не более

    того...

    Тремя годами ранее тот же князь Дмитрий Александрович собрал войско в

    Переяславле и стал укреплять город. Далее, по летописям, " Орда послала на

    него рать многую, Туратемира и Алтына и многих татар". Сражения не было,

    князь отказался от своих неведомых замыслов.

    Неведомых? Туратемирь нам уже знаком. И Алтын знаком. И описанные

    события знакомы по другим, более подробным источникам. Более того, прекрасно

    известно имя предводителя той рати, в составе которой были Туратемирь с

    Алтыном. Это -- русский князь Андрей Городецкий!

    Следовательно, " татары" вновь выступают в качестве простых ратников.

    Надо полагать, князь Дмитрий, как многие, попытался поиграть в сепаратизм. И

    ему объяснили, что он не прав.

    После всего этого ничуть не удивляешься, когда узнаешь, что историю с

    " наездом" Ивана Калиты на Новгород в 1332 г. русский летописец излагает в

    следующем виде: " Великий князь Иван пришел из Орды, и воспылал гневом на

    Новгород, прося у него серебра закамского".

    Новгород в те годы получал много серебра с Урала, с Камы. Калита, как

    ныне экс-министр Лифшиц, полагал, что " надо делиться". Вот и пришел " из

    Орды", то есть из своей ставки. Пришел, конечно же, " с татарами", то есть с

    войском -- попробуйте без войска заставить кого-то поделиться серебром...*

    * Обратите внимание: нигде не указано, что Калита собирал дань для

    татар. Серебро ему понадобилось исключительно для собственного употребления.

    Вновь, в десятый, сотый раз мы сталкиваемся с тем же -- НЕТ НИКАКОЙ

    ОРДЫ. Вернее, Орда -- и есть Русь, а татары -- не более чем княжеское

    войско. " Татарский" налог, требующий отдавать десятую часть дохода --

    знакомая нам и по западноевропейской " десятине" практика, налог на

    содержание армии. А требование " отдать в Орду каждого десятого" --

    обыкновенный рекрутский набор. Каковые на Руси с древности и до наших дней

    сопровождались плачем и стенаниями...

    Имеется в списке " вторгавшихся ордынцев" и чуточку загадочный " царевич

    Мазовша". Простите, но что это за странный ордынец, чье имя полностью

    совпадает с названием одной из исторических областей Польши --

    Мазовша-Мазовия? Быть может, это попросту мазовшанский шляхтич на русской

    службе?

    Вот что писал девяносто лет назад Д. Иловайский о происхождении

    казаков:

    " Черные Клобуки (кочевые племена с южных рубежей Руси -- А.Б.) название

    получили от своего любимого головного убора, высоких бараньих шапок черного

    цвета. Верхи этих шапок делались иногда из какой-либо цветной ткани и

    свешивались набок (как у казаков). Их смуглые лица осенялись черными усами и

    бородою. Наиболее знатные носили широкие шелковые кафтаны персидского покроя

    (как и русские в последующие столетня -- А.Б.) Поселенные на южных пределах

    Руси с обязанностью быть ее передовыми конными стражами от соплеменных с

    ними половцев, Черные Клобуки, естественно, подвергались неотразимому

    влиянию Русской народности и постепенному с ней слиянию... Скрещение Руси с

    этими инородцами положило начало той русско-украинской народности, которая

    позднее является в истории под именем Казаков или Черкас. Последнее имя

    указывает еще на примесь Прикавказских и Таврических Казар* или Черкесов, в

    разное время селившихся на русских украйнах, особенно во время угнетения их

    родины Половцами и во время падения древнерусского Тмутараканского

    княжества".

    * То есть якобы исчезнувших хазар.

    Позднее и половцы начали переходить в христианство -- не говоря уже об

    оседлых татарах. Так что на южных рубежах Руси не было ни абсолютно чужой

    " Орды", ни какого бы то ни было заклятого врага. Только вассальные и

    полувассальные области, где русские князья при нужде набирали дружины точно

    так же, как в исконно славянских землях.

    Еще примечательное сообщение. В 1490 г. в Москву из Герата с просьбой о

    " любви, дружбе и союзе" прибыл посол султана Хуссейна-Мирзы, потомка Тимура.

    Посла звали Урус-богатырь -- т.е. русский богатырь! Другое значение

    тюркского слова " урус" мне попросту неизвестно.

    Впрочем, тут нет ничего удивительного, если вспомнить, что знаменитые

    турецкие мамлюки набирались вовсе не из крохотного горного племени черкесов,

    а из черкасов, т.е. казаков, а также " кипчаков" -- половцев, родственных

    славянам.

    И совсем уж ничего удивительного нет в том, что " татары" при первой же

    возможности поселялись оседло в самых разных государствах. Далее мы подробно

    поговорим о Касимовском царстве на территории Руси. Не менее известны и

    " татарские" племена липеков-липков, осевшие в северо-восточной Польше и

    несшие службу по защите границ, которую можно охарактеризовать одним словом

    -- " казацкая". Поселились " татары" и в Венгрии. Везде они подозрительно

    быстро забывают кочевые привычки -- поскольку и не имели таковых никогда...

    Для сравнения стоит напомнить, что настоящих кочевников практически нигде и

    никому не удавалось " посадить на землю" -- ни бедуинов, ни пуштунов...

    Вывод? Татары никогда и не были кочевым народом -- ну, быть может, на

    заре своего появления, в " доисторические" времена...

    Теперь посмотрим на проблему имен с другой стороны. Поближе

    познакомимся с русскими именами.

    Уже говорилось о новгородце по имени Черт. Под пару ему -- новгородский

    священник по имени... Упырь Лихой! Отмечены в истории и поп Лихач (1161),

    поп Угрюм (1600), поп Шумило (1608).

    Имя Волчий Хвост без всякого смущения носил... один из воевод Владимира

    Красное Солнышко. Вот вам несколько новгородцев: Гюрги Собышкинич, Ратмир

    Нематович, Гнездило Савин, Юрята Пинещинич, Намест, отчего-то летописцами

    отчества не удостоенный. Вот семейка XVI столетия: " А руку к сему приложили

    монастырский детеныш Медведко Филиппов, да дети его Тимофей, да Кот, да

    Комар Медведковы". Вот сыновья новгородского рыбака Линя: " Сом Линев, Ерш

    Линев, Окунь Линев, Судак Линев" (то-то шутником был несомненно, батька

    Линь!).

    Невероятно переплелись крестильные и мирские имена, к тому же

    снабженные прозвищами: " Митрополит волынский Никифор, а по прозвищу --

    Станило". " Преставился князь Михаил, зовомый Святополк". " Аз есмь великий

    князь Гавриил, нареченный Всеволод, самодержец Мстиславович". " И нарекли

    княжну при святом крещении Пелагия, звать же ее -- Сбыслава". " Сын мой

    Остафий, который прозван был Михаилом". " Карпуша Ларионов, а прозвище

    Ивашко". " Ивашко, прозвище -- Агафонко". " Казак Богдан, а имя ему -- бог

    весть".

    А еще в средневековье без малейших насмешек со стороны окружающих

    жили-поживали люди по имени Шуба, Суббота, Дорога.

    Помните воеводу по прозвищу Тать Иван? А воеводу по прозвищу Турунтай,

    залетевшему в важнейшие государственные документы! Кстати, Богдан

    Хмельницкий в крещении вовсе и не Богдан, а -- Зиновий...

    Примечательно, что схожие порядки царили в Западной Европе. Во-первых,

    имена переводились. Рыцарь Блюм из Германии, поступив на французскую службу,

    стал именоваться и в документах, и в обиходе " де Флер". Оба слова, и

    немецкое, и французское, означают " цветок".

    Во-вторых, во времена Столетней войны, когда ни английский, ни

    французский языки еще не " устоялись", отмечены многочисленные курьезы.

    Скажем, в Англии до XIV века говорили на искаженном французском, и пивовары

    Лондона стали составлять деловые документы своего цеха на английском

    только... в 1422 г. Имена в документах писались разнообразнейше, их

    начертание зависело от того, кто взял в руки перо -- английский писарь в

    Англии, французский во Франции, французский писарь на службе английской

    армии во Франции. И потому один из английских рыцарей значится в документе

    той эпохи как John of Pothe, Jehan Avothe, John Abote. Прибавит это в

    последующие столетия неразберихи, путаницы и головной боли будущим

    исследователям? Еще как...

    Я привел все эти примеры, чтобы защитить не особенно сложный тезис:

    пестрота и разнообразие тогдашних " мирских" имен и прозвищ, сплошь и рядом

    употреблявшиеся вместо " крестильных" даже в делопроизводстве, как раз и

    привело к усугублению ошибок, когда скупые записи о действиях русских князей

    и русских ратей впоследствии принимались за свидетельства о " вторжении

    безбожных татар". Трудно ли истолковать запись " Ныне же поймал поганый Угрюм

    князя Юрия и умучил его прежестоко" как очередное воспоминание о " татарских

    зверствах"? Хотя в действительности подоплека была совершенно иной: некий

    русский по имени Угрюм убил половецкого хана Юрия, сводя какие-то счеты. А

    поскольку при этом Угрюм непочтительно накостылял по шее некоему иноку и

    забрал у него из погреба все меды, расположенный к Юрию инок, занося на

    пергамент последние новости, в сердцах обозвал Угрюма " поганым" -- в

    точности как это сделали с дружинниками Андрея Боголюбского киевские

    летописцы, натерпевшиеся при погроме Боголюбским Киева...

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.