Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разные способы деления учеников на группы






Существует много разных способов разделить ребят на груп-

пы. Некоторые из них — очевидные, простые, не требующие

специальной подготовки. Некоторые — более сложные, требую-

щие дополнительного оборудования.

В начале нужно выбрать — подготовить списки групп заранее,

разделить ребят на основании их мнения по какому-то вопросу

или предоставить все воле случая. С разбивкой по жребию ре-

бята обычно соглашаются более охотно, но и к предварительной

разбивке они привыкают быстро. Заранее подготовленные спи-

ски можно записать на доске или на отдельных листочках. Эти

листочки можно положить на парты, вокруг которых будут ра-

ботать группы, или вызвать по одному человеку из каждой

группы и отдать списки им с просьбой быстро собрать свою

группу.

Провести деление на основании разных мнений позволяет

методика «Градусник». Для нее нужно выбрать вопрос, на кото-

рый можно дать два противоположных и несколько промежуточ-

ных, находящихся между противоположными, ответов. Напри-

мер, Для вас Евгений Базаров — персонаж положительный или

отрицательный? Скорее положительный? Скорее отрицатель-

ный?. Каждому ученику предлагается определиться и занять

свое место на шкале гигантского ЃбградусникаЃв — от полюса Ѓбпо-

ложительныйЃв к полюсу ЃботрицательныйЃв. По тому, как встанут

ребята, можно будет примерно разбить их на несколько групп и

предложить новое задание.

ЃбГрадусникЃв можно модифицировать, подобрав вопрос с не-

сколькими однозначными вариантами ответа. Школьникам пред-

лагается разойтись по разным концам класса, соответствующим

разным вариантам ответа. Чтобы ребятам было проще ориенти-

роваться в классе, ответы можно заранее написать на листах А4

и разложить их в нужных местах.

Самое простое деление по жребию в небольшом классе — про-

сто посчитать учеников (ЃбПервый, второй, третий, четвертый,

пятый, первый, второй…Ѓв) и попросить собраться по номерам.

Минус этого способа —часть учеников могут тут же забыть

свой номер. Поэтому устные номера можно заменить на пись-

менные —маленькие кусочки бумаги с цифрами. Иногда кто-то

из ребят хочет оказаться в одной группе с другом. Поэтому, по-

лучив свой жребий с цифрой Ѓб2Ѓв и увидев, что у друга Ѓб3Ѓв, такой

человек начинает искать кого-то с цифрой Ѓб3Ѓв, чтобы поменять-

ся с ним. Тут важно убедить ребят, что жребий есть жребий, и

пытаться его изменить —нехорошо. Если этого не сделать, обмен

жребиями быстро станет массовым.

Другой способ использования жребиев с номерами —соби-

раться так, чтобы в группе оказались все возможные числа. По

этому же принципу было построено деление на группы в игре-

разминке ЃбЧеловекЃв (см. лекцию 2), где ЃбчеловекЃв собирался из

14 Лекция 5

разных Ѓбчастей телаЃв. ЃбЧеловекаЃв можно заменить на любой

другой предмет, существо или явление (например, группы — раз-

ные литературные произведения, их члены — герои этих произ-

ведений, группы — названия литературных стилей или жанров,

их члены — названия литературных произведений, относящихся

к разным стилям или жанрам, группы — стихотворения, которые

учили наизусть, их члены — слова из первых строк этих стихо-

творений и т.д.)

Карточки с номерами или Ѓбчастями телаЃв можно сделать пря-

мо перед уроком или на уроке (кстати, если у деления на группы

ЃблитературнаяЃв основа — подготовить такие жребии может быть

отдельным заданием для кого-то из учеников), но можно вос-

пользоваться и готовыми жребиями. Для этого подойдут картон-

ные наборы для обучения счету (карточки с цифрами, геоме-

трическими фигурами, предметами, растениями и т.д.). Из них

можно подобрать нужные комбинации. Хорошие готовые жре-

бии — игральные карты. Они позволяют собирать группы по

цветам, мастям или достоинствам карт, но их использование за-

висит от класса и культурного уровня учеников. У некоторых

ребят вид карт вызывает такой ажиотаж, что вернуться к учебе

бывает сложно. Компромиссным вариантом могут быть детские

или сувенирные карты, на которых изображены сказочные герои

или знаменитые здания.

По примеру карт можно подготовить специальные жребии,

позволяющие образовывать группы разными способами. Каждый

такой жребий имеет четыре разных признака: цвет, цифру, букву

и геометрическую фигуру. Например, желтая карточка, на ней

нарисованы цифра Ѓб3Ѓв, буква ЃбаЃв и круг или зеленая карточка,

на ней нарисованы цифра Ѓб1Ѓв, буква ЃбдЃв и квадрат.

Забавный способ образовывать группы —собирать мозаики-

ЃбпазлыЃв. По числу будущих групп готовятся разрезанные на

несколько частей открытки, просто картинки или листочки с

мудрыми мыслями. Каждый ученик получает свой кусочек и ищет

товарищей по группе.

Иногда бывает проще образовывать группы по желанию самих

ребят, но чтобы этот процесс был более организованным, учитель

может разбить его на такие этапы:

1. Соединиться в пару с любым человеком

2. Пары соединятся в четверки или шестерки.

Принципы и правила организации работы в микрогруппах 15

Наконец, иногда бывает полезно немного подвигаться перед

работой, например, перед каким-нибудь внеклассным мероприя-

тием. В этом помогут три разбивки, которые лучше проводить в

коридоре.

«Молекулы»

Учитель говорит: ЃбСейчас вы все превратитесь в атомы. Каж-

дый атом совершенно свободен, он летает, куда хочет, поворачи-

вает, когда хочет, он совершенно непредсказуем. Начните дви-

гаться как свободные атомыЃв. Ребята начинают так двигаться.

Учитель продолжает: ЃбНо бывает, что в ходе химических реакций

атомы объединяются в молекулы. Если я скажу: “Реакция по

три” — вы должны быстро объединиться в молекулы по три ато-

ма. Если скажу: “Молекулы распадаются”, вы должны снова на-

чать двигаться, как отдельные атомыЃв. Дальше учитель несколь-

ко раз произносит ЃбРеакция по два. Молекулы распалисьЃв,

ЃбРеакция по пять…Ѓв, ЃбРеакция по семь…Ѓв и, наконец, ЃбРеакция

по… (нужное число членов группы)Ѓв.

«Разведчики»

Если класс большой, можно заранее подготовить маленькие

жребии с названиями разных животных, издающие какие-то

характерные звуки (число животных — число будущих групп).

Например, ЃбкошкаЃв, ЃбсобакаЃв, ЃбпетухЃв, ЃбкукушкаЃв, ЃбкороваЃв,

ЃбуткаЃв. В этом случае жребии раздаются перед разбивкой с

просьбой быстро прочитать написанное и никому ни в коем

случае его больше не показывать, так как это секретная инфор-

мация.

Учитель просит ребят встать в круг и закрыть глаза, предупре-

ждая, что это игра на честность. ЃбВы все, — говорит он, — отваж-

ные разведчики. Но сегодня вы пришли на явочную квартиру и

обнаружили, что явка провалена, ее хозяин арестован, а других

своих соратников вы никогда не видели. Вам придется искать их

вслепую. Все, что вы знаете, это пароль, но произносить его от-

крыто нельзяЃв. Если жребии раздавались заранее, учитель гово-

рит, что это и был пароль. Если класс не очень большой, учитель

может подойти к каждому и прошептать ему ЃбпарольЃв на ухо.

ЃбИтак, —продолжает учитель, —вы должны найти своих коллег

вслепую, не произнося пароль вслухЃв.

16 Лекция 5

Ребята довольно быстро догадываются, что обозначить свое

животное можно с помощью звуков, которое оно издает. Вслепую,

мяукая или кукарекая, члены групп быстро находят друг друга.

«Песенки»

Учитель выбирает несколько хорошо всем известных песен

(ЃбВ лесу родилась елочкаЃв, ЃбВ траве сидел кузнечикЃв, ЃбНичего

на свете лучше нетуЃв и т.д.). Каждый ученик получает карточку

с названием песенки. Задача — начать ходить по классу, напевая

свою песню вполголоса, и искать тех, кто поет то же самое.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.