Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирование художественного образа.






На первом этапе происходит первоначальное формирование музыкального образа, зарождение исполнительского замысла пианиста. Ведущая роль принадлежит здесь воображению. Опора на реальное звучание необходима начинающим ученикам, но с возрастом, в работе с наиболее способными учениками педагог должен привлекать их внимание и к методам предварительного прочтения без инструмента, аппелируя только к чистому воображению и развитию внутреннего слуха.

Начальный этап работы обычно начинается с предварительного ознакомления с произведением. Некоторые педагоги считают, что необходимо проиграть самому новое произведение, другие, наоборот, высказывают опасения потери собственного представления ученика и не советуют делать этого. Очевидно, было бы ошибкой регламентировать этот процесс, ведь работа педагога с каждым учеником индивидуальна. Малышам, одно произведение лучше проиграть педагогу самому, другое, например полифоническое, лучше начать с учеником собирать по частям, более старший может принести и самостоятельный разбор, но, пожалуй, лучше всего комбинировать эти способы в работе с каждым учеником.

На этапе предварительного ознакомления с пьесой необходимо обратить внимание на название, авторские ремарки характера музыки, а также на собственные ассоциаций и конкретные образы ребенка. Это, как бы, первый осмотр архитектурного здания, предстающего нам еще в тумане.

 

3.

Именно из-за краткости этого периода и отсутствия его самостоятельной проработки с начинающими учениками некоторые педагоги не выделяют этот период в отдельный этап.

 

 

Этап подробной работы над музыкальным произведением.

1.

Этап подробной работы – это длительный по времени период работы. Преимущественное значение приобретает процесс автоматизации движений, которым предшествует момент тщательного отбора движений, наилучшим образом реализующих элементарно-двигательную сторону исполнительской задачи.

. Основные трудности начального этапа работы связаны с процессом разбора текста музыкального произведения. Прежде всего, это связано с медленным проигрываниемнотного текста, точным и осмысленным исполнением звуковысотных и метроритмических указаний, нахождением правильной интонаций. Как начинать разбор? Безусловно, более способные и грамотные могут и должны начинать разбор двумя руками, но при этом, на начальном этапе, неизбежны ошибки в аппликатуре и фразировке. Если же педагог сталкивается с трудностями разбора учеником текста, то следует предостеречь от слишком долгой детальной проработки текста отдельно каждой рукой, так как это затрудняет охват всего музыкального содержания. Как можно раньше необходимо стремиться к объединению отдельных коротких музыкальных фраз в каждой руке к их объединению. Знание же отдельно целиком правой и особенно левой руки лучше спросить на более позднем этапе работы.

На этом же этапе работы ученик должен усвоить фразировку, аппликатуру, исполнение трудных элементов трелей, пассажей, украшений, моменты распределения рук в пассажах и.т.д. Необходимо помнить, что бережное, грамотное отношение к тексту воспитывается с детства и является важнейшей задачей педагога.

Главная задача научить ученика работе над деталями, то есть сузить круг работы ученика. На этом пути педагога подстерегают многие трудности. Каким образом сохранить вниманиеученика к деталям и научить работе над ними, но в то же самое время не упустить связи этих деталей с вопросом целостности исполнения?

Прежде всего, педагог должен на уроках научить ученика некоторым способам работы. Это выработка умения останавливать игру при замеченных ошибках или сомнениях, не идти дальше, не разобравшись, не играть от печки. Возвращаться на одну фразу назад, на две, на три - методом наслоения, то есть выработать у ученика умение правильно дробить музыкальную ткань, не только по вертикали, но и по горизонтали.

Существуют дети с элементным мышлением и педагог должен учитывать это в своей работе, изменяя ее методы. Например, помогает с такими учениками при работе над одной фразой следом прорабатывать различные сочетания фраз.

Можно указать на вертикальное разделение текста двух типов - реальное, когда удаляется все мешающее пониманию ученика и мысленное, когда внимание направлено на какой-то определенный элемент музыкальной ткани. Разделение по горизонтали – другой тип работы, когда ставится задача научить ученика делению на фразы, а не на такты. Причем величина фразы диктуется вниманием и возрастом ученика, чем меньше его уровень, тем меньше объем данного прорабатываемого отрезка.

Важнейший вопрос, встающий перед педагогом, как сделать, чтоб при достаточно долгой детальной работе, особенно над техническими деталями, музыкальный образ не потускнел и не исчез из внимания ученика? Для этого педагог должен быть внимателен к нескольким моментам. Прежде всего, техническая работа не должна быть затянута по времени, для этого необходимо, чтоб все трудности, встречаемые в данном сочинении, ранее были изучены на других инструктивных произведениях. Следующий шаг, необходимо научить ученика работать в первую очередь над тем, что у него не получается, а не бесцельно играть все подряд, фиксировать свои ошибки и помнить их.

Почему так важно работать в медленном темпе? Медленный темп дает лучшее понимание деталей, их рельефность увеличивается, но что особенно важно, ведет к ослаблению двигательного автоматизма. Неумение играть медленно свидетельствует о том, что учеником

4.

владеет техника, а не он ей, что он не умеет медленно и выразительно мыслить, а сложность воспитания этого навыка у ученика, особенно маленького, очевидна.

На этом этапе работы очень важно научить ученика ставить себе конкретные цели и обдумывать их до игры, добиваясь от ученика вдумчивой и внимательной игры по нотам.

Опытный педагог не должен упускать и ритмические затруднения ученика, каждая ошибка в этой области – сигнал о том, что, очевидно, есть непонимание той или иной проблемы, требующей проработки на других примерах. Особенно полезно, как метод работы, поиграть самому, а ученика попросить посчитать вслух.

Наиболее грубыми ошибками на этом этапе работы являются ошибки в области высотности и ритма.

Для малышей на начальном этапе работы над музыкальным произведением, из-за особенностей их психического развития, существует ряд вспомогательных приемов. Это предварительный просмотр текста, чтение нот с названиями, сольфеджирование, простукивание ритма, беззвучная игра на крышке клавиатуры одним пальцем, а затем и с правильной аппликатурой, показ рельефа мелодии карандашом, устный показ и осознание артикуляции, динамики до того, как малыш приступает к игре на инструменте. Всё это существенно помогает осознанию разных задач, стоящих перед ребенком и способствует улучшению навыка разбора.

Другой особенностью начальной работы с малышами является то, что синкретическое, общее восприятие явлений, затрудняет работу с ними над деталями и все фазы работы над музыкальным произведением максимально сближены. Кроме того, существенно вырастает роль показа и объяснений педагога, вовлечение ребенка в обсуждение, обращение к его собственным представлениям и ассоциациям.

Педагогу также необходимо учитывать в своей работе с учеником очень важный фактор. Внутренний слух у начинающих занятия на фортепиано детей ещё недостаточно выявлен и развит, в связи с этим возрастает важность целенаправленной работы педагога и в этом направлении. Очень полезно играя, попросить ребенка последить глазами и показать, например, остановку, проанализировать с ним текст, повторы, различия, увеличивающие зрительный охват нотного текста.

Большую роль играет суммирование и устный анализ педагогом и самим учеником допущенных ошибок на уроке для самостоятельной домашней работы.

Начальный этап работы считается законченным, если ученик может в осторожном темпе, с небольшими замедлениями в трудных местах, с небольшим количеством поправочных остановок проиграть пьесу от начала до конца, но нет незамеченных и неосознанных ошибок в области чтения нот и ритма.

 

2.

Дальнейшая организация работы ученика очень ответственна. Перед учеником стоит ряд сложных задач - соединение игры по нотам и наизусть, преодоление двигательных трудностей, углубление выразительности, уточнение звучности, распределения звучности по вертикали и горизонтали, педализация, уточнение ритмики и движения, достижение единства темпа.

Разумеется, у каждого ученика есть свои индивидуальные особенности и свои специфические трудности, да и произведения, над которыми проводится работа, различны, поэтому педагогу необходимо владеть самыми разнообразными приемами и методами работы, постоянно расширяя и совершенствуя их. Ведь часто то, что помогло с одним учеником, противопоказано другому.

Педагог в этой стадии работы должен сконцентрировать свое внимание на самых слабых сторонах ученика. Научить ученика как можно скорее соединять разные типы работ - выучку на память, например, с выразительной игрой.

Работа над регулировкой звучности, над выразительностью – ювелирная работа и педагог должен посвятить этой важнейшей стороне много времени в классе, уделяя внимание достижению рельефности, контрастности, работе над кульминациями, окончаниями и цезурами.

Чрезвычайно важна работа над единством темпа, которая достигается путем сопоставления различных частей и деталей.

В работе над трудными техническими моментами необходимо научить ученика методу удлинения, влево и вправо, а также методу окружения той или иной технической прорабатываемой детали. Важно как можно скорее выучить эти трудные места на память. В плане

5.

технической работы распространена также работа над различными вариантами - это варианты ритмические, артикуляционные, силовые, то есть замедленная игра ровным форте, разной ньюансировкой и т.д. Ученик не должен смотреть на эту работу как на магическое средство, не злоупотреблять ею и лучше всего, если эти варианты посоветует и выберет педагог.

Самые серьезные проблемы возникают с заучиванием наизусть. Когда требовать и как научить запоминать музыкальный текст? Здесь важен и другой вопрос – сколько времени удерживается в памяти выученное произведение. Педагог в своей работе должен учитывать, что заучивание на память должно иметь место только после окончания стадии разбора музыкального произведения и совпадает примерно со стадией работы над техникой. Не существует абсолютно чистой слуховой, зрительной или моторной памяти, как правило, мы пользуемся всеми этими элементами памяти. Ведь естественное, непроизвольное запоминание часто подводит, необходимо сознательное закрепление интеллектуальными, логическими моментами, например, знание модуляционного плана, различий в репризе и экспозиции, в кадансовых оборотах, в различных приемах гармонизации одной и той же мелодической линии, а затем и зрительными компонентами.

Разумеется, все зависит от налаженности и самостоятельности ученика. Учащийся должен понять разницу над работой, которая проводится по нотам и исполнением без нот.

Особую важность приобретают требования педагога для проверки и закрепления знания наизусть. Первый метод работы это проверка умения ученика начать играть с любого места, с опорных пунктов, со второго предложения, с появления другой фактуры, с другой тональности. Трудность заключается в том, что для выполнения этого задания ученику надо быстро представить в уме всю пьесу и усилием воли, включить точный ход движения. Особенно важна эта проверка, когда ученик привыкает играть всю пьесу целиком.

Другой метод работы это повторение любого места изучаемого произведения после игры педагога.

Умение проиграть пьесу в медленном темпе, также чрезвычайно полезно, так как разрывается цепь моторных движений, что ведет к обнаружению непрочных участков и ослаблению двигательного автоматизма, так как цепь образов теряет отчетливость.

Полезно проверить знает ли ученик отдельно мелодию и аккомпанемент, а также левую руку на память. Как эффективный метод работы можно порекомендовать и изучение с конца по звеньям в обратном порядке отдельных трудных пассажей и мест.

С младшими учениками очень полезно проиграть окончание одной пьесы и начало следующей, что позволяет усилить сравнение разных по характеру и темпу музыкальных образов и научить ученика перестраиваться между ними.

Этот этап работы считается законченным, когда ученик может сыграть пьесу от начала до конца гладко, выразительно, наизусть, с хорошей звучностью. Необходимо помнить, что достижением правильного исполнения незаканчивается, а только начинается вся работа над музыкальным произведением.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.