Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пересказ по заданной схеме






На учебных текстах можно учить детей различным вариантам

пересказа (изложения, переложения) текста. Речь идет не о тра-

диционных ЃбкраткомЃв и ЃбподробномЃв пересказах, здесь необхо-

дим элемент необычности и игры.

Во-первых, это может быть пересказ с ограниченным количе-

ством предложений. Лучше всего эту работу вести, разделив класс

на группы. Задание: за 5 минут подготовить пересказ знакомого

детям текста в 1, 3, 5 и 7 предложениях (каждая группа готовит

один вариант).

Во-вторых, это может быть пересказ с помощью синтаксиче-

ских конструкций (например, с помощью только назывных пред-

ложений), рисунков или условных значков.

Самое важное в этой работе — обсуждение получившихся

текстов: удалось ли включить все важные моменты текста, со-

блюсти авторскую логику?

Пересказ «по аналогии»

Один из самых интересных для детей видов пересказа — это

пересказ научно-популярного текста иным языком (например,

языком домохозяек, или продавцов, или медиков) в форме сказ-

ки, ЃбснаЃв, фантастического или детективного рассказа (а в стар-

ших классах возможны и попытки создания поэтических произ-

ведений). Главная трудность здесь — не потерять научное

(лингвистическое, филологическое, культурологическое) содер-

жание учебного текста. Впервые давая это задание, учитель дол-

жен обсудить с детьми несколько сюжетов, подходящих для пере-

дачи смысла данного текста.

Так, например, по тексту ЃбБалЃв Лотмана мы давали старше-

классникам такие варианты заданий:

• Вы — путешественники во времени. Вы попали в Россию

XVIII века. Опишите ваше посещение балов, маскарадов, парадов

и ваши выводы об их роли в жизни дворянского общества.

• Вы лектор, выступаете перед самой разной аудиторией с по-

пулярными рассказами о России XVIII века. Вас пригласили к

воспитателям детского сада (варианты — к банковским служа-

щим, программистам и т. п.). При подготовке лекции помните,

что излагать материал нужно на доступном аудитории языке, с

понятными для слушателей примерами и терминологией.

30 Лекция 6

• Перескажите текст в жанре русской народной сказки — пу-

тешествия какого-нибудь традиционного героя.

Работа с научно-популярными текстами занимает много вре-

мени на уроке и требует от учителя серьезной дополнительной

подготовки, но все это достаточно быстро приносит плоды: дети

учатся сознательному, критическому чтению чужих и созданию

собственных научных текстов.

Приемы активизации внимания






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.