Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие музыкально – слуховых способностей ученика.






 

 

Комплекс музыкальных способностей ученика для обучения игре на фортепиано чрезвычайно сложен и многогранен. Можно выделить несколько главных моментов.

Педагог в своей работе должен ориентироваться на особенности детской физиологии, подготавливая все органы, развитие которых необходимо для игры – зрение, слух, осязание. При этом надо помнить, что все сенсорные системы и опорно-двигательный аппарат теснейшим образом взаимосвязаны. Так широкое поле зрения способствует более легкому слуховому восприятию, а также беглому чтению с листа. Это в свою очередь облегчает задачу организации пианистического аппарата, помогает избежать излишнего напряжения, что дает свободу слуху, а хорошее осязание оставляет простор для вслушивания и зрительного охвата текста.

Остановимся на зрении, так как именно сужение зрительных полей, сложности, связанные с работой глазных мышц и снижение остроты зрения мешает ребенку продуктивно работать. Многие моменты можно очень просто проверить, например, с помощью мяча, насколько подвижно глазное яблоко. Ребенок не должен помогать глазам, поворачивая голову. Сужение периферии зрения преодолевается тренировкой глазных мышц, а вертикальный охват клавиатуры ориентиром на черные клавиши, так как именно они четко запечатлеваются в поле зрения. Работая с маленькими детьми, педагог должен знать, что глаза его могут различать мелкие предметы на удалении не более 30-35 см, а расстояние до пюпитра обычно превышает 50см. Значит, ноты для более маленьких учеников должны быть крупные.

 

19.

Каждое прикосновение к клавише есть физиологический процесс и для распознавания тактильных ощущений у каждого человека есть особые отделы центральной нервной системы. Подушечки пальцев – наиболее чувствительный. Давно известно, что именно мелкие пальцевые движения устраняют у маленьких детей задержку речи, а пение, связанное с регулировкой дыхания, недостатки логопедического плана. Но недавние медицинские открытия подтвердили и другое – прямое влияние занятий музыкой на развитие интеллекта ребенка.

Музыкальный слух включает в себя ряд компонентов – звуковысотный слух, мелодический, полифонический, гармонический, темброво-динамический, внутренний, то есть музыкально-слуховые представления. Очень важно не упустить развитие внутреннего слуха. В работе с маленькими детьми это одна из важнейших сторон работы педагога. Все дети рождаются с предпосылками музыкального слуха, и возможности его развития безграничны. Но успешное развитие слуха зависит от многих факторов, но особенно от как более возможно раннего погружения в мир музыки. Если один из компонентов музыкального слуха развит не достаточно, это сразу чувствуется в процессе обучения.

Существует и вокальный слух, то есть способность правильно интонировать, но его несовершенство часто компенсируется внутренним слухом.

Что же влияет на развитие различных компонентов слуха? Развитию гармонического слуха ученика более всего способствует освоение мажоро-минорной системы. Мелодический слух развивается лишь в том случае, если внимание направлено не на отдельные звуки, а на звукообразование интервалов. Проявляется он автономно, на основе развития гармонического слуха. На звуковысотный слух в значительной степени влияет сольфеджирование, особенно в сочетании с игрой. Для воспитания будущего пианиста особую роль играет слуховая чуткость к мельчайшим динамическим градациям, а также полифонический слух. Линеарность слухового мышления очень важна для развития ученика при игре на фортепиано.

Подушечки пальцев – один из наиболее чувствительных. Именно мелкие пальцевые движения устраняют у маленьких детей задержки речи и многие недостатки логопедического плана. Пропевание по очереди педагогом и учеником отдельных фраз отличное упражнение, которое способствует не только воспитанию слуха, но и исправлению речевых дефектов, тренирует дыхательный аппарат.

Музыкальность это отзывчивость ученика на эмоциональную сторону музыки. Далеко не у всех детей она выражена сразу. Она формируется под влиянием ярких и многообразных, жизненных, а также музыкальных впечатлений ребенка и развития его творческого воображения. При этом очень важна роль наблюдательности и личностных качеств ученика.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.