Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Работа над музыкальным произведением.






1.

Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением очень сложен и зависит от различных факторов. Очевидно, что в его исполнении участвуют особые психические и сложные психофизические механизмы, образованные или воспитанные как в процессе всего индивидуального развития исполнителя, так и в процессе предшествующей работы над исполняемым произведением. Различными по своему содержанию будут пути формирования звукового образа произведений, хорошо известных или совершенно незнакомых исполнителю. По-разному сложится работа над произведением, эмоционально захватывающим ученика или мало привлекающим его.

Нисколько не приуменьшая значения зависимости процесса творческой работы от условий и задач, встречающихся в каждом отдельном случае, мы все же можем говорить о некоторых сложившихся, индивидуальных особенностях процесса работы над музыкальным произведением.

Любой педагог задумывается об идеально выверенной для своего ученика организации занятий. Эти вопросы всегда были в центре внимания исследователей, многочисленных работ Когана – Работа пианиста, Савшинского – Работа над музыкальным произведением и других.

Осуществляя свой исследовательский замысел, А.В.Вицинский впервые проанализировал и записал высказывания почти десяти виднейших пианистов советского периода, среди них такие прославленные имена как Гилельс, Гинзбург, Зак, Игумнов, Флиер, Нейгауз, Оборин, Рихтер.

Некоторые исследователи отмечают наличие двух разных типов работы. При первом типе процесс явно расчленяется на отдельные этапы, каждый из них характеризуется своими задачами. Второй тип работы свойственен высочайшим мастерам пианистического искусства, таким как Игумнов, Рихтер, Нейгауз и представляет собой целостный нерасчлененный процесс работы. Александр Бюлов шутливо замечал, что педагог должен добиться правильного, хорошего и интересного исполнения.

В работе над музыкальным произведением с учеником условно можно выделить несколько этапов, не забывая, что все они тесно взаимосвязаны и у разных по возрасту учеников соотношение их будет меняться. Например, ученики младших классов на овладение материалом потратят больше времени, чем на художественную работу, а старшие ученики справятся с этой работой значительно быстрее.

Первый этап – это этап формирования первоначального музыкального образа, второй – этап технического, двигательного овладения произведением, третий этап – этап исполнительской реализации музыкального образа.

Количество времени и сил, затрачиваемых на тот или иной этап, зависит от произведения, его стиля, автора и других моментов.

Выделим наиболее характерные педагогические ошибки в общей организации работы. Прежде всего, это так называемая постройка знания на песке, то есть воплощение художественного образа, когда ученик не овладел ещё и азами нотного текста или наоборот, слишком долгая закладка фундамента, из-за того, что ученик разбирает медленно и плохо.

Другой наиболее распространенный недостаток, это слишком долгая тщательная техническая работа. Но наиболее тяжелые последствия, пожалуй, имеют ошибки педагога, не учитывающего необходимый запас времени для работы, его либо недостаточно, либо, наоборот, слишком много.

Все эти преувеличения приведут к большим потерям в темпе и в качестве работы над тем или иным произведением.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.