Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Санитарно- гигиенические и эстетические условия труда
Рис. 7.9. Требования, предъявляемые к организации рабочего места менеджера Удобство мебели. Задача состоит в том, чтобы выбрать габариты и форму мебели с учетом антропометрических данных личности и удобно разместить ее на рабочем месте. Наличие средств оргтехники. Рабочее место должно быть оборудовано соответствующей оргтехникой, а следовательно, сОздана технология эффективного ее использования.. Рациональный режим труда и отдыха. Ненормированный рабочий день менеджера делает необходимым установление ему гибкого графика выхода на работу с учетом утомляемости человека. Рабочая нбделя менеджера чаще всего имеет продолжительность 60-80 ч. При этом работа, которую он выполняет в течение дня, огромна, а темп очень напряженный. Внешняя и внутренняя среда системы, которой руководит менеджер, постоянно находится в динамике и, если не принимать соответствующие решения вовремя, существует риск неудачи. На различные виды работ руководитель затрачивает неодинаковое время (рис. 7.10). Эргономика — наука, изучающая взаимодействие и приспособление человека и машины в конкретных условиях его деятельности.
Благоприятные санитарно-гигиенические и эстетические условия труда. В помещении должны быть оптимальными температурный режим, освещение, влажность воздуха, цвет стен, мебели И т.п. На основе детальных наблюдений было установлено чередование периодов высшей работоспособности и утомления управленческих работников в течение рабочего дня (рис. 7.11). Как видно из рис. 7.11, работоспособность человека меняется в течение рабочего дня и может быть разделена на
Рис. 7.11. График изменения работоспособности человека в течение рабочего дня три фазы. Длительность первой фазы (фаза врабатывания а) в зависимости от вида труда колеблется от нескольких минут до 1 ч. В завершении этой фазы организм работника переходит в так называемое «устойчивое состояние» Ъ, которое характеризуется наивысшей для данного индивида эффективностью и устойчивостью. Длительность этой фазы зависит от интенсивности труда, условий внешней среды и субъективного отношения человека к своей работе. Как правило, через 3-4 ч работоспособность начинает снижаться, внимание рассеивается, движения замедляются, возрастает число ошибок (фаза с). Обычно к этому периоду приурочивают обеденный перерыв d. После обеденного перерыва фазы и порядок их наступления повторяются. Наиболее ответственным моментом в работе по рационализации управленческого труда является планирование мероприятий по созданию благоприятных условий труда руководителей и специалистов организации. Они могут разрабатываться на различных уровнях управления (низшем, среднем и высшем). При этом важно учесть основные причины дефицита времени руководителя: (поглотители времени по JI.Зайверту): • отсутствие приоритетов в делах, нечеткая постановка целей; • стремление слишком много сделать за один раз; ,, • отсутствие представления о задачах и путях их решения; • незапланированные посетители, отрывающие от дел телефонные звонки; ' • плохое планирование рабочего дня, личная неорганизованность; • заваленный письменный стол; поиск записей; документации, адресов; • неудовлетворительная система хранения и доступа к документам; • недостатки разделения труда; • неспособность сказать «нет»; • отсутствие самодисциплины;. • неполная, запоздалая информация; • неумение довести дело до конца; • затяжные совещания, недостаточная Подготовка к обсуждениям и беседам; • посторонние разговоры на частные темы (болтливость), излишняя коммуникабельность; • отсутствие надежной коммуникации; • чрезмерность деловых записей, чрезмерное время на чтение; • синдром откладывания дел на потом; • желание знать все факты и вникать во все детали; • длительное ожидание приема у руководителя; • спешка и нетерпение; • слишком малое делегирование полномочий; • недостаточный контроль перепорученных дел. Поэтому организация рабочего дня должна соответствовать основному принципу: «Работа должна подчиняться мне, а не наоборот». Существует 23 правила, которые можно разделить на три группы: правила начала дня, основной части дня и конца дня. Правила начала дня: • начинать день в хорошем настроении; • обязательно позавтракать и без спешки идти на работу; • начинать работу по возможности в одно и то же время; • перепроверить план дня: вначале — ключевые задачи; • приступать к работе без раскачки; • согласовать план дня с секретарем; • утром заниматься сложными и важными делами. Правила основной части дня: • хорошая подготовка к работе; • влиять на фиксацию сроков; • избегать действий, вызывающих обратную реакцию; • отклонять дополнительно возникающие неотложные проблемы; • избегать незапланированных импульсивных действий; • своевременно делать паузы (соблюдать размеренный темп); • небольшие однородные задачи выполнять сериями; • рационально завершать начатое; • работать антициклично; • выкраивать спокойный час; > • контролировать время и планы. Правила завершения рабочего дня: • завершить несделанное; • контроль за результатами и самоконтроль;
• составить план на следующий день; • уходить домой с хорошим настроением; • каждый день должен побуждать эффективно трудиться в последующие дни. На основе изучения различных аспектов трудового процесса составляется комплексный план рациональной организации труда (табл. 7.1). В этом плане отражают мероприятия в соответствии с основными направлениями рациональной организации труда, принятой в фирме. На первом этапе готовится объект планирования и объем работ, цель проводимых мероприятий. На втором, наиболее трудоемком этапе изучается достигнутый уровень организации управленческого труда и вскрываются резервы повышения его производительности. Для этого используются фотография, хронометраж, моментные наблюдения, а при необходимости и киносъемка. Фотография рабочего дня руководителя состоит в наблюдении и замерах всех без исключения затрат времени на протяжении полного рабочего дня или его определенной части. Основное назначение этого процесса заключается в выявлении потерь рабочего времени и причин, их порождающих. С помощью хронометража изучают затраты рабочего времени на выполнение повторяющихся трудовых операций. Моментные наблюдения применяются для изучения труда специалистов, занятых выполнением практически одинаковой работы. Киносъемка процесса труда позволяет выявить узкие места организации труда. На заключительном, третьем этапе устанавливаются конкретные исполнители намеченных мероприятий и осуществляется контроль за выполнением запланированных - мероприятий. В конечном итоге все мероприятия по рациональной организации труда сводятся не столько к увеличению ресурсов на управление и усилению конкурентоспособности организации, сколько к повышению эффективности управленческого труда, а Значит, и управления организацией в целом. В этой связи в первую очередь должны рассматриваться затраты на управление организацией, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления, а также характером управленческого труда, т.е. эффективностью деятельности менеджера в процессе реализации интересов работников и достижения целей организации. В данном случае эффективность управленческого труда показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели и достигает запланированных результатов, т.е. результаты действий менеджера, соотнесенные с целью и затратами, — это и есть содержание эффективности управленческого труда. Таким образом, эффективность управленческого труда — один из основных показателей совершенствования менеджмента в целом, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Математически сказанное можно выразить следующим образом: 1) эффективность управленческого труда: э _ П где П — прибыль организации; Зу — затраты на управление; 2) численность управленческих работников: тл.. Т1У где Чу — численность управленческих работников; Ч — общая численность работников организации; 3) коэффициент затрат на управление: 3V 3 3 где Зу — затраты на управление; 3 *— общие затраты организации; 4) коэффициент затрат на управление на единицу выпускаемой продукции (услуг): К.„• = ——, оп где ОП — количество (объем) выпускаемой продукции (оказываемых услуг). 7.3. Культура управленческого труда Среди основных элементов менеджмента одним из наиболее ярких является управленческая культура. Слово «культура» (от лат. cultura) буквально означает воспитание, образование, развитие. В широком смысле термин «управленческая культура» употребляется для характеристики организационно-технических условий И традиций управления, профессионального и нравственного развития менеджера. В узком смысле культура управленческого труда может трактоваться как служебная этика руководителя. Осмысливая изложенное, управленческую культуру можно представить как совокупность типичных для менеджера ценностей, норм, точек зрения и идей, которые сознательно формируют образец его поведения. Новые условия хозяйствования, повышение образовательного уровня и зрелости менеджеров дали мощный толчок развитию управленческой культуры. Управленческие службы не только коренным образом изменили отношение к управленческой культуре, но и заняли активную позицию в формировании, изменении и использовании ее как фактора повышения конкурентоспособности, эффективности производства и управления организацией. Специфика культуры управленческого труда состоит в том, что в ее основе лежат определенные нормы, которые должны строго соблюдаться менеджером. Наиболее важные из них: . 1) юридические, которые отражены в государственно-правовых нормативных актах. Культура менеджера в этом смысле состоит в знании и выполнении юридических норм; 2) моральные — регулируют поведение менеджера в области нравственности и морали; 3) организационные — устанавливают структуру организации, состав и порядок деятельности функциональных подразделений и их руководителей (правила внутреннего распорядка и другие нормы организационного плана, принятые в организации); 4) экономические — регулируют экономическую деятельность организации. 7—Кабушкин Имеются и другие виды норм (технические, эстетические и т.п.), которые определенным образом формируют управленческую культуру. В итоге образуется совокупность элементов, аттестующая деятельность менеджера в рамках культуры управленческого труда (рис. 7.12).
Личная культура. Включает в себя уровень квалификации, этическое воспитание, личную гигиену и внешний вид, форму обращения к подчиненным и т.п. Культура содержания рабочего места. Отдельные менеджеры считают, что в процессе работы необходимо, чтобы все находилось «под рукой», и с этой целью на рабочий стол выкладывают всю имеющуюся документацию. Это неправильно. При таком подходе трудовой процесс сильно затрудняется: уменьшается рабочая площадь стола; трудно сосредоточиться на каком-либо одном деле; ухудшаются санитарно-гигиенические условия; легко потерять нужные в данный момент документы и т.п. Следует считать идеальным такой порядок на рабочем столе, когда на нем находятся лишь необходимые в данный момент документы. Кроме того, в служебном помещении необходимо своевременно проводить уборку, заменять вышедшую из строя мебель. Рациональное распределение рабочего времени. Рациональная организация труда менеджера немыслима без четкого представления о том, что он делает, когда он это делает, сколько времени затрачивает на различные виды работ. Речь идет о строгом планировании личной работы но следующим направлениям: • работа с документами; • работа с кадрами; • решение социально-экономических вопросов; • решение коммерческих вопросов; • совещания, переговоры; • непроизводительные затраты времени; • неуточненное время. Руководителю в то же время следует иметь в виду, что он должен учитывать и планировать не только рабочее, но и свободное время. Культура в работе с письмами. Сюда входят обязательная регистрация писем, определенные сроки их рассмотрения, персональная ответственность руководителя за своевременное и правильноереагирование на них, обязательный ответ на каждое письмо. Культура проведения массовых мероприятий. Речь идет прежде всего о культуре проведения различного рода совещаний, переговоров и бесед. Организационная культура руководителя. Она определяет степень владения знаниями теории управления, методами организаторской работы, опыт, навыки, умение осуществлять разнообразные организационные процедуры, составляющие значительную часть рабочего времени менеджера. К числу организационных процедур можно отнести подбор и расстановку кадров, работу с кадрами; разработку организационных норм и нормативов, планов личной работы; постановку задач и доведение их до исполнителей, распорядительство, контроль исполнения и др. Культура приема посетителей. Она предполагает соблюдение правил и требований при приеме работников как по личным, так и по служебным вопросам. Как организовать прием посетителей? Некоторые руководители считают, что двери их кабинетов открыты для посетителей в любое время, когда они на месте (принцип •открытых дверей»). Такой подход оправдывает себя, если руководитель имеет в своем подчинении всего несколько человек. Другие устанавливают для приеМа определенные дни и часы. Такая практика наиболее распространена. Если руководитель по каким-то причинам не может проводить прием, то это не значит, что прием следует перенести на другое время. Прием должен осуществлять кто-либо другой (как правило, один из заместителей). Идти на срыв приема руководитель не должен ни при каких обстоятельствах. Для небольших предприятий прием может осуществляться без предварительной записи. Культура речи. Около 80 % рабочего времени менеджера связано с контактами с людьми. Поэтому умение говорить (общаться) является важной составной частью культуры труда менеджера. Вопросы и задания для повторения 1. В чем отличие управленческого труда от других видов трудовой деятельности? 2. Дайте характеристику принципам рациональной организации труда менеджера. 3. Назовите и дайте краткую характеристику основным направлениям рациональной организации труда менеджера. 4. Дайте характеристику требованиям, предъявляемым к организации оплаты и стимулирования труда. 5. В чем суть тарифной системы оплаты труда? 6. Охарактеризуйте формы оплаты и стимулирования труда. 7. Назовите и дайте характеристику составным частям зарплаты работников (минимальная ставка, базовая ставка, переменная часть). 8. Назовите и поясните (желательно на конкретных примерах) принципы оплаты и стимулирования труда. . 9. По каким направлениям происходит разделение управленческого труда в трудовом коллективе? 10. В чем суть и назначение кооперации труда? 11. Какую роль в рациональной организации труда менеджера играют средства оргтехники?, 12. Охарактеризуйте средства огтехники, применяемые менеджерами. 13. Для чего нужно нормировать труд управленческих работников? Назовите методы*нормирования и виды норм. 14. Назовите и дайте характеристику принципам рациональной организации управленческого труда. 15. В чем суть делегирования полномочий? 16. Охарактеризуйте требования, предъявляемые к организации рабочего места менеджера. 17. Kslk вы понимаете термин «культура управленческого труда»? 18. Назовите и дайте характеристику составным элементам культуры управленческого труда. 19. Проведите расчеты оплаты труда различным категориям работников (цифры условные), применяя повременную, сдельную и премиальную системы оплаты труда. 20. Составьте проект рабочего места менеджера любого уровня управления и оснастите его необходимыми средствами оргтехники: • подберите мебель, инвентарь, оргоснастку, средства связи; • определите для себя зону наибольшей досягаемости; • вычертите план своего рабочего места. 21. Сделайте описание художественного оформления интерьера своего рабочего кабинета (места) по следующей схеме: • окраска стен, пола, потолка; • цвет штор и обивка мебели; • декоративное оформление (светильники, ковер, художественные произведения, изделия прикладного искусства и т.д.). 22. Опишите оборудование для поддержания на рабочем месте оптимальных санитарно-гигиенических норм и условия для психологической разгрузки (цвето-световой интерьер, функциональная музыка, наличие флоры и фауны в специально отведенных местах и пр.). ГЛАВА 8 УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ • Содержание и виды управленческих решений • Процесс принятия решений • Методы принятия решений ' • Индивидуальные стили принятия решений • Условия эффективности управленческих решений • Организация и контроль выполнения решений 8.1. Содержание и виды управленческих решений Каждый человек в течение дня принимает десятки, а на протяжении жизни — тысячи решений. Некоторые из них весьма индивидуальны: где пообедать? что делать? и т.п. Другие решения более сложны и требуют тщательного обдумывания. Хотим мы этого или не хотим, все мы принимаем решения. Однако для менеджера принятие решений — это постоянная и весьма ответственная работа. Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поскольку принятые решения касаются не только менеджера, но и других людей и во многих случаях всей организации, понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для каждого, кто хочет добиться успеха в области управления. Одним из показателей деятельности менеджера является его способность принимать правильные решения. Так как менеджеры выполняют четыре функции управления, они реально имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из них. (планирование, Организация, мотивация и контроль). Выработка и принятие решений — это творческий процесс в деятельности руководителей. Он, как правило, включает ряд стадий: • выработку и постановку цели; • изучение проблемы; • выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемых решений; • рассмотрение вариантов решений; • выбор и окончательное формулирование решения; • принятие решения; • доведение решений до исполнителей; • контроль за выполнением решений. Под управленческим решением понимают выбор альтернативы; акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. В итоге управленческое решение представляется как результат управленческой деятельности. В более широком понимании управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач, т.е. это форма реагирования менеджера на какое-либо изменение в системе управления организацией. Виды управленческих решений. Управленческие решения можно классифицировать по многочисленным признакам, однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение. Обычно решения принимаются в обстановке определенности либо неопределенности (риска). Однако Некоторые авторы рассматривают риск и неопределенность, а также решения, принимаемые в таких условиях, раздельно. В условиях определенности менеджер сравнительно уверен в результатах каждой из альтернатив. В обстановке риска (неопределенности) максимум, что может сделать менеджер, это определить вероятность успеха для каждой альтернативы. В данном случае Важное значение имеют собственная культура, ценности и традиции организации. Сотрудники подвергаются воздействию культуры организации и поэтому не рассматривают варианты решений вне ее. * Существуют и другие критерии классификации управленческих решений: • по сроку действия последствий: решения долго-, средне- и краткосрочные; • по частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся; • по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные; • по форме подготовки: единоличные, групповые и коллективные; • по сложности: простые и сложные; по жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические. Контурные решения лишь приблизительно обозначают схему действия подчиненных и дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления. Структурированные предполагают жесткое регламентирование действий подчиненных. Инициатива же с их стороны может проявляться лишь в решении второстепенных вопросов. Алгоритмические предельно жёстко регламентируют деятельность подчиненных и практически исключают их инициативу. Определенный интерес представляет классификация управленческих решений, данная М. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоури, выделившими организационные, интуитивные и рациональные решения. Организационное решение — это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель организационного решения — обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Организационные решения можно разделить на две группы: 1)запрограммированные; 2) ^запрограммированные. В запрограммированном решении число возможных альтернатив ограниченно и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Незапрограммированные решения — это решения, требующие в определенной мере новых ситуаций; они внутренне не структурированы или СОпряжены с неизвестными факторами. К числу ^запрограммированных можно отнести решения по следующим вопросам: какими должны быть цели организаций? как улучшить продукцию? как усовершенствовать структуру? и т.п. • ■. На практике немногие управленческие решения оказываются запрограммированными или незапрограмми- рованными в чистом виде. По сути процесс принятия организационных решений весьма тесно связан с процессом управления организацией в целом. Интуитивные решения подразумевают выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен; решения, основанные на суждениях, — выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Рациональное решение отличается от других тем, что не зависит от прошлого опыта. Оно обосновывается с помощью объективного аналитического процесса. Подходы к принятию решений. В управленческой практике сложились два основных подхода к принятию решений: индивидуальный и групповой. В рамках индивидуального подхода наибольшую значимость приобретает централизация принятия решений. Имеется в виду, что большая часть решений в организации принимается в высшем звене управления и, как правило, одним или небольшой группой менеджеров. При групповом подходе менеджер любого управленческого уровня привлекает к принятию решения служащих. В этом случае менеджер высшего уровня управления, ответственный за принятие данного решения, делегирует полномочия (передает ответственность по принятию решения) на самый низкий управленческий уровень. Этот подход защищает главных менеджеров от возможности увязнуть в решении мелких ежедневных проблем. Главное преимущество данного подхода состоит в том, что ответственность и власть передаются работникам более низких уровней управления, что увеличивает эффективность принятого решения, ибо оно напрямую затрагивает их интересы. При рассмотрении процессов принятия решений следует учитывать два момента: 1) принимать решения, как правило, сравнительно легко, но принять хорошее решение трудно; 2) принятие решения — это психологический процесс, поэтому неудивительно, что способы, используемые/руководителем для принятия решений, варьируются от спонтанных До высокологических. Поэтому можно утверждать, что процесс принятия решения имеет интуитивный, основанный на суждениях, и рациональный характер. 8.2. Процесс принятия решений В процессе принятия решения менеджеру необходимо дать ответы на следующие вопросы: что делать? как делать? кому поручить работу? для кого делать? где делать? что это дает? Процесс принятия решений сложен и многосторонен. Он включает ряд стадий и операций. Вопросы о том, сколько и какие стадии должен пройти процесс принятия решений, каково конкретное содержание каждой из них, — спорные и неодинаково решаются менеджерами. Это зависит от квалификации руководителя, ситуации, стиля руководства и культуры организации. Важно, чтобы каждый менеджер понимал сильные стороны и ограничения каждого подхода и процедуры принятия решения и умел выбрать лучший вариант с, учетом ситуации и собственного стиля управления. Классический подход к принятию управленческого решения состоит в соблюдении определенной процедуры и выполнении обязательных действий (рис.8.1).
1. Постановка проблемы. У истоков любого решения находится проблемная ситуация, требующая Своего разрешения. Задача менеджера на. этом этапе Состоит в анализе проблемной ситуации, т.е. в определении симптома «болезни», изучении положения дел и целей, предварительной формулировке критериев решения; Таким образом, процесс постановки проблемы состоит в ее обнаружении и оценке. Обнаружение проблемы — это осознание того, что возникло отклонение от первоначально установленных планов. Источники, из которых менеджер может узнать о существовании проблемы, включают в себя личный обзор и анализ информации, общественное мнение и т.д. Мнение других менеджеров и подчиненных тоже является важным источником при обнаружении проблемы., Оценка проблемы — это установление ее масштабов и природы тогда, когда проблема обнаружена. Определение масштабов проблемы не означает нахождения ее причины и источника. Речь идет лишь об оценке размера средств, необходимых для ее решения, и степени ее серьезности. 2. Выявление ограничений и определение альтернатив. Причиной проблемы могут быть находящиеся вне организации силы (внешняя среда), которые менеджер не в силах изменить. Ограничения такого рода сужают возможности принятия оптимальных решений. Поэтому необходимо определить источник и суть ограничений и наметить возможные альтернативы, т.е. целесообразно выявить все возможные действия, устраняющие причины проблемы. 3. Принятие решения. На этой стадии разрабатываются альтернативные решения, дается их оценка и отбирается альтернатива с наиболее благоприятными общими последствиями. 4. Реализация решения. Процесс не заканчивается выбором альтернативы. На стадии реализации принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, т.е. ценность решения состоит в том, что оно осуществлено (реализовано). 5. Контроль за исполнением решения. В процессе контроля выявляются отклонения и вносятся поправки, помогающие реализовать решение полностью. С помощью контроля устанавливается своего рода, обратная свя: зь между управляющей и управляемой системами. 8.3. Методы принятия решений Все методы принятия управленческих решений можно разделить на три группы (рис. 8.2).
1. Неформальные (эвристические) методы принятия решений. Управленческая практика свидетельствует о том, что при принятии и реализации решений определенная часть руководителей использует неформальные методы, которые ч основываются на аналитических способностях лиц, принимающих управленческие решения. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителем путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта. В большей части неформальные методы базируются на интуиции менеджера. Их преимущество состоит в том, что решения принимаются оперативно, недостаток — неформальные методы не защищают от выбора ошибочных (неэффективных) решений, поскольку интуиция иногда может подвести менеджера. 2. Коллективные методы обсуждения и принятия решений. Основным моментом в процессе коллективной работы над принятием управленческих решений является определение круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители, и исполнители. Главными критериями формирования такой группы являются компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т.п. Наиболее распространен такой метод коллективной подготовки управленческих решений, как «мозговой штурм», или «мозговая.атака» —совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений. Если предстоит решение сложной проблемы; -.то собирается группа людей, которые предлагают любые пришедшие им в голову решения определенной проблемы. Основное условие «мозгового штурма» — создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Чтобы этого добиться, запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы на первый взгляд фантастической она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами (рис. 8.3).
Метод Дельфы получил название от греческого города Дельфы, прославившегося жившими там Мудрецами — предсказателями будущего. Метод Дельфы — это много- туровая процедура анкетирования. После каждого тура данные анкетирования дорабатываются и полученные результаты сообщаются экспертам с указанием расположения оценок. Первый тур анкетирования проводится без аргументации, во втором — отличающийся от других ответ подлежит аргументации или же эксперт может изменить оценку. После стабилизации оценок опрос прекращается и принимается предложенное экспертами или скорректированное решение. Суть японской, так называемой кольцевой системы принятия решений — «кингисё» состоит в том, что проект новшества передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов: • принципа большинства голосов — выбирается то решение, которое имеет наибольшее число сторонников; • принципа диктатора — за основу берется мнение одного лица группы. Этот принцип характерен для военных организаций, а также для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах; • принципа Курно — используется в том случае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов. В этом случае необходимо Найти такое решение, которое бы отвечало требованию индивидуальной рациональности без ущемления интересов каждого в отдельности; • принципа Парето — используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию. В этом случае оптимальным будет такое решение, которое невыгодно менять сразу всем членам группы, поскольку оно объединяет их в достижении общей цели; • принципа Эджворта — используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение. Зная предпочтения коалиций, можно принять оптимальное решение, не нанося ущерба друг другу. 3. Количественные методы принятия решений. В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки (с помощью ЭВМ) больших массивов информации. В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают: • линейное моделирование — используются линейные зависимости; • динамическое программирование — позволяет вводить дополнительные переменные в процессе решения задач; • вероятностные и статистические модели — реализуются в методах теории массового обслуживания; • теорию игр — моделирование таких ситуаций, принятие решения в которых должно учитывать несовпадение интересов различных подразделений; • имитационные модели — позволяют экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним. 8.4. Индивидуальные стили принятия решений Личность всегда отражается в собственном решении. В этом смысле определенный интерес представляет личностный профиль управленческого решения, т.е. та совокупность индивидуальных особенностей руководителя, которую несут с собой его решения. В науке выделены следующие разновидности личностных профилей решений. 1. Решения уравновешенного типа — свойственны людям, которые приступают к проблеме с уже сформулированной исходной идеей, возникшей в результате предварительного анализа условий и требований задачи. Уравновешенность проявляется в том, что выдвижение гипотез и их проверка одинаково привлекают внимание человека. Подобная тактика принятия решений наиболее продуктивна. 2. Импульсивные решения — характерны для людей, у которых процесс построения гипотез резко преобладает над действиями по их проверке и уточнению. Такой человек относительно легко генерирует идеи, но мало заботится об их оценке. Это приводит к тому, что процесс принятия решений проходит скачкообразно, минуя этап обоснования и проверки. В практической работе импульсивность решений может привести к тому, что руководитель будет стремиться внедрить в жизнь решения, которые недостаточно осмыслены и обоснованы. 3. Инертные решения — являются результатом очень неуверенного и осторожного поиска. После проявления исходной гипотезы ее уточнение идет крайне медленно. Оценки сверхкритичны, каждый свой шаг человек проверяет неоднократно. Это ведет к растягиванию во времени процесса принятия решений. 4. Рискованныерешения — напоминают импульсивные, но отличаются от них некоторыми особенностями индивидуальной тактики. Если импульсивные решения перескакивают через этап обоснования гипотезы, то рискованные его все же не обходят, но к оценке человек приходит лишь после того, как обнаружена несообразность. В итогеt хотя и с опозданием, элементы построения гипотез и их проверки уравновешиваются. 5. Решения осторожного типа — характеризуются особой тщательностью оценки гипотез, критичностью. Человек, прежде чем прийти к выводу, совершает множество разнообразных подготовительных действий. Решениям осторожного типа присуща упреждающая оценка. Осторожные люди более чувствительны к отрицательным последствиям своих действий, чем к положительным. Их больше пугают ошибки, чем радуют успехи. Поэтому тактическая линия осторожных — избежать ошибок. Для импульсивных, к примеру, характерна противоположная тактическая линия: они ориентируются на успех и менее чувствительны к неудачам. 8.5. Условия эффективности управленческих решений Проблема выбора менеджером альтернативы — одна из важнейших в современной науке управления, но не менее важно принять эффективное решение. Чтобы управленческое решение было эффективным, должен учитываться ряд факторов (рис. 8.4).
1. Иерархия в принятии решений — делегирование полномочий по принятию решения ближе к тому уровню, на котором имеется больше необходимой информации и который непосредственно участвует в реализации принятого решения. В этом случае исполнителями решения являются сотрудники смежных уровней. Контакты соподчиненными, находящимися более чем на один иерархический уровень ниже (выше), не допускаются. 2. Использование целевых межфункциональных групп члены таких групп отбираются из различных подразделений и уровней организации., 3. Использование непосредственных (прямых) горизонтальных связей при принятии решений. В данном случае (особенно на начальной стадии процесса принятия решения) сбор и обработка информации осуществляются без обращения к вышестоящему руководству. Такой цодход способствует принятию решений в более короткие сроки, повышению ответственности за выполнение принятых решений. 4. Централизация руководства при принятии решения. Процесс принятия решения должен находиться в руках одного (общего) руководителя. В данном случае формируется иерархия в принятии решений, т.е. каждый низший руководитель решает проблемы (принимает решения) со ОЮКМ'ЯвЦОорвдственным руководством, а не с вышестоящим, минуя своего непосредственного начальника. Как уже отмечалось, выбор лучшего варианта решения ведется путем последовательной оценки каждой из предлагаемых альтернатив. Определяется, насколько каждый вариант решения обеспечивает достижение конечной цели организации. Этим и обусловливается его эффективность. Решение считается эффективным, если оно отвечает требованиям, вытекающим из решаемой ситуации и целей организации (рис. 8.5): • эффективность — решение должно наиболее полно обеспечивать достижение поставленной организацией цели; • экономичность — решение должно обеспечивать достижение поставленной цели с наименьшими затратами; • своевременность — речь идет о своевременности не только принятия решения, но и достижения целей. Ведь когда решается проблема, события развиваются. Может получиться так, что прекрасная идея (альтернатива) устареет и потеряет смысл в будущем; • обоснованность — исполнители должны быть убеждены, что решение обоснованно. В связи с этим нельзя путать фактическую обоснованность и ее восприятие исполнителями, понимание ими аргументов, побуждающих менеджера принять именно такое решение; • реальность — нельзя принимать нереальные, абстрактные решения. Такие решения вызывают досаду и разделение исполнителей и в своей основе неэффективны. Принятое решение должно соответствовать силам и средствам коллектива, его выполняющего. В достижении эффективности решений особую роль играют методы доведения принятых решений до исполните-
лей. Доведение решений до исполнителей начинается обычно с расчленения альтернативы на групповые и индивидуальные задания и подбора исполнителей. В результате каждый сотрудник получает конкретное задание, Которое находится в прямой зависимости от его служебных обязанностей и ряда других объективных и субъективных факторов. Считается, что умение передать задачи исполнителям является главным источником эффективности принятого решения. В связи с этим выделяют четыре основные причины невыполнения решений: 1) решение было недостаточно четко сформулировано менеджером; 2) решение было ясно и четко сформулировано, однако исполнитель его плохо уяснил; 3) решение было четко сформулировано и исполнитель его хорошо уяснил, но у него не было необходимых условий и средств Для его выполнения; 4) решение было грамотно сформулировано, исполнитель его усвоил и имел все необходимые средства для его выполнения, но у него не было внутреннего согласия с вариантом решения, предложенным менеджером. Исполнитель в данном случае может иметь свой, более эффективный, по его мнению, вариант решения данной проблемы. Изложенное свидетельствует о том, что эффективность решения зависит не только от его оптимальности, но и от формы доведения до исполнителей (оформления решений) и личностных качеств руководителей и исполнителей. Организация исполнения принятых руководством организации решений как специфическая деятельность менеджера предполагает, что он держит решения в поле зренйя, находит способ влияния на них, управляет ими. Команда «приступить к исполнению решения» не может быть дана раньше, чем у руководителя будет уверенность, что все звенья, участвующие в исполнении, правильно поняли свои задачи и имеют все средства для их выполнения. Главный смысл всей работы по доведению задач до исполнителей состоит в том, чтобы построить в сознании некий образ (технологию) будущей работы по выполнению управленческого, решения. Первоначальное впечатление о будущей работе формируется у исполнителя при получении и восприятии задания. После этого идея (модель задания) уточняется, обогащается посредством ее адаптации к реальным и объективным условиям внутренней и внёш- ней среды. На этой основе и разрабатывается технология выполнения решения (идеальная модель деятельности исполнителя по выполнению задания менеджера). Следует иметь в виду, что для того, чтобы модель деятельности исполнителя была выполнена в соответствии с первоначальной идеей менеджера, к ней (модели) предъявляют ряд требований (рис. 8.6).
1. Полнота модели решения описывает ее соответствие, с одной стороны, замыслу руководителя, его рёшению и поставленным им задачам, а с другой — содержанию, структуре и условиям исполнительской деятельности. Идеальным вариантом является такая полнота модели, при которой она будет настолько развернута, что еще до начала работы исполнитель мысленно может представить себе все тонкости предстоящей деятельности. 2. Мотивация модели решения. Известно, что понимание решения и усвоение его идеальной модели не в полной мере обеспечивают должную мобилизацию сил исполнителей, поэтому и нужно мотивировать их деятельность. Воздействие на мотивы, побуждающие исполнителей к проявлению активности, внутренней потребности и выполнению заданий, — основной смысл мобилизации трудового коллектива на выполнение принятых руководством организа- ции решений. -- 3. Стрессоустойчивостъ и прочность модели предполагают способность исполнителя четко реализовать план действий, сложившийся в его сознании, в любых сложных ситуациях. 4. Глубина отражения характеризует оперативную модель с точки зрения представленности в ней всей динамики предстоящей деятельности. 5. Согласованность модели решения связана с тем, что исполнитель чаще всего выполняет решение в одиночку. Поэтому его действия должны согласовываться по задачам, времени, месту и т.п. с другими исполнителями. 6. Точность модели необходима, потому что если задача ставится абстрактно, в общем виде, то она не выполняется вообще или выполняется формально. Система управления, в которой точность формирования оперативных моделей решения не стала законом, по существу распадается. 7. Гибкость модели — критерий, который как бы противоречит всем указанным выше. Очевидно, что абсолютно жесткий, не поддающийся образ может быть приемлемым в застывших и неизменных структурах, которых в природе и обществе нет и быть не может. Проблема в том, чтобы выбрать оптимальное соотношение между стабильностью (неподвижностью) и гибкостью модели. 8.6. Организация и контроль выполнения решений Организовать выполнение решения — задача не из легких, требующая знания людей, их возможностей, сил, средств* и методов исполнения. Организация выполнения решений — специфическая деятельность руководителя, завершающая управленческий цикл. И если на этапе подготовки и принятия решения руководитель оперирует идеальными отображениями предметов и явлений, то в процессе организации исполнения решения он сталкивается с реальной ситуацией, которая чаще всего отличается от идеальной. Недостаточно опытный руководитель, мысленно оперирующий вещами и событиями, привыкает к легкости манипулирования идеальными представлениями и неосознанно допускает свободную манеру обращения с реальными ситуациями. В результате такого менеджмента принимае Это разные вещи, ибо организацию выполнения решений также нужно организовывать. Исполнители должны получить четкую информацию о том, кто, где, когда и какими средствами должен осуществлять действия, соответствующие принятому решению. Необходимо разработать план его реализации, которым предусматривается система мер, обеспечивающих достижение целей решения с минимальными издержками. Одним из механизмов, обеспечивающих успешное выполнение решений, является установление и структуризация коммуникаций в фирме. Задача состоит в оптимальном построении структуры коммуникаций управленческих работников и исполнителей. Структуры таких коммуникационных сетей могут быть различными, а связи между передающей стороной (коммутатором-руководителем) и воспроизводящей стороной (исполнителем) могут существенно различаться. В связи с этим можно выделить наиболее часто встречающиеся в организации коммуникации: цепочную, многосвязную, звездную и иерархическую. При цепочной структуре коммуникаций (рис. 8.7) решение, передаваемое с одного конца цепочки в другой, становится известно всем исполнителям и всеми обсуждается. Все связи в такой коммуникации одинаковы, а командный стиль руководства отсутствует. Такая структура взаимоотношений распадается, если нарушается связь между двумя участниками коммуникации. В многосвязной структуре коммуникаций (рис. 8.8) все ее участники связаны между собой. Ее отличает достаточная устойчивость и скорость передачи информации. От- £ > < Й О ' \ ' ч У ч. ■ «■ Рцс. 8.7. Цепочная структура коммуникаций ш
|