Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Про Упыря и черта






 

 

Пугаться не стоит -- никаких " ужастиков" я в этом разделе рассказывать

не буду. Просто целиком посвящу его средневековым именам.

Так вот, прослеживается многозначительная тенденция: сплошь и рядом, не

имея дополнительных подробных сведений, прямо-таки невозможно определить, с

кем имеет дело исследователь -- с русским, половцем или татарином, -- если в

старинных документах приведено только имя.

Среди половцев обнаруживаются ханы по имени... Глеб Тириевич, Юрий

Кончакович, Роман Кзич, Данило Кобякович. Они могут быть только христианами,

и никак иначе. Сразу ли поймешь, о ком идет речь, если о них повествуется

без отчества?

Помните " ордынского царевича" Неврюя? Того самого, чья деятельность

отчего-то связана с сугубо русскими делами вроде проведения княжеских

съездов или усмирения мелких сепаратистов силами русских же отрядов? Хотите

знать, как его звали?

Извольте. Заядлый " татарофоб" В. Чивилихин обильно и подробно цитировал

летописи, повествующие о " нападениях злых татаровей". И настолько подчинил

себя одной идее, что даже не заметил, с чем столкнулся...

Летопись от 1297 г. " В лето 6805 бысть рать татарская, прииде ОЛЕКСА

Неврюй".

Оказывается, " татарский царевич" носил христианское имя Олекса, то

есть, вне всякого сомнения, был крещеным (" Олекса" -- так не только в

средневековье, но и в последующие столетия звучало имя " Алексей". Еще в XIX

веке крайне распространена ласковая его форма " Олеша", " Олешенька").

Кем же тогда был Олекса Неврюй? " Ордынским царевичем" или, что вернее,

русским боярином?

Кем были " татары"? Особым народом или попросту войско м? Прочтите

летописное сообщение от 1284 г. и судите сами:

" Великий князь Дмитрий Александрович пришел ратию к Новгороду, и с

ТАТАРАМИ, и со всей Низовскою землей, и много зла учинил, и волости пожег".

Князь пожег волости, обратите внимание. Татары никоим образом не

выступают в качестве самостоятельной силы -- они ратники князя, не более

того...

Тремя годами ранее тот же князь Дмитрий Александрович собрал войско в

Переяславле и стал укреплять город. Далее, по летописям, " Орда послала на

него рать многую, Туратемира и Алтына и многих татар". Сражения не было,

князь отказался от своих неведомых замыслов.

Неведомых? Туратемирь нам уже знаком. И Алтын знаком. И описанные

события знакомы по другим, более подробным источникам. Более того, прекрасно

известно имя предводителя той рати, в составе которой были Туратемирь с

Алтыном. Это -- русский князь Андрей Городецкий!

Следовательно, " татары" вновь выступают в качестве простых ратников.

Надо полагать, князь Дмитрий, как многие, попытался поиграть в сепаратизм. И

ему объяснили, что он не прав.

После всего этого ничуть не удивляешься, когда узнаешь, что историю с

" наездом" Ивана Калиты на Новгород в 1332 г. русский летописец излагает в

следующем виде: " Великий князь Иван пришел из Орды, и воспылал гневом на

Новгород, прося у него серебра закамского".

Новгород в те годы получал много серебра с Урала, с Камы. Калита, как

ныне экс-министр Лифшиц, полагал, что " надо делиться". Вот и пришел " из

Орды", то есть из своей ставки. Пришел, конечно же, " с татарами", то есть с

войском -- попробуйте без войска заставить кого-то поделиться серебром...*

* Обратите внимание: нигде не указано, что Калита собирал дань для

татар. Серебро ему понадобилось исключительно для собственного употребления.

Вновь, в десятый, сотый раз мы сталкиваемся с тем же -- НЕТ НИКАКОЙ

ОРДЫ. Вернее, Орда -- и есть Русь, а татары -- не более чем княжеское

войско. " Татарский" налог, требующий отдавать десятую часть дохода --

знакомая нам и по западноевропейской " десятине" практика, налог на

содержание армии. А требование " отдать в Орду каждого десятого" --

обыкновенный рекрутский набор. Каковые на Руси с древности и до наших дней

сопровождались плачем и стенаниями...

Имеется в списке " вторгавшихся ордынцев" и чуточку загадочный " царевич

Мазовша". Простите, но что это за странный ордынец, чье имя полностью

совпадает с названием одной из исторических областей Польши --

Мазовша-Мазовия? Быть может, это попросту мазовшанский шляхтич на русской

службе?

Вот что писал девяносто лет назад Д. Иловайский о происхождении

казаков:

" Черные Клобуки (кочевые племена с южных рубежей Руси -- А.Б.) название

получили от своего любимого головного убора, высоких бараньих шапок черного

цвета. Верхи этих шапок делались иногда из какой-либо цветной ткани и

свешивались набок (как у казаков). Их смуглые лица осенялись черными усами и

бородою. Наиболее знатные носили широкие шелковые кафтаны персидского покроя

(как и русские в последующие столетня -- А.Б.) Поселенные на южных пределах

Руси с обязанностью быть ее передовыми конными стражами от соплеменных с

ними половцев, Черные Клобуки, естественно, подвергались неотразимому

влиянию Русской народности и постепенному с ней слиянию... Скрещение Руси с

этими инородцами положило начало той русско-украинской народности, которая

позднее является в истории под именем Казаков или Черкас. Последнее имя

указывает еще на примесь Прикавказских и Таврических Казар* или Черкесов, в

разное время селившихся на русских украйнах, особенно во время угнетения их

родины Половцами и во время падения древнерусского Тмутараканского

княжества".

* То есть якобы исчезнувших хазар.

Позднее и половцы начали переходить в христианство -- не говоря уже об

оседлых татарах. Так что на южных рубежах Руси не было ни абсолютно чужой

" Орды", ни какого бы то ни было заклятого врага. Только вассальные и

полувассальные области, где русские князья при нужде набирали дружины точно

так же, как в исконно славянских землях.

Еще примечательное сообщение. В 1490 г. в Москву из Герата с просьбой о

" любви, дружбе и союзе" прибыл посол султана Хуссейна-Мирзы, потомка Тимура.

Посла звали Урус-богатырь -- т.е. русский богатырь! Другое значение

тюркского слова " урус" мне попросту неизвестно.

Впрочем, тут нет ничего удивительного, если вспомнить, что знаменитые

турецкие мамлюки набирались вовсе не из крохотного горного племени черкесов,

а из черкасов, т.е. казаков, а также " кипчаков" -- половцев, родственных

славянам.

И совсем уж ничего удивительного нет в том, что " татары" при первой же

возможности поселялись оседло в самых разных государствах. Далее мы подробно

поговорим о Касимовском царстве на территории Руси. Не менее известны и

" татарские" племена липеков-липков, осевшие в северо-восточной Польше и

несшие службу по защите границ, которую можно охарактеризовать одним словом

-- " казацкая". Поселились " татары" и в Венгрии. Везде они подозрительно

быстро забывают кочевые привычки -- поскольку и не имели таковых никогда...

Для сравнения стоит напомнить, что настоящих кочевников практически нигде и

никому не удавалось " посадить на землю" -- ни бедуинов, ни пуштунов...

Вывод? Татары никогда и не были кочевым народом -- ну, быть может, на

заре своего появления, в " доисторические" времена...

Теперь посмотрим на проблему имен с другой стороны. Поближе

познакомимся с русскими именами.

Уже говорилось о новгородце по имени Черт. Под пару ему -- новгородский

священник по имени... Упырь Лихой! Отмечены в истории и поп Лихач (1161),

поп Угрюм (1600), поп Шумило (1608).

Имя Волчий Хвост без всякого смущения носил... один из воевод Владимира

Красное Солнышко. Вот вам несколько новгородцев: Гюрги Собышкинич, Ратмир

Нематович, Гнездило Савин, Юрята Пинещинич, Намест, отчего-то летописцами

отчества не удостоенный. Вот семейка XVI столетия: " А руку к сему приложили

монастырский детеныш Медведко Филиппов, да дети его Тимофей, да Кот, да

Комар Медведковы". Вот сыновья новгородского рыбака Линя: " Сом Линев, Ерш

Линев, Окунь Линев, Судак Линев" (то-то шутником был несомненно, батька

Линь!).

Невероятно переплелись крестильные и мирские имена, к тому же

снабженные прозвищами: " Митрополит волынский Никифор, а по прозвищу --

Станило". " Преставился князь Михаил, зовомый Святополк". " Аз есмь великий

князь Гавриил, нареченный Всеволод, самодержец Мстиславович". " И нарекли

княжну при святом крещении Пелагия, звать же ее -- Сбыслава". " Сын мой

Остафий, который прозван был Михаилом". " Карпуша Ларионов, а прозвище

Ивашко". " Ивашко, прозвище -- Агафонко". " Казак Богдан, а имя ему -- бог

весть".

А еще в средневековье без малейших насмешек со стороны окружающих

жили-поживали люди по имени Шуба, Суббота, Дорога.

Помните воеводу по прозвищу Тать Иван? А воеводу по прозвищу Турунтай,

залетевшему в важнейшие государственные документы! Кстати, Богдан

Хмельницкий в крещении вовсе и не Богдан, а -- Зиновий...

Примечательно, что схожие порядки царили в Западной Европе. Во-первых,

имена переводились. Рыцарь Блюм из Германии, поступив на французскую службу,

стал именоваться и в документах, и в обиходе " де Флер". Оба слова, и

немецкое, и французское, означают " цветок".

Во-вторых, во времена Столетней войны, когда ни английский, ни

французский языки еще не " устоялись", отмечены многочисленные курьезы.

Скажем, в Англии до XIV века говорили на искаженном французском, и пивовары

Лондона стали составлять деловые документы своего цеха на английском

только... в 1422 г. Имена в документах писались разнообразнейше, их

начертание зависело от того, кто взял в руки перо -- английский писарь в

Англии, французский во Франции, французский писарь на службе английской

армии во Франции. И потому один из английских рыцарей значится в документе

той эпохи как John of Pothe, Jehan Avothe, John Abote. Прибавит это в

последующие столетия неразберихи, путаницы и головной боли будущим

исследователям? Еще как...

Я привел все эти примеры, чтобы защитить не особенно сложный тезис:

пестрота и разнообразие тогдашних " мирских" имен и прозвищ, сплошь и рядом

употреблявшиеся вместо " крестильных" даже в делопроизводстве, как раз и

привело к усугублению ошибок, когда скупые записи о действиях русских князей

и русских ратей впоследствии принимались за свидетельства о " вторжении

безбожных татар". Трудно ли истолковать запись " Ныне же поймал поганый Угрюм

князя Юрия и умучил его прежестоко" как очередное воспоминание о " татарских

зверствах"? Хотя в действительности подоплека была совершенно иной: некий

русский по имени Угрюм убил половецкого хана Юрия, сводя какие-то счеты. А

поскольку при этом Угрюм непочтительно накостылял по шее некоему иноку и

забрал у него из погреба все меды, расположенный к Юрию инок, занося на

пергамент последние новости, в сердцах обозвал Угрюма " поганым" -- в

точности как это сделали с дружинниками Андрея Боголюбского киевские

летописцы, натерпевшиеся при погроме Боголюбским Киева...

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.