Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заключительный этап работы.






 

Заключительный этап работы является синтезом двух предшествующих этапов – этап окончательного создания музыкально-исполнительского образа.

После того, как ученик после подробной работы может сыграть всю пьесу на память, выразительно и гладко, с хорошей звучностью работа строится иначе.

Цель заключительного этапанаучится играть уверенно и убедительно, научится играть в любой обстановке, на любом инструменте, при любой аудитории. Убедительность же зависит и достигается только при полной уверенности самой игры, которая базируется на ощущении, что все сделано правильно, а также от умения и желания донести до слушателя содержание и свое исполнение музыки.

С этой целью проводятся контрольные проигрывания. Часто ученика особенно на первом таком проигрывании ждет разочарование, отдельные фрагменты выходили гораздо лучше. Для устранения этого недостатка необходимо несколько раз проиграть всю пьесу целиком, тщательно продумав ее по нотному тексту или без нот, быстро припомнив основные задачи.

 

6.

Во время контрольных проигрываний самокритика ученика, и критика педагога должна идти по всем направлениям сразу. Если второе исполнение хуже первого, то полезно продолжить детальную работу над местами, где ученику встретились те или иные затруднения. Необходимо объяснить, что проигрывание на следующий день всегда лучше из-за скрытой работы психики. Дети обычно много раз играют подряд, а старшие ученики, наоборот, склонны копаться в трудностях. Дело в том, что музыкальное произведение развертывается во времени и охват его требует расширения объема музыкального внимания, воспитание его требует от педагога особых постоянных методов работы.

На заключительном этапе работы педагогу приходится много внимания и сил уделять работе над целостностью музыкального произведения. Остановимся на некоторых типичных формах работы. Прежде всего, это мысленное составление плана исполнения, определение опорных точек, границ разделов, кульминации, анализ музыкальной формы.

Другая сторона этой работы – заразить ученика, увлечь его, поставленной задачей. Бывает период, когда все сделано и, тем не менее, произведение мертво и безжизненно. Педагогу в этот момент важно найти и обратить внимание ученика на самое существенное в содержании данного произведения. Наиболее распространенный недостаток это неумение рассчитать свои силы и желание с первых тактов рассказать все, что он задумал.

Но эта наиважнейшая совместная работа ученика и педагога вовсе не означает отказа работы над деталями, наоборот, она углубляет и конкретизирует ее.

Отметим ещё несколько важных моментов в работе педагога на этом этапе работы.Главное, не удовлетворятся одноразовым проигрыванием, не учить данное произведение чрезмерно долго, не застревать на отдельных проблемах и ни в коем случае не прерывать исполнения ученика взаключительном этапе.

После ряда прослушиваний в классе можно организовать проигрывание со слушателями.

На последних репетициях в зале очень полезно с учеником проиграть все произведение, сделать перерыв, чтоб непосредственные впечатления от игры сгладились, и сыграть еще или ограничится проигрыванием отдельных эпизодов. Педагогу необходимо помнить, что удачное второе проигрывание на репетиции не служит показателем готовности, и неудачная публичная игра ученика часто является следствием неправильной подготовки на заключительном этапе работы.

После проведения репетиций продолжают играть свою положительную роль способы закрепления выученного материала – медленная работа, игра с опорных пунктов и т.д. Прибавляется большее количество игры по нотам, особенно в последние дни перед выступлением. Вся эта работа укрепляет игровые образы и предохраняет от механического исполнения.

Все сказанное имеет отношение не только к домашней работе, но и к проведению урока. Ни одна из форм работы не будет усвоена учеником, если педагог не уделяет этому внимание на уроке.

Педагогическая помощь и замечания на этом этапе должны уменьшатся, если этого не происходит, то работа с учеником превращается в натаскивание, игру по инерции и вся работа на эстраде часто рушится как карточный домик. Из любой неудачи в подготовке к исполнению педагог должен сделать для себя выводы, может быть периоды разбора или заучивания наизусть были слишком затянуты, и продумать репертуар для устранения этих недостатков.

Если педагогу все же необходимо активно вмешаться в последние недели перед игрой на эстраде, то лучше сосредоточить внимание на наиболее важных моментах, а не на отдельных деталях. Прежде всего, это общая ритмическая устойчивость игры, устранение звуковых шероховатостей и устранение причин неуверенной игры.

Наиболее важные замечания педагога на этом этапе работы должны быть сжаты, коротки и емки. Голова ученика не должна быть загромождена множеством указаний педагога. Для педагога очень важно уловить моменты неуверенности и сомнений ученика, моментов игры по инерции, по стандарту, то есть там, где нет хорошей управляемости пианистическим аппаратом. Показательно, что всегда это места зажимов в двигательной сфере, а любое мышечное напряжение сковывает творческое воображение и его душевные переживания.

Тонус занятий должен быть оптимистический, что очень важно для ученика. Если при игре на публике исполнение улучшилось, то это означает, что все было сделано правильно. Для

 

7.

ученика очень важна уверенность, которая базируется на ясности намерений, полном владении игровыми представлениями, техническим аппаратом и на отсутствии зажимов в моторике.

Совершенно недопустимо искусственное поднятие темпа педагогом в последний момент. Наоборот, очень полезно несколько раз проиграть все произведение в замедленном темпе от начала до конца на уроке.

Необходимо учитывать, передышка в работе, откладывание перед исполнением приносят пользу только одаренным ученикам, когда творческие тайники ученика его впечатления и опыт, интуиция начинают раскрываться, но в работе с малышами это опасно, особенностью этого возраста является короткое внимание и память.

На эстраду, выносятся только те произведения, работа над которыми завершена. Совершенно недопустимо в спешке, непосредственно перед выходом в артистической напоминать об исполнении той или иной детали. Как часто небольшие детали - шум в зале, слишком высокий стул, неудобная одежда или обувь способны сбить внимание ученика. Воспитание эстрадной выдержки в ученике это тоже одна из обязанностей педагога, поэтому присутствие педагога на выступлениях ученика обязательно.

Изучив поведение ученика на эстраде, педагог обычно обнаруживает, что ничего нового не произошло, лишь обострились наиболее слабые стороны данного ученика. Иногда это память, владение временем, нить музыкальной мысли теряется и дробится, различные технические неточности. Все они стали заметны глазу, тогда как при работе в классе были не так видны.

В связи с этим очень важно научить ученика, особенно маленького, рациональному поведению перед выступлением. Лучше всего поговорить предварительно с родителями ученика, попросить приехать в день концерта заранее, не менять жизненного режима и не утомлять ребенка, не играть много дома, не исполнять целиком. Как много зависит от умения сконцентрировать свое внимание на музыке и от желания играть.

Многие педагоги разогревают искусственно ученика перед выходом на сцену, вероятно лучше не делать этого, давая свободу собственным представлениям ученика. Кроме того, поведение ребенка на сцене это единственный момент, когда педагог может проверить, чему он в действительности научил своего ученика. Пусть все сделает сам, без подсказок и напоминаний. Развивать умение приспосабливаться к разным условиям, к разным инструментам, к разной публике тоже задача педагога.

Почему так часто на концертном выступлении не выходят те места, которые, казалось, были хорошо выучены? Почти всегда это связано с нарушением двух главных условий. Первое, это не возвращение к разбору текста, к детальной работе, и второе, прекращение технической работы. Причем чрезвычайно важно объяснить ученику смысл всей этой работы. Малышу помогает сравнение с необходимостью мамы все время убирать дом, а в наши уши тоже со временем набирается грязь и пыль, которая мешает нам все хорошо слышать и контролировать.

В систему подготовки исполнителя должно входить воспитание творческого эстрадного самочувствия. Отдельные педагоги считают, что эстрадное самообладание воспитать невозможно. Причину неполадок в памяти и технического аппарата, которые сопутствуют эстрадному волнению, надо, прежде всего, искать в обострении сознательного контроля над автоматически налаженными процессами. Чувство ответственности заставляет пианиста, или скрипача помимо их воли, подвергать сомнению на эстраде те стороны исполнительского процесса, которые отлично протекали и без специальной направленности на них внимания. Автоматически налаженные процессы этим дезорганизуются. Единственный путь – непрерывная и неустанная концентрация внимания на развитии художественного образа.

Такая собранность и сосредоточенность в значительной мере зависит от метода художественно-педагогической работы с учеником и от его повседневной систематической тренировки внимания. Лишь конкретные задачи смогут вызвать целесообразные действия и задачи эти должны быть точно намечены.

Прямое общение музыканта с публикой в психологическом отношении значительно труднее, чем косвенное общение с аудиторией актера - через партнера, с помощью сценических аксессуаров. Даже маленькому ученику необходимо объяснить разницу между игрой для себя или стремлением пережить, воплотить и передать это другим.

 

8.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.