Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическая теория детской игры






В нашей стране психологическую теорию детской игры раз-

рабатывали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин.

Существует несколько определений игры, затрагивающих разные

аспекты этого понятия. Так, одним из них является определение,

данное Д.Б. Элькониным в работе ЃбПсихология игрыЃв: ЃбИгра —

это такая деятельность, которая воссоздает социальные отноше-

ния между людьми вне условий непосредственной утилитарной

деятельностиЃв [7].

ЃбИгра — особая форма освоения действительности путем ее вос-

произведения, моделированияЃв—определяет понятие Л.Ф. Обу хова

[5].

Г.П. Щедровицкий определяет ряд важных характеристик

игры:

ЃбИгра есть:

—особое отношение ребенка к миру;

—особая деятельность ребенка, которая изменяется и развер-

тывается как субъективная деятельность;

Типы учебных игр 35

— социально заданный, навязанный ребенку и усвоенный им

вид деятельности (или отношения к миру);

— особое содержание усвоения (или усвоенное содержание);

— деятельность, в ходе которой происходит усвоение самых

разнообразных содержаний и развитие психики ребенкаЃв [6].

Развитие игровой деятельности связано со всем ходом психи-

ческого развития ребенка.

От манипулирования предметами в самом раннем возрасте

ребенок переходит к сюжетно-ролевым играм, в которых копи-

руются действия и поведение взрослых. Их в свою очередь сме-

няют ролевые игры, пытающиеся воспроизвести социальные

отношения с помощью ролей, игровых действий, игровых пред-

метов и замещения. По мнению Д.Б. Эльконина, ролевая игра

возникает на определенном этапе исторического развития обще-

ства как особый институт социализации, позволяющий ребенку

осуществить ориентировку в системе социальных и межличност-

ных отношений, выделить цели, задачи, смыслы и мотивы чело-

веческой деятельности [3]. ЃбРолевая игра есть деятельность,

ориентированная на социальные отношения, существующие в

мире взрослых... задающая... идеальную форму — взрослого че-

ловека и наиболее общие отношения между людьмиЃв [3].

Играя во взрослого, ребенок не перестает помнить о своем

реальном возрасте. В сознании ребенка складывается картина его

реального ограниченного места в системе отношений взрослых.

Так в игре постепенно формируется новый мотив —стать взрос-

лым и реально осуществлять его функции. К концу дошкольного

возраста он воплощается в желание поступить в школу и выпол-

нять общественно значимую, одобряемую функцию. Ведущая

деятельность постепенно изменяется с игровой на учебную.

Но значит ли это, что ребенок просто отказывается от игры?

Перестав быть ведущей деятельностью, игра остается свойствен-

ной и младшему школьному, и подростковому возрасту. Дети

по-прежнему много времени уделяют игре. В ней развиваются

чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личност-

ный смысл такие понятия, как справедливость и несправедли-

вость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, предан-

ность, предательство.

А.Н. Леонтьев показал, что развитие игры происходит по сле-

дующему закону: игра с открытой ролью, с открытой воображае-

36 Лекция 7

мой ситуацией и скрытым правилом (ролевая игра дошкольного

детства) превращается в игру с открытым правилом, но скрытой

ролью и воображаемой ситуацией (подвижные игры, спортивные

игры) [1]. В то же время не происходит полный отказ от роли как

таковой.

Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тай-

ные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые

ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать

правила, принятые в обществе взрослых. Игры с друзьями в воз-

расте с 6 до 11 лет занимают больше всего времени [2].

Становясь старше, подросток все больше времени проводит

Ѓбпросто общаясь со сверстникамиЃв. Постепенно большинство игр

отходит на второй план. Однако не исчезает потребность осваи-

вать новые формы отношений между людьми, пробовать себя в

разных социальных ролях, добиваться признания окружающих.

В своей статье ЃбВозможности развития ролевой игрыЃв В.В. Мо-

сквичев делает предположение, что расширение сферы знаний

подростка, развитие мышления, вхождение в более независимые

социальные группы увеличивают требования к сложности и

глубине игр, моделирующих действительность [4]. Однако свои-

ми силами ребенок уже не способен создать удовлетворяющую

его модель. И тогда из сферы игры она переносится в сферу сво-

бодного фантазирования.

ЃбПочему же, в таком случае, не помочь ребенку организовать

модель, соответствующую его новым интересам, сняв с него ор-

ганизационную сторону и оставив возможность свободного

действия в роли? Ѓв [4].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.