Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роберт Шуман и его Альбом для юношества.






 

Альбом для юношества ор.68 был создан Робертом Шуманом в 1848 году. История его создания тесно связана с личным, отцовским музыкальнно-воспитательным опытом.В октябре Шуман писал своему другу Карлу Рейнеке ’’первые пьесы я написал ко дню рождения моей старшей дочери, а потом и остальные’’. Первоначальное название Рождественский альбом.

Помимо нотного материала черновая рукопись включала в себя наставления юным музыкантам, в краткой афористической форме раскрывающие художественное кредо Шумана. Он планировал расположить их между пьесами. Идея эта осуществлена не была. Впервые афоризмы, число которых увеличилось с 31 до 68, были опубликованы в Новой музыкальной газете в специальном приложении под заглавием Домашние и жизненные правила для музыкантов, а затем перепечатаны в приложении ко второму изданию.

Успеху первого издания Альбома для юношества немало способствовал и его титульный лист, оформленный известным немецким художником, профессором Дрезденской Академии художеств Людвигом Рихтером. Сын художника, Генрих Рихтер был учеником Шумана по композиции в 1848-49 годах. Шуманом были указаны десять наиболее важных по его мнению пьес, к которым по его пояснениям и были созданы художником виньетки на обложку издания. Это – Время сбора винограда, Первая утрата, Веселый крестьянин, Хороводная, Весенняя песнь, Песенка жнецов, Миньона, Кнехт Рупрехт, Смелый наездник и Зимняя пора.

Существовало мнение среди педагогов, что Альбом нелогично построен и пьесы слишком трудны для исполнения детьми. Действительно, пьесы расположены не в порядке возрастания трудностей и амплитуда их сложности чрезвычайно высока, но вспомним, что во времена Шумана, в середине 19 века, не существовало еще систематизации учебных материалов. Кроме того, автор вообще не стремился создать сборник для обучения и следовать канонам педагогического репертуара. В этот период времени было естественным, что различные школы публиковали материал для шести – семи лет обучения.

Значение этого Альбома для фортепианной педагогики состоит в том, что Р. Шуман явился создателем совершенно нового и глубоко новаторского фортепианного стиля, вероятно поэтому пьесы оказались гораздо труднее того педагогического репертуара, который использовали в то время педагоги. Напрашивается аналогия с И.С.Бахом, который тоже шел впереди своего времени, создавая пьесы для учеников намного труднее общераспространённого уровня обучения.

Что бы оценить новизну этой музыки достаточно обратить внимание на тот учебный репертуар, которым пользовались педагоги в то время. Это были не только популярные фортепианные школы лучших педагогов того времени - Гуммеля, Мошелеса, Герца, Кулака, Рейнеке, но и произведения многочисленных недоучек.

Шумана от них отделяла дистанция огромного размера. Все ново в его Альбоме – гармония, фортепианное изложение, ритмы, пульсация, психологизм, а главное - програмное содержание.

Круг музыкальной тематики того времени был ограничен, это многочисленные сонаты, этюды, вариации и небольшие пьесы, как правило, танцевального жанра.

Шуман же ставит своей целью раскрыть мир ребенка и сочиняет психологические миниатюры, часто, правда, выставляя названия пьес после их сочинения, однако они удивительно точны.

Несомненно, в музыке этих пьес отражено влияние Мендельсона, которого Шуман называл Моцартом 19 века и очень ценил. Особенно это проявляется в двух пьесах без названия, а пьеса Воспоминание написана в день смерти Мендельсона и по своему складу напоминает Весеннюю песню Мендельсона.

Но, безусловно, пианизм Шумана гораздо шире и разнообразнее. Фактически в Альбоме нет различия между детским и взрослым способом изложения музыкального материала, просто Шуман приспосабливает фактуру своих пьес для детской руки. Пожалуй, в этом выражается сходство с детскими пьесами Грига.

Для каждого образа Шуман выбирает свои средства выразительности, свои звуковые эффекты, то хоровые, то оркестровые, то гомофонию, то полифонию или фактуру богатую подголосками и каноническим движением.

 

 

9.

Совершенно отсутствует техника в её чистом виде, гаммы, арпеджио, и трудно определить, что же является и подразумевается под техническими трудностями, так важно для Шумана подчинение техники художественному образу.

Изучение произведений, входящих в Альбом, давно уже стало обязательным для воспитания пианиста и постижения им особенностей фортепианного стиля этого композитора. Рассмотрим наиболее популярные пьесы.

Мелодия. Значится в репертуаре первого класса, что является явной ошибкой. Только для очень способных детей и не раньше второго класса. По сути, маленький романс или детская песенка. Очень сложная фразировка, длинное ведение горизонтальной линии и тонкое следование левой руки за всеми движениями правой – вот основные педагогические задачи.

Марш. Обратим внимание на то, что почти отсутствуют исполнительские указания автора. Градация форте очень разнообразна. Аккорды staccato исполняются как pizzicato струнных инструментов, но требуют атаки звука, а не вялого прикосновения. Это наиболее простая пьеса в сборнике.

Первая утрата. Второй, третий класс. Трудная по содержанию и полифонической фактуре пьеса. Ритмическая трудность с затактовым началом и частая грубость учеников в звучности последних аккордов. Точность выполнения голосоведения и тонкие динамические градации. Первоначальное название Смерть чижика, что отражено в рисунке на обложке издания. Семейная история, которая могла стать известной художнику только со слов самого автора.

Смелый наездник. Точнее Неистовый всадник. Первый или второй класс. Техническое содержание несложно, пьесу любят дети, и она быстро усваивается, трудности обычно возникают с исполнением акцентов.

Народная песенка. Часто стоит в программах рядом со Смелым наездником, что не правильно. Третий класс. Пьеса трудна из-за применения педали. Название скорее относится к крайним разделам, а середина сходна с народным танцем. Проведение основной мелодии в репризе в среднем голосе представляет трудность для учеников. Подражание Веберу и Мендельсону.

Веселый крестьянин. Первый или второй класс. В редакции Голденвейзера стоят длинные фразировочные лиги, а авторские лиги смысловые, песенные.

Сицилийский танец. В русских изданиях пьеса имеет название В характере сицилианы и Силийская песенка. Написана в сложной трехчастной форме. Баркарола и народный танец. Чередование legato с portamento. Темп не слишком медленный и к ремарке Шумана можно добавить ещё и грациозно. Средний эпизод играется строго в том же темпе - четверть равна четверти.

Кнехт Рупрехт – буквально слуга Рупрехт – персонаж германской мифологии, один из домашних духов, всегда появляющихся на Рождество, когда дети получают подарки от младенца Христа, Кнехт Рупрехт пугает непослушных ребят и грозит им розгами. В наших изданиях эта пьеса широко известна под названием – Дед Мороз.

К сожалению, многие прекрасные пьесы забыты и не играются, особенно в старших классах. Среди них На утренней прогулке, Всадник, в котором звучитстольчастый и излюбленный образ композиторов романтиков, достаточно вспомнить Лесного царя Шуберта, Мазепу Листа, романс Г. Вольфа Огненный всадник. Это своего рода баллада в миниатюре с интересными эффектами приближения и удаления звучания. Весенняя песня - прекрасный материал, чтоб поиграть аккордовые сочетания на педали, а Песня матросов – изображает пение одноголосного, а потом четырехголосного хора. Зима первая и вторая – поражают глубиной и яркостью музыки и мыслились Шуманом как нечто единое, как состоящий из двух разделов миницикл. Поэтому их разделение в изданиях вряд ли оправдано. Средний эпизод Зимы второй это яркая жанровая сцена развлечений детей, вторая часть которого построена на старинной немецкой песенке Grossvater.

Пьеса Маленький этюд никогда не играется как инструктивный этюд на зачете или экзамене, что является частой ошибкой неопытных преподавателей.

Педагогу также следут обратить внимание ученика на то, что все украшения у Шумана играются либо за счет ноты, у которой они поставлены, либо за счет предыдущей, а в арпеджиато - верхний звук аккорда всегда приходится на сильную долю.

Существует множество редакций Альбома для юношества Шумана, наиболее важные - прижизненная 1848 года, редакция Н. Рубинштейна, немецкая редакция Зауэра, редакция

 

10.

А.Б.Гольденвейзера, факсимильная редакция 1956 года. В 1992 году вышла редакция В. Мержанова с указанием педали, фразировки и аппликатуры Шумана.

В конце изданий под редакцией Гольденвейзера и Мержанова приводится текст Жизненных правил для музыкантов Р.Шумана.

Последнее издание, новое и дополненное с множеством уточнений и прекрасным предисловием вышло в 2000 году в Санкт-Петербурге под редакцией Павла Егорова.В приложении номер один опубликованы одиннадцать пьес Шумана для самых маленьких.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.