Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Условный рефлекс - СМ. Рефлекс.






УСПЕШНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -характеристика деятельности, включающая в себя производительность тру­да, качество продукции, скорость, без­ошибочность трудовых действий и др. При оценке У. д. следует учитывать так­же физиологические затраты, которые необходимы для решения профессио­нальной задачи. У, д. тесно связана с ин­теллектуальной, мотивационной и эмо­ционально-волевой сферой личности, она зависит также от индивидуальных психофизиологических качеств. Подбор критериев У д. осуществляется на основании ее изучения и последующего психофизиологического анализа. В об­щем случае выделяются два вида оценоч­ных критериев — прямые и косвенные. С помощью прямых критериев можно не­посредственно оценить результаты дея­тельности. К ним относятся точность и скорость выполнения трудовых приемов и операций, составляющих структуру профессиональной деятельности; ошибки в работе; производительность труда. Прямые показатели У д. оцениваются с использованием трех групп методик — элементарных, операционных и интег­ральных. С помощью элементарных ме­тодик проводится оценка одного закон­ченного, но наиболее простого элемента операции. Применение операционных методик связано с оценкой участка алго­ритма работы специалиста, характеризу­ющего выполнение комплекса элемен­тарных операций. Интегральные методи­ки оценивают законченный алгоритм ра­боты. При этом полностью сохраняются мотивы, определяющие реальную тру­довую деятельность. У некоторых видов деятельности отсут­ствуют прямые показатели ее успешнос­ти. К ним, напр., относятся многие виды операторской деятельности. При оценке У. д. в этих случаях исполь­зуются косвенные показатели. К ним от­носятся т. н. рабочие тесты, т. е. стандар­тизованные задания, которые являются элементами трудовых операций: аппарат­ные методы исследования с исполь­зованием специальных средств (тренаже­ров, макетов и т. п.), моделирующих ту или иную профессиональную деятель­ность; оценки по специальной подготов­ке, стандартизованные характеристики, дающие исчерпывающую информацию об уровне профессиональной подготовленности оператора (теоретические зна­ния, практические навыки), его общем развитии, дисциплине и т. д. с количе­ственной оценкой соответствующих ка­честв.

УСТАЛОСТЬ — комплекс субъективных переживаний, способствующих раз­витию утомления: его субъективное ощущение. У характеризуется чувствами слабости, вялости, бессилия, ощущени­ями физического дискомфорта, осо­знанием нарушений в протекании пси­хических процессов, потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности, негативны­ми эмоциональными реакциями. У. мо­жет возникнуть и при длительном вы­полнении однообразной деятельнос­ти. Однако возможна и парадоксальная У, не связанная с утомлением, как и от­сутствие У. у объективно утомленного человека.

УСТАНОВКА — готовность восприни­мать или действовать определенным об­разом в определенной ситуации. Разли­чают актуальную и фиксированную У Ак­туальная У прекращает действовать сразу после завершения регулируемого дей­ствия, и ее сменяет другая. Фиксирован­ная У возникает на основе потребности, многократно реализующейся в одной и той же ситуации. После окончания дей­ствия такая У. не исчезает, а переходит в «потенциальное состояние» готовности действовать таким же образом при усло­вии возникновения того же сочетания потребности и ситуации. В зависимости от потребности, на базе которой форми­руется У, выделяются элементарные (психофизические) неосознаваемые У, формирующиеся на основе потребностей жизнеобеспечения и реализуемые в про­стейших предметных ситуациях, и соци­альные У, возникающие под воздействи­ем внешних (социальных) потребностей и сложных социальных ситуаций и на­правленные на социально значимые объекты.

Функции У, ее эффекты и содержание раскрываются при изучении ее роли в ре­гуляции деятельности. В зависимости от того, на какой объективный фактор дея­тельности направлена У (мотив, цель, ус­ловия деятельности), выделяются три иерархических уровня регуляции дея-

Ф

 

ФАЗНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ (фазный характер восприятия) — изменение сте­пени условий восприятия (их ухудшени­ем или улучшением). Единая трактовка возможных фаз: 1) грубое различие об­щих пропорций предмета и его положе­ния; 2) «мерцание» формы предмета; 3) различение резких перепадов конту­ров (грубое различение основных дета­лей); 4) глобально-адекватное различе­ние формы; 5) оптимальное восприятие; образ становится дифференцированным, контур отражается в полноте его деталей. Конкретные характеристики каждой фазы зависят от сложности контура и ус­ловий восприятия (см. также Микрогенез восприятия).

ФАЗОВОЕ СОСТОЯНИЕ - функцио­нальное состояние, при котором соот­ношение между стимулом и реакцией ха­рактеризуется нарушением правил сило­вых отношений. Различаются четыре вида Ф. с., или фаз: 1) уравнительная — отсут­ствие различий в выраженности ответа на слабый и сильный раздражители; 2) тор­мозная — возникновение реакции только на сильный раздражитель; 3) парадоксаль­ная — возникновение ответа только на слабый раздражитель, тогда как сильный вызывает торможение в центральных зве­ньях рефлекторной дуги; 4) ультрапара­доксальная — положительный условный сигнал вызывает торможение, а тормоз­ной — возбуждение.

ФАЗЫ РАБОТОСПОСОБНОСТИ - см. Работоспособность.

ФАКТОР РИСКА — психогенный фак­тор измененных (непривычных) условий существования, характеризующийся на­личием угрозы для жизни. Ф. р. оказывает существенное влияние на переживания человеком экстремальных ситуаций. На этапе стартового психического напря­жения появляется психическая на­пряженность, которая объективизируется в мимике, речевой активности, глубине сна, изменениях регистрируемых физи­ологических функций. В происхождении и развитии стартового напряжения при наличии Ф, р. четко прослеживается, с од­ной стороны, неуверенность в надежнос­ти технических систем, с другой — «про­игрывание» в умственном плане вероят­ности возможных аварийных ситуаций. У людей, попадающих в измененные ус­ловия впервые, сразу же после пре­одоления психологического барьера пси­хическая напряженность сменяется по­вышенным настроением, доходящим до эйфории и психомоторного возбуждения. В генезе смены эмоционального лежат как психологическое снятие информационной неопределенности, так и физиологические (эмоциональное разрежение) механизмы. На этапе неустойчивой психической де­ятельности в условиях аварийных ситуа­ций могут возникать необычные психи­ческие состояния, проявляющиеся в фор­ме ажитации (чрезмерно сильного воз­буждения) и кратковременного ступора (резкой угнетенности, выражающейся в неподвижности и молчании). В генезе развития аффективных состояний просле­живаются неподготовленность человека к деятельности в условиях угрозы для жиз­ни, астенизация нервной системы, а так­же неожиданность возникновения ава­рийной ситуации. На этапе глубоких пси­хических изменений развиваются аффек­тивные неврозы в виде страха, выражен­ных двигательных возбуждений и дли­тельного ступора, которые могут приво­дить к неадекватным реакциям. Следстви­ем этого является увеличение вероятнос­ти неблагоприятного исхода, в частности катастроф и аварий.

ФАКТОР СЛОЖНОСТИ (операторской деятельности) (от лат. — делающий, производящий) — существенное обстоя­тельство, причина, влияющая на слож­ность осуществления деятельности. Ф. с. могут быть внешними и внутренними. Обычно при исследовании деятельности оператора рассматривают внешние Ф. с. (см. Сложность деятельности оператора), для этого разработаны различные класси­фикации внешних факторов, влияющих на деятельность оператора (А. И. Прохо­ров, Ю. Г Фокина и др.). Составленные ими и другими авторами классификации содержат до 2 тыс. наименований Ф. с. Их перебор и рассмотрение при проектиро­вании деятельности оператора получили название «задачи учета большого числа факторов» и являются трудно осуществи­мыми. Выделение из них лишь самых главных, основных вольно или невольно ведет к упрощению задачи, потери части информации, необходимой при исследо­вании деятельности оператора. Более эффективным, как показал В. Ф. Венда, является не перебор большо­го числа независимых внешних Ф. с., а выделение системообразующих внутрен­них психологических факторов, отража­ющих структуру деятельности, влияние на нее всей совокупности внешних усло­вий. Переход от исследования внешних, технических и средовых Ф, с. к психоло­гическим позволяет отбирать ограничен­ное число действительно релевантных факторов, тесно связанных с теми крите­риями, которые отражают эффектив­ность, надежность и эффективность дея­тельности. Психологические Ф. с. пред­ставляют собой системную свертку боль­шого числа внешних Ф. с. Выбираемое число психологических Ф. с. зависит от заданной тесноты их статистических связей с критериями сложности (эффективности, надежности и т. п.). Психологические Ф. с. (а их число обычно относительно невелико) отражает единую связанную систему — деятельность оператора (или группы) и этим также отличается от внешних Ф. с., которые не зависят друг от друга. Психологические Ф. с. имеют дво­якую роль при исследовании деятельнос­ти оператора: 1) их значения отражают уро­вень сложности деятельности; 2) опти­мальные значения психологических Ф. с. могут служить основой конструирования решения оператора, превращения ранее трудноразрешимой задачи в тривиальную.

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ (от лат. -действующий, производящий и греч. — разложение, расчленение) — метод многомерной математической ста­тистики, применяемый при исследовании статистически связанных признаков с целью выявления определенного числа скрытых от непосредственного наблюде­ния факторов. Созданный в начале века для нужд психологии (Ч. Спирмен), Ф. а. впоследствии получил большое распрос­транение в экономике, медицине, социо­логии и др. науках, располагающих большим количеством переменных, из которых обычно необходимо выделить ведущие. С помощью Ф. а. не просто устанавливается связь изменения одной переменной с изменениями другой пе­ременной, а определяется мера этой свя­зи и обнаруживаются основные факторы, лежащие в основе указанных изменений. Ф. а. особенно продуктивен на началь­ных этапах научных исследований, ког­да необходимо выделить какие-либо предварительные закономерности в ис­следуемой области. Это позволяет пос­ледующий эксперимент сделать более совершенным по сравнению с экспери­ментом на переменных, выбранных про­извольно или случайно. Как метод Ф. а. имеет определенные слабые стороны, в частности отсутствует однозначное мате­матическое решение проблемы факторных нагрузок, т. е. влияния отдельных фак­торов на изменение различных пере­менных.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.