Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И гр ы-м од ел и, и гр ы-и ми та ци и






Вторая группа игр объединяет в себе более сложные игры, не

ограничивающиеся одной сценой, предполагающие много разных

вариантов развития событий. В российской традиции именно

такие игры часто называют ролевыми, предполагая, что все участ-

ники игры действуют согласно своим ролям одновременно.

Вот два сценария таких ролевых игр.

Р ол ев аяи гр а «К ни га [9]

Этапы игры

1) Введение в ситуацию.

2) Дискуссия о роли книги.

3) Предвыборная агитация и выборы.

4) Создание Совета (а фактически —цензурного комитета)

при новом руководителе.

5) Отбор и оценка книг.

6) Подведение итогов игры и дискуссия о роли книги.

Т ип ы у че бн ыхи гр43

Х оди гр ы

1. Введение в ситуацию.

Учитель знакомит учащихся с исходной ситуацией: время — XV век; место —небольшой городок в Германии, прославивший-

ся своей библиотекой и живущий, в основном, за счет книгоиз-

дания и книжной торговли. Все играющие —жители города.

Ведущий предлагает каждому придумать себе профессию — они могут быть смотрителями библиотеки, художниками, типо-

графами, издателями, корректорами и т.д. Все эти уважаемые

жители города собрались теперь в ратуше (или, возможно, в

главном здании библиотеки) по очень важному поводу: умер

Главный библиотекарь, много лет фактически правивший горо-

дом —он определял Ѓбкнижную политикуЃв, и магистрату остава-

лось только соглашаться с его решениями. Теперь необходимо

выбрать нового Главного библиотекаря.

2. Дискуссия о роли книги.

Учитель предлагает каждому (по кругу) высказать свое мнение

о том, что такое книга, какова ее роль в его жизни и жизни горо-

да. Вероятнее всего, будет высказано несколько разных мнений:

—Книга —источник знания, информации.

—Книга —воспитатель, Ѓбучебник жизниЃв.

—Книга —источник эстетического наслаждения.

—Книга —отдых и развлечение, средство забыть о тяжелой

реальной жизни.

Самое важное на этом этапе —чтобы эти мнения не были

смешаны между собой. В крайнем случае, учитель должен сам

подвести итог, дифференцировав их. Он поясняет, что, посколь-

ку существуют разные точки зрения на суть и предназначение

книги, выбирать Главным библиотекарем нужно человека, чей

подход кажется большинству самым правильным, и высказанные

мнения послужат общему ходу выборов.

3. Предвыборная агитация и выборы.

Всем участникам предлагается разделиться на партии, каждая

из которых представляет свой подход к книге, и выставить от

своей партии одного кандидата. Затем в течение 5 минут идет

предвыборная кампания, которая завершается краткими речами

кандидатов, рассказывающих о своих возможных действиях на

посту хранителя библиотеки. После тайного голосования объ-

является победитель.

44 Лекция 7

4. Создание Совета (а фактически —цензурного комитета)

при новом руководителе.

Учитель предлагает создать в помощь библиотекарю Совет,

который займется отбором книг: во-первых, тех, которые надо

широко издавать; во-вторых, тех, которые надо хранить в би-

блиотеке и рекомендовать высококвалифицированным читате-

лям; в-третьих, тех, которые надо не издавать, а запрещать.

5. Отбор и оценка книг

Какие книги оценивать? Нужно заранее попросить школь-

ников принести по одной самой любимой книге. Играющие

предъявляют свои книги в Совет, и оказывается, что почти ни

одна книга не удовлетворяет строгим требованиям, которые

предъявляет ей современное общество и государство в лице

Совета.

Цензурный комитет действует, руководствуясь следующей

инструкцией. Все книги можно разделить на четыре типа: раз-

решенные к свободному распространению (таковых в игре, скорее

всего, не найдется), разрешенные с изъятиями (страниц, строк,

слов), запрещенные для публики (только ограниченная группа

читателей получала к ней доступ) и запрещенные совершенно.

(Это деление взято из цензурного устава Николая I, но детям об

этом сообщается только при обсуждении игры.)

Школьники, конечно, будут пытаться защищать свои книги,

но вошедшим во вкус ЃбцензорамЃв под руководством опытного

демагога —учителя не составит труда доказать, что они действу-

ют исключительно из соображений пользы города и выполняют

волю избирателей, решивших, что книга —это...

6. Подведение итогов игры и дискуссия о роли книги.

Большинство участников будут достаточно удивлены и раздра-

жены всем происходящим. Момент всеобщего возбуждения — самый подходящий для постепенного перехода к заключитель-

ному этапу игры, к подведению итогов.

Р ол ев аяи гр а «Н ИИ ЧА ВО [8]

Источник сюжета этой игры, как видно из названия, —повесть

А. и Б. Стругацких ЃбПонедельник начинается в субботуЃв. Мы

создаем в классе НИИЧАВО, занимающийся проблемами языка

и литературы. Ниже мы опишем работу над одной из таких про-

блем.

Т ип ы у че бн ыхи гр45

Игре предшествует урок русского языка на тему ЃбИстория

реформ русской орфографииЃв. Дети уже знают, что реформа

будет успешной только тогда, когда для этого в языке сформиро-

вались предпосылки, а общество осознает необходимость изме-

нений.

Вводная ситуация: В НИИЧАВО поступил госзаказ сформули-

ровать основные предложения по реформе русской орфографии.

Х оди гр ы

1. Создаются лаборатории по различным направлениям. Ла-

боратории могут заниматься правописанием определенных ча-

стей речи (например, слитного, дефисного или раздельного на-

писания наречий) или разрабатывать различные общие подходы

к реформе в целом. (В последнем случае лабораторий будет три,

в соответствии с тремя вариантами решения проблемы: радикаль-

ная реформа всей орфографии, Ѓбкосметический ремонтЃв с не-

значительными изменениями и принципиальный отказ от каких-

либо изменений.)

2. Начинается работа ученых. Цель каждой лаборатории — подготовить свой список предложений. В каждой лаборатории

есть подготовленный учителем набор ролей, заимствованных из

книги Стругацких (Выбегалло, Хунта, Камноедов, Привалов,

Корнеев и др.). Каждому ученику выдается карточка с кратким

описанием его роли. Роль должна быть связана с определенными

взглядами на науку. Например, демагог Выбегалло будет требовать:

ЃбПишите все, как слышится, это понятно простому народу! Ѓв — или, наоборот, из уважения к традициям будет отстаивать все

существующие правила.

3. Завершение игры —не жесткое. Идеальный вариант —общее

заседание с докладами от каждой группы. Если же дети в группах

не смогут договориться и предложить что-то конструктивное,

учитель может закончить игру по образцу ЃбРевизораЃв: неожи-

данно приехал представитель заказчика и сказал, что министер-

ство отказалось от идеи реформы. В этом случае дети получают

домашнее задание: написать от лица своих героев мемуары о том,

как они пытались провести реформу орфографии.

Создавая подобную игру, учитель выделяет несколько ее обя-

зательных элементов. Можно попробовать, например, заполнить

такую таблицу по игре ЃбКнигаЃв:

46 Лекция 7






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.